Тема урока. Упражнение в правописании суффиксов и
приставок.
Цель урока:- формировать у обучающихся умение писать суффиксы
-ек-, -ик-,-ок и приставки 1 группы;
- способствовать развитию орфографической зоркости,
логики;
- воспитывать аккуратность в работе, чувство товари-
щества и взаимопомощи.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: - учебник по русскому языку 3 класс 1 часть; составители В. П. Канакина,В. Г. Горецкий;
- индивидуальные карточки;
- презентация к уроку.
Ход урока
- Организационный момент
СЛАЙД № 2
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
СЛАЙД № 3
- И начать наш урок я хочу со слов писателя К.Паустовского « Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.»
- и в этом мы с вами убеждаемся на каждом уроке.
II. Актуализация опорных знаний.
СЛАЙД № 4-5
1.Каллиграфическая минутка.
ик ек ок ёнок ищ
о об обо от ото до по под подо вы с
2.Работа по инд.карточкам.(Приложение № 1 )
СЛАЙД № 6
- Сообщение темы и целей урока.
СЛАЙД № 7
- Сегодня мы продолжим работу по теме «Состав слова».
- Послушайте стихотворение.
Слово делится на части.
Ах, какое это счастье.
Может каждый грамотей
делать слово из частей.
Та слова часть, что изменяется,
Окончаньем называется.
Остальную же часть слова
Именуем мы основой.
Корень слова - главная значимая часть.
Родственные связи дарят корню власть.
Выясни умело линию родства -
Однокоренные подбери слова.
- Скажите о каких частях слова мы не услышали в стихотворении ?
- О суффиксе и приставке.
- Мы сегодня поговорим подробнее о суффиксах и приставках. Будем образовывать новые слова, упражняться в правильном написании суффиксов и приставок. Все это необходимо нам, чтобы наша речь была красивой и многообразной, а письмо-правильным.
IV. Обобщение и систематизация полученных знаний.
СЛАЙД № 8-11
1. Тематический контроль.Тест.
- Выберите верное утверждение: Слайд 3
1.Суффикс это:
а) маленькое слово;
б) часть слова;
в) член предложения;
2.Суффикс служит:
а) для связи слов в предложении;
б) для украшения слова;
в) для образования новых слов;
3.Суффикс находится:
а) перед корнем;
б) после окончания;
в) между корнем и окончанием;
4.Что такое приставка?
а) Половина слова;
б) Часть слова перед корнем;
в) Часть слова после корня;
СЛАЙД № 12 (ПРОВЕРКА)
2. Упражнения в написании слов с суффиксами.
За Корнем Суффикс
Обогрел местечко.
Не словом угодил,
А лишь словечком.
Река большая превратится в речку,
Лес - в лесника,
А печь - всего лишь в печку.
СЛАЙД № 13-15
– К нам в гости из города суффиксов пришли два брата
близнеца суффиксы -ик, -ек. И просят нас с их помощью образовать новые слова от слов цветок и торт, обознача-
ющие маленькие предметы.
Цветок – цветочек,
торт- тортик.
- Как вы думаете, а почему суффиксы -ик, -ек назвали братья-близнецы?
- На эти суффиксы почти никогда не падает ударение, и спутать их довольно просто. Какое правило мы знаем о правописании суффиксов -ик, -ек-
СЛАЙД № 16 (АЛГОРИТМ ПРАВОПИСАНИЯ – ОК, - ЕК
ПРАВИЛО:
Выделяем корень слова. Если слышим после корня ик, сразу не пишем, ведь суффиксы -ик, -ек звучат одинаково.
Изменяем форму слова, подставляя к нему слова нет, много, проверяем, остался гласный звук или исчез.
Если гласный остался, пишем суффикс -ик;
Если гласный звук исчез, пишем суффикс -ек.
СЛАЙД № 17
А) Физминутка.
СЛАЙД № 18
Б) Фотодиктант.
- Чтоб ошибок избежать будем зоркость развивать.
И проверить сможешь сам свое внимание к словам.
- Слова надо записать в два столбика.
В первый столбик будете записывать слова с суффиксом ик, а во второй с суффиксом ек :
Сад…к, букет…к, платоч…к, куст…к, мешоч…к, молоточ…к, мост…к, ореш…к, ключ…к, хвост…к, носоч…к, грибоч…к
ик
ек
СЛАЙД № 19 (ПРОВЕРКА)
Г) Проблемная ситуация.
- Давайте понаблюдаем за суффиксом – ок – адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок
- В чем особенности этого суффикса?(ударение падает на суффикс)
СЛАЙД № 20
ПРАВИЛО:
После шипящих (ж ш ч щ ) под ударением в суффиксе ок пишется буква о
5. Задание “Пишем грамотно” (Добавь суффиксы -ек-, -ок-)
СЛАЙД № 21
Человеч_____
щелч________
горош_______
прыж_______
ящич_____
кореш_____
пирож_____
старич_____
сапож______
вечероч_____
ножич_______
быч_________
СЛАЙД № 2 2(ПРОВЕРКА)
7. Упражнения в написании слов с приставками 1 группы
(о-, об-(обо-), от-(ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, на-, за-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере- )
У корня в недругах, представь-ка,
Есть дама гордая - приставка,
А злит она его одним:
Что перед ним она стоит.
Школьник, при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка - впереди.
– Зависит ли правописание приставок от их произношения? (Правописание приставок не зависит от их произношения.)
На экране таблица «Правописание приставок».
- Вспомним правило написания приставок 1 группы.
СЛАЙД № 23 (АЛГОРИТМ написания приставок 1 группы.)
СЛАЙД № 24
ПРАВИЛО:
– Приставки о-, об-(обо-), от-(ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, на-, за-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере- всегда пишутся одинаково независимо от произношения.
– Сделайте вывод в порядке нашего рассуждения. В этой работе вам поможет план:
1) Как найти приставку в слове?. (Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.)
2) Можно ли на письме отделять приставку от корня? (Приставки не отделяются на письме от корня.)
3) Как пишутся приставки в словах? (Приставка является частью слова.)
8. Самостоятельный выбор задания по степени сложности.
СЛАЙД № 25
• «Легкое»- вставьте гласную, выделите суффикс.
Нос.к, щеноч.к, чулоч.к, рот.к, кружоч.к, носоч.к, кусоч.к.
• «Средней сложности» – образуйте однокоренные слова используя суффиксы – ик-, -ек-.
• Орех, шарф, горох, комар, кусок, корабль, парашют.
• «Сложное»-выпишите из предложений слова, орфограмма которых соответствует теме урока.
• Понесла Красная Шапо.ка бабушке пир.жок и горшоч.к масла. Тр.пинка спускалась в овраж.к. Выр.с на гря.ке ду-шистый горош.к. На голубой к.локольч.к прыгнул зелёный кузнеч.к. На цветах сидели бабоч.ки.
9. Работа по учебнику с. 129, № 251.
СЛАЙД № 26
V. Итог урока.
СЛАЙД № 27
- С какими приставками работали на уроке?
- Расскажи о правилах их правописания.
- Для чего служит суффикс?
VI. Домашнее задание
СЛАЙД № 28
С.129,№250 , повт. правила № 25, 26.
Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА»
Тема урока. Упражнение в правописании суффиксов и
приставок.
Цель урока:- формировать у обучающихся умение писать суффиксы
-ек-, -ик-,-ок и приставки 1 группы;
- способствовать развитию орфографической зоркости,
логики;
- воспитывать аккуратность в работе, чувство товари-
щества и взаимопомощи.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: - учебник по русскому языку 3 класс 1 часть; составители В. П. Канакина ,В. Г. Горецкий;
- индивидуальные карточки;
- презентация к уроку .
Ход урока
Организационный момент
СЛАЙД № 2
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
СЛАЙД № 3
- И начать наш урок я хочу со слов писателя К.Паустовского « Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.»
- и в этом мы с вами убеждаемся на каждом уроке.
II. Актуализация опорных знаний.
СЛАЙД № 4-5
1.Каллиграфическая минутка.
ик ек ок ёнок ищ
о об обо от ото до по под подо вы с
2.Работа по инд.карточкам.(Приложение № 1 )
СЛАЙД № 6
Сообщение темы и целей урока.
СЛАЙД № 7
- Сегодня мы продолжим работу по теме «Состав слова».
- Послушайте стихотворение .
Слово делится на части.
Ах, какое это счастье.
Может каждый грамотей
делать слово из частей.
Та слова часть, что изменяется,
Окончаньем называется.
Остальную же часть слова
Именуем мы основой.
Корень слова - главная значимая часть.
Родственные связи дарят корню власть.
Выясни умело линию родства -
Однокоренные подбери слова.
- Скажите о каких частях слова мы не услышали в стихотворении ?
- О суффиксе и приставке.
- Мы сегодня поговорим подробнее о суффиксах и приставках. Будем образовывать новые слова, упражняться в правильном написании суффиксов и приставок. Все это необходимо нам, чтобы наша речь была красивой и многообразной, а письмо-правильным.
IV. Обобщение и систематизация полученных знаний.
СЛАЙД № 8-11
1. Тематический контроль .Тест.
- Выберите верное утверждение: Слайд 3
1.Суффикс это:
а) маленькое слово;
б) часть слова;
в) член предложения;
2.Суффикс служит:
а) для связи слов в предложении;
б) для украшения слова;
в) для образования новых слов;
3.Суффикс находится:
а) перед корнем;
б) после окончания;
в) между корнем и окончанием;
4.Что такое приставка?
а) Половина слова;
б) Часть слова перед корнем;
в) Часть слова после корня;
СЛАЙД № 12 (ПРОВЕРКА)
2. Упражнения в написании слов с суффиксами.
За Корнем Суффикс
Обогрел местечко.
Не словом угодил,
А лишь словечком.
Река большая превратится в речку,
Лес - в лесника,
А печь - всего лишь в печку.
СЛАЙД № 13-15
– К нам в гости из города суффиксов пришли два брата
близнеца суффиксы -ик, -ек. И просят нас с их помощью образовать новые слова от слов цветок и торт, обознача-
ющие маленькие предметы.
Цветок – цветочек,
торт- тортик.
- Как вы думаете, а почему суффиксы -ик, -ек назвали братья-близнецы?
- На эти суффиксы почти никогда не падает ударение, и спутать их довольно просто. Какое правило мы знаем о правописании суффиксов -ик, -ек-
СЛАЙД № 16 (АЛГОРИТМ ПРАВОПИСАНИЯ – ОК, - ЕК
ПРАВИЛО:
Выделяем корень слова. Если слышим после корня ик, сразу не пишем, ведь суффиксы -ик, -ек звучат одинаково.
Изменяем форму слова, подставляя к нему слова нет, много, проверяем, остался гласный звук или исчез. Если гласный остался, пишем суффикс -ик; Если гласный звук исчез, пишем суффикс -ек. |
СЛАЙД № 17
А) Физминутка.
СЛАЙД № 18
Б) Фотодиктант.
- Чтоб ошибок избежать будем зоркость развивать.
И проверить сможешь сам свое внимание к словам.
- Слова надо записать в два столбика.
В первый столбик будете записывать слова с суффиксом ик , а во второй с суффиксом ек :
Сад…к, букет…к, платоч…к, куст…к, мешоч…к, молоточ…к, мост…к, ореш…к, ключ…к , хвост…к, носоч…к, грибоч…к.
СЛАЙД № 19 (ПРОВЕРКА)
Г) Проблемная ситуация.
- Давайте понаблюдаем за суффиксом – ок – адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок
- В чем особенности этого суффикса?(ударение падает на суффикс)
СЛАЙД № 20
ПРАВИЛО:
После шипящих (ж ш ч щ ) под ударением в суффиксе ок пишется буква о |
5. Задание “Пишем грамотно” (Добавь суффиксы -ек-, -ок-)
СЛАЙД № 21
Человеч_____ щелч________ горош_______ прыж_______ | ящич_____ кореш_____ пирож_____ старич_____ | сапож______ вечероч_____ ножич_______ быч_________ |
СЛАЙД № 2 2(ПРОВЕРКА)
7. Упражнения в написании слов с приставками 1 группы
(о-, об-(обо-), от-(ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, на-, за-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере- )
У корня в недругах, представь-ка,
Есть дама гордая - приставка,
А злит она его одним:
Что перед ним она стоит.
Школьник, при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка - впереди.
– Зависит ли правописание приставок от их произношения? (Правописание приставок не зависит от их произношения.)
На экране таблица «Правописание приставок».
- Вспомним правило написания приставок 1 группы.
СЛАЙД № 23 (АЛГОРИТМ написания приставок 1 группы.)
СЛАЙД № 24
ПРАВИЛО:
– Приставки о-, об-(обо-), от-(ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, на-, за-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере- всегда пишутся одинаково независимо от произношения. |
– Сделайте вывод в порядке нашего рассуждения. В этой работе вам поможет план:
1) Как найти приставку в слове? . (Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.)
2) Можно ли на письме отделять приставку от корня? (Приставки не отделяются на письме от корня.)
3) Как пишутся приставки в словах? (Приставка является частью слова.)
8. Самостоятельный выбор задания по степени сложности.
СЛАЙД № 25
«Легкое»- вставьте гласную, выделите суффикс.
Нос.к, щеноч.к, чулоч.к, рот.к, кружоч.к, носоч.к, кусоч.к.
«Средней сложности» – образуйте однокоренные слова используя суффиксы – ик-, -ек-.
Орех, шарф, горох, комар, кусок, корабль, парашют.
«Сложное»-выпишите из предложений слова, орфограмма которых соответствует теме урока.
Понесла Красная Шапо.ка бабушке пир.жок и горшоч.к масла. Тр.пинка спускалась в овраж.к. Выр.с на гря.ке ду-шистый горош.к. На голубой к.локольч.к прыгнул зелёный кузнеч.к. На цветах сидели бабоч.ки.
9. Работа по учебнику с. 129, № 251.
СЛАЙД № 26
V. Итог урока.
СЛАЙД № 27
- С какими приставками работали на уроке?
- Расскажи о правилах их правописания.
- Для чего служит суффикс?
VI. Домашнее задание
СЛАЙД № 28
С.129,№250 , повт. правила № 25, 26.
Просмотр содержимого презентации
«ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ»
Урок русского языка.
Я узнаю…
Я пойму…
Я смогу…
Выполнила учитель начальных классов
Ляшенко С.Г.
Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.
«Нам дан во владение самый богатый , меткий , могучий
и поистине волшебный русский
язык…»
К . Паустовский
Семнадцатое декабря
Классная работа
Семнадцатое декабря
Классная работа
РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ
ТЕСТ. ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
1.Суффикс это:
А) маленькое слово;
Б) часть слова;
В) член предложения.
2. Суффикс служит:
А) для связи слов в предложении;
Б) для украшения слова;
В) для образования новых слов.
3.Суффикс находится:
А) перед корнем;
Б) после окончания;
В) между корнем и окончанием.
4.Что такое приставка:
А) половина слова;
Б) часть слова перед корнем;
В) часть слова после корня.
ПРОВЕРКА
1. б)
2. в)
3. в)
4. б)
СУФФИКСЫ - И К , - Е К
ЦВЕТОК –
ТОРТ -
СУФФИКСЫ - И К , - Е К
ЦВЕТОК – ЦВЕТОЧ . _ К
ТОРТ – ТОРТ _ . К
СУФФИКСЫ - И К , - Е К
ЦВЕТОК – ЦВЕТОЧ Е К
ТОРТ – ТОРТ И К
Алгоритм:
- Изменить форму слова.
- Посмотреть выпадает гласная или нет.
- Если гласная не выпадает суффикс - ИК , если выпадает –ЕК( Е- беглая )
Физ минутк а
Вставь пропущенные буквы. Распредели слова по двум столбикам:
Сад…к, букет…к, платоч…к, куст…к, мешоч…к, молоточ…к, мост…к, ореш…к, ключ…к , хвост…к, носоч…к, грибоч…к.
Сад и к
Платоч е к
букетик
мешочек
мостик
молоточек
хвостик
орешек
кустик
носочек
ключик
грибочек
ЗАДАНИЕ «ПИШЕМ ГРАМОТНО»
- Добавь суффиксы -ек , -ок:
Человеч.. ,щелч.. ,горош.. ,ящич.. ,
старич.. ,кореш.. , пирож.. , вечероч.. ,
быч.. .
ПРОВЕРЬТЕ!
Человеч е к ,щелч о к ,горош е к ,ящич е к ,
старич о к ,кореш о к , пирож о к , вечероч е к ,
быч о к .
АЛГОРИТМ
с.129, № 251
- «Легкое »- вставьте гласную, выделите суффикс. Нос.к, щеноч.к, чулоч.к, рот.к, кружоч.к, носоч.к, кусоч.к.
- «Средней сложности» – образуйте однокоренные слова используя суффиксы – ик-, -ек-.
- Орех, шарф, горох, комар, кусок, корабль, парашют.
- «Сложное»- выпишите из предложений слова, орфограмма которых соответствует теме урока.
- Понесла Красная Шапо.ка бабушке пир.жок и горшоч.к масла. Тр.пинка спускалась в овраж.к. Выр.с на гря.ке ду-шистый горош.к. На голубой к.локольч.к прыгнул зелёный кузнеч.к. На цветах сидели бабоч.ки .
ИТОГ УРОКА
- С какими приставками работали на уроке?
- Расскажи о правилах их правописания.
- Для чего служит суффикс?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ С.129, № 250
Спасибо за урок!