Просмотр содержимого документа
«"Правописание приставок "»
Тип урока повторительно-обобщающий
Место урока в курсе 8 урок в разделе 1 “Орфография”.
Цели урока:
Познавательные: повторить теоретические сведения о правописании гласных и согласных в приставках; углубить знания учащихся о приставках при-, пре-.
Практические: совершенствовать умение правильно писать гласные и и согласные в приставках, формировать орфографическую зоркость.
Общепредметные: обучать сравнению, доказательству и опровержению как приемам мыслительной деятельности на примерах объяснения орфограмм в приставках; работать над устойчивостью внимания учащихся.
Методические приемы: работа в группах при составлении таблицы, беседа о трудных случаях правописания приставок, работа в печатной тетради, творческая работа (мини-рассказ).
Компьютерная распечатка приставок для обобщающей таблицы.
Иллюстрация для объяснения работы с компьютерным тестом.
Электронный тренажер по русскому языку.
Печатные тетради Л.А.Ахременковой “К пятерке шаг за шагом” (9 кл.)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Запись даты.
Оформление доски
2. Вступительное слово учителя: приветствие, положительная мотивация на урок.
3. Первичная актуализация.
Итак, 1 задание. У нас 3 мини-группы, каждая из которых получает по одному слову. В полученном примере вы находите орфограмму в приставке, обозначаете ее графически и с помощью магнитов размещаете на доске в соответствии с номером (1, 2, 3). 1 минута на выполнение задания.
После выполнения этого задания на доске появляются слова:
Продолжим разговор о приставке
Значит, сегодня мы продолжим разговор о приставке, начатый на предыдущем занятии элективного курса. Запишем тему: Правописание приставок. Наша цель - обобщить уже известное, углубить знания о приставке, продолжить закрепление этой непростой темы и проверить, насколько прочно она усвоена.
4. 2 задание. На доске находится наглядный теоретический материал по этой теме для составления обобщающей таблицы.
В-с: сколько групп приставок мы выделяем в русском языке? (три).
Теперь каждая группа продолжает работу под своим примером на доске, находя в представленном материале все необходимое для обобщающей таблицы, и по завершении работы рассказывает о данной группе приставок. ( 3 минуты).
После выполнения задания на доске появляется следующая таблица:
5. Беседа.
В-с: какая самая трудная группа приставок в русском языке? (при-, пре-)
Почему? (очень много слов на запоминание, к ним мы еще сегодня обратимся).
Неизменяемые приставки часто произносятся нечетко, и это тоже может вызвать трудности в правописании. Много ошибок допускается в словах с приставкой с-. Приставки на согласный под влиянием последующего согласного произносятся звонко или глухо, в чем проявляется фонетический закон русского языка.( н-р, отдать[ аддат’]).
А вот приставки на з-, с- пишутся в основном в соответствии с произношением, хотя бывают и исключения (безвкусный).
6. Реализация домашнего задания. Мини-рассказы: “Капризы приставки ПРИ”, “Престранные превращения приставки ПРЕ” (Выступления групп до 3 минут)
7. Дома вы должны были вспомнить изученное ранее, поработать с практическим материалом, обратиться к словарю “Трудные слова”. Проверим наши знания на сегодняшний день.
Работа с компьютерным тестом. (Объяснение условий выполнения теста с помощью иллюстрации на доске).
Правила работы с тестом заключаются в следующем: н-р, под окнами дома – буквы З и С, внизу бегущей строкой идут слова с орфограммой “Правописание приставок на -З, -С”. Гусар должен постучаться в нужное окно, т.е. сделать правильный выбор. (Использован электронный тренажер Беляева М.И.)
Продолжим работу над правописанием приставок в печатной тетради Л.А.Ахременковой “К пятерке шаг за шагом”.