Тип урока: урок сообщения новых знаний
Форма урока: урок-практикум
Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с правописанием частицы не с глаголами.
Задачи: предметные – способствовать усвоению формулировки правила, формированию орфографической зоркости, умений решать орфографические задачи и осуществлять орфографический самоконтроль; формированию умений решать графико-каллиграфические задачи, выработке интонационных навыков учащихся, уточнению и активизации словаря учащихся; воспитанию активного отношения к приобретаемым умениям на уроке;
Метапредметные – содействовать формированию универсальных учебных действий (УУД):
регулятивных – пользоваться знаками, символами, приведенными в учебной литературе; строить сообщения в устной форме;
познавательных – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
коммуникативных – формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания.
Личностные УУД – формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком.
Оборудование урока: учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык 2 класс», индивидуальные карточки для учащихся.
Ход урока
Этапы урока
Время
Содержание работы на уроке
Уровень работы по развитию речи
1. Организационный момент
2-3
1.Проверка готовности к уроку (Учащиеся проверяют наличие учебных принадлежностей, необходимых к уроку и их расположение).
2. Речевая разминка.
А) Встать ровно, расправить плечи, голову держать прямо улыбаться. По сигналу учителя дети делают глубокий вдох (учитель поднимает руку ладонью вверх). Задержка речевого дыхания - ладонь переворачивается книзу, выдох- рука опускается вниз.
Б) Работа над интонационной выразительностью речи (Слова произносятся в виде диалога между учителем и учащимися. Учитель произносит каждую строчку в вопросительной форме, а дети в утвердительной)
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Произносительный
- работа над техникой речи
- совершенствование интонационных умений
2. Проверка домашнего задания
3-5
- Прочитайте текст из упр. 138. Озаглавьте текст.
- Объясните написание слов с пропущенными буквами. Определите число у данных глаголов.
- Посмотрите еще раз на текст, особое внимание уделите знакам препинания в последнем предложении.
- Закройте учебники, будем писать текст под диктовку.
Уровень текста в развитии речи младших школьников
3. Определение и формулирование темы урока. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
5
1. Отгадайте загадку:
Кто меня признает, тот в беду попадет. (Светофор)
- Все ли правильно здесь написано?
- Что такое НЕ?
- Кто-нибудь догадался, какая тема сегодняшнего урока?
- Вы правы, тема сегодняшнего урока «Правописание частицы НЕ с глаголами».
2. Работа в группах.
- Откройте учебник на стр.78. Прочитайте стихотворение. Вспомним правила выразительного чтения.
Кто хочет прочитать стихотворение вслух выразительно? (Читает желающий или сильный ученик.)
- Кто готов ответить на вопрос в конце упражнения?
- Прочитайте и посмотрите, правильно ли мы определили тему сегодняшнего урока? Как тема обозначена в учебнике? Какова цель сегодняшнего урока?
- Ребята, вы можете определить задачи вашей деятельности в соответствии с содержанием учебника со стр. 78-79? (Научиться писать слова на это правило, отработать действия по алгоритму, упражняться в написании слов на изучаемое правило.)
- Ребята, как вы думаете, зачем мы изучаем эту тему? И как это может пригодиться в жизни? К чему приводит неправильная запись слова?
Произносительный
(совершенствование интонационных умений)
4. Минутка чистописания (каллиграфическая работа).
5
1. - Как вы думаете, ребята, зачем нужно писать красиво и быстро? (Красивое письмо – показатель культуры человека, его уважительного отношения к тому, кто будет читать его запись)
2. Решение графико-каллиграфических задач:
О-о а-я о-ф
- Как называется элемент, который является общим для всех данных букв? (Овал)
- Чем отличается одинаковый по форме элемент в каждой паре? (В первой и второй – размером, а в третьей – количеством)
- Какая пара букв будет лишней с точки зрения первого правила красивого письма? (Работа с правилами красивого письма (1 правило – все буквы должны быть одинаковой высоты(1 и 3)))
- Рассмотрите образец для работы в тетради и сформулируйте цель своей деятельности. (Будем учиться работать в пределах рабочей строки и развивать скоропись)
- Теперь запишите элемент, показанный на доске в своих тетрадях 6 раз.
- А сейчас вспомним правильное произношение слов: облако, ворота, нарочно. Теперь запишем эти слова в тетрадь, соблюдая правила красивого письма.
- А теперь оцените свою работу в соответствии с критериями: 2-3 ошибки – «5», 3-5 – «4», более 5 – «3»
Произносительный (работа над орфоэпией)
5. Словарно-орфографическая работа.
5
На доске предлагаются словарные слова: облако, ворота, рисунок, тетрадь. Учащимся предлагается составить предложения с данными словами.
Лексический (обогащение и активизация словаря учащися)
6. Физкультминутка
1
Под слова речовки «Хомка»
7. Актуализация опорных знаний.
3-5
(6 учеников выполняют тест «Глагол», а остальные работают с учителем).
- Определите ошибки в словах. Назовите орфограмму.
Говарил, напаили, выстерал, сламали, замаразки, галадал
- Какое слово лишнее? Почему?
- Что вы знаете о глаголе? (обозначает-…, вопросы-…, как изменяется - …, чем является в предложении - …)
- Назовите глаголы множественного числа? единственного числа?
- Составьте предложение с одним из слов.
- Запишем предложение на доске. Подчеркните главные члены предложения. Подпишите слова, которые выражены существительным или глаголом.
- Дайте характеристику предложению.
Грамматический (работа с предложением)
8. Работа над новым материалом:
а) усвоение грамматико-орфографического правила;
б) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые, коллективные упражнения), в изменённой ситуации (конструктивные, самостоятельные)
5
1. – Прочитайте правило на стр.78
- Какое это правило? (орфографическое)
- Что такое НЕ?
- Как частица НЕ пишется с глаголами?
2. А) Чтобы у вас сложилось более полное понимание данного орфографического правила, выполним упражнение 137. (Учитель читает выразительно стихотворение)
- Кто желает прочитать стихотворение?
- Почему стихотворение так называется?
- Какие слова в строках рифмуются? Какое звукосочетание вы слышите в конце рифмующихся строк?
- Спишите стихотворение. Подчеркните глаголы и частицу НЕ.
Произносительный (совершенствование интонационных умений)
9. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания, связанные с развитием речи и с изучаемым материалом)
8-10
- Прочитайте пословицы из упр. 136. Объясните их смысл.
- А теперь закройте учебники и напишите одну из пословиц по памяти. Теперь откройте учебники и проверьте себя. Поднимите руки, у кого пословица написана правильно. Все молодцы!
- Теперь подчеркните глаголы и частицы НЕ в пословицах.
- А теперь пофантазируем.
- На тему любой из пословиц придумайте свой рассказ с использованием глаголов и частицы НЕ и запишите его в тетрадь.
- Я уверена, что у вас получились хорошие рассказы. Кто желает озвучить?
- Кто еще раз нам скажет, как пишется частица НЕ с глаголами?
Грамматический (работа с предложением)
10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
1-2
- Домашнее задание у вас будет творческое. Постарайтесь дома сочинить стихотворение или несколько рифм с глаголами и частицами НЕ. Запишите это в тетрадь.
11. Рефлексия.
1-2
Фразы для рефлексии записаны на доске:
Сегодня я узнал (-а)…, потому что….
Я научился (-лась)…, потому что ….
Мне было интересно…, потому что….
Теперь бы я хотел ещё узнать о…, потому что….
11. Подведение итогов урока.
1-2
- Какую новую информацию получили, работая на уроке? С какими членами предложений мы сегодня работали? Чему научились? Что было самым трудным? Самым интересным?
- Назовите ключевые слова темы.
- Всем спасибо за урок.