Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже. 3 класс
Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже. 3 класс
Мною представлен урок русского языка для 3 класса "Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже", который соответствует ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже. 3 класс»
Тема урока: Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже.
Цель урока: формировать навык правописания безударных окончаний имён существительных в предложном падеже.
Задачи:
обучающие
1. Познакомить учащихся с особенностями правописания безударных окончаний имён существительных в предложном падеже.
2. Формировать умение проверять безударные окончания имён существительных единственного числа в предложном падеже.
развивающие
1. Развивать навык грамотного письма.
2. Развивать мышление , память, речь учащихся.
воспитывающие
1. Воспитывать доброту, взаимовыручку, товарищество, правильное отношение к человеческим ценностям.
здоровьесберегающие
1. Соблюдать санитарно - гигиенические нормы.
2. Сменять виды деятельности учащихся.
3. Соблюдать двигательную активность детей.
Тип урока: урок введения новых знаний
Формируемые универсальные учебные действия:
Познавательные- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.
Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные -постановка учебной задачи, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Личностные - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Применение педагогических технологий: технология игрового обучения, информационно - коммуникационная, технология развивающего обучения, уровневой дифференциации, перспективно - опережающего обучения, развития творческого воображения.
Формы работы с учащимися: фронтальная, работа в парах, групповая, дифференцированная
1. Организационный момент. Создание ситуации комфорта.
- Улыбкой дверь отворите в пути.
Улыбку нельзя удержать взаперти.
Улыбка цветёт, растёт на устах.
Улыбка прогонит и злобу, и страх.
- Давайте подарим улыбки нашим гостям и друг другу.
- Мы с вами говорим и пишем на русском языке. А знаете ли вы, что до появления азбуки наши предки – древние славяне - пользовались узелковым письмом. Знаки не записывались, а передавались с помощью узелков, связанных на нитях. Память о древнем письме осталась в языке, фольклоре. Мы до сих порзавязываем «узелки на память», что означает постараться хорошо запомнить что-либо. Нам сегодня необходимо быть внимательными и сделать себе заметки - узелки на память.
2. Актуализация знаний. Итак, первый узелок.
Орфографическая минутка. (1 узелок)
- Расшифруйте слова.
ОДАЛНЬ ЯЛЕЛА ИРЖАФ ПРЕСНЫЙКРА НОРЁГЛЖ
Открываем тетради, пишем число. Классная работа.
- Записываем их правильно. Назовите орфограммы. Какое слово лишнее? Почему?
- К какой части речи относятся остальные слова?
- Как вы думаете, о словах какой части речи пойдёт речь сегодня на уроке? - Что вы знаете об имени существительном?
- Сегодня на уроке вы будете оценивать свою работу. В листе самооценивания за 1 задание поставьте себе оценку .
Вы были внимательными. Один узелок завязали.
Минутка чистописания - упражнение на внимание (2 узелок)
- Запишите правильно заглавную букву, которая является парной согласной букве Б. (П)
- строчную букву, предыдущую букве С. (р)
- букву, стоящую в алфавите шестой по счёту. (е)
- букву, следующую за буквой Г. (д)
- букву, соседями которой являются буквы К и М. (л)
- букву, которая находится в алфавите между буквами Н и П. (о)
- букву, которая обозначает звонкий твёрдый парный звук. (ж)
- букву, следующую в алфавите за М. (н)
- букву алфавита, которая стоит между буквами, которые не обозначают звуков. (ы)
- букву, которая обозначает звук [ й]. (й)
- Оцените свою работу. Если буквы получились красивыми, аккуратными, вы - молодцы!
- Какое слово у вас получилось?
- Что о нём можете рассказать? Почему его так назвали? (сообщение ученика)
-Предложный падеж назвали потому, что без предлога существительные в этом падеже не употребляются. Это название дал падежу русский учёный М.В. Ломоносов именно за эту особенность. Первоначально этот падеж назывался сказательным.
- Вот завязан второй узелок.
3. Самоопределение к деятельности. (3 узелок)
- Когда - то давно люди умели верить и мечтать. Верить в то, что Удача и Счастье станут их спутниками в жизни, и в то, что каждый человек достоин настоящего чуда. Я надеюсь, что вам сегодня будет сопутствовать Удача и у вас всё получится! О чем же мечтают люди? Прочитайте.
Я мечтаю о слон..., Я мечтаю о вершин...,
Чтоб кататься при лун... . К ней помчусь я на машин....
Вечерами в полумгл... Я мечтаю о ракет...,
Я мечтаю об орл... . Полечу к другой планет... .
- Что заметили? В каком падеже употреблены слова с пропущенными окончаниями?
- Итак, назовите тему нашего урока. Чему мы должны сегодня научиться, как этот узелок завязать? (научиться правильно и грамотно писать падежные окончания имён существительных в предложном падеже).
4. Учебно - познавательная деятельность. (4 узелок)
1. Открытие новых знаний.
- Часто падежи в русском языке начинают проявлять коварство и пытаются запутать.
- Прочитайте стихотворение. Понаблюдайте в нём за падежными окончаниями в стихотворении. Что о них можно сказать? (они ударные и безударные)
- Как пишутся ударные окончания в предложном падеже?
- Как надо действовать, чтобы не ошибиться при написании безударных окончаний имен существительных?
Работа по применению алгоритма. (работа в группах)
- Составь алгоритм действий для правописания безударных окончаний имён существительных в предложном падеже.
1 группа - для 1 склонения
2 группа - для 2 склонения
3 группа - для 3 склонения
- Как надо действовать, чтобы не допустить ошибку в правописании падежного окончания имени существительного?
( Слайд – Алгоритм написания существительных)
- Ставлю слово в начальную форму, определяю склонение. Подбираю слово - помощник, ставлю его в тот же падеж. Пишу окончание такое же, как у слова – помощника.
- Вернёмся к нашему стихотворению. Какие же окончания мы вставим в слова?
Алгоритм устного рассуждения:
Поставлю ударение в слове о вершине, окончание безударное, ставлю слово в начальную форму - вершина, определяю склонение
- 1 склонение, подбираю слово - помощник - рука, ставлю в форму предложного падежа - о руке, окончание -е, пишу окончание -е.
Заполнение таблицы о предложном падеже. (5 узелок)
1 склонение 2 склонение 3 склонение
П.п. - е - -е- - и-
В безударной позиции у существительных пишется та же буква в окончании, что и в ударной позиции.
- Сверьте правильность заполнения с эталоном в учебнике на стр. 91. Если всё правильно, вы справились с работой!
- Каким членом предложения являются имена существительные в П. п.?
2. Применение новых знаний. (6 узелок)
- Как вы думаете, что ещё нужно сделать, чтобы правильно писать безударные окончания у существительных в любом падеже? (знать склонение)
- Вставьте окончание. Работайте по алгоритму.
Вставь окончание - Е или - И
Укажи склонение
Прочитал о самолёт...
Остановились в бухт..
Нашёл в пещер...
Грелся на солнц...
Увидел на пристан...
Плыли на лодк...
В центр... Америки
Записали в журнал...
Лежал на поверхност...
Взаимопроверка
- Сделайте вывод о том, какие окончания имеют имена существительные в П. п?
- Оцените себя. Ещё один узелок завязан.
Физкультминутка.
- Я буду называть падежи и падежные вопросы. Если падеж и вопрос совпадают - хлопаете, если нет - приседаете. И. Кого? Что? И. Кто? Что? Д. Кому? Чему? В. Кого? Чего? В. Кого? Что? Т. Кем? Чем? Р. Кем? Чем? Д. В ком? В чем? Т. Кого? Чего Р. Кого? Чего?
П. п. О ком? О чём?
3. Закрепление темы. (7узелок)
Работа по применению алгоритма решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных. (дифференцированное задание)
Уровень 1
- Запишите слова в тетрадь, вставляя пропущенные окончания, Подчеркните лишнее слово в строке, приготовьтесь доказать свой выбор.
На мороз..., в долин..., о каприз..., в дом... .
На полян..., на солнышк..., о квартир..., в пустын... .
В тишин..., о ноч..., на сирен..., на изгород… .
Уровень 2
- Подберите подходящие по смыслу слова, употребляя их в нужном падеже.
Пушистый снег лежит на ... (1 скл, П.п., ед. ч.), ... (1скл., П.п., ед.ч.), ... (2 скл., П.п., ед. ч.), ... (3 скл., П.п., ед. ч.). Мы идём кататься на ... (1скл., П.п., ед.ч.), ... (1скл., П.п., ед.ч.).
Уровень 3
- Прочитайте отрывок из сказки. Запишите его буквами, доказывая орфограммы и окончания существительных. Найдите имена существительные в предложном падеже. Выделите окончания. [низнайка праснулс'а в н'изнакомам м'эст'и || он л'ижал на крават'и и утапал ф п'ир'ин'э || ф комнату вашла с'ин'игласка в халат'и и шапач'к'и || ]
(один ученик работает за компьютером)
- Оцените свою работу. 7 узелок развязан.
5. Контролирующее задание. (8 узелок)
Садитесь поудобнее,
К концу подходит наш урок.
Чтоб развязать последний узелок,
Нужно подвести итог.
Мозговой штурм "Проверь себя"
- Согласны ли вы с утверждениями? (если да ставим +, если нет, то - )
1. Имена существительные в предложном падеже всегда употребляются без предлогов.
2. Безударные окончания имён существительных пишутся так же, как и ударные того же склонения.
3. Слово рука подскажет, как правильно написать безударное окончание существительного 3 склонения.
4. Слово плечо подскажет, как правильно написать безударное окончание существительного 2 склонения.
5. Чтобы правильно написать безударное окончание имени существительного достаточно определить падеж.
6. У существительного 2 склонения в П. п. окончание - и.
7. У существительных 1. 2 склонения в П.п. окончание - е.
Ответы: - + - + - - +
- Проверьте правильность выполнения.
Игра "Ты - мне, я - тебе" (упражнение на слух с сигнальными карточками)
Ученик называет словосочетание в предложном падеже с безударным окончанием, дети доказывают выбор буквы.
6. Рефлексия.
- Я предлагаю вам выбрать настроение, которое осталось у вас после урока.
УДИВЛЕНИЕ
(зелёный)
ПЕЧАЛЬ КАПРИЗ
(синий) (коричневый)
Я
на уроке
РАДОСТЬ ВОСТОРГ
(красный) (жёлтый)
НЕДОВОЛЬСТВО
(чёрный)
- Зачем нужно знать падежные окончания имён существительных?
7. Домашнее задание (по выбору учащихся)
1) написать мини - сказку "Почему предложный падеж назвали предложным?", выучить правило на с. 91
2) Р.т. стр.27 у.59,60,62,63 ,выучить правило на с. 91
Прозвенел уже звонок,
Вот и кончился урок!
Лист самооценивания
Фамилия, имя ______________________________________
1
2
3
4
5
6
7
8
Вставь окончание
Склонение
Прочитал о самолёт...
Остановились в бухт..
Нашёл в пещер...
Грелся на солнц...
Увидел на пристан...
Плыли на лодк...
В центр... Америки
Записали в журнал...
Лежал на поверхност...
Вставь окончание
Склонение
Прочитал о самолёт...
Остановились в бухт..
Нашёл в пещер...
Грелся на солнц...
Увидел на пристан...
Плыли на лодк...
В центр... Америки
Записали в журнал...
Лежал на поверхност...
Вставь окончание
Склонение
Прочитал о самолёт...
Остановились в бухт..
Нашёл в пещер...
Грелся на солнц...
Увидел на пристан...
Плыли на лодк...
В центр... Америки
Записали в журнал...
Лежал на поверхност...
Уровень 1
- Запишите слова в тетрадь, вставляя пропущенные окончания, Подчеркните лишнее слово в строке, приготовьтесь доказать свой выбор.
На мороз..., в долин..., о каприз..., в дом... .
На полян..., на солнышк..., о квартир..., в пустын... .