kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание суффиксов- ИК, -ЕК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по программе " Начальная школа 21 века"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание суффиксов- ИК, -ЕК»


Орлова Лариса Владимировна, учитель начальных классов МОУ-СОШ № 1 г. Аткарска

Предмет: русский язык

Класс: 2 класс

Автор учебника: С. В. Иванов

Тема урока: «Правописание суффиксов -ик-, -ек».

Дидактическая цель : создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных

-ик-, -ек-.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Задачи по содержанию:

-содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

- формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия; формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;

 -развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками  и учителем, умения выражать свои мысли;

- способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

Методы обучения: проблемно-поисковый; практический; словесный

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.

Средства обучения: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2012 "Русский язык" С. В. Иванов, для 2 кл. ч.1, рабочая тетрадь "Пишем грамотно" №1, карточки для групповой работы, презентация к уроку.



Ход урока.




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Самоопределение к деятельности.



Здравствуйте, ребята. Вы готовы к деятельности по открытию нового знания? На столах лежат пенал, учебник и тетрадь.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять.
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать.
Чтоб за работу получать,
Только лишь отметку «пять»!
Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

Психологический настрой.


Выполнили самооценку готовности по критериям:
• правильность выбора учебных принадлежностей,
• правильность и аккуратность расположения предметов на парте,
• самостоятельность подготовки,
настрой на урок.


Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.(Л)

Самостоятельно организовывать свое рабочее место (Р)

2.

Актуализация знаний и фиксация ее затруднений.






























Ребята, посмотрите ,пожалуйста на доску.

Минутка чистописания.

« Третий лишний». В каждом ряду найдите лишнюю букву, докажите почему она лишняя и запишите в тетрадь.

  1. м л с

  2. а и ы

  3. к ж ш

  4. з ф б

  5. я ё у

Ребята, допишите ещё одну букву с и ф. Переставьте буквы так, чтобы получилось слово.

А что вы знаете о суффиксах?
Может кто- то хочет еще добавить к нашим ответам?
Спасибо за ваши ответы.


















Ребята определяют, какая буква лишняя в каждом ряду.







Записывают в тетрадь буквы.


С и к ф у с ф

Переставляют буквы и получают слово СУФФИКС

КЛАСТЕР (корзина идей):

часть слова
служит для образования -
новых слов
стоит за корнем
имеет значение… обозначается /\
Чтобы найти суффикс, надо
сначала отметить в слове
окончание и корень.
Часть слова между окончанием
и корнем и будет суффикс.



Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (К)


Осознавать способ действия, оценивать ответ (Р)


Осуществлять целенаправленные наблюдения, анализ, сравнение, обобщение, аргументировать свою точку зрения, делать выводы (П)



















3. Постановка учебной задачи







-Распределите данные слова на две группы. Подумайте, по какому признаку это можно сделать?

Слайд 2

Картофель, капуста , орешек, морковь , огурчик, помидор.

Как вы думаете, есть ли орфограмма в словах второго столбика? Докажите.

-Какую учебную задачу мы поставим перед собой на уроке? (познакомиться с новой орфограммой)

Слайд 4

Вопросы:

Как называется орфограмма?

Можно ли её проверить?

Как можно проверить эту орфограмму?

-Давайте попробуем ответить на все вопросы по порядку.

-Как называется эта орфограмма?

-Чтобы ответить на этот вопрос, выделите в словах корень, окончание и суффикс. В каком месте находится орфограмма? (в суффиксе), Попробуйте назвать эту орфограмму.

Какую поставим цель на нашем уроке?(научиться писать суффиксы ек и ик)


Распределяют слова по группам (по виду орфограмм).


  1. Картофель, капуста, морковь, помидор

  2. Орешек, огурчик


Называют критерий классификации.

Сталкиваются с затруднением

(не могут назвать орфограмму в словах второго столбика).


Ставят учебные задачи.



Называют орфограмму.



Выяснять место и причину затруднения. Выдвигать версии. Самостоятельно формулировать проблему урока.( Р)

Представлять информацию в виде схемы. Излагать свое мнение, аргументируя его. Участвовать в диалоге. Понимать и принимать позицию другого.

( К)

4. Построение проекта выхода из затруднений.


Слайд 5 и 6.

-Я предлагаю вам заглянуть сейчас в сказку «В стране невыученных уроков», где главный герой Витя Перестукин попал в затруднительную ситуацию. Какое проблема встала перед Витей? (он не знает, как записать слова)

-Можем ли мы ему помочь?

-Запишите эти слова. (Мы не знаем, как их записать)

-Давайте всё-таки поможем Вите решить его проблему. Для этого я предлагаю вам провести наблюдение за словами с данными суффиксами.

- У вас на партах лежат конверты со словами. Достаньте их.

- Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются.


- На какие две группы можно разделить слова?

- Разделите слова в два столбика.

- В каждой паре слов выделите суффикс.


- Внимательно посмотрите на каждую пару слов. На какие еще группы можно

их разделить?(слова с гласной в суффиксе и слова с гласной в

суффиксе).

Расположите слова в 2 группы.

Назовите слова 1 группы. Назовите слова 2группы.

Слайд 7

Кузнечик кузнечики внучек внучки

Птенчик птенчики Горошек горошки

- Что вы заметили? Что происходит с гласной суффикса? (при изменении

формы слова гласная суффикса или остается в нем или исчезает).

- Действительно, посмотрите на группу слов с гласной .

Гласная –иесть в суффиксе слова ед. числа, сохранилась она и в суффиксе слов во мн. числе.

А в словах 2 группы что происходит? (гласная есть в словах

ед.числа, но исчезла в словах мн. числа).

- Ребята кто попробует сформулировать правило о суффиксах -ек, -ик?

Слайд8.

Суффикс –ИК- сохраняет

гласную при изменении формы слова:

кирпичИК – кирпичИКи

В суффиксе –ЕК- при изменении формы слова гласная «убегает»:

замочЕК - замочКи

- Давайте проверим, правы ли мы с вами. Откройте учебники на с. 123.

- Прочитаем правило. . Совпадают ли они?

- Чтобы еще раз закрепить правило и запомнить его, давайте составим алгоритм.

Составим алгоритм:

1. Измени форму слова

2. Определи «убегает» ли гласный.



ДА НЕТ




пиши – ек пиши – ик

Слайд 9 и 10

-Давайте посмотрим, смог ли Витя Перестукин справиться со свой проблемой?

Физминутка


Наблюдают за словами

( изменяют форму слова – выделяют суффиксы).










Обсуждают свои наблюдения.





Имя существительное




























Делают вывод, сравнивают собственный вывод с правилом в учебнике.














Записывают слова: ключика – ключик, замочка – замочек.



Предметные, коммуникативные, познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные

Умение сотрудничать со сверстниками.


Умение наблюдать, анализировать, сравнивать и делать выводы.

Умение составлять алгоритмы

5.Первичное закрепление  с проговариванием во внешней речи.




Работа в парах.

Возьмите карточку. Действуя по алгоритму, проверьте слова. Если в них допущена ошибка, исправьте их.

Карточка: Салатек , человечик ,кустек ,фонарек, дождик ,венек.




Учатся работать по алгоритму.






Решают типовое задание на новый способ действия с проговариванием алгоритма во внешней речи.


Работать по алгоритму. (Р)

Работать в паре, слушать и слышать другого. (К)



6.Самостоятельная работа с самопроверкой.









Работа в рабочей тетради « Пишем грамотно »

стр 69-70 упр 1






Самостоятельно выполняют задание.

Сравнивают выполненное задание с эталоном.

Оценивают свою работу.


Оценить свои возможности, сделать выбор уровня задания. (Л)


Классифицировать слова по заданному признаку. (П)


Осуществлять контроль, коррекцию и оценку своих действий. (Р)





7.Включение в систему знаний и повторение.






























8.Рефлексия



Работа в группах

Карточка № 1

1 уровень

Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется

суффикс –ик– ,

а когда суффикс – ек–.

Есть арбузик – нет арбузика

Есть бантик – нет бантика

Есть барашек – нет барашка

Есть горошек – нет горошка.


Карточка № 2

2 уровень

Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется

суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

билетик (нет) кармашка

садик (нет) пенёчка

кармашек (нет) садика

пенёчек (нет) билетика

Карточка № 3

3 уровень

Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

Сделай вывод, когда в слове пишется

суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

ключик –

кораблик –

замочек –

сыночек–


-Какую учебную задачу мы поставили перед собой на уроке?

-Смогли мы её достичь?

- У вас на партах лежат маленькие замочки и ключики. Если сегодня на уроке вы открыли для себя новое знание по русскому языку, возьмите ключик и поднимите его вверх. Если вы считаете, что не до конца разобрались с правилом, что остались вопросы по этой орфограмме, возьмите замочек.


- Дополните предложения:

Сегодня на уроке я познакомился (познакомилась) с … .

Я научился (научилась) … .

На следующем уроке я хотел(а) бы …

Домашнее задание

Откройте дневники, запишите домашнее задание

стр. 124 упр. 3

Спасибо за урок.

Ученики каждой группы делают выводы.































Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Осуществляют самооценку.

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция;

познавательные:

общеучебные-умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

коммуникативные:

управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка действий партнёра




Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

личностные:

смыслообразование.





Оценивают степень успешности достижения цели урока. (Р)


Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. (К)


Осуществлять самооценку на основе критерия успешности. (Л)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Правописание суффиксов- ИК, -ЕК

Автор: Орлова Лариса Владимировна

Дата: 24.04.2017

Номер свидетельства: 411375

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Упражнение в правописании суффиксов и   приставок."
    ["seo_title"] => string(45) "uprazhnieniievpravopisaniisuffiksovipristavok"
    ["file_id"] => string(6) "277990"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453028356"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Краткосрочное планирование по русскому языку Тема: "Правописание суффиксов -ек-, -ик-""
    ["seo_title"] => string(76) "kratkosrochnoieplanirovaniieporusskomuiazykutiemapravopisaniiesuffiksoviekik"
    ["file_id"] => string(6) "286571"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454351199"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Правописание суффиксов имен существительных "
    ["seo_title"] => string(51) "pravopisaniie-suffiksov-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "155473"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421275977"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока по теме "Правописание суффиксов -ек, -ик""
    ["seo_title"] => string(51) "konspekt_uroka_po_teme_pravopisanie_suffiksov_ek_ik"
    ["file_id"] => string(6) "518779"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1567158478"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Правописание суффикса -ск- в именах прилагательных "
    ["seo_title"] => string(54) "pravopisaniie-suffiksa-sk-v-imienakh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "109935"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405258403"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства