Конспект урока русского языка в 4 классе на тему
«Падежные окончания имён существительных 1-го склонения»
Цели урока: на оснoве учебного исследования подвести учеников к осознанию понятия «орфограмма безударнoго гласнoго в окончаниях имен существительных», упражнять в применении aлгоритма (правописания гласной в безударных окончaниях имен существительных 1 склонения).
Задaчи:
предметные
– создать условия для уточнения детьми понятия: «склонение существительного», «безударные падежные окончания имен существительных»;
– упражнять учащихся в применении ими правила правописания безударного гласного в безударных окончаниях имен существительных 1 склонения проговаривая алгоритм выбора буквы;
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; вносить необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с одноклассниками (регулятивные).
метапредметные:
– развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
– формировать коммуникативные навыки (построение монологического высказывания, владение диалогической формой коммуникации, учет мнения и позиции другого, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве).
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учащихся
Организационный момент.
«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».
- Как вы её понимаете? ( Мы узнаём что-то новое).
Запишем дату, классная работа. Пропишите пословицу. Выделите орфограммы.
Актуализация знаний учащихся.
Предлагаю провести интеллектуальную дуэль (ученики выбирают помощников).
Отвечать четко и кратко.
1. Что называют именем существительным?
2. Как изменяются имена существительные? (число, род, падеж, склонение)
3. Что такое изменение по падежам?
4. Сколько падежей в русском языке?
5. Сколько склонений имеют имена существительные?
6. Какие существительные относятся к 1 склонению?
7. Что значит, поставить существительное в начальную форму?
8. Кого? Чего? Это вопросы …
9. Слово-помощник для определения В.п.
10.Кем? Чем? Это вопросы…
Постановка учебной цели, определение темы урока.
На доске две группы слов:
(записываем, определить падеж, поставить ударение)
ИЗ ЗЕМЛ__ ИЗ ИЗБУШК__
ПО ВОД___ ПО КОМНАТ___
НА СТЕН__ НА УЛИЦ___
- Чем отличаются две группы слов? (В первом столбике окончания ударные, во втором - безударные).
- Какие окончания имеют существительные одного и того же склонения в одном и том же падеже? (Одинаковые, ударные и безударные)
- Какое окончание вызывает трудность при написании? (Безударное).
- Как нужно поступить, если окончание безударное? (определить склонение, падеж. Подобрать слово в этом же падеже, но с ударным окончанием).
- Сегодня на уроке мы узнаем, как правильно писать безударные окончания имён существительных.
- Тема нашего урока «Падежные окончания имён существительных».
Исследовательская работа
Проведем исследование. Работаем в парах (2 ученика у доски).
Ваша задача просклонять имена существительные (сестра, папа). Поставить ударение, выделить окончания.
-Какие выводы вы сделали? Повторим еще раз.
На доске:
Таблица: Все падежи с окончаниями.
Вывод: у имён существительных 1 склонения одинаковые окончания (ударные и безударные).
Итог исследования, работа с памяткой, первичное закрепление
- Как проверить безударное окончание имени существительного?
(работа с памяткой на стр.52 в РТ)
Вернемся к словам из начала урока. Объясните, какие букв пропущены в окончаниях (первый пример поясняет учитель с комментированием, остальные учащиеся с места).
ИЗ ИЗБУШК__ НА УЛИЦ___ ПО КОМНАТ___
Физпауза «Найди ошибку»
- Именительный падеж употребляется с предлогами.
- У сущ 1 склонения в форме В.п. и Т.П. одинаковые окончания.
- В В.п. словом-помощником является слово « горжусь\творю»
- У сущ. 1 скл. В форме П.п. и Д.п. окончания совпадают.
Отработка умения в определении безударных окончаний имен существительных.
Записываем слова из физминутки. На карточках: На ветки сирени, за подругай, до деревне, возле речке, по тропинки.
1 гр. РТ с.55 № 6.
2 гр. Комментирование с места РТ с.54, № 4.
Итог урока.
Рефлексия урока.
Вот и подошла к концу наша исследовательская работа.
· - Знания о какой части речи мы сегодня закрепляем?
· Что мы с вами уже вспомнили?
· С какими трудностями столкнулись?
· Расскажите правила правописания безударных падежных окончаний имён
существительных. Что нужно знать, чтобы правильно написать безударные
падежные окончания имён существительных?
· Закончите фразу:
В первом склонении,
Помню даже во сне,
В предложном и дательном
Пишется ….
· Где вы будете применять полученные знания?
ДЗ упр. 156
Исправь ошибки
Лесная столовая
Ребята с осени запасались желудями, шишками, семенами березы и ольхи. Кормушку повесили они у самой опушке. Установили мальчики дежурство и в любую погоду по очереди навещали пернатых друзей. Приходили к кормушки и зайцы. Об этом ребята узнали по следам. У кормушке можно было увидеть и белку. Школьники всегда были рады такой встречи.
Исправь ошибки
Лесная столовая
Ребята с осени запасались желудями, шишками, семенами березы и ольхи. Кормушку повесили они у самой опушке. Установили мальчики дежурство и в любую погоду по очереди навещали пернатых друзей. Приходили к кормушки и зайцы. Об этом ребята узнали по следам. У кормушке можно было увидеть и белку. Школьники всегда были рады такой встречи.
Исправь ошибки
Лесная столовая
Ребята с осени запасались желудями, шишками, семенами березы и ольхи. Кормушку повесили они у самой опушке. Установили мальчики дежурство и в любую погоду по очереди навещали пернатых друзей. Приходили к кормушки и зайцы. Об этом ребята узнали по следам. У кормушке можно было увидеть и белку. Школьники всегда были рады такой встречи.
Исправь ошибки
Лесная столовая
Ребята с осени запасались желудями, шишками, семенами березы и ольхи. Кормушку повесили они у самой опушке. Установили мальчики дежурство и в любую погоду по очереди навещали пернатых друзей. Приходили к кормушки и зайцы. Об этом ребята узнали по следам. У кормушке можно было увидеть и белку. Школьники всегда были рады такой встречи.
Исправь ошибки
Лесная столовая
Ребята с осени запасались желудями, шишками, семенами березы и ольхи. Кормушку повесили они у самой опушке. Установили мальчики дежурство и в любую погоду по очереди навещали пернатых друзей. Приходили к кормушки и зайцы. Об этом ребята узнали по следам. У кормушке можно было увидеть и белку. Школьники всегда были рады такой встречи.
Исправь ошибки
Лесная столовая
Ребята с осени запасались желудями, шишками, семенами березы и ольхи. Кормушку повесили они у самой опушке. Установили мальчики дежурство и в любую погоду по очереди навещали пернатых друзей. Приходили к кормушки и зайцы. Об этом ребята узнали по следам. У кормушке можно было увидеть и белку. Школьники всегда были рады такой встречи.