kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Правописание имен существительных собственных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится в 8 классе для обучающихся по программе  Воронковой  коррекционных школ.  Урок предполагает не только практическую направленность, но и носит воспитательный характер.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Правописание имен существительных собственных"»

Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные»


Цель: закрепить понятия о нарицательных собственных именах существительных.

формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках);

развивать наблюдательность, внимание через выполнение практических заданий.


Ход урока

  1. Орг.момент.

Наш урок пройдет под девизом: С малого успеха начинается удача.»

2. Актуализация изученного.


- О какой части речи идет речь?

Школа,дом,трава,земля.
Любой предмет обозначаю я.
Кто? Учитель, врач, сосед.
Что? Диван,велосипед.
Бываю разного я рода:
Тротуар,окно,природа.
Изменяюсь по числам,по падежам.
Спешу я в гости к ученикам.
Вот какая я часть речи удивительная,
Называюсь я ...(существительное).



- Работа над предложением.

А) выделите подлежащее, сказуемое

Б) назовите имена существительные


Живу я в глубине России, в краю озер и рудных скал .


-Как вы определили, что эти слова относятся к имени существительному ?

-Какие признаки есть у существительного? (род, число, падеж, склонение, одушевленность/ неодушевленность).


Вернемся к нашему предложению и сравним существительные.

Россия (ж.р.; ед.ч.; п. п., 1 скл.)

Озер (ср. р.,мн.ч., р.п., 2 скл.)

-Чем еще отличаются данные существительные?

3.Объявление темы.

Тема нашего урока «Имена собственные и нарицательные»

В конце урока мы должны правильно, без единой ошибки подписать адрес на данном конверте.


-Для того, чтобы справиться с данной задачей, что мы должны вспомнить :

*Какие существительные называются собственными?

*Какие существительные называются нарицательными?

*Чем они отличаются?

*Как пишутся имена собственные?

4. Работа по теме урока.

1 Составление таблицы.

Имена существительные собственные

Имена существительные нарицательные

……

Город


Река









Слово учителя: В мире существует огромное количество предметов. Для того чтобы выделить каждый из них, человек дал им название. Мир, в котором мы живем, можно назвать миром имён и названий, - практически каждый объект, каждое явление имеют или могут иметь своё собственное наименование.

Слово «собственный» происходит от старославянского собьство , которое означает «свое», «личное» , «себе принадлежащее».

Собственные имена существительные являются названиями единичных предметов. К ним относятся имена, отчества, фамилии людей, географические названия, названия литературных произведений, исторических событий, клички животных и т.п.

Имена собственные пишутся с большой буквы. Заглавия книг, названия журналов, газет, кинофильмов, спектаклей, заводов, фабрик, кораблей и т.д. не только пишутся с большой буквы, но и заключаются в кавычки.

Приведите примеры собственных существительных.


Русское слово «нарицательный» образовалось от старославянского

слова нарицати – называть. Это множество одинаковых предметов. Пишутся эти слова со строчной буквы.

Приведите примеры нарицательных существительных.


- В мире существует огромное количество городов.

- А в каком городе живете вы?

В нашей стране протекает множество рек.

- Какая река протекает возле вашего города?

В твоем городе – множество улиц.

- Назови самую знаменитую улицу твоего города.

- Куда бы хотели вы поехать на экскурсию?

В твоем городе , конечно же, есть библиотеки.

-Назовите любимую книгу.

Я верю, что у каждого из вас есть любимый писатель. Запишите его фамилию.


2 Сделайте вывод.

- Какие имена существительные относятся к именам собственным?

- Как пишутся имена существительные собственные?


3 Выборочный диктант.

- Прочитайте текст. Дайте названия.

- Объясните выделенные орфограммы.

- Подбери синонимы к слову «Россия» ( Родина, Отчизна, Отечество)

- Запишите текст. Подчеркните имена существительные собственные.

Велика наша страна - Россия. Ее пересекают широкие реки: Волга, Обь, Енисей. Высятся Уральские, Кавказские , Алтайские горы. Глубоки наши озера: Ладожское, Онежское, Байкал. У нас есть и моря: Белое, Азовское и Черное.


4 Поработайте «редактором».

Вернемся к теме нашего урока. Мне попало в руки следующее письмо. Ребята, все ли правильно в нем написано?

Найдите ошибки:


- Вот как автор подписал адрес на конверте:

КУДА: орел,

ул. зеленая, 5

КОМУ: мишкиной соне

- Дойдет ли письмо?

- Объясните почтальону, как пишутся имена собственные?

- Расскажите, какие имена собственные пишутся с заглавной буквы?

 Перед Вами лежат конверты. Подпишите их так, чтобы почтальону было понятно, куда отправить письмо. Проверьте, верно ли вы подписали конверты.      

        

5 Игра «Третий лишний».


Город, село, Волгоград.

Журнал, газета, «Труд».

Пушкин А.С. Лермонтов М.Ю., писатель.

Река, море, Дон.


6.Физминутка.


А сейчас мы по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали.

Спрятали за спину их и оглянулись.

Через левое плечо, через правое плечо, еще.

Дружно присели, пяточки задели,

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

7. Итоги урока.


Зачем нам нужен был этот урок?

Какие существительные являются именами собственными?

Какие существительные являются нарицательными?

Как пишутся имена собственные?

Оценивание работы.

Вывод: имена собственные - это наша история. И узнать историю слов очень интересно. А что значит ваше имя, фамилия? Что знаете вы о человеке, чье имя носит улица, на которой вы живете? О многом может рассказать слово.

-Где мы можем узнать об слове? (словаре)

Послушайте стихотворение Измайлова.


Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше друзей и подруг.

Смотрят с почтеньем

На букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней ей быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк:

В букве большой уважения знак.





8. Домашнее задание.

Придумать 5 предложений на тему» Моя семья» (используйте имена существительные собственные»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
"Правописание имен существительных собственных"

Автор: Туленкова Тамара Борисовна

Дата: 04.12.2016

Номер свидетельства: 365661

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Урок по русскому языку на тему: «Правописание имен существительных. Повторение.» "
    ["seo_title"] => string(87) "urok-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-pravopisaniie-imien-sushchiestvitiel-nykh-povtorieniie"
    ["file_id"] => string(6) "147222"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419346633"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Конспект урока русского языка "Имена существительные собственные и нарицательные. Прописная буква в собственных наименованиях." "
    ["seo_title"] => string(144) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-imiena-sushchiestvitiel-nyie-sobstviennyie-i-naritsatiel-nyie-propisnaia-bukva-v-sobstviennykh-naimienovaniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "148126"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419589983"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Урок письма и развития речи "Имя существительное. Обобщение""
    ["seo_title"] => string(64) "urok_pisma_i_razvitiia_rechi_imia_sushchestvitelnoe_obobshchenie"
    ["file_id"] => string(6) "534382"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1578131767"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Открытый урок по русскому языку на тему: " Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(68) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "161337"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422202873"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Конспект урока по теме "«Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_teme_pravopisanie_o_i_e_v_okonchaniiakh_imen_sushchestvitelnyk"
    ["file_id"] => string(6) "483222"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1541139980"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства