kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: « Правописание безударных падежных окончаний имён существительных».

Цели:

формировать и совершенствовать навык правописания падежных окончаний существительных в единственном числе.

Отрабатывать последовательность действий при написании безударных окончаний имён существительных, обобщать знания о падежах.

Развивать речь, память, мышление, воображение, орфографическую зоркость учащихся.

Воспитывать интерес к русскому языку, бережное отношение к природе.

Оборудование: индивидуальные карточки, учебники, снежинки, видеофильм, мультимедийное оборудование.

Ход урока

I. Организационный момент. ( за экраном)

 [Какое сейчас время года?]

[Какие зимние месяцы вы знаете?]

[Какой сейчас месяц?]

[Какой по счёту зимний месяц?]

II. Фонетическая зарядка.

Послушайте, как говорит учитель.

Читаю я.

Прочитайте правильно слова.

Читаем все вместе.

III. Сообщение темы и целей урока.

Начну наш урок с загадки. Отгадайте её.    

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Все покрылось серебром.

Да, это зима.

Ребята, а вы любите зиму? За что?

Сегодня у нас с вами необычный урок, волшебный урок.  Мы оправимся в гости к зимушке – зиме.  Пожалуем к ней не с пустыми руками. А принесём ей снежинки, которые вы будете получать за правильное выполнение задания на уроке. В этом путешествии мы будем отрабатывать правописание безударных падежных окончаний им.сущ. ед.числа.

Вы хотите побывать в гостях у зимы? Тогда в путь!

Откройте тетради. Запишите число.

IV. Каллиграфическая минутка.

Зима – удивительное, волшебное время года. Она предлагает вам красиво, каллиграфически правильно написать букву Зз

 Но прежде чем написать её, выполним «гимнастику для пальчиков».

   «пальчики здороваются»

   «змейка»

   «молоточки»

Молодцы, приступаем к работе.

Постарайтесь красиво и аккуратно написать, правильно соединяя буквы, соблюдая ширину и высоту букв, ведь вы будете сами себя оценивать.

Зз

зима

Подберите к слову зима однокоренные слова. Запишите их. Выделите окончания.

Вы постарались, написали красиво, аккуратно, поэтому  первая снежинка ваша.

( прикрепляю снежинку на доску)

V. Словарная работа.

Зима приносит нам много развлечений. Об одном из них вы узнаете, отгадав загадку.

По снегу покатите-

Я подрасту.

На костре согрейте-

Я пропаду.

Да, это снежок.  Вы любите играть в снежки?

Тогда поиграем, но снежки у нас будут необычные, не из снега, а из букв.

Перед вами  словарные слова,  в которых  пропущены  буквы, а ниже  «снежки» с этими буквами.

С помощью снежков вспомним словарные слова. Восстановите слова.

Запишите: словарный диктант.

Записывать будем в строчку, через запятую, вставляя пропущенные буквы, ставя ударение.

Первым бросает снежок…

д…  кабрь           за…. ц

ин…  й                 к…  ртина                         

сев… р                 ф… враль

к… л… ндарь     пр … красный

мес …  ц              …нварь

ул… ца                п…  года

Вот мы с вами и в «снежки» поиграли и словарные слова повторили. Думаю, что хорошо справились с этим заданием, заработали ещё одну снежинку.

   ( прикрепляю снежинку на доску)

VI. Актуализация знаний об имени существительном.

Ребята, по пути в гости к зиме, вам предстоит встреча с одним интересным и необычным героем.

А  кто это, вы узнаете, как только мы его «вылепим из снега», правда не из настоящего снега.

Я буду задавать вам вопросы. Из каждого вашего правильного ответа мы будем собирать этого героя, то есть «лепить».

     ( на слайде появляются детали снеговика)   

1)На какие вопросы отвечает имя существительное?

2) Что оно обозначает?

3) Как изменяется имя существительное?

4) Сколько падежей в русском языке?

5) Сколько склонений в русском языке?

6) Какие существительные относятся к 1 склонению?

 7) Какие существительные относятся ко 2 склонению?

 8) Какие существительные относятся к 3 склонению?

 9) Как правильно написать безударные окончания имён существительных?

10) Как различать Р, Д, П падежи имён существительных?

Кого мы  «вылепили»?

Снеговика.

Молодцы! Хорошо повторили всё, что знали об имени существительном, а значит получаете ещё одну снежинку.

       ( прикрепляю снежинку на доску)

VII. Закрепление изученного материала.

Наш путь лежит всё дальше и дальше, в царство снега, метелей, стужи. А сопровождать нас будут три брата.

Кто они? Вы догадались?

Да, это зимние месяцы.

Героев какого произведения вы видите?         

Назовите зимние месяцы по порядку.

Каждый из братьев – месяцев подготовил для вас задание.

О Декабре нам расскажет Даша. 

Декабрь – завершает год, начинает зиму. Прибавляет света и поддаёт стужи. Его прозвали «студень» или «стужайло».

Задание Декабря.

Декабрь предлагает вам определить окончания существительных составив словосочетания.

Идёт по тропинк…

Стоит у дорог…

Сияет на неб…

Занесло снег…

Упал на земл….

Запишите данные словосочетания. Выделите окончания.

Молодцы! С зданием Декабря успешно справились, и он дарит вам ещё одну снежинку.

   (прикрепляю снежинку на доску)

Задание Января

Ребята, какой месяц приходит на смену декабрю?                  

Вася, что ты знаешь о январе?

В русских пословицах январь славится как «начало года, зиме середина». В январе часто выпадает много снега, а метели надувают сугробы.

У вас на партах лежат конверты, достаньте и составьте из слов предложение.

пушистые

медленно

снежинки

кружились

в

воздух…

Прочитайте, что у вас получилось.

В воздух… медленно кружились пушистые снежинки.

Какое окончание у существительных в воздухе?

Определите падеж имени существительного в воздухе.

Существительное в воздухе стоит с предложном падеже, так как отвечает на вопрос в чём?

Запишите предложение в тетрадь и разберите его по членам предложения.

Сделайте морфологический разбор существительного в воздухе.

Молодцы! Задание Января вам тоже оказалось «по плечу». Получайте ещё одну снежинку.

(прикрепляю снежинку на доску)

Физкультминутка.

Поднимает руки класс – это «раз»,

Повернулась голова – это «два»,

Руки вниз, вперёд смотри – это «три»,

Руки в стороны – пошире, развернули на «четыре»,

С силой их к плечам прижать – это «пять»,

Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».

Задание Февраля.

А сейчас нас встречает третий из братьев – зимних месяцев – это Февраль.

Расскажет об этом месяце Диана.

Февраль- месяц частых метелей и морозов. Дни в феврале яркие, солнечные, но холодные. Февраль по поговорке «рассекает зиму пополам». «В феврале зима с весной встретится».

Февральские ветры надули большие сугробы, и нам надо их преодолеть, чтобы двигаться вперёд.

Вам дан текст. Вставьте окончания имён существительных и укажите падеж.

Как прекрасен зимний  лес! Деревья стоят в серебр… Всё вокруг покрыто пушистым снег… В лесу очень тихо. Спит медведь в берлог… На вершин… высокой сосны затаилась белочка. А вот и заяц в белой шубк… он спрятался около ел…

Как хорошо вы справились с заданием Февраля. Вы заработали ещё снежинку.

  (прикрепляю  снежинку на доску)

Самостоятельна работа.              

Сегодня   весь урок мы собирали снежинки. Да и какая зима без снега, снежинок.

Подул ветерок, и с неба посыпались снежинки. К вам на парты тоже легли снежинки, но это необычные снежинки, а волшебные. На них для вас написано задание, которое будете выполнять самостоятельно, записывая его  в тетрадь.

Прочитайте задание. Дополнительное задание не для всех, а для тех, кто быстро вставит окончания и определит падеж у существительных.

 ( Задание написано на снежинках)

Списать, дописывая окончания. Определить падеж у имён существительных.                                                                                                                 

Пришла з…ма. На ел…  и осинк… л.жали шапки снега. Вот белка прыгала с ветк… на ветку. Дятел стучал на  в…рхушк… дер…ва своим  кре…ким  клювом. На скатерт… снега сл…ды птиц и зв…рей. По д…рог… к деревн… ехал  на лошад… дядя Егор. Он с улыбкой см…трел  на  р…бят.

Молодцы! Работали хорошо и поэтому эта снежинка ваша.

  (прикрепляю снежинку на доску)

Видеофильм « Зима в лесу»

VIII. Домашнее задание (разноуровневое).

- Откройте дневники и запишите домашнее задание.

IX. Итог урока.

Наш урок подошёл к концу. Что на уроке было главным?

Что было интересным?

Как правильно написать безударное падежное окончание имён существительных?

Какие задания вызвали затруднение?

Давайте посчитаем  все снежинки.

Наше путешествие подошло к концу. Вот мы и пришли к Зиме. Она рада нас всех видеть, благодарит вас за урок, а эти снежинки мы дарим ей.  –

Продолжите:                

Сегодня на уроке я:

*повторил….

*было интересно…

*было трудно ….

Всем, кто получили оценки, подойдут ко мне с дневниками.

Наш урок окончен. Спасибо!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект открытого урока "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных».»

Тема: « Правописание безударных падежных окончаний имён существительных».

Цели:

формировать и совершенствовать навык правописания падежных окончаний существительных в единственном числе.

Отрабатывать последовательность действий при написании безударных окончаний имён существительных, обобщать знания о падежах.

Развивать речь, память, мышление, воображение, орфографическую зоркость учащихся.

Воспитывать интерес к русскому языку, бережное отношение к природе.

Оборудование: индивидуальные карточки, учебники, снежинки, видеофильм, мультимедийное оборудование.


Ход урока

I. Организационный момент. ( за экраном)

[Какое сейчас время года?]

[Какие зимние месяцы вы знаете?]

[Какой сейчас месяц?]

[Какой по счёту зимний месяц?]

II. Фонетическая зарядка.

Послушайте, как говорит учитель.

Читаю я.

Прочитайте правильно слова.

Читаем все вместе.

III. Сообщение темы и целей урока.

Начну наш урок с загадки. Отгадайте её.

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Все покрылось серебром.

Да, это зима.

Ребята, а вы любите зиму? За что?

Сегодня у нас с вами необычный урок, волшебный урок. Мы оправимся в гости к зимушке – зиме. Пожалуем к ней не с пустыми руками. А принесём ей снежинки, которые вы будете получать за правильное выполнение задания на уроке. В этом путешествии мы будем отрабатывать правописание безударных падежных окончаний им.сущ. ед.числа.

Вы хотите побывать в гостях у зимы? Тогда в путь!

Откройте тетради. Запишите число.

IV. Каллиграфическая минутка.

Зима – удивительное, волшебное время года. Она предлагает вам красиво, каллиграфически правильно написать букву Зз

Но прежде чем написать её, выполним «гимнастику для пальчиков».

«пальчики здороваются»

«змейка»

«молоточки»

Молодцы, приступаем к работе.

Постарайтесь красиво и аккуратно написать, правильно соединяя буквы, соблюдая ширину и высоту букв, ведь вы будете сами себя оценивать.

Зз

зима

Подберите к слову зима однокоренные слова. Запишите их. Выделите окончания.

Вы постарались, написали красиво, аккуратно, поэтому первая снежинка ваша.

( прикрепляю снежинку на доску)

V. Словарная работа.

Зима приносит нам много развлечений. Об одном из них вы узнаете, отгадав загадку.

По снегу покатите-

Я подрасту.

На костре согрейте-

Я пропаду.

Да, это снежок. Вы любите играть в снежки?

Тогда поиграем, но снежки у нас будут необычные, не из снега, а из букв.

Перед вами словарные слова, в которых пропущены буквы, а ниже «снежки» с этими буквами.

С помощью снежков вспомним словарные слова. Восстановите слова.

Запишите: словарный диктант.

Записывать будем в строчку, через запятую, вставляя пропущенные буквы, ставя ударение.

Первым бросает снежок…

д… кабрь за…. ц

ин… й к… ртина

сев… р ф… враль

к… л… ндарь пр … красный

мес … ц …нварь

ул… ца п… года

Вот мы с вами и в «снежки» поиграли и словарные слова повторили. Думаю, что хорошо справились с этим заданием, заработали ещё одну снежинку.

( прикрепляю снежинку на доску)

VI. Актуализация знаний об имени существительном.

Ребята, по пути в гости к зиме, вам предстоит встреча с одним интересным и необычным героем.

А кто это, вы узнаете, как только мы его «вылепим из снега», правда не из настоящего снега.

Я буду задавать вам вопросы. Из каждого вашего правильного ответа мы будем собирать этого героя, то есть «лепить».

( на слайде появляются детали снеговика)

1)На какие вопросы отвечает имя существительное?

2) Что оно обозначает?

3) Как изменяется имя существительное?

4) Сколько падежей в русском языке?

5) Сколько склонений в русском языке?

6) Какие существительные относятся к 1 склонению?

7) Какие существительные относятся ко 2 склонению?

8) Какие существительные относятся к 3 склонению?

9) Как правильно написать безударные окончания имён существительных?

10) Как различать Р, Д, П падежи имён существительных?

Кого мы «вылепили»?

Снеговика.

Молодцы! Хорошо повторили всё, что знали об имени существительном, а значит получаете ещё одну снежинку.

( прикрепляю снежинку на доску)

VII. Закрепление изученного материала.

Наш путь лежит всё дальше и дальше, в царство снега, метелей, стужи. А сопровождать нас будут три брата.

Кто они? Вы догадались?

Да, это зимние месяцы.

Героев какого произведения вы видите?

Назовите зимние месяцы по порядку.

Каждый из братьев – месяцев подготовил для вас задание.

О Декабре нам расскажет Даша.

Декабрь – завершает год, начинает зиму. Прибавляет света и поддаёт стужи. Его прозвали «студень» или «стужайло».

Задание Декабря.

Декабрь предлагает вам определить окончания существительных составив словосочетания.

Идёт по тропинк…

Стоит у дорог…

Сияет на неб…

Занесло снег…

Упал на земл….

Запишите данные словосочетания. Выделите окончания.

Молодцы! С зданием Декабря успешно справились, и он дарит вам ещё одну снежинку.

(прикрепляю снежинку на доску)

Задание Января

Ребята, какой месяц приходит на смену декабрю?

Вася, что ты знаешь о январе?

В русских пословицах январь славится как «начало года, зиме середина». В январе часто выпадает много снега, а метели надувают сугробы.

Вот задание Января.

У вас на партах лежат конверты, достаньте и составьте из слов предложение.


снежинки

медленно

пушистые



кружились

в

воздух…



Прочитайте, что у вас получилось.

В воздух… медленно кружились пушистые снежинки.

Какое окончание у существительных в воздухе?

Определите падеж имени существительного в воздухе.

Существительное в воздухе стоит с предложном падеже, так как отвечает на вопрос в чём?

Запишите предложение в тетрадь и разберите его по членам предложения.

Сделайте морфологический разбор существительного в воздухе.

Молодцы! Задание Января вам тоже оказалось «по плечу». Получайте ещё одну снежинку.

(прикрепляю снежинку на доску)

Физкультминутка.

Поднимает руки класс – это «раз»,

Повернулась голова – это «два»,

Руки вниз, вперёд смотри – это «три»,

Руки в стороны – пошире, развернули на «четыре»,

С силой их к плечам прижать – это «пять»,

Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».


Задание Февраля.

А сейчас нас встречает третий из братьев – зимних месяцев – это Февраль.

Расскажет об этом месяце Диана.

Февраль- месяц частых метелей и морозов. Дни в феврале яркие, солнечные, но холодные. Февраль по поговорке «рассекает зиму пополам». «В феврале зима с весной встретится».

Февральские ветры надули большие сугробы, и нам надо их преодолеть, чтобы двигаться вперёд.

Вам дан текст. Вставьте окончания имён существительных и укажите падеж.

Как прекрасен зимний лес! Деревья стоят в серебр… Всё вокруг покрыто пушистым снег… В лесу очень тихо. Спит медведь в берлог… На вершин… высокой сосны затаилась белочка. А вот и заяц в белой шубк… он спрятался около ел…

Как хорошо вы справились с заданием Февраля. Вы заработали ещё снежинку.

(прикрепляю снежинку на доску)

Самостоятельна работа.

Сегодня весь урок мы собирали снежинки. Да и какая зима без снега, снежинок.

Подул ветерок, и с неба посыпались снежинки. К вам на парты тоже легли снежинки, но это необычные снежинки, а волшебные. На них для вас написано задание, которое будете выполнять самостоятельно, записывая его в тетрадь.

Прочитайте задание. Дополнительное задание не для всех, а для тех, кто быстро вставит окончания и определит падеж у существительных.

( Задание написано на снежинках)

Списать, дописывая окончания. Определить падеж у имён существительных.

Пришла з…ма. На ел…  и осинк… л..жали шапки снега. Вот белка прыгала с ветк… на ветку. Дятел стучал на  в…рхушк… дер…ва своим  кре…ким  клювом. На скатерт… снега сл…ды птиц и зв…рей. По д…рог… к деревн… ехал  на лошад… дядя Егор. Он с улыбкой см…трел  на  р…бят.

Молодцы! Работали хорошо и поэтому эта снежинка ваша.

(прикрепляю снежинку на доску)

Видеофильм « Зима в лесу»

VIII. Домашнее задание (разноуровневое).

- Откройте дневники и запишите домашнее задание.

IX. Итог урока.

Наш урок подошёл к концу. Что на уроке было главным?

Что было интересным?

Как правильно написать безударное падежное окончание имён существительных?

Какие задания вызвали затруднение?

Давайте посчитаем все снежинки.

Наше путешествие подошло к концу. Вот мы и пришли к Зиме. Она рада нас всех видеть, благодарит вас за урок, а эти снежинки мы дарим ей. –

Продолжите:

Сегодня на уроке я:

*повторил…..

*было интересно…

*было трудно ….

Всем, кто получили оценки, подойдут ко мне с дневниками.

Наш урок окончен. Спасибо!


    



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Зимина Мария Юрьевна

Дата: 03.03.2016

Номер свидетельства: 302024

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "Конспект урока русского языка для 4 класса по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го склонения" "
    ["seo_title"] => string(152) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-dlia-4-klassa-po-tiemie-pravopisaniie-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imion-sushchiestvitiel-nykh-1-gho-sklonieniia"
    ["file_id"] => string(6) "141710"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418150915"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных». "
    ["seo_title"] => string(77) "pravopisaniie-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "107558"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403296061"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(165) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-po-tiemie-vyviedieniie-obshchiegho-pravila-pravopisaniia-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "123153"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414423933"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект урока русского языка на тему "Винительный падеж одушевлённых имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-vinitiel-nyi-padiezh-odushievlionnykh-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "151791"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420742573"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект урока "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_pravopisaniie_biezudarnykh_padiezhnykh_okonchanii_imion_sushchie"
    ["file_id"] => string(6) "454642"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1517746846"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства