Тема: « Правописание безударных падежных окончаний имён существительных».
Цели:
формировать и совершенствовать навык правописания падежных окончаний существительных в единственном числе.
Отрабатывать последовательность действий при написании безударных окончаний имён существительных, обобщать знания о падежах.
Развивать речь, память, мышление, воображение, орфографическую зоркость учащихся.
Воспитывать интерес к русскому языку, бережное отношение к природе.
Оборудование: индивидуальные карточки, учебники, снежинки, видеофильм, мультимедийное оборудование.
Ход урока
I. Организационный момент. ( за экраном)
[Какое сейчас время года?]
[Какие зимние месяцы вы знаете?]
[Какой сейчас месяц?]
[Какой по счёту зимний месяц?]
II. Фонетическая зарядка.
Послушайте, как говорит учитель.
Читаю я.
Прочитайте правильно слова.
Читаем все вместе.
III. Сообщение темы и целей урока.
Начну наш урок с загадки. Отгадайте её.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром.
Да, это зима.
Ребята, а вы любите зиму? За что?
Сегодня у нас с вами необычный урок, волшебный урок. Мы оправимся в гости к зимушке – зиме. Пожалуем к ней не с пустыми руками. А принесём ей снежинки, которые вы будете получать за правильное выполнение задания на уроке. В этом путешествии мы будем отрабатывать правописание безударных падежных окончаний им.сущ. ед.числа.
Вы хотите побывать в гостях у зимы? Тогда в путь!
Откройте тетради. Запишите число.
IV. Каллиграфическая минутка.
Зима – удивительное, волшебное время года. Она предлагает вам красиво, каллиграфически правильно написать букву Зз
Но прежде чем написать её, выполним «гимнастику для пальчиков».
«пальчики здороваются»
«змейка»
«молоточки»
Молодцы, приступаем к работе.
Постарайтесь красиво и аккуратно написать, правильно соединяя буквы, соблюдая ширину и высоту букв, ведь вы будете сами себя оценивать.
Зз
зима
Подберите к слову зима однокоренные слова. Запишите их. Выделите окончания.
Вы постарались, написали красиво, аккуратно, поэтому первая снежинка ваша.
( прикрепляю снежинку на доску)
V. Словарная работа.
Зима приносит нам много развлечений. Об одном из них вы узнаете, отгадав загадку.
По снегу покатите-
Я подрасту.
На костре согрейте-
Я пропаду.
Да, это снежок. Вы любите играть в снежки?
Тогда поиграем, но снежки у нас будут необычные, не из снега, а из букв.
Перед вами словарные слова, в которых пропущены буквы, а ниже «снежки» с этими буквами.
С помощью снежков вспомним словарные слова. Восстановите слова.
Запишите: словарный диктант.
Записывать будем в строчку, через запятую, вставляя пропущенные буквы, ставя ударение.
Первым бросает снежок…
д… кабрь за…. ц
ин… й к… ртина
сев… р ф… враль
к… л… ндарь пр … красный
мес … ц …нварь
ул… ца п… года
Вот мы с вами и в «снежки» поиграли и словарные слова повторили. Думаю, что хорошо справились с этим заданием, заработали ещё одну снежинку.
( прикрепляю снежинку на доску)
VI. Актуализация знаний об имени существительном.
Ребята, по пути в гости к зиме, вам предстоит встреча с одним интересным и необычным героем.
А кто это, вы узнаете, как только мы его «вылепим из снега», правда не из настоящего снега.
Я буду задавать вам вопросы. Из каждого вашего правильного ответа мы будем собирать этого героя, то есть «лепить».
( на слайде появляются детали снеговика)
1)На какие вопросы отвечает имя существительное?
2) Что оно обозначает?
3) Как изменяется имя существительное?
4) Сколько падежей в русском языке?
5) Сколько склонений в русском языке?
6) Какие существительные относятся к 1 склонению?
7) Какие существительные относятся ко 2 склонению?
8) Какие существительные относятся к 3 склонению?
9) Как правильно написать безударные окончания имён существительных?
10) Как различать Р, Д, П падежи имён существительных?
Кого мы «вылепили»?
Снеговика.
Молодцы! Хорошо повторили всё, что знали об имени существительном, а значит получаете ещё одну снежинку.
( прикрепляю снежинку на доску)
VII. Закрепление изученного материала.
Наш путь лежит всё дальше и дальше, в царство снега, метелей, стужи. А сопровождать нас будут три брата.
Кто они? Вы догадались?
Да, это зимние месяцы.
Героев какого произведения вы видите?
Назовите зимние месяцы по порядку.
Каждый из братьев – месяцев подготовил для вас задание.
О Декабре нам расскажет Даша.
Декабрь – завершает год, начинает зиму. Прибавляет света и поддаёт стужи. Его прозвали «студень» или «стужайло».
Задание Декабря.
Декабрь предлагает вам определить окончания существительных составив словосочетания.
Идёт по тропинк…
Стоит у дорог…
Сияет на неб…
Занесло снег…
Упал на земл….
Запишите данные словосочетания. Выделите окончания.
Молодцы! С зданием Декабря успешно справились, и он дарит вам ещё одну снежинку.
(прикрепляю снежинку на доску)
Задание Января
Ребята, какой месяц приходит на смену декабрю?
Вася, что ты знаешь о январе?
В русских пословицах январь славится как «начало года, зиме середина». В январе часто выпадает много снега, а метели надувают сугробы.
У вас на партах лежат конверты, достаньте и составьте из слов предложение.
пушистые
медленно
снежинки
кружились
в
воздух…
Прочитайте, что у вас получилось.
В воздух… медленно кружились пушистые снежинки.
Какое окончание у существительных в воздухе?
Определите падеж имени существительного в воздухе.
Существительное в воздухе стоит с предложном падеже, так как отвечает на вопрос в чём?
Запишите предложение в тетрадь и разберите его по членам предложения.
Сделайте морфологический разбор существительного в воздухе.
Молодцы! Задание Января вам тоже оказалось «по плечу». Получайте ещё одну снежинку.
(прикрепляю снежинку на доску)
Физкультминутка.
Поднимает руки класс – это «раз»,
Повернулась голова – это «два»,
Руки вниз, вперёд смотри – это «три»,
Руки в стороны – пошире, развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять»,
Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».
Задание Февраля.
А сейчас нас встречает третий из братьев – зимних месяцев – это Февраль.
Расскажет об этом месяце Диана.
Февраль- месяц частых метелей и морозов. Дни в феврале яркие, солнечные, но холодные. Февраль по поговорке «рассекает зиму пополам». «В феврале зима с весной встретится».
Февральские ветры надули большие сугробы, и нам надо их преодолеть, чтобы двигаться вперёд.
Вам дан текст. Вставьте окончания имён существительных и укажите падеж.
Как прекрасен зимний лес! Деревья стоят в серебр… Всё вокруг покрыто пушистым снег… В лесу очень тихо. Спит медведь в берлог… На вершин… высокой сосны затаилась белочка. А вот и заяц в белой шубк… он спрятался около ел…
Как хорошо вы справились с заданием Февраля. Вы заработали ещё снежинку.
(прикрепляю снежинку на доску)
Самостоятельна работа.
Сегодня весь урок мы собирали снежинки. Да и какая зима без снега, снежинок.
Подул ветерок, и с неба посыпались снежинки. К вам на парты тоже легли снежинки, но это необычные снежинки, а волшебные. На них для вас написано задание, которое будете выполнять самостоятельно, записывая его в тетрадь.
Прочитайте задание. Дополнительное задание не для всех, а для тех, кто быстро вставит окончания и определит падеж у существительных.
( Задание написано на снежинках)
Списать, дописывая окончания. Определить падеж у имён существительных.
Пришла з…ма. На ел… и осинк… л.жали шапки снега. Вот белка прыгала с ветк… на ветку. Дятел стучал на в…рхушк… дер…ва своим кре…ким клювом. На скатерт… снега сл…ды птиц и зв…рей. По д…рог… к деревн… ехал на лошад… дядя Егор. Он с улыбкой см…трел на р…бят.
Молодцы! Работали хорошо и поэтому эта снежинка ваша.
(прикрепляю снежинку на доску)
Видеофильм « Зима в лесу»
VIII. Домашнее задание (разноуровневое).
- Откройте дневники и запишите домашнее задание.
IX. Итог урока.
Наш урок подошёл к концу. Что на уроке было главным?
Что было интересным?
Как правильно написать безударное падежное окончание имён существительных?
Какие задания вызвали затруднение?
Давайте посчитаем все снежинки.
Наше путешествие подошло к концу. Вот мы и пришли к Зиме. Она рада нас всех видеть, благодарит вас за урок, а эти снежинки мы дарим ей. –
Продолжите:
Сегодня на уроке я:
*повторил….
*было интересно…
*было трудно ….
Всем, кто получили оценки, подойдут ко мне с дневниками.
Наш урок окончен. Спасибо!