Суффиксы имен существительных –ек-, -ик-
Тема урока: «Правописание гласных в суффиксах существительных
-ЕК- и -ИК- ».
Оборудование:
- мультимедийный проектор, компьютер,
- учебник русского языка для 6 класса под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Москва "Просвещение", 2008
Цель урока: познакомить с особенностями образования существительных с помощью суффиксов -ЕК- и -ИК- и алгоритмом действия при выборе правильного написания данных суффиксов;
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Задачи:
Образовательная:
- познакомить с особенностями образования существительных с помощью суффиксов -ЕК- и -ИК- и способами действия при выборе данных суффиксов;
- формировать умения владеть способом действия при выборе суффиксов -ЕК- и -ИК-;
- формировать умение видеть орфограмму «Гласные в суффиксах -ек, -ик»;
- повторить словообразовательный разбор, орфограмму «Правописание суффиксов -чик(-щик)»;
- закрепить правописание суффиксов существительных .
Воспитательная:
- воспитывать культуру речи;
- поддерживать интерес к урокам русского языка.
Развивающая:
- развивать логическое мышление учащихся, учить делать выводы, классифицировать языковые явления, развивать орфографическую зоркость;
- развивать речь учащихся.
- Открываем тетради, отступаем две строчки от домашней работы, пишем сегодняшнее число, а на следующей строке «классная работа».
Записать номер утверждения, если вы с ним согласны
1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета
2. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?
3. Имена существительные изменяются по родам
4. Все имена существительные изменяются по падежам и числам
5. К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь
6. Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, а склоняемые - 6 форм.
7. Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.
8. Не с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.
9. Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно.
10.Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж
Правильные ответы: 2, 5, 7, 9, 10
- Попробуйте сформулировать тему урока. (На доске запись: кузнечик человечек)
Используйте опорные слова: 1)Познакомиться с … 2)Учиться …
- Да, ребята, тема нашего сегодняшнего урока будет посвящена правописанию гласные в суффиксах существительных
-ЕК- и -ИК- ».
- Посмотрим отрывок из мультфильма « В стране невыученных уроков»
(http://www.youtube.com/watch?v=NvCq55d2mw4)
- А как вы поняли, отчего зависит, какой суффикс нужно написать –ЕК- или -ИК-?
- Попробуйте сформулировать правило.
- Суффикс -ек- пишется в тех словах, при склонении которых гласный Е выпадает.
Суффикс -ик- пишется в тех словах, которые при склонении сохраняют И.
- Как вы понимаете значение слова «беглый»?
На доске заранее приготовлена запись.
- Посмотрите на доску. Найдите беглую гласную в словах:
пень – пня, день – дня;
огонь – огня, сон – сна.
- В русском языке 2 беглые гласные – О и Е. Остальные ведут себя хорошо и никуда не убегают.
По цепочке к доске приглашаются учащиеся. Они. проговаривая правило вслух, объясняют написание слов (работа на доске и в тетради)
- Вы должны не только ответить на вопрос, но и обосновать свой ответ, выделив суффикс и корень в словах.
В каком слове пропущена буква И?
1) звоноч…к,
2) денёч…к,
3) стульч..к
4) ножич…к
В каком слове пропущена буква Е?
1) молоточ...к,
2) бубенч…к,
3) карандаш…к,
4) чертёж…к
В каком слове пропущена буква Е?
1) велосипед…к,
2) халат…к,
3) бегемот…к,
4) крючоч…к
В каком слове пропущена не такая буква, как в трёх остальных?
1) рисуноч…к,
2) калач…к,
3) песоч…к,
4) полушубоч…к
В каком слове пишется не такая гласная, как в трёх остальных?
1) салат...к ;
2) клубоч..к,
3) карниз…к,
4) паркет…к
В каком слове нет суффикса –ИК?
1) ящик,
2) прыщик,
3) клещик
4) борщик
В каком слове есть суффикс -ИК-?
1) финик,
2) веник,
3) блокнотик,
4) дворник
Проверка данных заданий по карточкам осуществляется устно, всем классом.
- Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных.
Только что прошел дождич..к. Всё в природе сразу ожило, зазеленело, маленький ручеёч..к превратился в говорливый ручей. Солнечный луч..к коснулся колокольч..ка, и сиреневый цветоч..к закивал своей головкой. Запел мелкой трелью кузнеч..к, а жёлтый бутонч..к лют..ка, словно вторя ему, тихо закачался.
Проверка осуществляется устно, всем классом.
- Какую тему мы сегодня изучали?
- В каких случаях пишется суффикс –ИК-, а в каких –ЕК-?
- Запишите домашнее задание.
1. Выучить правило «Правописание суффиксов существительных -ек-, -ик-»;
2. Упражнение №252 (письменно)
- Посмотрим, что нужно сделать. (Задание читает ученик)
- Стол. Как напишем? Как обозначим орфограмму? Понятно, как нужно выполнять?
- Спасибо всем за урок. Вы сегодня хорошо работали.
Учащиеся внимательно слушают и выполняют задания учителя
Записывают номера ответов в тетрадь, затем один или несколько отвечают, остальные проверяют.
- Правильное написание гласных в суффиксах существительных
-ЕК- и -ИК- .
Учащиеся поднимают руки, высказывают свои предположения.
- В одних словах есть, а в других - нет.
- о
- е
василёчек – василёчка
стебелёчек – стебелёчка
мальчик – мальчика
козлёночек – козлёночка
любимчик – любимчика
узорчик – узорчика
дождик – дождика
костюмчик – костюмчика
дружочек – дружочка
3)стульчик
1молоточек
4) крючочек
2)калачика
2) клубочек
1)ящик
3)блокнотик
- Правильное написание гласных в суффиксах существительных
-ЕК- и -ИК- .
- Суффикс -ек- пишется в тех словах, при склонении которых гласный Е выпадает.
Суффикс -ик- пишется в тех словах, которые при склонении сохраняют И.
.