kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в 1, 2 и 3 склонении"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в 1, 2 и 3 склонении (4-й класс)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок, начинаю я урок.

Ребята! На уроке внимательно слушайте вопросы учителя и ответы одноклассников, помогайте друг другу в сложных ситуациях.

Откройте тетради. Запишите дату. Классная работа.

2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

- Что необходимо было сделать в домашнем задании? (Выписать словосочетания с выделенными именами существительными и вставить пропущенные буквы)

3. Словарный диктант.

Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?

В одежде богатой,
Да сам слеповатый,
Живет без оконца,
Не видывал солнца.

Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает, мышек хватает
За собой все следы заметает?

И по соснам, и по елям
Быстро бегает она,
Видит, шишки где поспели,
Где грибная целина.

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —
Уши больше головы?

В лесу живёт,
Кур в деревне крадёт.

Он совсем не кровожадный,
Потому что травоядный,
На носу два рога,
На ногах копыта - от врагов защита

Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.

Лежит — молчит,
Подойдёшь — заворчит.
Кто к хозяину идёт,
Она знать даёт.

Есть у Савки пятачок,
Два блинка и кренделёк.
Без шнурков на нём ботинки,
А костюмчик из щетинки.

Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины.
И добротные плотины.

Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами — кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь!

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.

Сама пёстрая,
Ест зелёное,
Даёт белое.

Запишите ответы. Определите склонение слов-отгадок. (самостоятельно)

Взаимопроверка.

4. Словарно-орфографическая работа

Словарная работа.  (На доске таблица)

Учитель: Отгадай те, какие слова из словаря я зашифровала. Ключ перед вами:

1а 3в (пальто)
2в 3а (морковь)
1г 3в 2а (картофель)
1б 2г (желать)
4г 3б1в (беседа)
2б 3г 4а (горизонт) письмо с комментированием, определить склонение
4б 2б 4в (погода)

Учитель: Какое слово лишнее? (Желать)

Почему? (Это глагол, а остальные слова имена существительные)

А можно ли его преобразовать в имя существительное?

- Что вы знаете об именах существительных?

Игра “Бегущие минутки”. За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начинаем!

  1.       Изменяемая часть слова … (окончание).
  2.       Часть речи, обозначающая предмет … (существительное).
  3.       Слова женского и мужского родов с окончаниями -а, -я относятся … (к 1 склонению).
  4.       Постоянный признак имён существительных… (род).
  5.       Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что? … (существительное).
  6.       К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием).
  7.       Имена существительные бывают … (одушевлённые и неодушевлённые).
  8.       Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е).
  9.       Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам).
  10.   Сколько падежей в русском языке? … (шесть).

Молодцы! Справились с заданием!

5.Сообщение темы и цели урока.

Падежные окончания имен существительных в 1, 2 и 3 склонении.

- Значит, наша задача на этом уроке заключается в том, чтобы:

Закрепить умение  определять склонение, род, падеж имён существительных и продемонстрировать умение вставлять нужное падежное окончание имён существительных.

Упражнения в определении безударных окончаний имен существительных трех склонений.

1 группа с учителем, остальные – по карточкам.

Запишите слова, укажите падеж и склонение. Выдели окончание.

В деревне, по ветке, на западе, к площадке, о березе, по пустыне.

Сравни окончания. Что вы заметили?

Почему в этих словах мы написали окончание – Е?

Какое слово лишнее?

Сделайте вывод.

Задание:  Спиши. Определи падеж, склонение, вставь пропущенные окончания.

В холод…,говорить о жизн…, приехать из деревн., подойти к сирен…, узнать по букв…, связать из шерст…, купаться в фонтан., лететь в неб.

Проверка.Зачитайте слова с окончанием – И.

Почему в этих словах вы написали окончание – И?

Какое слово лишнее?

 Физкультминутка.

Я буду называть имена существительные. Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопаете в ладоши; если имя существительное относится ко 2-му склонению, то приседаете; если имя существительное относится к 3-му склонению, то прыгаете на месте.

Лошадка, берег, молодость, старик, ученик, парта, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.

Разминка для рук:

Вот помощники мои, (хлопки в ладоши)
Их как хочешь поверни. (вращение рук в кистях)
По дороге белой, гладкой (ладошка “моет” другую)
Скачут пальцы, как лошадки. (пальцы “бегают” по столу)
Чок-чок-чок, чок-чок-чок (постучать в кулачки)
Скачет резвый табунок. (хлопки в ладоши)

6. Работа в группах.

1-я группа: Вставить пропущенные окончания, определить склонение и падеж.

Свернул к речк…
помог старушк…
скрипит на дерев…
махал флажк…
рисунок на ткан…

2-я группа: Найдите им. существительные с окончанием .

Написал в тетрад…, играл на площадк…, кружились в воздух…, шли к берёзк…, подбежал к пристан…, найти на дорог…, пошёл по троп….

3-я группа: Запишите каждое слово в Р. п., Д. П., П. п.

пустыня, стакан, ладонь.

4-я группа: У вас карточка со словами:

На двор., до рощ., из шерст., до пристан., в неб., в лагер., вдоль дорог., на лошад., на макушк., к сирен., на лодк., до деревн..

Вы должны поместить карточку в свой домик.

1 скл.  2 скл.  3 скл.

(Проверка. Представитель каждой группы объясняет задание)

7. Самостоятельная работа по учебнику: упр. 203, с.127

Взаимопроверка

8. Итоги урока. Рефлексия.

Достигнута ли цель урока? Как правильно написать падежные окончания имён существительных?

Оцените свою работу на уроке:

Мне было не сложно….

У меня сегодня получилось (не получилось)….

Я научился сам и могу научить другого…

Мне понравилось, как работал(и) на уроке….

9. Домашнее задание

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в 1, 2 и 3 склонении"»

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в 1, 2 и 3 склонении (4-й класс)


ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок, начинаю я урок.

Ребята! На уроке внимательно слушайте вопросы учителя и ответы одноклассников, помогайте друг другу в сложных ситуациях.

Откройте тетради. Запишите дату. Классная работа.

2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

- Что необходимо было сделать в домашнем задании? (Выписать словосочетания с выделенными именами существительными и вставить пропущенные буквы)

3. Словарный диктант.

Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?

-= Ответ =-

В одежде богатой,
Да сам слеповатый,
Живет без оконца,
Не видывал солнца.

-= Ответ =-

Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает, мышек хватает
За собой все следы заметает?

-= Ответ =-

И по соснам, и по елям
Быстро бегает она,
Видит, шишки где поспели,
Где грибная целина.

-= Ответ =-

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —
Уши больше головы?

-= Ответ =-

В лесу живёт,
Кур в деревне крадёт.

-= Ответ =-

Он совсем не кровожадный,
Потому что травоядный,
На носу два рога,
На ногах копыта - от врагов защита

-= Ответ =-

Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.

-= Ответ =-

Лежит — молчит,
Подойдёшь — заворчит.
Кто к хозяину идёт,
Она знать даёт.

-= Ответ =-

Есть у Савки пятачок,
Два блинка и кренделёк.
Без шнурков на нём ботинки,
А костюмчик из щетинки.

-= Ответ =-

Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины.
И добротные плотины.

-= Ответ =-

Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами — кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь!

-= Ответ =-

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.

-= Ответ =-

Сама пёстрая,
Ест зелёное,
Даёт белое.

-= Ответ =-


Запишите ответы. Определите склонение слов-отгадок. (самостоятельно)

Взаимопроверка.

4. Словарно-орфографическая работа

Словарная работа.  (На доске таблица)

 

а

б

в

г

1

паль

же

да

кар

2

фель

го

мор

лать

3

ковь

се

то

ри

4

зонт

по

да

бе

Учитель: Отгадай те, какие слова из словаря я зашифровала. Ключ перед вами:

1а 3в (пальто)
2в 3а (морковь)
1г 3в 2а (картофель)
1б 2г (желать)
4г 3б1в (беседа)
2б 3г 4а (горизонт) письмо с комментированием, определить склонение
4б 2б 4в (погода)

Учитель: Какое слово лишнее? (Желать)

Почему? (Это глагол, а остальные слова имена существительные)

А можно ли его преобразовать в имя существительное?

- Что вы знаете об именах существительных?

Игра “Бегущие минутки”. За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начинаем!

  1. Изменяемая часть слова … (окончание).

  2. Часть речи, обозначающая предмет … (существительное).

  3. Слова женского и мужского родов с окончаниями -а, -я относятся … (к 1 склонению).

  4. Постоянный признак имён существительных… (род).

  5. Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что? … (существительное).

  6. К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием).

  7. Имена существительные бывают … (одушевлённые и неодушевлённые).

  8. Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е).

  9. Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам).

  10. Сколько падежей в русском языке? … (шесть).

Молодцы! Справились с заданием!

5.Сообщение темы и цели урока.

Падежные окончания имен существительных в 1, 2 и 3 склонении.

- Значит, наша задача на этом уроке заключается в том, чтобы:

Закрепить умение определять склонение, род, падеж имён существительных и продемонстрировать умение вставлять нужное падежное окончание имён существительных.

Упражнения в определении безударных окончаний имен существительных трех склонений.

1 группа с учителем, остальные – по карточкам.

Запишите слова, укажите падеж и склонение. Выдели окончание.

В деревне, по ветке, на западе, к площадке, о березе, по пустыне.

Сравни окончания. Что вы заметили?

Почему в этих словах мы написали окончание – Е?

Какое слово лишнее?

Сделайте вывод.

Задание:  Спиши. Определи падеж, склонение, вставь пропущенные окончания.

В холод…,говорить о жизн…, приехать из деревн.., подойти к сирен…, узнать по букв…, связать из шерст…, купаться в фонтан.., лететь в неб...

Проверка .

Зачитайте слова с окончанием – И.

Почему в этих словах вы написали окончание – И?

Какое слово лишнее?

Физкультминутка.

Я буду называть имена существительные. Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопаете в ладоши; если имя существительное относится ко 2-му склонению, то приседаете; если имя существительное относится к 3-му склонению, то прыгаете на месте.

Лошадка, берег, молодость, старик, ученик, парта, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.

Разминка для рук:

Вот помощники мои, (хлопки в ладоши)
Их как хочешь поверни. (вращение рук в кистях)
По дороге белой, гладкой (ладошка “моет” другую)
Скачут пальцы, как лошадки. (пальцы “бегают” по столу)
Чок-чок-чок, чок-чок-чок (постучать в кулачки)
Скачет резвый табунок. (хлопки в ладоши)

6. Работа в группах.

1-я группа: Вставить пропущенные окончания, определить склонение и падеж.

Свернул к речк…
помог старушк…
скрипит на дерев…
махал флажк…
рисунок на ткан…

2-я группа: Найдите им. существительные с окончанием .

Написал в тетрад…, играл на площадк…, кружились в воздух…, шли к берёзк…, подбежал к пристан…, найти на дорог…, пошёл по троп… .

3-я группа: Запишите каждое слово в Р. п., Д. П., П. п.

пустыня, стакан, ладонь.

4-я группа: У вас карточка со словами:

На двор.., до рощ.., из шерст.., до пристан.., в неб.., в лагер.., вдоль дорог.., на лошад.., на макушк.., к сирен.., на лодк.., до деревн.. .

Вы должны поместить карточку в свой домик.

1 скл.  2 скл.  3 скл.

(Проверка. Представитель каждой группы объясняет задание)

7. Самостоятельная работа по учебнику: упр. 203, с.127

Взаимопроверка

8. Итоги урока. Рефлексия.

Достигнута ли цель урока? Как правильно написать падежные окончания имён существительных?

Оцените свою работу на уроке:

Мне было не сложно…..

У меня сегодня получилось (не получилось)….

Я научился сам и могу научить другого…

Мне понравилось, как работал(и) на уроке….

9. Домашнее задание: упр.205, с.128









2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Сивакова Елена Игоревна

Дата: 20.03.2016

Номер свидетельства: 307947

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных». "
    ["seo_title"] => string(77) "pravopisaniie-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "107558"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403296061"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1,2,3 СКЛОНЕНИЯ "
    ["seo_title"] => string(95) "pravopisaniie-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imien-sushchiestvitiel-nykh-1-2-3-sklonieniia"
    ["file_id"] => string(6) "144164"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418661853"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Конспект урока русского языка на тему "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе" "
    ["seo_title"] => string(144) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-pravopisaniie-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imion-sushchiestvitiel-nykh-v-iedinstviennom-chislie"
    ["file_id"] => string(6) "105484"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402856023"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "конспект открытого урока "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»."
    ["seo_title"] => string(95) "konspiektotkrytoghourokapravopisaniiebiezudarnykhpadiezhnykhokonchaniiimionsushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "302024"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457028005"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект урока русского языка на тему "Винительный падеж одушевлённых имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-vinitiel-nyi-padiezh-odushievlionnykh-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "151791"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420742573"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства