kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка «Правописание –о- е – ё- после шипящих и –ц- в корне, суффиксе, окончании существительных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный  момент. (1-2 минуты)

Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. 

- Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится.  

Открыли тетради, записали число, классная работа, слово «тема».

Тема урока закрыта.

Включение  в деятельность.Учащиеся слушают учителя, настраиваются на работу.

Актуализация знаний.

Тест.

Взаимопроверка.

Формулирование   задач урока.

 - Напомните мне, пожалуйста, тему прошлого урока.( « Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в ед. числе»)

 -  Чтобы  проверить уровень усвоения  данной темы, предлагаю вам выполнить тест.

- Передайте работы по часовой стрелке. Проверьте. Оцените. Верните. Поднимите руки, у кого оценка «5»,»4».,»3». Передайте работы мне.

 - Прочитайте тему урока сегодня. ( открывается тема урока)

 «Правописание –о- е- ё   после шипящих и –ц- в корне, суффиксе, окончании существительных»

- Запишите в тетрадь.

Опираясь на тему урока и опорные слова, сформулируйте задачи урока.

  Повторить…  знания о правописании  гласных  –о- е- ё   после шипящих и –ц- в корне, суффиксе, окончании существительных

  Учиться…   правильно писать слова с этими орфограммами.

Выполнение теста по пройденной теме.

Записывают в тетрадь тему урока.

Формулируют задачи урока.

Постановка проблемы (основного вопроса урока).

Исследование. Наблюдение над словами.

Проблемная ситуация.

- Посмотрите на  слова    и попробуйте определить   основной вопрос урока.

( над чем мы будем сегодня работать? ) будем определять какую гласную букву – О  - Ё – или -  Е -  нужно писать   после  шипящего и – ц -

чёлка                     доченька                плащом 

шёлк                      реченька               чертежом

щётка                     бельчонок                 тучей

жёлтый                  зайчонок                свинцом

 -   Возникла ли проблема при определении гласной буквы ? 

 Проблема  заключается   в выборе гласной буквы.

 - От чего зависит написание гласных - о – ё –е -? ( от позиции ( места нахождения ) буквы, от ударения)

Исследуют условия учебной задачи, анализируют, осознанно строят речевые высказывания, формулируют задание.

Работа со словами, формулирование проблемного вопроса.

Фронтальная работа со схемами.

Работа в группах.

   Обсуждение в группах.

- Прочитайте схемы.

- Назовите  опознавательный признак орфограммы. (наличие  шипящего или –ц-)

- От чего зависит написание гласных - о – ё – е - ? ( от позиции ( места нахождения ) буквы, от ударения)

  -А теперь задание в группах.

1 группа – раскроет, проиллюстрирует  1 часть схемы. Что это значит?

              Доказать примерами – словами из карточки.

2 группа – раскроет, проиллюстрирует  2 часть схемы. 

3 группа – раскроет, проиллюстрирует  3 часть схемы. 

Карточка.

 Ш…пот,  полович…к, книж…нка ,  ш. рох,  ж. рдочка, девч. нка, борщ.м, ч.ртик,

доч.нька, барсуч…к,  мяч…м, задач…й, крыж…вник, свеч…й, пейзаж…м.

 Запись в тетради с обозначением морфемы и ударения. Подчеркнуть гласные буквы.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

  Проверка.

Физминутка.

Работа с текстом.

 Самопроверка по образцу

7.    Оценивание работы группы.

Обсуждение в группах.

Выступление лидеров.

 - Зачитывают с места.

1 группа –  ш…пот,     ш. рох,   ж. рдочка,   ч.ртик, крыж…вник

2 группа –    полович…к,  книж…нка ,    девч. нка,   доч.нька,  барсуч…к.

3 группа -   борщ.м,  мяч…м, задач…й,  свеч…й, пейзаж…м.

Самооценивание по критериям.

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

 А теперь вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.

НАМ ВСЕ ПРАВИЛА НИПОЧЕМ.

 Шёпоты и шорох неслись из лесной чащобы. Старичок- лесовичок с диковинной трещоткой в маленькой ручонке шёл по заросшей просеке. На нем была рубашонка и потёртые шорты. На голове красовалась ещё прадедова шапчонка, а на кривых ножонках – стоптанные кроссовки.

Старичок- лесовичок – известный обжора.в его кухоньке есть всевозможные яства: шоколад, крыжовник, ветчина, варенье.

- Прочитайте текст.

 - Чем интересен или необычен текст? ( много слов на тему урока)

  -  Определите тему текста. ( о старичке – лесовичке)

 - Подумайте, почему текст называется «НАМ ВСЕ ПРАВИЛА НИПОЧЕМ»?

- Давайте попробуем ответить на этот вопрос после выполнения задания.

Задание:

Найти в тексте слова с  гласными буквами –о –ё –е – после шипящих и – ц- в разных частях слова, заполнить таблицу.

  - Есть группа, которая правильно выполнила задание?

- Сколько ошибок допустила 1 группа? 2 группа? 3 группа?

 - Что вызвало затруднение?

 - Определите для себя, над чем вам нужно будет поработать дома.

 - Попробуйте еще раз ответить на вопрос, почему текст называется «НАМ ВСЕ ПРАВИЛА НИПОЧЕМ»?

 - Мы подошли к самому интересному, на мой взгляд, заданию.

 - Вам нужно придумать продолжение истории о старичке – лесовичке.

Выполнить это задание вам помогут картинки и слова.

 Паучок, пенёчек, грибочек, Жучок, лягушонок, бельчонок, зайчонок, медвежонок, волчонок, гамачок, пчёлка, на плечо, чайничек, на бочок, дороженька, ученый старичок, красивым пейзажем,

Слушают выступления  группы

Итог урока. Рефлексия

 - Какая проблема была в начале урока?

 Решили мы с вами эту проблему, как вы считаете?

 - Отчего зависти выбор гласной буквы?

 «Светофор»

    Ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета.

Красный – нет (что не понравилось, ошибки),

желтый – не совсем (сомнения, трудности)

зеленый – да (что понравилось, что получилось).

Возвращение к цели урока, ее формулировка, ответы на вопросы.

Домашнее задание.

Учебник

Запись в дневниках

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока русского языка «Правописание –о- е – ё- после шипящих и –ц- в корне, суффиксе, окончании существительных»»

Тип урока: «Правописание –о- е – ё- после шипящих и –ц- в корне, суффиксе, окончании существительных»

Цели урока:

  1. Образовательные:

  • формировать умения применять правило написания О-Е после шипящих.

  • отработать способы действия при выборе написания О-Е в после шипящих;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические умения.

  1. Развивающие:

  • Развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

  • умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • умения анализировать, сравнивать, обобщать;

  • умение применять новые знания;

  • Умение опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  1. Воспитательные:

  • формировать взаимодействие учащихся в парной работе на основе уважения друг к другу.

Ожидаемые результаты:

А- уметь видеть опознавательный признак орфограммы, позицию гласной буквы в слове, использовать правило в решении практических задач( в том числе и усложненного характера), объяснять выбор гласной с опорой на источник, оценивать себя и действия других учащихся.

Б - уметь видеть опознавательный признак орфограммы , позицию гласной буквы в слове ,использовать правило в решении стандартных практических задач, контактировать в группе с другими учащимися. Высказывать свою точку зрения, аргументируя теорией вопроса, оценивать себя.

С - уметь определять опознавательный признак орфограммы , позицию гласной буквы в слове с помощью учащихся, применять правило в стандартной ситуации при участии учителя или консультанта.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент. (1-2 минуты)

Мотивация к учебной деятельности.


Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. 

- Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится.

Открыли тетради, записали число, классная работа, слово «тема».

Тема урока закрыта.

Включение в деятельность .Учащиеся слушают учителя, настраиваются на работу .

Актуализация знаний.

Тест.


Взаимопроверка.




Формулирование задач урока.

- Напомните мне, пожалуйста, тему прошлого урока.( « Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в ед. числе»)

- Чтобы проверить уровень усвоения данной темы, предлагаю вам выполнить тест.

- Передайте работы по часовой стрелке. Проверьте. Оцените. Верните . Поднимите руки, у кого оценка «5»,»4».,»3». Передайте работы мне.



- Прочитайте тему урока сегодня. ( открывается тема урока)

«Правописание –о- е- ё после шипящих и –ц- в корне, суффиксе, окончании существительных»

- Запишите в тетрадь.

Опираясь на тему урока и опорные слова, сформулируйте задачи урока.

Повторить… знания о правописании гласных –о- е- ё после шипящих и –ц- в корне, суффиксе, окончании существительных

Учиться правильно писать слова с этими орфограммами.


Выполнение теста по пройденной теме.






Записывают в тетрадь тему урока.

Формулируют задачи урока.



Постановка проблемы (основного вопроса урока).


Исследование. Наблюдение над словами.






Проблемная ситуация.

- Посмотрите на слова и попробуйте определить основной вопрос урока.

( над чем мы будем сегодня работать? ) будем определять какую гласную букву – О - Ё – или - Е - нужно писать после шипящего и – ц -

чёлка доченька плащом 

шёлк реченька чертежом

щётка бельчонок тучей

жёлтый зайчонок свинцом


- Возникла ли проблема при определении гласной буквы ?

Проблема заключается в выборе гласной буквы.

- От чего зависит написание гласных - о – ё –е -? ( от позиции ( места нахождения ) буквы, от ударения)


Исследуют условия учебной задачи, анализируют, осознанно строят речевые высказывания, формулируют задание.


Работа со словами, формулирование проблемного вопроса.


Фронтальная работа со схемами.











Работа в группах.

Обсуждение в группах.








- Прочитайте схемы.

- Назовите опознавательный признак орфограммы. (наличие шипящего или –ц-)

- От чего зависит написание гласных - о – ё – е - ? ( от позиции ( места нахождения ) буквы, от ударения)



-А теперь задание в группах.

1 группа – раскроет , проиллюстрирует 1 часть схемы. Что это значит?

Доказать примерами – словами из карточки.

2 группа – раскроет, проиллюстрирует 2 часть схемы.


3 группа – раскроет, проиллюстрирует 3 часть схемы.

Карточка.

Ш…пот, полович…к , книж…нка , ш.. рох, ж.. рдочка , девч.. нка, борщ..м , ч..ртик,

доч..нька, барсуч…к, мяч…м , задач…й, крыж…вник, свеч…й, пейзаж…м.

















Запись в тетради с обозначением морфемы и ударения. Подчеркнуть гласные буквы.


Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.


Проверка.











Физминутка.















Работа с текстом.









 Самопроверка по образцу

7.    Оценивание работы группы.



Обсуждение в группах.


Выступление лидеров.


- Зачитывают с места.


1 группа – ш…пот, ш.. рох, ж.. рдочка , ч..ртик, крыж…вник


2 группа – полович…к , книж…нка , девч.. нка, доч..нька, барсуч…к.


3 группа - борщ..м , мяч…м , задач…й, свеч…й, пейзаж…м.


Самооценивание по критериям.


Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

 А теперь вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.






НАМ ВСЕ ПРАВИЛА НИПОЧЕМ.

Шёпоты и шорох неслись из лесной чащобы. Старичок- лесовичок с диковинной трещоткой в маленькой ручонке шёл по заросшей просеке. На нем была рубашонка и потёртые шорты. На голове красовалась ещё прадедова шапчонка, а на кривых ножонках – стоптанные кроссовки.

Старичок- лесовичок – известный обжора.в его кухоньке есть всевозможные яства: шоколад, крыжовник, ветчина, варенье.


- Прочитайте текст.

- Чем интересен или необычен текст? ( много слов на тему урока)

- Определите тему текста. ( о старичке – лесовичке)

- Подумайте, почему текст называется «НАМ ВСЕ ПРАВИЛА НИПОЧЕМ»?


- Давайте попробуем ответить на этот вопрос после выполнения задания.

Задание:

Найти в тексте слова с гласными буквами –о –ё –е – после шипящих и – ц- в разных частях слова, заполнить таблицу.



- Есть группа, которая правильно выполнила задание?

- Сколько ошибок допустила 1 группа? 2 группа? 3 группа?

- Что вызвало затруднение?

- Определите для себя, над чем вам нужно будет поработать дома.

- Попробуйте еще раз ответить на вопрос , почему текст называется «НАМ ВСЕ ПРАВИЛА НИПОЧЕМ»?



- Мы подошли к самому интересному, на мой взгляд, заданию.

- Вам нужно придумать продолжение истории о старичке – лесовичке.

Выполнить это задание вам помогут картинки и слова.

Паучок, пенёчек, грибочек, Жучок, лягушонок, бельчонок, зайчонок, медвежонок, волчонок, гамачок, пчёлка, на плечо, чайничек, на бочок, дороженька, ученый старичок, красивым пейзажем,


 

Слушают выступления группы




































Итог урока. Рефлексия




- Какая проблема была в начале урока?

Решили мы с вами эту проблему, как вы считаете?

- Отчего зависти выбор гласной буквы?


«Светофор»

Ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета.

Красный – нет (что не понравилось, ошибки),

желтый – не совсем (сомнения, трудности)

зеленый – да (что понравилось, что получилось).



Возвращение к цели урока, ее формулировка, ответы на вопросы.




Домашнее задание.



Учебник


Запись в дневниках




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Чуманина Наталия Валентиновна

Дата: 30.03.2016

Номер свидетельства: 312594

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока русского языка в 6 классе по УМК М.Т.Баранова и др. "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-po-umk-m-t-baranova-i-dr"
    ["file_id"] => string(6) "130886"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416017909"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект урока русского языка по теме: « Буквы е и ё после шипящих в суффиксах  страдательных причастий прошедшего времени» "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-bukvy-ie-i-io-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-stradatiel-nykh-prichastii-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "174288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424105738"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Конспект урока русского языка 5 класс ФГОС по теме: " Правописание букв О и Е в суффиксах и окончаниях имен существительных""
    ["seo_title"] => string(118) "konspiekturokarusskoghoiazyka5klassfgospotiemiepravopisaniiebukvoiievsuffiksakhiokonchaniiakhimiensushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "302187"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457086331"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока на тему: " Гласные о и е после шипящих  в суффиксах существительных" "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-na-tiemu-glasnyie-o-i-ie-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "182290"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425487423"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Конспект урока на тему : "О, Е после шипящих и ц в суффиксах, окончаниях существительных и прилагательных». "
    ["seo_title"] => string(124) "konspiekt-uroka-na-tiemu-o-ie-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-suffiksakh-okonchaniiakh-sushchiestvitiel-nykh-i-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "180107"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425125403"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства