kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Имена существительные собственные и нарицательные. Прописная буква в собственных наименованиях."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по русскому языку 5 класс

Тема урока:

Имена существительные собственные и нарицательные. Прописная буква в собственных наименованиях. 

Цель урока: Актуализация и расширение знаний об именах существительных собственных и нарицательных, усвоение правила написания собственных имён существительных. 

Задачи урока:

1. Образовательные: активизировать полученные ранее знания учащихся о существительном; познакомить учеников с понятиями "собственное” и "нарицательное”; формировать умение написания имен существительных собственных и нарицательных. 

2. Развивающие: развивать речь; внимание; практические навыки по определению имен существительных собственных и нарицательных. 

3. Воспитательные: воспитывать речевую культуру; интерес к предмету, желание расширять знания. 

Оборудование:  карточки с заданиями, листы достижений, памятка по теме: "Имена существительные собственные и нарицательные”.

Ход урока 

1. Орг.момент. Психологический настрой на урок. 

Учитесь с улыбкой, 

Шутите, учась! 

Любая ошибка 

Исчезнет, боясь 

Весёлой науки 

И радостных глаз. 

Учитесь без скуки- 

Как мы! В добрый час! 

2. Мобилизующий этап. Актуализация опорных знаний. 

Какой раздел русского языка мы изучаем? А какую часть речи? 

Повторение. Игра «ДаНетка». (презентация). 

Стадия вызова. Сообщение темы и цели урока. 

Стихотворение на доске. 

Она велика 

От Алтая до Каспия, 

Она широка, 

Как народа душа. 

Она же – Европа, 

Она же и Азия, 

И волны Урала, 

И всплеск Иртыша.

О чём это стихотворение? Какие существительные есть в этом стихотворном тексте? 

Как называются эти существительные? 

Итак, тема нашего урока—назовите. 

Разделите существительные этого текста на две группы по написанию первой буквы. 
Дополнительный вопрос: Почему слово родина мы можем писать и с

большой буквы, и с маленькой? 

Итак, тема нашего урока... 

Задачи: актуализировать и расширить знания о собственных и нарицательных именах существительных, их правописании. 

Форма контроля—лист достижений. За каждое задание ставите себе 1 балл или же 0 баллов, если не справились. 

Делаем общий вывод по теме: нарицательные существительные—это названия однородных предметов: страна, река, кошка, газета. 

Имена существительные собственные—это названия единичных предметов, выделяемых из однородных: Казахстан, Ишим, Мурка, Новости Приишимья. Работа с учебником. С. 227.

Из истории терминов (сообщение ученицы). 

Слово "собственный” происходит от старославянского собьство ,что означает "свое”, "личное” , "себе принадлежащее”. 

- Как называются все остальные имена существительные? 

- Почему их так называют? 

Русское слово "нарицательный” образовалось от старославянского слова нарицати – называть. 

Давайте определим, какие существительные относятся к именам собственным.  

Работа с учебником. С. 228. Построение кластера «Имена существительные собственные». 
Оформление кластера: 

– имена, отчества, фамилии людей; 

– географические названия; 

– названия литературных произведений; 

– названия исторических событий; 

– названия картин, кинофильмов, спектаклей; 

– названия предприятий; 

– клички животных. 

А как же пишутся эти особенные слова? 

Послушайте стихотворение Е. Измайлова про большую букву. Проверим, кто из вас самый внимательный. Какие важные дела у большой буквы?
Прописная буква. Читает ученик. 

(Веселые стихи) 

Буква обычная выросла вдруг, 

Выросла выше всех букв-подруг. 

Смотрят с почтением на букву подруги. 

Но почему? За какие заслуги? 

Буква расти не сама захотела, 

Букве поручено важное дело. 

Ставится в слове не зря и не просто 

Буква такого высокого роста. 

Ставится буква у строчки в начале, 

Чтобы начало все замечали. 

Имя, фамилия пишутся с нею, 

Чтобы заметней им быть и виднее, 

Чтобы звучали громко и гордо 

Имя твоё, имя улицы, города. 

Буква большая – совсем не пустяк: 

В букве большой уважения знак! 

– Какие важные дела у большой буквы? 

Все имена существительные можно разделить на две большие группы. Одни существительные пишутся с большой буквы, другие с маленькой. 
А ещё нужно помнить, что заглавия книг, фильмов, газет, журналов, названия фирм, предприятий, учреждений, музыкальных коллективов, театров, спортивных обществ, клубов, команд, марок машин, названия лекарств, продуктов и т.д. заключаются в кавычки.

Стадия осмысления. 

1. Игра «Мастер менеджмента». Запишите и прорекламируйте товары. 
Товары для рекламы: 

Хлеб Бородинский 

Сыр Голландский 

Зубная паста Блендамед 

Порошок Комет 

Напиток Спрайт 

Торт Наполеон, Прага, Медовик. 

Печенье Юбилейное 

Конфеты фирмы Рахат: Сказки детства, Маска, Гармония, Астана. 

Кефир Новый, Йогурт Фруттис 

Крем Бархатные ручки 

Кофе Чёрная карта. 

2. Помогите Рассеянному расставить кавычки. 

Дом отдыха Турист, пёс Шарик, газета Призыв, господин Иванов, сказка Спящая царевна, математик Ильин, духи Москва, город Москва, автомобиль Москвич, гора Алатау, журнал Мурзилка.

3. Игра «Путаница»

Река Лондон 

Город «Ассорти» 

Фирма Иртыш 

Конфеты «Атамекен» 

Автомобиль Алатау 

Горы «Ниссан» 

Сироп «Одноклассники» 

Сайт «Лазолван» 

4. Задания в группах. 

1 гр. «Меню». Сделайте заказ блюд, соблюдая правила написания.
Салат Греческий 

Салат сказка 

Салат Цезарь 

Салат Летний 

Грибной крем-суп 

Сэндвич Цезарь 

Сэндвич Охотничий 

Пицца Три сезона 

Мясная солянка 

Пельмени Сибирские 

Котлеты Пожарские 

Жаркое по-Домашнему 

Шашлык 

Вареники с картофелем 

Торт Медовый 

Коктейль Айсберг 

Фруктовый фреш 

Кофе Капучино

2 гр. «Подписка». Выбрать своей семье периодические издания для оформления выписки. Правильно записать названия газет и журналов.

Караван, Новости Приишимья, Мегаполис, Аргументы и факты 
Журналы за рулём, дружные ребята, 

Простор, центр Азии, 

Рыболов, Гурман, юный эрудит, Юный натуралист, Мурзилка. 

3 гр. «Вам письмо!» Вася Ошибкин просит вас помочь распределить в 2 столбика собственные и нарицательные существительные, обратите внимание на их написание. Вот эти слова: улица Мира, кинофильм "Дневной дозор”, сказка "Теремок”, фабрика "Баян Сулу”, шоколад "Белочка”, яхта "Беда”, конфета "Тузик”, собака Тузик, газета "Меридиан ”, город Кокшетау, река река Ишим. Спасибо большое.  

5. Приём «Копилка знаний». 

Придумать предложения со словами: Серёжка—серёжка, малыш—Малыш, Светлана—«Светлана», Рыбаков—у рыбаков, Поля—возле поля, сказки—«Сказки». Почему одни и те же слова пишутся по-разному?
Что сегодня вы должны сложить в копилку знаний?
6. Тест. Проверка усвоения материала, изученного на уроке.
1. Имена существительные собственные называют: 

а) однородные предметы 

б) единичные предметы. 

2.Нарицательные существительные пишутся: 

а) с большой буквы 

б) с маленькой буквы 

3.В какой строке все слова написаны верно: 

а) дом, мама, миша 

б) кузнец, комар, Комаров 

4.В какой строке допущена ошибка: 

а) кузнец, кузьма, кузов 

б) Кузнецов, Петров, Мухин 

Взаимопроверка. 
1.б 2. Б 3.б 4. А 

Итог урока. Стадия рефлексии. 

Домашняя работа.  Сочинить лингвистическую сказку по теме. 
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Имена существительные собственные и нарицательные. Прописная буква в собственных наименованиях." »

Конспект открытого урока по русскому языку 5 класс

Тема урока:

Имена существительные собственные и нарицательные. Прописная буква в собственных наименованиях. 

Цель урока: Актуализация и расширение знаний об именах существительных собственных и нарицательных, усвоение правила написания собственных имён существительных. 

Задачи урока:

1. Образовательные: активизировать полученные ранее знания учащихся о существительном; познакомить учеников с понятиями "собственное” и "нарицательное”; формировать умение написания имен существительных собственных и нарицательных. 

2. Развивающие: развивать речь; внимание; практические навыки по определению имен существительных собственных и нарицательных. 

3. Воспитательные: воспитывать речевую культуру; интерес к предмету, желание расширять знания. 

Оборудование: карточки с заданиями, листы достижений, памятка по теме: "Имена существительные собственные и нарицательные”.

Ход урока 

1. Орг.момент. Психологический настрой на урок. 

Учитесь с улыбкой, 

Шутите, учась! 

Любая ошибка 

Исчезнет, боясь 

Весёлой науки 

И радостных глаз. 

Учитесь без скуки- 

Как мы! В добрый час! 

2. Мобилизующий этап. Актуализация опорных знаний. 

Какой раздел русского языка мы изучаем? А какую часть речи? 

Повторение. Игра «ДаНетка». (презентация). 

Стадия вызова. Сообщение темы и цели урока. 

Стихотворение на доске. 

Она велика 

От Алтая до Каспия, 

Она широка, 

Как народа душа. 

Она же – Европа, 

Она же и Азия, 

И волны Урала, 

И всплеск Иртыша.

О чём это стихотворение? Какие существительные есть в этом стихотворном тексте? 

Как называются эти существительные? 

Итак, тема нашего урока—назовите. 

Разделите существительные этого текста на две группы по написанию первой буквы. 
Дополнительный вопрос: Почему слово родина мы можем писать и с

большой буквы, и с маленькой? 

Итак, тема нашего урока... 

Задачи: актуализировать и расширить знания о собственных и нарицательных именах существительных, их правописании. 

Форма контроля—лист достижений. За каждое задание ставите себе 1 балл или же 0 баллов, если не справились. 

Делаем общий вывод по теме: нарицательные существительные—это названия однородных предметов: страна, река, кошка, газета. 

Имена существительные собственные—это названия единичных предметов, выделяемых из однородных: Казахстан, Ишим, Мурка, Новости Приишимья. Работа с учебником. С. 227.

Из истории терминов (сообщение ученицы). 

Слово "собственный” происходит от старославянского собьство ,что означает "свое”, "личное” , "себе принадлежащее”. 

- Как называются все остальные имена существительные? 

- Почему их так называют? 

Русское слово "нарицательный” образовалось от старославянского слова нарицати – называть. 

Давайте определим, какие существительные относятся к именам собственным.  

Работа с учебником. С. 228. Построение кластера «Имена существительные собственные». 
Оформление кластера: 

– имена, отчества, фамилии людей; 

– географические названия; 

– названия литературных произведений; 

– названия исторических событий; 

– названия картин, кинофильмов, спектаклей; 

– названия предприятий; 

– клички животных. 

А как же пишутся эти особенные слова? 

Послушайте стихотворение Е. Измайлова про большую букву. Проверим, кто из вас самый внимательный. Какие важные дела у большой буквы?
Прописная буква. Читает ученик. 

(Веселые стихи) 

Буква обычная выросла вдруг, 

Выросла выше всех букв-подруг. 

Смотрят с почтением на букву подруги. 

Но почему? За какие заслуги? 

Буква расти не сама захотела, 

Букве поручено важное дело. 

Ставится в слове не зря и не просто 

Буква такого высокого роста. 

Ставится буква у строчки в начале, 

Чтобы начало все замечали. 

Имя, фамилия пишутся с нею, 

Чтобы заметней им быть и виднее, 

Чтобы звучали громко и гордо 

Имя твоё, имя улицы, города. 

Буква большая – совсем не пустяк: 

В букве большой уважения знак! 

– Какие важные дела у большой буквы? 

Все имена существительные можно разделить на две большие группы. Одни существительные пишутся с большой буквы, другие с маленькой. 
А ещё нужно помнить, что заглавия книг, фильмов, газет, журналов, названия фирм, предприятий, учреждений, музыкальных коллективов, театров, спортивных обществ, клубов, команд, марок машин, названия лекарств, продуктов и т.д. заключаются в кавычки.

Стадия осмысления. 

1. Игра «Мастер менеджмента». Запишите и прорекламируйте товары. 
Товары для рекламы: 

Хлеб Бородинский 

Сыр Голландский 

Зубная паста Блендамед 

Порошок Комет 

Напиток Спрайт 

Торт Наполеон, Прага, Медовик. 

Печенье Юбилейное 

Конфеты фирмы Рахат: Сказки детства, Маска, Гармония, Астана. 

Кефир Новый, Йогурт Фруттис 

Крем Бархатные ручки 

Кофе Чёрная карта. 

2. Помогите Рассеянному расставить кавычки. 

Дом отдыха Турист, пёс Шарик, газета Призыв, господин Иванов, сказка Спящая царевна, математик Ильин, духи Москва, город Москва, автомобиль Москвич, гора Алатау, журнал Мурзилка.

3. Игра «Путаница»

Река Лондон 

Город «Ассорти» 

Фирма Иртыш 

Конфеты «Атамекен» 

Автомобиль Алатау 

Горы «Ниссан» 

Сироп «Одноклассники» 

Сайт «Лазолван» 

4. Задания в группах. 

1 гр. «Меню». Сделайте заказ блюд, соблюдая правила написания.
Салат Греческий 

Салат сказка 

Салат Цезарь 

Салат Летний 

Грибной крем-суп 

Сэндвич Цезарь 

Сэндвич Охотничий 

Пицца Три сезона 

Мясная солянка 

Пельмени Сибирские 

Котлеты Пожарские 

Жаркое по-Домашнему 

Шашлык 

Вареники с картофелем 

Торт Медовый 

Коктейль Айсберг 

Фруктовый фреш 

Кофе Капучино

2 гр. «Подписка». Выбрать своей семье периодические издания для оформления выписки. Правильно записать названия газет и журналов.

Караван, Новости Приишимья, Мегаполис, Аргументы и факты 
Журналы за рулём, дружные ребята, 

Простор, центр Азии, 

Рыболов, Гурман, юный эрудит, Юный натуралист, Мурзилка. 

3 гр. «Вам письмо!» Вася Ошибкин просит вас помочь распределить в 2 столбика собственные и нарицательные существительные, обратите внимание на их написание. Вот эти слова: улица Мира, кинофильм "Дневной дозор”, сказка "Теремок”, фабрика "Баян Сулу”, шоколад "Белочка”, яхта "Беда”, конфета "Тузик”, собака Тузик, газета "Меридиан ”, город Кокшетау, река река Ишим. Спасибо большое.  

5. Приём «Копилка знаний». 

Придумать предложения со словами: Серёжка—серёжка, малыш—Малыш, Светлана—«Светлана», Рыбаков—у рыбаков, Поля—возле поля, сказки—«Сказки». Почему одни и те же слова пишутся по-разному?
Что сегодня вы должны сложить в копилку знаний?
6. Тест. Проверка усвоения материала, изученного на уроке.
1. Имена существительные собственные называют: 

а) однородные предметы 

б) единичные предметы. 

2.Нарицательные существительные пишутся: 

а) с большой буквы 

б) с маленькой буквы 

3.В какой строке все слова написаны верно: 

а) дом, мама, миша 

б) кузнец, комар, Комаров 

4.В какой строке допущена ошибка: 

а) кузнец, кузьма, кузов 

б) Кузнецов, Петров, Мухин 

Взаимопроверка. 
1.б 2. Б 3.б 4. А 

Итог урока. Стадия рефлексии. 

Домашняя работа. Сочинить лингвистическую сказку по теме. 









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Глазинская Евгения Анатольевна

Дата: 26.12.2014

Номер свидетельства: 148126


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства