Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица.
Ее наряжали в платье, на головуповязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклуусаживали на сани и везли в гору с песнями…
В сани садился молодой парень, на негонавешивали разныепогремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами.
Сани под смех и шутки односельчанпроезжали по всей деревне, а потомотправлялись в соседнее село.
Весельепродолжалось до вечера, а в конце праздника сжигали чучело–Масленицу.
3.
Формулирование темы и определение целей урока.
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
– Исходя из темы урока, сформулируйте перед собой учебные цели при изучении темы « Буквы з - с на конце приставок».
-Чтобы достичь цели, что мы можем сегодня выполнить на уроке?
- Какие качества нам помогут в достижении цели?
- Правильно, наша задача:
познакомиться с правописанием слов с приставками на С и З; научиться применять данное правило на письме.
Составляют цели, проговаривают их классу
(изучить, научиться, развивать, уметь)
Я хочу изучить материал по теме урока.
Я хочу узнать: как пишутся слова с приставками на буквы З и С.
Мы должны уметь применять орфографическое правило:
«Правописание слов с приставками на с и з»;
Работать активно, слушать учителя и одноклассников, анализировать, сравнивать, обобщать и т.д.
Внимательность, доброжелательное отношение друг к другу, уверенность, умение слушать и т.д.
4.
Введение нового материала. Работа над темой: « Буквы з - с на конце приставок».
Ребята, давайте понаблюдаем за поведением приставок, оканчивающихся на –з и –с, и попробуем понять, условия их написания.
- Запишите слова, данные на доске и попробуйте сделать выводы.
- От каких условий зависит написание –з, -с в приставках?
-Кто попробует сформулировать правило о правописании приставок, оканчивающихся на –з и –с?
- Давайте проверим вашу догадку. Откройте учебник на странице 174. Прочитайте вслух правило. Правильно вы сформулировали правило о правописания приставок на –з и –с?
Исследовательская работа (учащиеся записывают слова, анализируют, делают вывод)
безграничный – бескрайний
разбросать – распустить
известить – испортить
вздыхать – вспомнить
возместить – восхождение
низвергать – ниспадать
Вывод:
Перед согласными, обозначающими звонкий звук, пишется буква З, а перед согласными, обозначающими глухой звук, пишется буква С.
5.
Физкультминутка
Учитель читает слова с приставками на з и с. Если в слове нужно писать приставку З, дети встают на носочки и поднимают руки вверх, если С – делают наклоны в стороны.
Бесшумный
Вздохнуть
Расчертить
Расписание
Безвкусный
Бесчисленный
Возделать
Разжимать
Расщелина
Расцвет
Изгонять
Расписать
Разгорячиться
Сбежать
6.
Закрепление изученного материала.
1.Упр 426 ( в парах с обсуждением 1 вариант выписать слова с з на конце приставки, 2 вариант – с на конце приставки)
2. Творческое задание.
-Замените существительные с предлогом прилагательным с приставками на з(с).
3. Работа с текстом.
-Запишите текст, вставляя пропущенные буквы, выделите приставки на С и З.
Мы бе…платно пользуемся бе…ценным богатством земли – лесом. Но леса бе…жалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо во…мещать всякую копейку, без ра…писки взятую у природы. Вам бе…конечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга.
Учащиеся работают с орфографическими словарями, выполняя упр.425.
Обращаю внимание на правописание слов.
& Работа с Толковым словарём:
Расчёт-
Расчётливый –
(учащиеся записывают лексическое значение слов)
Тест.
А1. В каком случае следует писать З?
1) во...хождение 2) во…соединение
3) и...бранник 4) и...следование
А2. Найти слово с приставкой на З и С.
1) растёт 2) разок 3) сбить 4) размельчить.
А3. В каком случае следует писать С?
1) бе..грамотный 3) во..кликнуть
2) и..вергать 4) во..гордиться.
А4. Найти слово, в котором допущена ошибка.
1) разход 3) раздвоение
2) чрезмерный 4) исподтишка.
А5. Найди «четвёртое лишнее» слово.
1) ра..копал 3) и..калечить
2) во..кликнуть 4) бе..людный.
8.
Домашнее задание
параграф 83, выучить правило; упр.424
9.
Рефлексия.
- Чему мы сегодня научились?
- Что было легко?
-Что было сложно?
-Что было непонятно?
- Что понравилось?
- Поставьте смайлики напротив утверждений:
Отвечают на вопросы.
- Я знаю:
правило написание букв С и З на конце приставок;
я умею применять данное правило.
- хорошо усвоил
- отлично усвоил и могу применить на практике
- усвоил хорошо, но есть вопросы
- многое непонятно.
Тестовые задания
I. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется