kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание суффиксов имен существительных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Суффиксы имен существительных –ек-, -ик-

 

 

Тема урока: «Правописание гласных в суффиксах существительных

-ЕК- и -ИК- ».

Оборудование: 

 -  мультимедийный проектор, компьютер,

 -  учебник русского языка для 6 класса под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Москва "Просвещение", 2008

 

 

Цель урока:  познакомить с особенностями образования существительных с помощью суффиксов -ЕК- и -ИК- и алгоритмом  действия при выборе правильного написания данных суффиксов;

Тип урока: 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Задачи:

 

Образовательная:

 

-   познакомить с особенностями образования существительных с помощью суффиксов -ЕК- и -ИК- и способами действия при выборе данных суффиксов;

- формировать умения владеть способом действия при выборе суффиксов -ЕК- и -ИК-;

- формировать умение видеть орфограмму «Гласные в суффиксах -ек, -ик»;

- повторить словообразовательный разбор, орфограмму «Правописание суффиксов -чик(-щик)»;

- закрепить правописание суффиксов существительных .

 

Воспитательная:

  • воспитывать культуру речи;
  • поддерживать интерес к урокам русского языка.

 

Развивающая:

  • развивать логическое мышление учащихся, учить делать выводы, классифицировать языковые явления, развивать орфографическую зоркость;
  • развивать речь учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 - Открываем тетради, отступаем две строчки от домашней работы, пишем сегодняшнее число, а на следующей строке «классная работа».

 

Записать номер утверждения, если вы с ним согласны

1.    Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета

2.    Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

3.    Имена существительные изменяются по родам

4.    Все имена существительные изменяются по падежам и числам

5.    К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь

6.    Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, а склоняемые - 6 форм.

7.    Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.

8.    Не с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.

9.    Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно.

10.Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж

Правильные ответы: 2, 5, 7, 9, 10

 

 

 

 

 

 

 

 

- Попробуйте сформулировать тему урока.  (На доске запись: кузнечик         человечек)

Используйте опорные слова: 1)Познакомиться с … 2)Учиться …

 

 

- Да, ребята, тема нашего сегодняшнего урока будет посвящена правописанию гласные в суффиксах существительных

-ЕК- и -ИК- ».

 

- Посмотрим отрывок из мультфильма « В стране невыученных уроков»

(http://www.youtube.com/watch?v=NvCq55d2mw4)

 

- А как вы поняли, отчего зависит, какой суффикс нужно написать –ЕК- или -ИК-?

 

- Попробуйте сформулировать правило.

 

- Суффикс -ек- пишется в тех словах, при склонении которых гласный Е выпадает.

Суффикс -ик- пишется в тех словах, которые при склонении сохраняют И.

 

- Как вы понимаете значение слова «беглый»?

 

На доске заранее приготовлена запись.

 

- Посмотрите на доску. Найдите беглую гласную в словах: 

пень – пня, день – дня;

огонь – огня, сон – сна.

 

- В русском языке 2 беглые гласные – О и Е. Остальные ведут себя хорошо и никуда не убегают.

 

 

 

 

 

 

 

 

По цепочке к доске приглашаются учащиеся. Они. проговаривая правило вслух, объясняют написание слов (работа на доске и в тетради)

 

 

 

 

 

 

 

 

- Вы должны не только ответить на вопрос, но и обосновать свой ответ, выделив суффикс и корень в словах.

 

В каком слове пропущена буква И?

1) звоноч…к,

2) денёч…к,

3) стульч..к

4) ножич…к

 

В каком слове пропущена буква Е?

1) молоточ...к,

2) бубенч…к,

3) карандаш…к,

4) чертёж…к

 

В каком слове пропущена буква Е?

1) велосипед…к,

2) халат…к,

3) бегемот…к,

4) крючоч…к

 

В каком слове пропущена не такая буква, как в трёх остальных?

1) рисуноч…к,

2) калач…к,

3) песоч…к,

4) полушубоч…к

 

В каком слове пишется не такая гласная, как в трёх остальных?

1) салат...к ;

2) клубоч..к,

3) карниз…к,

4) паркет…к

 

 

В каком слове нет суффикса –ИК?

1) ящик,

2) прыщик,

3) клещик

4) борщик

 

 

В каком слове есть суффикс -ИК-?

1) финик,

2) веник,

3) блокнотик,

4) дворник

 

Проверка данных заданий по карточкам осуществляется устно, всем классом.

 

 

 

 

 

- Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных.

 

Только что прошел дождич..к. Всё в природе сразу ожило, зазеленело, маленький ручеёч..к превратился в говорливый ручей. Солнечный луч..к коснулся колокольч..ка, и сиреневый цветоч..к закивал своей головкой. Запел мелкой трелью кузнеч..к, а жёлтый бутонч..к лют..ка, словно вторя ему, тихо закачался.

 

 

 

Проверка осуществляется устно, всем классом.

 

 

 

 

- Какую тему мы сегодня изучали?

 

 

 

 

 

- В каких случаях пишется суффикс –ИК-, а в каких –ЕК-?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Запишите домашнее задание.

 

1. Выучить правило «Правописание суффиксов существительных -ек-, -ик-»;

2. Упражнение №252 (письменно)

 

- Посмотрим, что нужно сделать. (Задание читает ученик)

 

- Стол. Как напишем? Как обозначим орфограмму? Понятно, как нужно выполнять?

 

- Спасибо всем за урок. Вы сегодня хорошо работали.

Учащиеся внимательно слушают и выполняют задания учителя

 

 

 

 

 Записывают номера ответов в тетрадь, затем один или несколько отвечают, остальные проверяют.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Правильное написание гласных в суффиксах существительных

-ЕК- и -ИК- .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся поднимают руки, высказывают свои предположения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- В одних словах есть, а в других -  нет.

 

 

 

 

 

 

 

- о

- е

 

 

 

 

 

 

 

василёчек – василёчка

стебелёчек – стебелёчка

мальчик – мальчика

козлёночек – козлёночка

любимчик – любимчика

узорчик – узорчика

дождик – дождика

костюмчик – костюмчика

дружочек – дружочка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3)стульчик

 

 

 

 

 

 

 

 

1молоточек

 

 

 

 

 

 

 

4) крючочек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)калачика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) клубочек

 

 

 

 

1)ящик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3)блокнотик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Правильное написание гласных в суффиксах существительных

-ЕК- и -ИК- .

 

- Суффикс -ек- пишется в тех словах, при склонении которых гласный Е выпадает.

Суффикс -ик- пишется в тех словах, которые при склонении сохраняют И.

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание суффиксов имен существительных »

Суффиксы имен существительных –ек-, -ик-


Автор: Николаева Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ № 484, Московского района, г. Санкт-Петербурга

Предмет: Русский язык

Класс: 6 класс

Тема урока: «Правописание гласных в суффиксах существительных

-ЕК- и -ИК- ».

Оборудование: 

- мультимедийный проектор, компьютер,

- учебник русского языка для 6 класса под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Москва "Просвещение", 2008



Цель урока: познакомить с особенностями образования существительных с помощью суффиксов -ЕК- и -ИК- и алгоритмом действия при выборе правильного написания данных суффиксов;

Тип урока: 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Задачи:


Образовательная:


- познакомить с особенностями образования существительных с помощью суффиксов -ЕК- и -ИК- и способами действия при выборе данных суффиксов;

- формировать умения владеть способом действия при выборе суффиксов -ЕК- и -ИК-;

- формировать умение видеть орфограмму «Гласные в суффиксах -ек, -ик»;

- повторить словообразовательный разбор, орфограмму «Правописание суффиксов -чик(-щик)»;

- закрепить правописание суффиксов существительных .


Воспитательная:

  • воспитывать культуру речи;

  • поддерживать интерес к урокам русского языка.


Развивающая:

  • развивать логическое мышление учащихся, учить делать выводы, классифицировать языковые явления, развивать орфографическую зоркость;

  • развивать речь учащихся.




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1. Организационный момент




2.

Повторение










































































3. Подготовка к изучению новой темы.

Формулирование цели урока













4. Сообщение темы урока.

Объяснение нового.










































5. Закрепление нового материала












Индивидуальная работа по карточкам












































































Индивидуальная работа в тетрадях
























Вывод по уроку



















6. Домашнее задание. Итог урока.




















- Открываем тетради, отступаем две строчки от домашней работы, пишем сегодняшнее число, а на следующей строке «классная работа».


Записать номер утверждения, если вы с ним согласны

  1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета

  2. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

  3. Имена существительные изменяются по родам

  4. Все имена существительные изменяются по падежам и числам

  5. К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь

  6. Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, а склоняемые - 6 форм.

  7. Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.

  8. Не с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.

  9. Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно.

  10. Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж

Правильные ответы: 2, 5, 7, 9, 10









- Попробуйте сформулировать тему урока. (На доске запись: кузнечик         человечек)

Используйте опорные слова: 1)Познакомиться с … 2)Учиться …


 

- Да, ребята, тема нашего сегодняшнего урока будет посвящена правописанию гласные в суффиксах существительных

-ЕК- и -ИК- ».


- Посмотрим отрывок из мультфильма « В стране невыученных уроков»

(http://www.youtube.com/watch?v=NvCq55d2mw4)


- А как вы поняли, отчего зависит, какой суффикс нужно написать –ЕК- или -ИК-?


- Попробуйте сформулировать правило.


- Суффикс -ек- пишется в тех словах, при склонении которых гласный Е выпадает.

Суффикс -ик- пишется в тех словах, которые при склонении сохраняют И.


- Как вы понимаете значение слова «беглый»?


На доске заранее приготовлена запись.


- Посмотрите на доску. Найдите беглую гласную в словах: 

пень – пня, день – дня;

огонь – огня, сон – сна.


- В русском языке 2 беглые гласные – О и Е. Остальные ведут себя хорошо и никуда не убегают.


 


 





По цепочке к доске приглашаются учащиеся. Они. проговаривая правило вслух, объясняют написание слов (работа на доске и в тетради)









- Вы должны не только ответить на вопрос, но и обосновать свой ответ, выделив суффикс и корень в словах.


В каком слове пропущена буква И?

1) звоноч…к,

2) денёч…к,

3) стульч..к

4) ножич…к



В каком слове пропущена буква Е?

1) молоточ...к,

2) бубенч…к,

3) карандаш…к,

4) чертёж…к



В каком слове пропущена буква Е?

1) велосипед…к,

2) халат…к,

3) бегемот…к,

4) крючоч…к



В каком слове пропущена не такая буква, как в трёх остальных?

1) рисуноч…к,

2) калач…к,

3) песоч…к,

4) полушубоч…к



В каком слове пишется не такая гласная, как в трёх остальных?

1) салат...к ;

2) клубоч..к,

3) карниз…к,

4) паркет…к





В каком слове нет суффикса –ИК?

1) ящик,

2) прыщик,

3) клещик

4) борщик





В каком слове есть суффикс -ИК-?

1) финик,

2) веник,

3) блокнотик,

4) дворник



Проверка данных заданий по карточкам осуществляется устно, всем классом.






- Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных.


Только что прошел дождич..к. Всё в природе сразу ожило, зазеленело, маленький ручеёч..к превратился в говорливый ручей. Солнечный луч..к коснулся колокольч..ка, и сиреневый цветоч..к закивал своей головкой. Запел мелкой трелью кузнеч..к, а жёлтый бутонч..к лют..ка, словно вторя ему, тихо закачался.




Проверка осуществляется устно, всем классом.





- Какую тему мы сегодня изучали?






- В каких случаях пишется суффикс –ИК-, а в каких –ЕК-?











- Запишите домашнее задание.


1. Выучить правило «Правописание суффиксов существительных -ек-, -ик-»;

2. Упражнение №252 (письменно)


- Посмотрим, что нужно сделать. (Задание читает ученик)


- Стол. Как напишем? Как обозначим орфограмму? Понятно, как нужно выполнять?


- Спасибо всем за урок. Вы сегодня хорошо работали.

Учащиеся внимательно слушают и выполняют задания учителя





Записывают номера ответов в тетрадь, затем один или несколько отвечают, остальные проверяют.

































































- Правильное написание гласных в суффиксах существительных

-ЕК- и -ИК- .























Учащиеся поднимают руки, высказывают свои предположения.















- В одних словах есть, а в других - нет.








- о

- е








василёчек – василёчка

стебелёчек – стебелёчка

мальчик – мальчика

козлёночек – козлёночка

любимчик – любимчика

узорчик – узорчика

дождик – дождика

костюмчик – костюмчика

дружочек – дружочка











3)стульчик









1молоточек








4) крючочек










2)калачика










2) клубочек





1)ящик










3)блокнотик













































- Правильное написание гласных в суффиксах существительных

-ЕК- и -ИК- .


- Суффикс -ек- пишется в тех словах, при склонении которых гласный Е выпадает.

Суффикс -ик- пишется в тех словах, которые при склонении сохраняют И.


.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правописание суффиксов имен существительных

Автор: Николаева Светлана Александровна

Дата: 15.01.2015

Номер свидетельства: 155473

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Правописание суффиксов имен существительных"
    ["seo_title"] => string(46) "pravopisanie_suffiksov_imen_sushchestvitelnykh"
    ["file_id"] => string(6) "570520"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1610974490"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Технологическая карта урока русского языка "Суффиксы имен существительных""
    ["seo_title"] => string(79) "tiekhnologhichieskaiakartaurokarusskoghoiazykasuffiksyimiensushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "329546"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463960032"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Правописание букв О-Е после шипящих и ц в суффиксах имен прилагательных "
    ["seo_title"] => string(86) "pravopisaniie-bukv-o-ie-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-suffiksakh-imien-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "126194"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415123972"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Правописание о, ё после шипящих и ц в корнях, окончаниях и суффиксах имен существительных  и прилагательных "
    ["seo_title"] => string(130) "pravopisaniie-o-io-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-korniakh-okonchaniiakh-i-suffiksakh-imien-sushchiestvitiel-nykh-i-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "238787"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444654261"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "конспект урока русского языка в 6классе "Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик)" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6klassie-bukvy-ch-i-shch-v-suffiksie-chik-shchik"
    ["file_id"] => string(6) "111832"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407951835"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства