Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент. (1-2 минуты)
Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок.
- Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится.
Открыли тетради, записали число, классная работа, слово «тема».
Тема урока закрыта.
Включение в деятельность.Учащиеся слушают учителя, настраиваются на работу.
Актуализация знаний.
Тест.
Взаимопроверка.
Формулирование задач урока.
- Напомните мне, пожалуйста, тему прошлого урока.( « Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в ед. числе»)
- Чтобы проверить уровень усвоения данной темы, предлагаю вам выполнить тест.
- Передайте работы по часовой стрелке. Проверьте. Оцените. Верните. Поднимите руки, у кого оценка «5»,»4».,»3». Передайте работы мне.
- Прочитайте тему урока сегодня. ( открывается тема урока)
«Правописание –о- е- ё после шипящих и –ц- в корне, суффиксе, окончании существительных»
- Запишите в тетрадь.
Опираясь на тему урока и опорные слова, сформулируйте задачи урока.
Повторить… знания о правописании гласных –о- е- ё после шипящих и –ц- в корне, суффиксе, окончании существительных
Учиться… правильно писать слова с этими орфограммами.
Выполнение теста по пройденной теме.
Записывают в тетрадь тему урока.
Формулируют задачи урока.
Постановка проблемы (основного вопроса урока).
Исследование. Наблюдение над словами.
Проблемная ситуация.
- Посмотрите на слова и попробуйте определить основной вопрос урока.
( над чем мы будем сегодня работать? ) будем определять какую гласную букву – О - Ё – или - Е - нужно писать после шипящего и – ц -
чёлка доченька плащом
шёлк реченька чертежом
щётка бельчонок тучей
жёлтый зайчонок свинцом
- Возникла ли проблема при определении гласной буквы ?
Проблема заключается в выборе гласной буквы.
- От чего зависит написание гласных - о – ё –е -? ( от позиции ( места нахождения ) буквы, от ударения)
Исследуют условия учебной задачи, анализируют, осознанно строят речевые высказывания, формулируют задание.
Работа со словами, формулирование проблемного вопроса.
Фронтальная работа со схемами.
Работа в группах.
Обсуждение в группах.
- Прочитайте схемы.
- Назовите опознавательный признак орфограммы. (наличие шипящего или –ц-)
- От чего зависит написание гласных - о – ё – е - ? ( от позиции ( места нахождения ) буквы, от ударения)
-А теперь задание в группах.
1 группа – раскроет, проиллюстрирует 1 часть схемы. Что это значит?
Доказать примерами – словами из карточки.
2 группа – раскроет, проиллюстрирует 2 часть схемы.
3 группа – раскроет, проиллюстрирует 3 часть схемы.
Карточка.
Ш…пот, полович…к, книж…нка , ш. рох, ж. рдочка, девч. нка, борщ.м, ч.ртик,
доч.нька, барсуч…к, мяч…м, задач…й, крыж…вник, свеч…й, пейзаж…м.
Запись в тетради с обозначением морфемы и ударения. Подчеркнуть гласные буквы.
Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.
Проверка.
Физминутка.
Работа с текстом.
Самопроверка по образцу
7. Оценивание работы группы.
Обсуждение в группах.
Выступление лидеров.
- Зачитывают с места.
1 группа – ш…пот, ш. рох, ж. рдочка, ч.ртик, крыж…вник
2 группа – полович…к, книж…нка , девч. нка, доч.нька, барсуч…к.
3 группа - борщ.м, мяч…м, задач…й, свеч…й, пейзаж…м.
Самооценивание по критериям.
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
А теперь вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.
НАМ ВСЕ ПРАВИЛА НИПОЧЕМ.
Шёпоты и шорох неслись из лесной чащобы. Старичок- лесовичок с диковинной трещоткой в маленькой ручонке шёл по заросшей просеке. На нем была рубашонка и потёртые шорты. На голове красовалась ещё прадедова шапчонка, а на кривых ножонках – стоптанные кроссовки.
Старичок- лесовичок – известный обжора.в его кухоньке есть всевозможные яства: шоколад, крыжовник, ветчина, варенье.
- Прочитайте текст.
- Чем интересен или необычен текст? ( много слов на тему урока)
- Определите тему текста. ( о старичке – лесовичке)
- Подумайте, почему текст называется «НАМ ВСЕ ПРАВИЛА НИПОЧЕМ»?
- Давайте попробуем ответить на этот вопрос после выполнения задания.
Задание:
Найти в тексте слова с гласными буквами –о –ё –е – после шипящих и – ц- в разных частях слова, заполнить таблицу.
- Есть группа, которая правильно выполнила задание?
- Сколько ошибок допустила 1 группа? 2 группа? 3 группа?
- Что вызвало затруднение?
- Определите для себя, над чем вам нужно будет поработать дома.
- Попробуйте еще раз ответить на вопрос, почему текст называется «НАМ ВСЕ ПРАВИЛА НИПОЧЕМ»?
- Мы подошли к самому интересному, на мой взгляд, заданию.
- Вам нужно придумать продолжение истории о старичке – лесовичке.
Выполнить это задание вам помогут картинки и слова.
Паучок, пенёчек, грибочек, Жучок, лягушонок, бельчонок, зайчонок, медвежонок, волчонок, гамачок, пчёлка, на плечо, чайничек, на бочок, дороженька, ученый старичок, красивым пейзажем,
Слушают выступления группы
Итог урока. Рефлексия
- Какая проблема была в начале урока?
Решили мы с вами эту проблему, как вы считаете?
- Отчего зависти выбор гласной буквы?
«Светофор»
Ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета.
Красный – нет (что не понравилось, ошибки),
желтый – не совсем (сомнения, трудности)
зеленый – да (что понравилось, что получилось).
Возвращение к цели урока, ее формулировка, ответы на вопросы.
Домашнее задание.
Учебник
Запись в дневниках