kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок письма и развития речи "Имя существительное. Обобщение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На изучение темы в курсе преподавания «Письмо и развитие речи» в 5 классе по программе под редакциейН.Г. Галунчиковой,Э.В. Якубовскойотводится 11 уроков. Данный урок- 8.

Цель: Обобщение, закрепление и актуализация знаний об имени существительном как части речи.

Задачи:

1.Коррекционно-образовательные:

- Закрепить и актуализировать знания о грамматических признаках имени существительного как части речи.

- Закрепить правила правописания имен существительных ( собственные имена существительные, правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей на конце, правописание падежных окончаний имен существительных).

- Упражнять в согласовании имен существительных с другими частями речи.

- Обогащать активный и пассивный словарь учащихся.

2. Коррекционно-развивающие:

- Учить организации связного высказывания.

- Развивать навыки осмысленных ответов.

- Развивать все стороны речи учащихся (фонетическую, лексическую, морфологическую).

3. Коррекционно-воспитательные:

- Формировать интерес, любовь к родному языку

- Формировать навыки учебной деятельности, сотрудничество при решении учебных задач.

Просмотр содержимого документа
«урок письма в 5кл Имя существительное Обобщение.»

«Чапаевская школа-интернат»













План –конспект урока письма

и развития речи

в 5 классе

на тему: «Имя существительное. Обобщение.»















Учитель русского языка:

Дыкина Т.Ю.















2019 год.

Цель: Обобщение, закрепление и актуализация знаний об имени существительном как    части речи.

 Задачи:

1.Коррекционно-образовательные:

- Закрепить и актуализировать знания о грамматических признаках имени существительного как части речи.

- Закрепить правила правописания имен существительных ( собственные имена существительные, правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей на конце, правописание падежных окончаний имен существительных).

- Упражнять в согласовании имен существительных с другими частями речи.

- Обогащать активный и пассивный  словарь учащихся.

2. Коррекционно-развивающие:

- Учить организации связного высказывания.

- Развивать навыки осмысленных ответов.

- Развивать все стороны речи учащихся (фонетическую, лексическую, морфологическую).


3. Коррекционно-воспитательные:

- Формировать интерес, любовь к родному языку

- Формировать навыки учебной деятельности, сотрудничество при решении учебных задач.

 

Оборудование:

- Презентация «Имя существительное /5 класс/.

- Плакат – карта «Город имен существительных».

- Сигнальные карточки

- Маршрутный лист


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Добрый день, дорогие ребята. Сегодня для вас очень важный урок.

На уроке нам предстоит большая и интересная работа. Пожелаем друг другу хорошего настроения и успеха.

Открываем с вами тетради, записываем число, классная работа.

2.Основная часть урока. - Введение в тему, сообщение темы и целей занятия.

1. Посмотрите на иллюстрацию ( Слайд 1) и скажите.

Что на ней изображено? город
2. Как называют человека, который совершает поездку на поезде, автобусе, машине или другом виде транспорта?
(Пассажир)
3. Ещё одна иллюстрация. Скажите, а на ней что изображено?
улица

3.Запишем эти слова в тетради и выделим орфограммы. Словарная работа.

- Давайте проверим, правильно ли вы записали словарные слова. Посмотрите на экран (слайд 2,) сравните с записью в своей тетради. 
- Исследуйте этот ряд слов. Что в них общего?
(Все слова –имена существительные)

Представим себе, что существительное- это огромный город. В нем много улиц, площадей. По этому городу мы сегодня совершим путешествие. В путешествии нам предстоит вспомнить все, что мы изучили об этой части речи. (слайд 3)

На каждой улице этого города нас будут ждать различные испытания. На столе у вас находится маршрутный лист.

В нем указан маршрут с заданиями. В правой колонке вы будете самостоятельно оценивать свои знания. Обводим в кружочек соответствующий балл.

3 балла -полностью выполнено задание.

2 балла-1-2 ошибки,

1 балл-3 и более ошибки

Итак, начинаем наше путешествие.

Первая наша улица, которая символизирует основное значение имени существительного.

- Вспомним, что обозначают имена существительные, на какие вопросы они отвечают? (ответы детей)

Внимательно посмотрите на слайд 4

Там вы видите слова, из этих слов вам нужно выбрать все имена существительные.

  1. Повар, варить, тетрадь, цветок, цвести, старушка, облако, молодой, играть, книга, арбуз, веселый, солнце, медведь.

Слайд 5 (правильные ответы)

- Молодцы! Справились с этим заданием. А сейчас подумайте и скажите, а какие значения имен существительных существуют в речи? Что они могут обозначать? (явления природы, чувства, посуду)

- И следующее наше задание «Допиши словечко». Вам нужно записать в каждую группу существительных еще по паре слов.Слайд 6

2) Явления природы- мороз,иней( дождь снегопад, радуга…град)

Профессии-повар,учитель …

Мебель- диван,кровать…кресло

Животные- собака,…

Транспорт- машина,трактор …

Одежда-платье,юбка

Слайд 7 ( правильные ответы)

- Молодцы! И с этим задание вы справились. Не забываем оценивать свою работу.

  Продолжаем наше путешествие

. И на пути у нас следующая улица- собственных и нарицательных имен  существительных.

- Как вы думаете, почему они так называются? 

Существительные, называющие однородные предметы, являются нарицательными (ученик, учебник, страна)

Существительные, называющие единичные предметы, являются именами собственными :Москва, Рязань, Андрей.

Имена собственные могут состоять из одного или из нескольких слов (А.С. Пушкин, Н. Гарин- Михайловский)

Как пишутся имена собственные? (с большой буквы)

Жители этой улицы приготовили вам задание «Найди пару» Слайд 8

  1. город                                  Грязное

кошка                         Мурка

мальчик                                Михайлов

село                               Слава

река                                  А.С. Пушкин

поэт                               Проня

(соотнести слова с помощью стрелок) Слайд 9( правильные ответы.) Поставим себе оценку.

- Молодцы, двигаемся дальше. И следующая улица- единственного и множественного числа

.Как отличить единственное от множественного числа?(ответы учащихся)

Динамическая пауза

Здесь мы с вами немного поиграем и отдохнем.

Игра называется «Хлопаем-топаем».

- Я вам зачитываю имена существительные, если оно единственного числа-хлопаем, если множественного- топаем.

4) Книга, яблоки, бабушка, березы, розы, стол, цветы, гриб, покупки, картины, альбомы, тетрадь, руки, ботинки, сумка, портфель, бобр, машина, собака, ручки, карандаши, окно, стол.

- Молодцы! Следующее задание в маршрутных листах зад №3

В этом задании необходимо измените число существительных

5) Крыша – Дерево-

Дом – Снежки –

Морозы – Вьюги –

Взаимопроверка.

Проверим( по одному слову проверяем вслух).

Не забываем оценить свою работу.

Следующая улица одушевленных и неодушевленных предметов.Вспомним, какие существительные мы называем одушевленными, а какие неодушевленными?

Одушевленные имена существительные называют предметы живой природы. К ним задается вопрос кто?(кошка, мама, жираф)

Неодушевленные существительные называют предметы неживой природы, к ним задается вопрос что? (палка, камень , мороз)

Выполним задание № 4. Распределите слова в две колонки: одушевленные и неодушевленные существительные. 2 ученика будут выполнять у доски, остальные в тетради. Кто желает? Приступаем к заданию.

6) Сосна,снег,человек,книга,бабушка,тетрадь,жук,журнал,парта,озеро,мама, учитель,малыш.

Одушевленные неодушевленные

Два человека работают у доски (проверяем работу). Поставьте оценку.

Следующая остановка на улице называется – род имен существительных. Вспомним, какого рода могут быть имена существительные?

- Какие слова-помощники, вспомогательные слова можно добавить к мужскому роду, женскому, среднему?

Задание №5. Распределите в три колонки слова мужского, женского и среднего рода:

7) Окно, снег, клюшка, лед, дело, метель, снежок, зима, дерево, огонь, вьюга, солнце

М.р. Ж.р. Ср.р.

Снег Клюшка Окно

лёд метель дело

снежок зима дерево

огонь вьюга солнце



(Проверка по родам – 3 ученика)

Мы выполнили очередное задание и подошли к площади, которая называется Физминутка .Ее проведет Кристина.

Физминутка

Для разминки из-за парт

Поднимаемся. На старт!

Бег на месте. Веселей!

И быстрей. Быстрей, быстрей!

Делаем вперед наклоны-

Раз.два. три, четыре. Пять.

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики размять.

Начинаем приседать-

Раз, два,три, четыре, пять.

А потом прыжки на месте,

Выше прыгаем все вместе.

Руки к солнышку потянем

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться

Да прилежно, не лениться.

Отдохнули и снова в путь. Следующая улица-- улица Падежная.  Сколько падежей в русском языке?

В русском языке 6 падежей. Каждый имеет своё название и отвечает на определённый вопрос.

Что нужно сделать, чтобы правильно определить падеж имени существительного?

Чтобы определить падеж существительного в предложении, нужно найти слово, от которого зависит существительное и задать от этого слова к существительному падежный вопрос.

Задание № 6.(Слайд 10)

8) - На карточках у вас записаны предложения, в них подчёркнуты слова, падеж которых нужно определить.
Усталое солнце по небу гуляет.
Ленивая туча над лесом скучает.
На сонной берёзе щебечут синицы.
Спит ветер игривый средь поля пшеницы.
(А. Громова).
Проверка ( устная) Оцените свою работу.

Ребята, как вы думаете, какая улица у нас осталась? – склонение.

Что такое склонение?

Изменение существительных по падежам называется склонением.

-Жители приготовили нам игру «Светофор». У вас на столах лежат сигнальные карточки.

Красная- 1 склонение

Желтая-2 склонение

Зеленая-3 склонение

( правила дор. движения)

Я зачитываю вам существительные, а вы поднимаете нужную карточку, объясняя свой выбор.

9) Корабль,стена, поле, мышь, книга, тетрадь, крыльцо, ветер, змея, лягушка, портфель, мама,печь, речь .

Молодцы.

На улице прекрасная погода, еще лежит снег. Поиграем в снежки. Но снежки наши необычные .Давайте соберем снеговика

(учитель объясняет задания этой игры)

1

опушке

0) Игра «Снежная фигура»

зима

жила

леса







у

в

избушке





на



Задания:



1.Составить из слов предложение. – 1ученик

2. Найти грамматическую основу. – 2ученик

3. Определить у существительных число, род, падеж. -3 ученик



У леса на опушке жила зима в избушке.

- Наше путешествие подходит к концу. Подсчитайте количество набранных баллов и запишите на листе.

Итог урока
- Давайте подведём итог.
- О какой части речи мы вели разговор на уроке?
- Какие признаки имени существительного мы повторили? 
(Мы повторили, что имена существительные отвечают на вопросы кто?, что? Обозначают предметы. Бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные, имеют род, число, падеж и склонение).
- Какой вид работы вам особенно запомнился и понравился?
- Какие задания вызвали затруднения?
- Я надеюсь, что на последующих уроках мы вместе сможем преодолеть все сложности, которые у вас возникли.

Домашнее задание: учебник стр 232 упр. 6

Рефлексия

- Я хочу спросить, кто может сегодня про себя сказать:
- Я молодец!
- Я старался, но мне помогали.
- Не все получалось.
- Мне было лень.
- А мне понравились ваши устные ответы сегодня на уроке, понравилось, как многие из вас работали в тетрадях. Оценку «отлично» за сегодняшний урок получают ____. Хорошо работали _____, им нужно ещё чуть-чуть постараться при выполнении письменных работ в тетрадях. Сдайте на проверку маршрутные листы.
- Всем спасибо. Урок окончен



















Маршрутный лист

Фамилия имя ___________________

Тема­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Имя существительное.

Задание

Самооценка


1.


  1. Подчеркни существительные


Повар, варить, тетрадь, цветок, цвести, старуха, облако, молодой, играть, книги, арбуз, веселый, солнце, медведь


  1. « Допиши словечко»

Профессии- _____________________________________


Животные-____________________________________


Транспорт-____________________________________


Животные-__________________________________________


1 2 3

2

Собственные и нарицательные имена существительные


«Найди пару»

город Грязное

кошка Михайлов

мальчик Мурка

село Слава

улица А.С. Пушкина

поэт Центральная


1 2 3

3

Единственное и множественное число


Крыша - ___________ дерево-________________

Снежки - ____________ дом-________________

Морозы - ____________ вьюги-______________

___­­­­­­­­­­

1 2 3

4

Одушевленные и неодушевленные имена существительные


Сосна, снег, человек, книга, бабушка, тетрадь,небо, журнал,

парта,озеро,мама, сказка,автобус.


Одушевленные ________________________________________

________________________________________________-_______


Неодушевленные_______________________________________

_________________________________________________________



1 2 3

5

Род имен существительных

Распределить слова в три колонки

Окно,снег, клюшка, лед,небо, метель, снежок. Зима,серево, огонь, вьюга, солнце

М.р. ж.Р. ср.р.

________ __________ ___________-

__________ _________ _____________

_____________ __________ _____________ __________ __________ ___________




1 2 3

6

Улица Падежная

Определить падежи


Усталое солнце по небу гуляет,


Ленивая туча над лесом скучает.


На сонной березке щебечут синицы,


Спит ветер игривый средь поля пшеницы.


1 2 3

7

Склонение

Определить склонение существительных

Корабль, стена, поле, мышь, тетрадь, крыльцо, ветер, змея, лягушка, портфель, мама, печь, речь.



8

1.Составить из слов предложение.

2.Найти грамматическую основу.

3.Определить у существительных число, род, падеж.

зима

у

жила

опушке





на

леса


в

избушке






____________________________________________________


_____________________________________________________



Домашнее задание стр. 232 упражнение 6





1 2 3













Итого








Самоанализ урока письма и развития речи

Урок письма и развития речи был проведён в 5 классе согласно календарно-тематическому планированию. Тема урока « Имя существительное. Обобщение». На изучение темы в курсе преподавания «Письмо и развитие речи» в 5 классе по программе под редакцией Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской отводится 11 уроков. Данный урок- 8.

Цель: Обобщение, закрепление и актуализация знаний об имени существительном как    части речи.

 Задачи:

1.Коррекционно-образовательные:

- Закрепить и актуализировать знания о грамматических признаках имени существительного как части речи.

- Закрепить правила правописания имен существительных ( собственные имена существительные, правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей на конце, правописание падежных окончаний имен существительных).

- Упражнять в согласовании имен существительных с другими частями речи.

- Обогащать активный и пассивный  словарь учащихся.

2. Коррекционно-развивающие:

- Учить организации связного высказывания.

- Развивать навыки осмысленных ответов.

- Развивать все стороны речи учащихся (фонетическую, лексическую, морфологическую).


3. Коррекционно-воспитательные:

- Формировать интерес, любовь к родному языку

- Формировать навыки учебной деятельности, сотрудничество при решении учебных задач.

 

Оборудование:

- Презентация «Имя существительное /5 класс/.

- Плакат – карта «Город имен существительных».

- Сигнальные карточки

- Маршрутный лист

- Рабочие тетради

- Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений «Русский язык» 5 класс, под редакцией Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской



Урок был построен на основе использования современных образовательных технологий- ИКТ, технологии здоровьесбережения (двигательные физминутки, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся, Санпин),


По типу урока - это урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) на основе системно - деятельностного подхода. В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная, дифференцированная. А также использовано оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

Свой урок я строила в соответствии с программой, используя информационно-коммуникативные технологии. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было использовать имеющиеся знания . Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска пятиклассников, соответствовал их жизненному опыту. Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.

Учебный материал урока соответствовал принципу доступности и был посилен для учеников пятого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт этого содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей учеников.

Таким образом, решение задач урока способствовало достижению его цели.





Просмотр содержимого презентации
«Презентация. Имя существительное»

Словарная работа

Словарная работа

  • Гор о д
  • П а сс а жир
  • Ул и ца
Выбери имена существительные  Повар, варить, тетрадь, цветок, цвести, старушка, облако, молодой, играть, книга, арбуз, веселый, солнце, медведь.

Выбери имена существительные

Повар, варить, тетрадь, цветок, цвести, старушка, облако, молодой, играть, книга, арбуз, веселый, солнце, медведь.

Правильный ответ

Правильный ответ

  • Повар, тетрадь, цветок , старушка, облако, книга, арбуз, солнце, медведь.
Допиши словечко.

Допиши словечко.

  • Профессии-повар, …
  • Мебель-диван, …
  • Животные- собака,…
  • Транспорт- машина, …
  • Одежда-платье, …
Найди пару

Найди пару

  • город                                  Грязное
  • кошка                         Мурка
  • мальчик                               Михайлов
  • село                               Слава
  • река                                  А.С. Пушкин
  • поэт                               Проня
Правильный ответ

Правильный ответ

  • город                                  Грязное
  • кошка                         Мурка
  • мальчик                                Михайлов
  • село                               Слава
  • река                                  А.С. Пушкин
  • поэт                               Проня
  • город-Михайлов село Грязное
  • кошка Мурка река Проня
  • мальчик Сева поэт А.С. Пушкин
Измени число.  Крыша – Дерево-  Дом – Снежки –  Морозы – Вьюги –

Измени число.

Крыша – Дерево-

Дом – Снежки –

Морозы – Вьюги –

Распредели слова в две колонки:  одушевленные и неодушевленные сосна, снег, человек, книга, бабушка, тетрадь, жук, журнал, парта, озеро, мама, учитель, малыш.

Распредели слова в две колонки: одушевленные и неодушевленные

сосна, снег, человек, книга, бабушка, тетрадь,

жук, журнал, парта, озеро,

мама, учитель, малыш.

Правильный ответ Одушевленные Неодушевленные существительные существительные

Правильный ответ

Одушевленные

Неодушевленные существительные

существительные

  • человек
  • бабушка
  • жук
  • мама
  • учитель
  • малыш
  • сосна
  • снег
  • книга
  • тетрадь
  • журнал
  • парта
  • озеро
Распределить в три колонки существительные  Окно, снег, клюшка, лёд, дело, метель, снежок, зима, дерево, огонь, вьюга, солнце.

Распределить в три колонки существительные

Окно, снег, клюшка, лёд, дело, метель, снежок, зима, дерево, огонь, вьюга, солнце.

Определить падеж в выделенных словах  Усталое солнце по небу  гуляет.  Ленивая туча над лесом скучает.    На сонной берёзе щебечут синицы.  Спит ветер игривый средь поля пшеницы.   (А. Громова).

Определить падеж в выделенных словах

Усталое солнце по небу гуляет.

Ленивая туча над лесом скучает.

На сонной берёзе щебечут синицы.

Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

(А. Громова).

Снежная фигура   зима у опушке 1.Составить из слов предложение  2. Найти грамматическую основу .  3. Определить у существительных число, род, падеж.   жила леса избушке на в

Снежная фигура

зима

у

опушке

  • 1.Составить из слов предложение
  • 2. Найти грамматическую основу .
  • 3. Определить у существительных число, род, падеж.

 

жила

леса

избушке

на

в


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок письма и развития речи "Имя существительное. Обобщение"

Автор: Дыкина Татьяна Юрьевна

Дата: 04.01.2020

Номер свидетельства: 534382

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Открытый урок на тему : "Космическое путешествие по Галактике Имя существительное  " "
    ["seo_title"] => string(94) "otkrytyi-urok-na-tiemu-kosmichieskoie-putieshiestviie-po-galaktikie-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "215575"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432730842"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Открытый урок на тему "Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(49) "otkrytyi-urok-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "143928"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418624028"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) ""Имя существительное - часть речи удивительная!" "
    ["seo_title"] => string(54) "imia-sushchiestvitiel-noie-chast-riechi-udivitiel-naia"
    ["file_id"] => string(6) "166540"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422972103"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-padiezhi-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "168613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423251978"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "ИМЯ ?СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ "
    ["seo_title"] => string(31) "imia-dwaegsushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "203887"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429553324"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства