kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание суффикса -ск- в именах прилагательных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Правописание суффикса –ск-  в именах прилагательных

Цель урока: познакомить учащихся с правилами правописания суффикса –ск- в именах прилагательных, совершенствовать умение работать с текстом, развивать монологическую и диалогическую речь, творческие способности, внимание, память, логическое мышление; воспитывать любовь к труду

I. Актуализация опорных знаний

- Запись в тетради (число,  классная работа)

1. Речевая разминка

Мы говорим: секреты мастерства,-

Постигнуть их стараемся упорно.

А мастер знает – лишь одно бесспорно,

Что все черствеет, коль душа черства.

                  (Николай Рыленков )                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Задания к тексту:

- Прочитайте про себя отрывок из стихотворения Николая Рыленкова.

- Выразительное чтение вслух.

- Что утверждает автор этих строк?

- Как вы думаете, какая разговорная тема сегодняшнего урока?

 

2. Работа с Толковым С.И. Ожегова (Работа, труд)

3. Работа в тетрадях.

? Письмо по памяти.

? Кто не запомнил, тот списывает стихотворение в тетрадь

? Дополнительное задание для тех, кто быстрее выполнил работу:

 - Слово мастерства разберите по составу

Взаимопроверка по мини-учебнику

- А какие стихотворения, пословицы, поговорки о труде, о работе вы знаете?

3. «Словарная россыпь»

Из россыпи слов каждой строчки составить предложение – пословицу.

- руки, рабочие, знают, скуки, не;

- работа, человека, счастливым, делает, красивым, и

II. Мотивация учебной деятельности

У вас в мини-учебнике записаны слова, вставьте, где необходимо, суффиксы –к- или –ск-

Матрос…кий кубрик, богатыр…ий сон, черкес…ая шашка, кубан…ская пшеница, сибир…ский кедр, белорус…ая песня, тюмен…ский институт, рез…ий человек, ткац…ий станок.

-Хватает ли у вас знаний, чтобы правильно выполнить задание?

- Может, кто-то уже догадался, как будет звучать тема сегодняшнего урока?

 

III. Сообщение темы и цели урока (Запись темы в тетрадь)

 

Вы узнаете

Вы будете уметь

- «правила поведения» суффикса прилагательных –ск-

- сможете сравнить их с правилами поведения украинского

суффикса –ськ-

- применить свои знания при выполнении упражнений;

- потренируетесь в правильном произношении суффикса –ск-

 

IV. Работа над темой урока

  1. Работа с таблицей Мини-учебника (самостоятельно)
  2. Работа в парах сменного состава. (Проговаривают правила  друг другу)

 

Суффикс –к- пишется в прилагательных:

  1. имеющих краткую форму (резкий - резок);
  2. образованных от имен существительных с основой на ц, ч, к (казак - казацкий). Исключение: узбек – узбекский

В других прилагательных пишется суффикс - ск-

На заметку!

Чтобы не забыть условия, которые не любят суффикс –ск-, запомни слово ЦЫпоЧКА. Оно напомнит тебе о буквах основы слова, после которых пишется суффикс –к-

 

  1. Проверка учителем усвоения детьми теоретического материала. Выполнение предыдущего задания прямо в мини- учебнике (карандашом)
  2. Комплексная работа с текстом по мини-учебнику

- Чтение текста учителем

Декоративное искус…тво каждого народа связано с его национальным характером, укладом жизни, историей.

      Ру…кое национальное декоративное искус..тво очень разнообразно: (Палех) лаковая миниатюра, (Хохлома) и (Городецк) ро…пись, (Дымково) игрушки, (Гжель) фарфор, (Ростов) финифть, (Тобольск) резная кость.

      Многообразием местных особенностей отличается ру…кое кружево. Кружева плетут в Ельце, Колязине, Загожье, в разных районах (Вологда) области. В изделиях (Кадниково) кружевниц широкие полосы крупного черного рисунка сочетаются с яркими гарусными проставками. В (Вятка) кружеве растительный орнамент приобретает изящество и отточенность, (Елец) кружево поражает воздушностью.

      Особенно славятся вологодские кружева. Они отличаются плавным узором. На них мастерицы изображают чаще всего цветы, травы, птиц, снежинки. Тонкие и нежные кружева напоминают морозные узоры на окнах.

Русские кружева знают во всем мире. В них отражена глубокая связь с миром р…стений и животных, а ра…мереным ритмом (деревня) жизни. ( Из журнала)

Вопросы к тексту:

- К какому стилю принадлежит текст?

- Какой тип речи?

- Какие слова вам незнакомы?

Словарная работа:

Декоративное – 1) служащее для украшения; 2) живописное, красочно-нарядное.

Гарус – род крученой шерстяной пряжи

Финифть – эмаль для покрытия металлических изделий и для накладывания узора на фарфоре.

- Озаглавьте текст.

- Какова основная мысль текста?

- Как вы думаете, что выражает ваше заглавие тему или основную мысль?

- Можно ли утверждать. Что народные умельцы вкладывают душу в свои изделия?

- Найдите в тексте те предложения, которые являются ответом на вопросы:

1. О каких разновидностях русского народного декоративного искусства вы узнали?

2. Где плетут русские кружева?

3. Какими местными особенностями отличаются русские кружева?

4. Какие кружева больше всего известны?

5. На что похожи узоры на кружевах?

6. Что обычно изображают кружевницы на вологодских кружевах?

Задание на выбор:

? Спишите слова с пропущенными буквами из текста. Объясните их правописание.

? Выпишите из текста прилагательные, которые вы образовали от существительных, данных в скобках. Обозначьте изученную на этом уроке орфограмму.

Проверка по контрольному листу. Если вы безупречно справились с работой и не допустили ни единой ошибки, поставьте значок в строчке под зеленым квадратом. Если допустил две-три ошибки, поставьте значок в строчке под желтым квадратом. Если -  четыре, поставьте значок под красным квадратом. Если допустили больше четырех ошибок – ничего не ставьте.

V. Физкультминутка.

Продолжение работы над темой урока.

  1. Диктант-перевод: 

Задание: переведите слова на украинский язык. Прочитайте и запишите полученные пары.

Какой суффикс в украинском языке соответствует русскому –ск-?

Русский, братский, флотский, одесский, казацкий, узбекский.

Сколько букв с пишется в прилагательном, образованном от существительного, корень которого оканчивается тоже на –с?

!!! Обратите внимание, что в прилагательном может произойти чередование согласных (рыбак – рыбацкий) Это бывает и в украинском языке (чех – чеський, козак - козацький)

!!! Произноси правильно!

Сочетания тс, дс

детс цц кий

городс цц кой

 

  1. Работа у доски Упр. № 250  Образуйте прилагательные с помощью суффикса –ск-. Объясните написания образованных слов, используя элементы метода «Пресс»

Запомните! Буква Ь знак перед суффиксом -ск- пишется в словах с основой на л (село - сельский)  

Для Любознательных!

Значение суффикса –ск-: имеющий отношение к кому(чему)- нибудь

 

  1. Творческая работа. От названий месяцев образовать прилагательные с суффиксом –ск- и записать их с существительными, подобранными по своему усмотрению.

Образец. Февраль – февральские морозы

Январь, апрель, июль, ноябрь, декабрь, сентябрь, май.

? Составить предложение с 1-2 словосочетаниями.

? Составьте небольшой рассказ о вашей учебной работе в школе и дома в эти месяцы, Например: «В жаркие  июльские дни…»,  «На январских каникулах…» и т. д.

VI. Подведение итогов урока

- О чем говорили на сегодняшнем уроке?

- Что повторяли? (правописание приставок, написание  корня –раст-  )

- Что нового узнали?

- Что мы узнали о правописании суффиксов –ск- и –к-?

- Чему научились?

- Какие задания были для вас легкими?

- Какие задания вызывали у вас трудности?

VII. Рефлексия урока

По данным примерам восстановить изученные на уроке «правила поведения суффикса –ск- »

 

Примеры

 

Правила

Резок – резкий, дерзок – дерзкий

 

 

Немец – немецкий, бедняк – бедняцкий,

Ткач – ткацкий

 

Француз – французский, рыцарь – рыцарский,

Город - городской

 

Одесса – одесский, Россия – русский

 

 

 

VIII. Самооценка своей работы на уроке. Работа с листом оценивания.

IX. Домашнее задание на выбор:

? Упражнение № 251

? Составить словарный диктант из 8-10 слов на изученную орфограмму.

? Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Без дела жить – только небо коптить»

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание суффикса -ск- в именах прилагательных »

Мини-учебник

Тема: Правописание суффикса –ск- в именах прилагательных

I. Актуализация опорных знаний

- Запись в тетради (число, классная работа)

1. Речевая разминка

Мы говорим: секреты мастерства,-

Постигнуть их стараемся упорно.

А мастер знает – лишь одно бесспорно,

Что все черствеет, коль душа черства.

(Николай Рыленков )

Задания к тексту:

- Прочитайте про себя отрывок из стихотворения Николая Рыленкова.

- Выразительное чтение вслух.

- Что утверждает автор этих строк?

- Как вы думаете, какая разговорная тема сегодняшнего урока?


2. Работа с Толковым С.И. Ожегова (Работа, труд)

3. Работа в тетрадях.

● Письмо по памяти.

● Кто не запомнил, тот списывает стихотворение в тетрадь

■ Дополнительное задание для тех, кто быстрее выполнил работу:

- Слово мастерства разберите по составу

Взаимопроверка по мини-учебнику

- А какие стихотворения, пословицы, поговорки о труде, о работе вы знаете?

3. «Словарная россыпь»

Из россыпи слов каждой строчки составить предложение – пословицу.

- руки, рабочие, знают, скуки, не;

- работа, человека, счастливым, делает, красивым, и

II. Мотивация учебной деятельности

У вас в мини-учебнике записаны слова, вставьте, где необходимо, суффиксы –к- или –ск-

Матрос…кий кубрик, богатыр…ий сон, черкес…ая шашка, кубан…ская пшеница, сибир…ский кедр, белорус…ая песня, тюмен…ский институт, рез…ий человек, ткац…ий станок.

-Хватает ли у вас знаний, чтобы правильно выполнить задание?

- Может, кто-то уже догадался, как будет звучать тема сегодняшнего урока?


III. Сообщение темы и цели урока (Запись темы в тетрадь)


Вы узнаете

Вы будете уметь

- «правила поведения» суффикса прилагательных –ск-

- сможете сравнить их с правилами поведения украинского

суффикса –ськ-

- применить свои знания при выполнении упражнений;

- потренируетесь в правильном произношении суффикса –ск-


IV. Работа над темой урока

  1. Работа с таблицей Мини-учебника (самостоятельно)

  2. Работа в парах сменного состава. (Проговаривают правила друг другу)


Суффикс –к- пишется в прилагательных:

  1. имеющих краткую форму (резкий - резок);

  2. образованных от имен существительных с основой на ц, ч, к (казак - казацкий). Исключение: узбек – узбекский

В других прилагательных пишется суффикс - ск-

На заметку!

Чтобы не забыть условия, которые не любят суффикс –ск-, запомни слово ЦЫпоЧКА. Оно напомнит тебе о буквах основы слова, после которых пишется суффикс –к-

  1. Проверка учителем усвоения детьми теоретического материала. Выполнение предыдущего задания прямо в мини- учебнике (карандашом)

  2. Комплексная работа с текстом по мини-учебнику

- Чтение текста учителем

Декоративное искус…тво каждого народа связано с его национальным характером, укладом жизни, историей.

Ру…кое национальное декоративное искус..тво очень разнообразно: (Палех) лаковая миниатюра, (Хохлома) и (Городецк) ро…пись, (Дымково) игрушки, (Гжель) фарфор, (Ростов) финифть, (Тобольск) резная кость.

Многообразием местных особенностей отличается ру…кое кружево. Кружева плетут в Ельце, Колязине, Загожье, в разных районах (Вологда) области. В изделиях (Кадниково) кружевниц широкие полосы крупного черного рисунка сочетаются с яркими гарусными проставками. В (Вятка) кружеве растительный орнамент приобретает изящество и отточенность, (Елец) кружево поражает воздушностью.

Особенно славятся вологодские кружева. Они отличаются плавным узором. На них мастерицы изображают чаще всего цветы, травы, птиц, снежинки. Тонкие и нежные кружева напоминают морозные узоры на окнах.

Русские кружева знают во всем мире. В них отражена глубокая связь с миром р…стений и животных, а ра…мереным ритмом (деревня) жизни. ( Из журнала)

Вопросы к тексту:

- К какому стилю принадлежит текст?

- Какой тип речи?

- Какие слова вам незнакомы?

Словарная работа:

Декоративное – 1) служащее для украшения; 2) живописное, красочно-нарядное.

Гарус – род крученой шерстяной пряжи

Финифть – эмаль для покрытия металлических изделий и для накладывания узора на фарфоре.

- Озаглавьте текст.

- Какова основная мысль текста?

- Как вы думаете, что выражает ваше заглавие тему или основную мысль?

- Можно ли утверждать. Что народные умельцы вкладывают душу в свои изделия?

- Найдите в тексте те предложения, которые являются ответом на вопросы:

1. О каких разновидностях русского народного декоративного искусства вы узнали?

2. Где плетут русские кружева?

3. Какими местными особенностями отличаются русские кружева?

4. Какие кружева больше всего известны?

5. На что похожи узоры на кружевах?

6. Что обычно изображают кружевницы на вологодских кружевах?

Задание на выбор:

■ Спишите слова с пропущенными буквами из текста. Объясните их правописание.

■ Выпишите из текста прилагательные, которые вы образовали от существительных, данных в скобках. Обозначьте изученную на этом уроке орфограмму.

Проверка по контрольному листу. Если вы безупречно справились с работой и не допустили ни единой ошибки, поставьте значок в строчке под зеленым квадратом. Если допустил две-три ошибки, поставьте значок в строчке под желтым квадратом. Если - четыре, поставьте значок под красным квадратом. Если допустили больше четырех ошибок – ничего не ставьте.

V. Физкультминутка.

Продолжение работы над темой урока.

  1. Диктант-перевод:

Задание: переведите слова на украинский язык. Прочитайте и запишите полученные пары.

Какой суффикс в украинском языке соответствует русскому –ск-?

Русский, братский, флотский, одесский, казацкий, узбекский.

Сколько букв с пишется в прилагательном, образованном от существительного, корень которого оканчивается тоже на –с?

!!! Обратите внимание, что в прилагательном может произойти чередование согласных (рыбак – рыбацкий) Это бывает и в украинском языке (чех – чеський, козак - козацький)

!!! Произноси правильно!

Сочетания тс, дс

детс цц кий

городс цц кой


  1. Работа у доски Упр. № 250 Образуйте прилагательные с помощью суффикса –ск-. Объясните написания образованных слов, используя элементы метода «Пресс»

Запомните! Буква Ь знак перед суффиксом -ск- пишется в словах с основой на л (село - сельский)

Для Любознательных!

Значение суффикса –ск-: имеющий отношение к кому(чему)- нибудь

  1. Творческая работа. От названий месяцев образовать прилагательные с суффиксом –ск- и записать их с существительными, подобранными по своему усмотрению.

Образец. Февраль – февральские морозы

Январь, апрель, июль, ноябрь, декабрь, сентябрь, май.

■ Составить предложение с 1-2 словосочетаниями.

■ Составьте небольшой рассказ о вашей учебной работе в школе и дома в эти месяцы, Например: «В жаркие июльские дни…», «На январских каникулах…» и т. д.

VI. Подведение итогов урока

- О чем говорили на сегодняшнем уроке?

- Что повторяли? (правописание приставок, написание корня –раст- )

- Что нового узнали?

- Что мы узнали о правописании суффиксов –ск- и –к-?

- Чему научились?

- Какие задания были для вас легкими?

- Какие задания вызывали у вас трудности?

VII. Рефлексия урока

По данным примерам восстановить изученные на уроке «правила поведения суффикса –ск- »


Примеры


Правила

Резок – резкий, дерзок – дерзкий



Немец – немецкий, бедняк – бедняцкий,

Ткач – ткацкий


Француз – французский, рыцарь – рыцарский,

Город - городской


Одесса – одесский, Россия – русский




VIII. Самооценка своей работы на уроке. Работа с листом оценивания.

IX. Домашнее задание на выбор:

■ Упражнение № 251

■ Составить словарный диктант из 8-10 слов на изученную орфограмму.

■ Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Без дела жить – только небо коптить»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Правописание суффикса -ск- в именах прилагательных

Автор: Мельник Елена Михайловна

Дата: 13.07.2014

Номер свидетельства: 109935

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Правописание букв О-Е после шипящих и ц в суффиксах имен прилагательных "
    ["seo_title"] => string(86) "pravopisaniie-bukv-o-ie-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-suffiksakh-imien-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "126194"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415123972"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Урок-исследование "Правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(77) "urok-issliedovaniie-pravopisaniie-n-i-nn-v-suffiksakh-imien-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "108247"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403626013"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "-Н- и -НН- в суффиксах имен прилагательных "
    ["seo_title"] => string(43) "n-i-nn-v-suffiksakh-imien-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "233709"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443196846"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Открытый урок русского языка в 6-м классе "Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных. Повторение." "
    ["seo_title"] => string(144) "otkrytyi-urok-russkogho-iazyka-v-6-m-klassie-bukvy-n-i-nn-v-imienakh-prilaghatiel-nykh-obrazovannykh-ot-imien-sushchiestvitiel-nykh-povtorieniie"
    ["file_id"] => string(6) "169293"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423394822"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "«Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-.» "
    ["seo_title"] => string(59) "razlichieniie-na-pis-mie-suffiksov-prilaghatiel-nykh-k-i-sk"
    ["file_id"] => string(6) "224361"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438709312"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства