4) взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи,
4) способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета
1) Организационный этап.
3) Открытие нового знания.
5) Первичное закрепление. Тренировочные упражнения .
1 | Этап | Формируемые УУД Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Технология |
| Организационный момент | Цель: Подготовка учащихся к работе. Создание доброжелательной атмосферы. УУД: личностные,коммуникативные | Здравствуйте, ребята! Повернитесь, пожалуйста, друг к другу лицом, посмотрите своему однокласснику. Пожелайте друг другу успехов в работе по теме урока. | Приветствуют учителя | |
2. | Актуализация знаний Постановка проблемы Подведение к озвучиванию темы урока и формулировка цели урока Постановка учебной задачи | Цель: актуализировать знания детей по теме «Приставка» УУД: Регулятивные Коммуникативные ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность УУД: познавательные коммуникативные | 1.Проверка домашнего задания. 2. Фронтальный опрос. 1. Что такое приставка? 2. Какие вы знаете приставки? 3. Как найти приставку в слове? 4. Вспомните правило написания приставок. 5. А сейчас будет задание: подобрать каждому «отрезку» слова подходящую приставку и прочитаем получившиеся слова. Слайд №1. …дельник …порядок …трепенуться …чезнуть …конечный …жалобить Теперь попробуйте написать эти слова в тетради. Сравните ваши записи (правильный ответ на слайде№2) -С какой проблемой вы столкнулись? В какой части слова допустили ошибку? О чём мы сегодня будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока. Какую цель поставим перед собой на уроке? (научиться правильно писать слова с приставками на –з, -с) Чтобы достичь цели, какие задачи нам надо решить? (1. Выяснить, когда на конце приставок пишется -з, когда –с. 2. Потренироваться в написании слов с этими приставками. 3.Повторить звонкие и глухие согласные) 4.Научиться применять изученное правило. –Запишем число и тему урока. | Ведётся беседа Дети формулируют тему, цель и задачи урока Записывают число и тему урока | |
3. | Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения и его реализация. | ЦЕЛЬ: спланировать дальнейшую деятельность УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные | Слайд №3 А теперь я хочу обратить ваше внимание на проектор. Даны слова попарно. Прочитаем их, выделяем приставки: Разрезать растолкать Возгордиться–восходить Низвергать–ниспадать Безводный-бесчисленный Чрезмерный- чересполосица – Запишите их и подчеркните согласную, на которую оканчивается приставка, одной чертой, и согласную, с которой начинается корень слова, двумя чертами. –Итак, посмотрите, на какие буквы начинаются корни слов с приставками на З и С? В каких случаях пишем букву З на конце приставок, а когда – С? Вспомните глухие и звонкие согласные. Попробуем сформулировать правило: Чтобы не ошибаться, звонкую или глухую писать на конце приставок, мы должны посмотреть на следующую согласную: звонкая она или нет. – А теперь составим алгоритм применения правила и напишем его в тетради. (Слайд №4) Словарная работа Кто знает, что такое « чересполосица»? Обратимся к словарю Ожегова (Чересполосица– это расположение земельных участков одного хозяйства полосами вперемежку с чужими участками) А в переводе на марийский язык – «аҥа, межа» | Учащиеся записывают слова в тетради, выделяют приставки, доказывают, в каких случаях на конце приставок пишется з-, а в каких – с-. Сформулируют правило Составляют алгоритм применения правила и записывают его в тетради. Ищут значение слова по Толковому словарю | Технология проблемного обучения |
4 | Работа по учебнику. | ЦЕЛЬ: Развивать умения применять новые знания УУД: регулятивные, познавательные | А теперь откройте учебник (стр. 30) Проверим себя по учебнику, к правильным ли выводам мы пришли в результате исследования. Чтение правила (параграф 83). | Читают правило и рассказывают его друг другу. | |
| Тренировочные упражнения | ЦЕЛЬ: : Развивать умения применять новые знания на практике, обобщать, сделать выводы УУД: регулятивные, познавательные | 1.Упр.437 выполняют у доски. К доске выходят по цепочке. Комментируют. Задание: выбрать правильное написание и обозначить условия выбора. 2.Рассмотрим способ образования слов: бесплатный, вскрикнуть, бескозырка и произведём разбор слов по составу (по упр. 437) 3.Упр. 438.выполняют самостоятельно в парах. Задание: Запишите слова с приставками в две колонки на З и С. Обозначьте изучаемую орфограмму. Составьте и запишите с 2-3 словами словосочетания | Выполняют задания. Отвечают на вопросы. Выделяют приставки. Обозначают орфограмму. Определяют способ образования слов и разбирают по составу. Составляют и записывают с 2-3 словами словосочетания Взаимопроверка. Оценивают себя в «Листе учёта достижений»(упр. 438) Взаимопроверка работ по заранее определённым критериям, например: «5» - без ошибок «4» - 1-2 ошибки «3» - 3-4 ошибки «2» - 5 и более ошибок | Работа с классом по учебнику |
5 | Физкультминутка | | Слайд№5 | Выполняют зарядку | |
| | | 3. Игра «Кто первый назовёт слово». Задание: замените словосочетание с прилагательным с приставками на З(С) 1. Ребёнок без забот (беззаботный) 2. Жидкость без цвета (бесцветный) 3.Пустыня без воды (безводная) 4. Дорога без конца (бесконечная) 5.Плач без звука (беззвучный) 6. Ночь без луны ( безлунная ) | Выполняют задание. Кто правильно назовёт, запишет на доске. Обозначают орфограмму. Самооценка в «Листе учёта достижений | Игровая технология |
6 | Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа с самопроверкой и озвучиванием результатов. | ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, УУД: регулятивные, познавательные | 1. А сейчас выполним тест по вариантам Проверим, как вы усвоили орфограмму «Буквы З и С на конце приставок» ( Выполнение тестового задания с помощью проектора. (Слайд 6 ) ) Вариант 1 А1.В каком случае следует писать З? 1)во…хождение 3) во…соединение 2)и…бранник 4)ис…ледование Б2.В каком случае следует писать С? 1)Бе…грамотный 3)во…гордиться 2)Во…кликнуть 4)ра…мельчить В3. Найти слово, в котором допущена ошибка. 1.Разход 3.Раздвоение 2.Чрезмерный 4. Исподтишка Г4.Найди «четвёртое» лишнее. 1.Ра…копал 3. И..калечить 2. Во…кликнуть 4. Бе..людный Вариан2. А1.В каком случае следует писать З? 1)Во..рождение 3)…жечь 2)Ра…сердить 4)Чере..чур Б2.В каком случае следует писать С? 1)Ра..носить 3)В..дыхать 2)Ра..садить 4)Бе…водный В3. Найти слово, в котором допущена ошибка. 1)Изжить 3)Исжарить 2)Воспроизводство 4)Иззябнуть Г4.Найди «четвёртое» лишнее. 1)В..лететь 3)Во..стание 2)В..громоздиться 4)Ра..мельчить 2(Слайд №7). В вариантах ОГЭ есть задание, которое связано с темой нашего урока. Оно требует найти и выписать слово из предложений, в котором правописание приставки определяется правилом:«Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук» Попробуем выполнить это задание. (1)На свежей, застеленной мешками соломе вокруг Тимура, который разложил на земляном полу перед собой карту посёлка, расположились ребята.(2) Говорил Тимур, а остальные сосредоточенно его слушали. (По А. Гайдару) Ответ: расположились –Сколько приставок в слове «расположились»? | Выполняют тест. Сверяют ответы с ключом. Оценивают свою работу в «Листе учёта достижений» по критериям, например: «5» - без ошибок; «4» - 1 ошибка; «3» - 3 ошибки «2» - 4 и более ошибок Выполняют задание, находят ответ и записывают. Затем сверяют с ключом. Оценивают себя. Правильный ответ– «5» Неправильный– «2» Находят приставки и выделяют. | Применение тестовой технологии |
| Рефлексия. | ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка УУД: познавательные, регулятивные | - Какую цель мы поставили в начале урока? (Слайд 15) - Удалось ли нам достичь поставленных целей? Каким образом? - Что было самым интересным на уроке? Самым трудным? - Над чем вы хотели бы поработать на следующем уроке? - Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)? - Кто доволен своей работой на уроке? - А кто не доволен? | Считают заработанные баллы, выставляют оценку за урок. От 18-20 –«5» От 15–18–«4» От 13-15 –«3» От 10-13–«2» | |
| Объяснение домашнего задания. | | Слайд №8. Демонстрирует слайд с дифференцированным домашним заданием Упр.443 Упр.441 (Составить предложения на тему « На уроке русского языка) | Записывают задания в дневники | |
1.Русский язык 5 класс в 2-х частях.-Авторы: Т.А. Ладыженская Т.А., М.Т. Баранов и др. М. «Просвещение», 2013г.
2.Подготовка к экзамену по русскому языку. ГИА 9 класс,- Авторы; А. Ю. Кузнецов, Л. И. Кузнецова, Москва, 2011г.
4. Ресурсы Интернет.