Просмотр содержимого документа
«"Правописание безударных падежных окончаний имен существительных"»
Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»
Ход урока.
1. Организационный момент. / записать число и классная работа.
-Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:
"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".
-Как вы ее понимаете?
Дети. Мы узнаем что-то новое.
- Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобиться этот сундучок.
Найдите лишнее слово. Почему сделали такой выбор? Что объединяет все остальные слова? (Это имена существительные)
Что мы узнали об имени существительном? Что это за часть речи?
Минутку чистописания мы проведем сегодня необычную. Я предлагаю вам решить тест и красиво записать нужный вариант ответа. А потом мы все проверим.
Тест: /на листочках/
1.) Начальная форма имени существительного – это слово:
а) в единственном числе, в именительном падеже
б) в единственном числе , в винительном падеже
2. ) Имена существительные изменяются по:
а) родам
б) числам.
3. ) Просклонять имя существительное …
а) изменить его по падежам
б) изменить по числам
4. ) В русском языке существует:
а) три типа склонения
б) два типа склонения
5. ) К первому склонению относятся имена существиьтельные
а) женского рода с окончаниями -А,-Я
б) женского и мужского рода с окончаниями –А, -Я.
Проверяем…
Что еще можно сказать об имени существительном?
(Постоянные признаки – род (м.,ж.,ср. род, общий род, несклоняемые сущ.), падежи, чем является в предложении и др.)
Словарная работа
Я прошу вас вернуться к нашим словам. Запишите их к себе в тетрадь и отметьте орфограммы.
Проверяем…
4. Актуализация знаний.
-Соедините карточки так, чтобы можно было из них составить словосочетания.
Плыть без дочь
Встретился по институт
Выйти в река
Учиться с шапка
Какие словосочетания у вас получились?
Назовите пропущенные буквы, где они находятся?
Определите тему нашего урока. "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»
Вспомните алгоритм для определения безударного падежного окончания.
1.Определить падеж.
2.Опрелить склонение.
3.Вспоминаем окончание или подставляем слово с ударным окончанием того же типа склонения и в том же падеже.
Запиши словосочетания, изменяя окончания имён существительных.
Определите у них падеж и склонение /вывесить таблицу на доске/
Проверяем….
5. Работа по учебнику.
-Выполните упр. 241 самостоятельно.
Проверка.
Назовите орфограммы в корне слов.
Назовите существительные с безударным окончанием. Объясните его написание.
Выполните разбор слова ЕЛЬНИК по составу.
6. Физкультминутка.
-Встаньте все. Я буду называть имена существительные. Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопайте в ладоши, если ко 2-му – руки вверх, если к 3-му- руки в стороны.
-Какое слово было лишнее? Почему? (Капель – относится к весенней теме, а все остальные слова - к зимней.)
7. Закрепление изученного материала.
Задание для работы в парах.
Давайте вспомним правила работы в парах. (Дружно работать, выслушивать дркг друга и не шуметь)
- Сегодня мы будем исправлять ошибки, то есть поработаем корректорами. (человек, работает в издательстве и исправляет ошибки)
Как прекрасен зимний лес! Деревья все в серебре. Всё вокруг покрыто пушистым снегам. В лесу очень тихо. Спит медведь в берлоги. На вершини высокой сосны затаилась белочка. А вот и заяц в белой шубки? Он спрятался около еле.
- Какие ошибки нашли? (по цепочке проверяем). Поднимите руки, кто с ними согласен.
- На какую орфограмму эти ошибки?
(На правописание безударных окончаний существительных
Проверяем…
Снегом- ом, -Т.п.2 скл.
В берлоге – П.п., 1 скл.
На вершине – П.п.1 скл.
В шубке - П.п.1 скл.
Около ели – Р.п.3 скл.
8. Творческая работа.
- Ребята, я для вас приготовила карточки.
Что в них не так?
Восстановите текст, вставьте подходящие по смыслу имена существительные.
Таинственно стоят ________, укутанные в теплую ________.
На _________ сосны суетится _______.
Как прекрасен зимний _________!
-Кто закончил? Продолжите.
- Подчеркните безударные падежные окончания
(Два ученика читают).
-В каких словах есть падежные безударные окончания? (снегом, на ветке, на вершине).
- Подчеркните.
9. Проверка домашнего задания.
10. Итог урока.
11. Контроль и самопроверка знаний.
Теперь проведём экспресс- опрос , проверим ваши знания по правописанию безударных падежных окончаний.
Всего три вопроса.
1. Укажи ошибку в окончании.
А) на качалке;
Б) для кормушке;
2. Где неправильно определили падеж существительного?
А) о доме – П.п
Б) без страха – В.п .
3. В какой строчке существительные имеют одинаковые окончания?
А) из тетрад_, о морков_, около березк_;
Б) к дяд_, на кроват_, у дорог_.
Проверим:
1.Б
2.Б
3.А
12. Домашнее задание.
Тест:
1. Начальная форма имени существительного – это слово:
а) в единственном числе, в именительном падеже
б) в единственном числе , в винительном падеже
2. Имена существительные изменяются по:
а) родам
б) числам.
3. Просклонять имя существительное …
а) изменить его по падежам
б) изменить по числам
4. В русском языке существует:
а) три типа склонения
б) два типа склонения
5. К первому склонению относятся имена существительные
а) женского рода с окончаниями -А,-Я
б) женского и мужского рода с окончаниями –А, -Я.
Тест:
1. Начальная форма имени существительного – это слово:
а) в единственном числе, в именительном падеже
б) в единственном числе , в винительном падеже
2. Имена существительные изменяются по:
а) родам
б) числам.
3. Просклонять имя существительное …
а) изменить его по падежам
б) изменить по числам
4. В русском языке существует:
а) три типа склонения
б) два типа склонения
5. К первому склонению относятся имена существительные
а) женского рода с окончаниями -А,-Я
б) женского и мужского рода с окончаниями –А, -Я.
Тест:
1. Начальная форма имени существительного – это слово:
а) в единственном числе, в именительном падеже
б) в единственном числе , в винительном падеже
2. Имена существительные изменяются по:
а) родам
б) числам.
3. Просклонять имя существительное …
а) изменить его по падежам
б) изменить по числам
4. В русском языке существует:
а) три типа склонения
б) два типа склонения
5. К первому склонению относятся имена существительные
а) женского рода с окончаниями -А,-Я
б) женского и мужского рода с окончаниями –А, -Я.
Тест:
1. Начальная форма имени существительного – это слово:
а) в единственном числе, в именительном падеже
б) в единственном числе , в винительном падеже
2. Имена существительные изменяются по:
а) родам
б) числам.
3. Просклонять имя существительное …
а) изменить его по падежам
б) изменить по числам
4. В русском языке существует:
а) три типа склонения
б) два типа склонения
5. К первому склонению относятся имена существительные
а) женского рода с окончаниями -А,-Я
б) женского и мужского рода с окончаниями –А, -Я.
Как прекрасен зимний лес! Деревья все в серебре. Всё вокруг покрыто пушистым снегам. В лесу очень тихо. Спит медведь в берлоги. На вершини высокой сосны затаилась белочка. А вот и заяц в белой шубки? Он спрятался около еле.
Как прекрасен зимний лес! Деревья все в серебре. Всё вокруг покрыто пушистым снегам. В лесу очень тихо. Спит медведь в берлоги. На вершини высокой сосны затаилась белочка. А вот и заяц в белой шубки? Он спрятался около еле.
Как прекрасен зимний лес! Деревья все в серебре. Всё вокруг покрыто пушистым снегам. В лесу очень тихо. Спит медведь в берлоги. На вершини высокой сосны затаилась белочка. А вот и заяц в белой шубки? Он спрятался около еле.
Как прекрасен зимний лес! Деревья все в серебре. Всё вокруг покрыто пушистым снегам. В лесу очень тихо. Спит медведь в берлоги. На вершини высокой сосны затаилась белочка. А вот и заяц в белой шубки? Он спрятался около еле.
Как прекрасен зимний лес! Деревья все в серебре. Всё вокруг покрыто пушистым снегам. В лесу очень тихо. Спит медведь в берлоги. На вершини высокой сосны затаилась белочка. А вот и заяц в белой шубки? Он спрятался около еле.
Как прекрасен зимний лес! Деревья все в серебре. Всё вокруг покрыто пушистым снегам. В лесу очень тихо. Спит медведь в берлоги. На вершини высокой сосны затаилась белочка. А вот и заяц в белой шубки? Он спрятался около еле.
Как прекрасен зимний лес! Деревья все в серебре. Всё вокруг покрыто пушистым снегам. В лесу очень тихо. Спит медведь в берлоги. На вершини высокой сосны затаилась белочка. А вот и заяц в белой шубки? Он спрятался около еле.
Как прекрасен зимний лес! Деревья все в серебре. Всё вокруг покрыто пушистым снегам. В лесу очень тихо. Спит медведь в берлоги. На вершини высокой сосны затаилась белочка. А вот и заяц в белой шубки? Он спрятался около еле.