1 | Организационный момент. - Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть. Присаживайтесь на свои места. Говорят, «улыбка-это поцелуй души». Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Я думаю, у вас теперь у всех хорошее настроение, значит, мы с вами очень дружно и активно поработаем. Откройте свои тетради и запишите число и «Классная работа». | Эмоциональное включение в урок. Мобилизация внимания. Проверка готовности к уроку. Запись даты в тетради. |
2 | Актуализация знаний. 1.Орфографический диктант. - Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, давайте повторим то, что уже знаем: правописание неизменяемых приставок и правописание корней с проверяемыми безударными гласными/двое учащихся у доски, остальные в тетрадях/. Отдавать, забежать, надпилить, потрясти, освещать, налететь. -Молодцы, с этим заданием справились! 2. Фронтальный опрос. 1. Какой большой раздел языкознания мы с вами сейчас изучаем? 2.Что изучает морфемика?/Морфемы, значимые части слова/ 3. Какие морфемы вы знаете? 4. Основа- это… 5. Окончание-это… 6.Корень – это… 7.Суффикс-это… 8. Приставка-это… 9. С какими приставками мы познакомились на предыдущем уроке?/С приставками, которые пишутся одинаково, независимо от их произношения/ 10. Назовите неизменяемые приставки. -Молодцы! Предыдущую тему вы усвоили хорошо! | Закрепление орфографического навыка по изученному материалу, построение логического рассуждения. Составление связного высказывания на лингвистическую тему. |
3 | Мотивация/создание проблемной ситуации/. На доске записать в 2 столбика слова расчертить раздать вспомнить взлететь -А теперь послушайте меня очень внимательно и попытайтесь определить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Сформулируйте тему урока, но для этого прослушайте сказку. «В некотором царстве, орфографическом государстве, жили-были согласные, звонкие и глухие. Дружно жили, не тужили. Но однажды… Заспорили звонкий З и глухой С. Кто главней? Кому стоять на конце приставки? З кричал, что звучит сильнее, а С убеждал, что без него тоже не обойтись. Дело чуть не дошло до драки. А ведь не будет добра, коли между своими вражда. Кто-то посоветовал обратиться к мудрецам, которые всё на свете знали и даже писали правила для жителей государства…» -Догадались, о чём идёт речь? Сумели определить тему нашего урока? /Дети говорят тему/Слайд№1(тема урока). -Верно, тема нашего урока «Буквы З и С на конце приставок». Запишите себе в тетради тему урока. | Формулирование темы урока. Слайд№1(тема урока)
|
4 | Целеполагание. -А теперь, исходя из темы урока определите цели урока: Слайд№2(цели урока) 1)Определить когда пишется З на конце приставок, когда С. 2)Научиться грамотно писать слова с данной орфограммой. -Вы верно определили и цели нашего урока…А теперь… Сказка продолжается… «Выслушали их мудрецы и дали совет…Как вы думаете? Какой? Повелели мудрецы звонкому З стоять в словах перед звонкими согласными, а глухому С – перед глухими, и тогда снова наступит мир и лад в государстве. Послушались умного совета жители государства и поныне живут дружно, беспрекословно следуют правилу, безмерно рады друзьям и бесконечно счастливы! Сказка-ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок!» -Какой урок вы извлекли из этой сказки? /Ученики своими словами формулируют правило/ | Формулирование целей своей учебной деятельности. Составление связного высказывания на лингвистическую тему. |
7. | Закрепление изученного материала. 1. Упр. 437(устно, фронтально) 2.Самостоятельная работа с самопроверкой и озвучением результатов. -Продолжим нашу работу. Перед вами лист с заданиями 1,2,3. Прочитайте их внимательно и самостоятельно сделайте выбор : какое задание вы будете выполнять. А может быть, кто-то захочет выполнить все 3 задания? Не забудьте графически обозначить орфограмму. 1.Выпишите из текста слова с приставкой, оканчивающуюся на З_С. Обозначьте графически орфограмму. Друзья, мы бездумно пользуемся бесценным богатством земли- лесом. Вам бесконечно долго жить на этой земле. Защищайте зелёного друга! 2. От данных существительных с предлогом образуйте однокоренные прилагательные. Обозначьте орфограмму. Без заботы- без края- Без цели- 3. Найдите в словах приставку, оканчивающуюся на З-С. Обозначьте графически. Неисчерпаемый, водоразборный, беззвучный, известие./Слайд№5 учащиеся под лёгкую оркестровую музыку выполняют самостоятельную работу/. Проверяем-оцениваем! -Ребята, скажите, пожалуйста, какова тема и основная мысль данного текста? 3.Упр. 438./по вариантам, двое учеников за доской/. 1 вариант- с приставкой на –З 2 вариант- с приставкой на –С Проверка работы у доски и взаимопроверка. -Ребята, поменяйтесь тетрадями и проверьте, как справился с заданием ваш сосед по парте. Какие слова не попали ни в одну колонку?/сдавать, сжимать/ Почему?/это неизменяемые приставки/ -В чём коварство приставки С? Она маленькая и легко ускользает от внимания. А иногда оказывается перед звонким согласным звуком. И тогда чётко слышится звук З. Но мы-то с вами на эту удочку не попадёмся! Как бы звонко ни звучала приставка С, перед звонкими согласными, будем помнить, что пишется она всегда одинаково/приставки З не бывает/. Есть маленькая группа слов, которая пишется с буквой З, входящей в состав корня.: здесь, здание, здоровье, здешний, здоровый, здравствуйте. Запомните это! 4.Промежуточная рефлексия. Тест пятиминутка. ВАРИАНТ 1. 1. В каких словах пишется приставка РАЗ-? а) ра_писание б) ра_ширить в) ра_веселить г) ра_говорить 2. В каком ряду на месте пропуска в обоих словах пишется буква С? а) ра_цвет, _доровье б) и_пугать, и_ловчиться в) ра_чертить, _бросить 3. В каком слове нужно писать СС? а) в(с,сс)крикнуть б) бе(с,сс)рочный в) бе(с,сс)порядок 4. Подберите к данному слову (ЖЕЧЬ) однокоренное с приставкой на раз-/рас-. Ответ запишите. 5. К данному слову (ШУМНЫЙ) подберите антоним с приставкой на –з/ -с. Ответ запишите.
ВАРИАНТ 2. 1. В каких словах пишется приставка РАС-? а) ра_дать б) ра_тянуть в) ра_свет г) ра_жать 2. В каком ряду на месте пропуска в обоих словах пишется буква З? а) бе_болезненный,_делать б) _дание, ра_веселить в) ра_шевелить, в_крикнуть 3. В каком слове нужно писать ЗЗ? а) бе(з,зз)вучный б) ра(з,зз)ровнять в) в(з,зз)бираются 4. Подберите к данному слову (ДЕЛИТЬ) однокоренное с приставкой на раз-/рас-. Ответ запишите. 5. К данному слову (ОБИДНЫЙ) подберите антоним с приставкой на –з/ -с. Ответ запишите. Самопроверка. Слайд №6. Оцените себя! «5»-без ошибок. «4»-1-2 ошибки. «3»-3 ошибки. «2»- 4 ошибки. 5. Резерв. Творческий диктант. -Заменить существительные с предлогом однокоренным прилагательным с приставкой на З-С. Распределить в два столбика.(двое учеников за доской) 1. Небо без звёзд. 2. Жидкость без цвета. 3. Дорога без конца. 4. Плач без звука. 5. Движение без шума 6. Шоколад без вкуса. 7. Вход без платы. 8. Пустыня без воды. | Анализ языкового материала, построение логического рассуждения. Формирование умения распознавать слова с изучаемой орфограммой, совершенствование операции анализа и классификации. Самоконтроль, самооценка и коррекция. Построение умозаключения на основе наблюдений. Закрепление орфографического навыка. |
8 | Рефлексия. -Итак, наш урок подошёл к концу. 1. Ребята, удалось ли нам достичь поставленных целей? 2.Довольны ли вы тем, как прошёл урок? 3.Что было самым интересным? 4. Что было самым трудным? 5. Какое же правило мы с вами сегодня изучили? Закончите предложения: «Буква З пишется на конце приставки, если ….» «Буква С пишется на конце приставки, если ….» -Теперь мы с вами знаем 2 группы приставок: неизменяемые и приставки на З-С.Вы показали сегодня, что умеете применять правило написания таких приставок, отличать их от приставки С. Я думаю, что у вас не будет затруднений при написании слов на эту орфограмму. Мы хорошо с вами поработали на уроке, за что я благодарю. Выставление оценок. | Анализ собственной учебной деятельности и самокоррекция. |