Русский язык 3 класс
Тема урока: Правописание суффиксов –ек, -ик. (3класс)
Цели урока: формировать умение писать суффиксы –ек, -ик; развивать самостоятельность мышления и познавательную потребность; воспитывать интерес к русскому языку
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний: на уроке предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. Чтобы оно состоялось надо выполнить правильно задания.
Словарная работа: (слайд1) слова- м.роз, г.род, вет.р, д.рога.
-Что скажите? (словарные слова)
-Когда смотрят на предмет через увеличительное стекло, что видят?
-Посмотрим на слова через увеличительное стекло,что увидим?
-Не мороз, а…, не город, а…, не ветер, а …, не дорогу, а …. (слайд2) м.розище, г.ро.дище, в.трище, д.рожища.
-Каким способом образованы слова?(суффиксальным)
-Какой суффикс помог образовать новые слова?(-ищ)
-Запишите полученные слова, выделите суффикс.
Повторение: выскажите предположения, о чем пойдет речь на уроке?
Найди верное утверждение( работа в группах)
1гр. Суффикс – это маленькое слово. Суффикс – это часть слова.
2гр. Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении.
3гр. Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня.
4гр. Суффикс может придавать значению слова уменьшительно-ласкательный, увеличительный и другие оттенки. Суффикс не придает значению слова никаких оттенков
Молодцы, вижу, что ранее изученный материал вы усвоили хорошо.
Новая тема (постановка проблемы, индивидуальная работа)
Прочитайте текст, выберите ту информацию, которую посчитаете проблемной.
Карточка
1. Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение.
2. Разобрать слово по составу – значит найти в нем окончание, выделить основу, а затем указать все ее части– корень, приставку, суффикс.
3. Суффиксы -ушк-, -юшк, -к имеют уменьшительно-ласкательное значение.
4. Есть два похожих суффикса: -ик и -ек дом[ик], внуч[ик], топор[ик], молоточ[ик]. Без ударения эти суффиксы произносятся одинаково, а пишутся по-разному.
– Давайте обсудим. Какое из перечисленных утверждений вызвало у вас затруднение?
– Ребята, а я хочу предложить вам слово, которое поможет нам в разрешении возникшей проблемы. Но для этого надо разгадать загадку.
Из меня берут порою
Реки свой исток.
А в руках твоих открою
Я любой замок. (слайд3) ключ
- превратите большой ключ в маленький предмет (ключик)
- какой маленький предмет можно им открыть (замочек)
- эти слова нам и помогут
(слайд4) ключ.к замоч.к
-кто сможет вставить буквы в слова и доказать.
-такая же проблема встала перед Витей Перестукиным в стране невыученных уроков
- сформулируйте тему урока.
Правописание суффиксов –ек, -ик
-Знаем ли мы, как они пишутся? Как мы можем узнать об этом?
Можно прочитать правило в учебнике. Можно самим вывести это правило.
Какой путь вы выбираете?
Вывести самим. – Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме.
Прием «Мозговой штурм».( решение проблемы. Групповая работа, по уровням )
1гр. Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик–, а когда суффикс – ек–.
Есть арбузик – нет арбузика
Есть бантик – нет бантика
Есть барашек – нет барашка
Есть горошек – нет горошка.
2гр. Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик–, а когда суффикс – ек–.
билетик (нет) кармашка
садик (нет) дружочка
кармашек (нет) садика
дружочек (нет) билетика
3гр. Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.
Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик–, а когда суффикс – ек–.
ключик –
кораблик –
замочек –
сыночек–
4гр. Измени форму данных слов, поставь их в форму множественного числа. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик–, а когда суффикс – ек–.
ключик –ключики
кораблик –
замочек –
сыночек–
вывод: чтобы ……………….написать суффиксы -ик, -ек, нужно... форму слова, если гласный ……………… то в суффиксе нужно писать –ик (ключик- нет ключика), если гласный ……………… то в суффиксе нужно писать –ек (замочек- нет замочка)
вывод: чтобы ……………….написать суффиксы -ик, -ек, нужно... форму слова, если гласный ……………… то в суффиксе нужно писать –ик (ключик- ключики), если гласный ……………… то в суффиксе нужно писать –ек (замочек- замочки)
Вывод: чтобы правильно написать суффиксы -ик, -ек, нужно изменить форму слова, если гласный сохраняется, то в суффиксе нужно писать –ик (ключик- нет ключика), если гласный выпадает, то в суффиксе нужно писать –ек (замочек- нет замочка), замочки- нет замочка-замочек ключики – нет ключика – ключик
-обратимся к научному источнику и проверим свои выводы(учебник с133)
- попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы
Алгоритм(.)
Ключик, замочек (слайд 5)
=Первичное закрепление: упр. 109(в парах)
Проверка (.)
Вывод
=Выборочный диктант (записать слова с суф. –ек,-ик)
Дождик капает с утра. Витя взял зонтик и вышел во дворик.
На песочек упал спелый орешек. Проверка (.)
Вывод
=Упражнение Найди ошибку(слайд 6)
Лучек, кузнечик, мячек, звоночик, журавлик, клубочик, сыночик.
-А что же Витя Перестукин. Он справился с заданием (слайд7)
Итог урока
- повторили все про суффикс
- решали проблему правописания –ек, -ик
-вывели правило правописания
-составили алгоритм
-выполняли тренировочные упражнения