Правописание гласных о - е после шипящих в суффиксах существительных
Правописание гласных о - е после шипящих в суффиксах существительных
Предлагается разработка конспекта урока для 6 класса по теме"Правописание гласных о - е после шипящих в суффиксах существительных" и его анализ с использованием приемов обучения по сингапурской системе.
Цель: дать понятие о правописании гласных О и Е после шипящих в суффиксах существительных; содействовать формированию умения писать гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных ; обосновывать выбор гласной О и Е после шипящих в суффиксах существительных; обобщить правописание О и Е после шипящих в корне, окончании, суффиксах существительных; воспитание интереса к русскому языку
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Правописание гласных о - е после шипящих в суффиксах существительных»
Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных
Цель: дать понятие о правописании гласных О и Е после шипящих в суффиксах существительных; содействовать формированию умения писать гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных ; обосновывать выбор гласной О и Е после шипящих в суффиксах существительных; обобщить правописание О и Е после шипящих в корне, окончании, суффиксах существительных; воспитание интереса к русскому языку.
Оборудование : карточки, учебник для 6 класса( Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, О.М.Александрова, Л.Т.Григорян, И. И. Кулибаба)
Ход урока : 1 Проверка Д) з упр.251 (повтор. Орф. 14, 18)
2. Актуализация.
1) Беседа
- Когда пишутся Ё –О после шипящих в корне слова?(орф.14) примеры
-Когда пишутся О - Е после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных?(орф.18)примеры
2) Орфографическая разминка.
- Как называется плод дуба?(жёлудь)
- Цвет одуванчика ?(жёлтый)
- предмет для чистки зубов?(щётка)
- профессиональный наездник на скачках?(жокей)
- водитель автомобиля?(шофёр)
- в саду слышен шум и …(шорох)
- все дети любят сладкий?(шоколад)
3) Индивидуальная работа по карточкам (о –е после шипящих в корне и окончаниях существительных и прилагательных)
Вариант №1
Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.
Душистый горошек ползёт по прутику, цепляется за него усиками.
Жили – были кот, дрозд да петушок - золотой гребешок.
- Сравните слова ГОРОШЕК, ПЕТУШОК, ГРЕБЕШОК.( сингл раунд робин) – уч-ся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз
- Чем они похожи и чем отличаются?( Корень каждого из этих слов оканчивается на шипящий звук, но в суффиксе слова горошек после шипящего пишется Е, а в суффиксе слов петушок, гребешок – О)
- От чего зависит выбор гласных после шипящих ( от ударения)
- Какую цель мы ставим на уроке? Что вы должны знать?
- Что должны уметь? (научиться правильно писать гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных)
Б) Работа с учебником. Прочитать орфограмму № 35 стр.106
4. Выработка умений и навыков.
А) Распределительный диктант(распределить слова с гласными о и е после шипящих в суффиксе существительных на 2 столбика) О – Е(выписываем только существительные)
Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни : (подумай – запиши –обсуди в команде- финк райт –раунд робин)
1)Маленький – маленький мужич..к, а острый топорок (пчела)
2) Сеюсь как из сита, но не порош..к.заползаю в жито, но не червяч..к(дождь)
3) Красный колпач..к надет на суч..к (малина)
4) На полянке девч..нки в белых рубаш..нках, в зелёных полушалках (берёзы)
5) В синем меш..чке белых пуговок полно.(небо, звёзды)
6) По горной поляне невидимый пастуш..к белых барашков гоняет( ветер, облака)
7)Маленькая собач..нка не лает, не бает, а больно кусает( пчела)
Н А ДОСКЕ :
В) Задание по группам. Образовать однокоренные слова с гласными О и Е после шипящих в суффиксах существительных, выделить суффикс. Обсудить в группах: какое значение суффикс придаёт образованным существительным(уч-ся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу 1 раз - сингл раунд робин )
Д)Запись под диктовку. Работа в группах: обсуди и сделай вывод, когда в корне, суффиксе и окончании после шипящих пишется О - Е, Ё ( каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течение определённого количества времени – таймд раунд робин )
Пирож..к лишь разломила да кусоч..к прикусила.
Ш..рстка ч..рна соболя, очи ясна сокола.
Герасим толкнул дверь плеч..м и ввалился в дом со своей нош..й.
( В корне после шипящих под ударением пишется Ё. Слова – исключения : крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон)
( В суффиксах существительных после шипящих под ударением пишется О, без ударения – Е)
( В окончании существительных после шипящих и Ц под ударением пишется О, без ударения – Е)
5. Домашнее задание. Упр.253; или записать, используя словосочетания, сочинение – миниатюру «В зимнем лесу».
Пушистый снеж..к, кусоч..к зимнего неба, храбрый зайч..нок, удивительная девч..нка, застывшая реч..нка, великолепный овраж..к, молодой сосняч..к.
3 - 2 - 1
3 Какие значения суффиксов вы узнали?
2 Когда в суффиксах существительных после шипящих пишется о - е?
1 От чего зависит правописание суффиксов существительных после шипящих? (от ударения)
Вариант №1
Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.
Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни: 1)Маленький – маленький мужич..к, а острый топорок .
Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни : 2)Сеюсь как из сита, но не порош..к, заползаю в жито, но не червяч..к.
Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни :
3) Красный колпач..к надет на суч..к .
Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни :
4) На полянке девч..нки в белых рубаш..нках, в зелёных полушалках .
Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни :
5) В синем меш..чке белых пуговок полно.
Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни :
6) По горной поляне невидимый пастуш..к белых барашков гоняет.
Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни : 7)Маленькая собач..нка не лает, не бает, а больно кусает.
Образовать однокоренные слова с гласными О и Е после шипящих в суффиксах существительных, выделить суффикс, по образцу : берег – Бережок. Обсуди в группах: какое значение суффикс придаёт образованным существительным
Башмак, друг, пятак, сапог.
Образовать однокоренные слова с гласными О и Е после шипящих в суффиксах существительных, выделить суффикс, по образцу : волк – волчонок. Обсуди в группах: какое значение суффикс придаёт образованным существительным
Медведь, кукушка, галка, лягушка
Образовать однокоренные слова с гласными О и Е после шипящих в суффиксах существительных, выделить суффикс, по образцу собака – собачонка. Обсуди в группах: какое значение суффикс придаёт образованным существительным
Одежда, книга, шапка, бумажка.
Самоанализ урока
Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных
Урок проведён в русском классе, шестиклассники отличаются любознательностью. Желанием учиться и познавать новое, но есть в классе учащиеся со слабо развитыми познавательными интересами и повышенной утомляемостью.( 4 чел.)
Цель : дать понятие о правописании гласных О и Е после шипящих в суффиксах существительных; содействовать формированию умения писать гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных ; обосновывать выбор гласной О и Е после шипящих в суффиксах существительных; обобщить правописание О и Е после шипящих в корне, окончании, суффиксах существительных; воспитание интереса к русскому языку.
Тип данного урока: сообщение новых знаний
Этапы урока направлены на совершенствование знаний, умений и навыков, а также использование их в нестандартной ситуации.
По содержанию учебно - познавательной деятельности учащихся выбраны методы от репродуктивного до проблемно - поискового
На содержание работали приёмы и формы: индивидуальная , самостоятельная работа.
В ходе урока были использованы обучающие структуры:
Сингл раунд робин (учащиеся проговаривали ответы на данный вопрос по кругу 1 раз)
Финк райт –раунд робин (учащиеся обдумывали высказывание на вопрос, записывали и по очереди обсуждали свои ответы в команде)
Раунд тейбл (учащиеся по очереди выполняли письменную работу по кругу на одном листе бумаги)
Таймд раунд робин ( каждый ученик проговаривал ответ в команде по кругу в течение определённого количества времени)
3 – 2 - 1
На данном уроке помимо предметных навыков формировала такие общепредметные навыки :
1. Учебно – организационные: (подвели итог урока)
2. Учебно – информационные : ( работа с учебником)
3. Учебно – интеллектуальные (перечислены выше)
4.Учебно – коммуникативные умения и навыки формировались за счёт устной монологической речи, умения управлять собственным вниманием, умением слушать.
Выбранные методы и формы работы, использованные приёмы способствовали совершенствованию знаний, умений и навыков по обозначенной теме и работали на цель урока.
Считаю, что урок проходил в оптимальном режиме, достиг цели.