-ик-, -ек-.
- формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия; формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;
-развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;
- способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1.Самоопределение к деятельности. | Здравствуйте, ребята. Вы готовы к деятельности по открытию нового знания? На столах лежат пенал, учебник и тетрадь. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь все понять. Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать. Чтоб за работу получать, Только лишь отметку «пять»! Откройте тетради. Запишите число, классная работа. | Психологический настрой. Выполнили самооценку готовности по критериям: • правильность выбора учебных принадлежностей, • правильность и аккуратность расположения предметов на парте, • самостоятельность подготовки, настрой на урок. | Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.(Л) Самостоятельно организовывать свое рабочее место (Р) |
2. Актуализация знаний и фиксация ее затруднений. | Ребята, посмотрите ,пожалуйста на доску. Минутка чистописания. « Третий лишний». В каждом ряду найдите лишнюю букву, докажите почему она лишняя и запишите в тетрадь. м л с а и ы к ж ш з ф б я ё у Ребята, допишите ещё одну букву с и ф. Переставьте буквы так, чтобы получилось слово. А что вы знаете о суффиксах? Может кто- то хочет еще добавить к нашим ответам? Спасибо за ваши ответы. | Ребята определяют, какая буква лишняя в каждом ряду. Записывают в тетрадь буквы. С и к ф у с ф Переставляют буквы и получают слово СУФФИКС КЛАСТЕР (корзина идей): часть слова служит для образования - новых слов стоит за корнем имеет значение… обозначается /\ Чтобы найти суффикс, надо сначала отметить в слове окончание и корень. Часть слова между окончанием и корнем и будет суффикс. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (К) Осознавать способ действия, оценивать ответ (Р) Осуществлять целенаправленные наблюдения, анализ, сравнение, обобщение, аргументировать свою точку зрения, делать выводы (П) |
3. Постановка учебной задачи
| -Распределите данные слова на две группы. Подумайте, по какому признаку это можно сделать? Слайд 2 Картофель, капуста , орешек, морковь , огурчик, помидор. Как вы думаете, есть ли орфограмма в словах второго столбика? Докажите. -Какую учебную задачу мы поставим перед собой на уроке? (познакомиться с новой орфограммой) Слайд 4 Вопросы: Как называется орфограмма? Можно ли её проверить? Как можно проверить эту орфограмму? -Давайте попробуем ответить на все вопросы по порядку. -Как называется эта орфограмма? -Чтобы ответить на этот вопрос, выделите в словах корень, окончание и суффикс. В каком месте находится орфограмма? (в суффиксе), Попробуйте назвать эту орфограмму. Какую поставим цель на нашем уроке?(научиться писать суффиксы ек и ик)
| Распределяют слова по группам (по виду орфограмм). Картофель, капуста, морковь, помидор Орешек, огурчик Называют критерий классификации. Сталкиваются с затруднением (не могут назвать орфограмму в словах второго столбика). Ставят учебные задачи. Называют орфограмму. | Выяснять место и причину затруднения. Выдвигать версии. Самостоятельно формулировать проблему урока.( Р) Представлять информацию в виде схемы. Излагать свое мнение, аргументируя его. Участвовать в диалоге. Понимать и принимать позицию другого. ( К) |
4. Построение проекта выхода из затруднений. | Слайд 5 и 6. -Я предлагаю вам заглянуть сейчас в сказку «В стране невыученных уроков», где главный герой Витя Перестукин попал в затруднительную ситуацию. Какое проблема встала перед Витей? (он не знает, как записать слова) -Можем ли мы ему помочь? -Запишите эти слова. (Мы не знаем, как их записать) -Давайте всё-таки поможем Вите решить его проблему. Для этого я предлагаю вам провести наблюдение за словами с данными суффиксами. - У вас на партах лежат конверты со словами. Достаньте их. - Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются. - На какие две группы можно разделить слова? - Разделите слова в два столбика. - В каждой паре слов выделите суффикс. - Внимательно посмотрите на каждую пару слов. На какие еще группы можно их разделить?(слова с гласной -и в суффиксе и слова с гласной -е в суффиксе). Расположите слова в 2 группы. Назовите слова 1 группы. Назовите слова 2группы. Слайд 7 Кузнечик кузнечики внучек внучки Птенчик птенчики Горошек горошки - Что вы заметили? Что происходит с гласной суффикса? (при изменении формы слова гласная суффикса или остается в нем или исчезает). - Действительно, посмотрите на группу слов с гласной -и. Гласная –иесть в суффиксе слова ед. числа, сохранилась она и в суффиксе слов во мн. числе. А в словах 2 группы что происходит? (гласная -еесть в словах ед.числа, но исчезла в словах мн. числа). - Ребята кто попробует сформулировать правило о суффиксах -ек, -ик? Слайд8. Суффикс –ИК- сохраняет гласную при изменении формы слова: кирпичИК – кирпичИКи В суффиксе –ЕК- при изменении формы слова гласная «убегает»: замочЕК - замочКи - Давайте проверим, правы ли мы с вами. Откройте учебники на с. 123. - Прочитаем правило. . Совпадают ли они? - Чтобы еще раз закрепить правило и запомнить его, давайте составим алгоритм. Составим алгоритм: 1. Измени форму слова 2. Определи «убегает» ли гласный. ДА НЕТ пиши – ек пиши – ик Слайд 9 и 10 -Давайте посмотрим, смог ли Витя Перестукин справиться со свой проблемой? Физминутка | Наблюдают за словами ( изменяют форму слова – выделяют суффиксы). Обсуждают свои наблюдения. Имя существительное Делают вывод, сравнивают собственный вывод с правилом в учебнике. Записывают слова: ключика – ключик, замочка – замочек. | Предметные, коммуникативные, познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные Умение сотрудничать со сверстниками. Умение наблюдать, анализировать, сравнивать и делать выводы. Умение составлять алгоритмы |
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Работа в парах. Возьмите карточку. Действуя по алгоритму, проверьте слова. Если в них допущена ошибка, исправьте их. Карточка: Салатек , человечик ,кустек ,фонарек, дождик ,венек. | Учатся работать по алгоритму. | Решают типовое задание на новый способ действия с проговариванием алгоритма во внешней речи. Работать по алгоритму. (Р) Работать в паре, слушать и слышать другого. (К) |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой. | Работа в рабочей тетради « Пишем грамотно » стр 69-70 упр 1 | Самостоятельно выполняют задание. Сравнивают выполненное задание с эталоном. Оценивают свою работу. | Оценить свои возможности, сделать выбор уровня задания. (Л) Классифицировать слова по заданному признаку. (П) Осуществлять контроль, коррекцию и оценку своих действий. (Р) |
7.Включение в систему знаний и повторение. 8.Рефлексия | Работа в группах Карточка № 1 1 уровень Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–. Есть арбузик – нет арбузика Есть бантик – нет бантика Есть барашек – нет барашка Есть горошек – нет горошка. Карточка № 2 2 уровень Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–. билетик (нет) кармашка садик (нет) пенёчка кармашек (нет) садика пенёчек (нет) билетика Карточка № 3 3 уровень Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–. ключик – кораблик – замочек – сыночек– -Какую учебную задачу мы поставили перед собой на уроке? -Смогли мы её достичь? - У вас на партах лежат маленькие замочки и ключики. Если сегодня на уроке вы открыли для себя новое знание по русскому языку, возьмите ключик и поднимите его вверх. Если вы считаете, что не до конца разобрались с правилом, что остались вопросы по этой орфограмме, возьмите замочек. - Дополните предложения: Сегодня на уроке я познакомился (познакомилась) с … . Я научился (научилась) … . На следующем уроке я хотел(а) бы … Домашнее задание Откройте дневники, запишите домашнее задание стр. 124 упр. 3 Спасибо за урок. | Ученики каждой группы делают выводы. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Осуществляют самооценку. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные-умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка действий партнёра Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; личностные: смыслообразование. Оценивают степень успешности достижения цели урока. (Р) Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. (К) Осуществлять самооценку на основе критерия успешности. (Л) |