Выбор безударного окончания у существительных 1 склонения в Родительном, Дательном и предложном падежах. 3 класс
Выбор безударного окончания у существительных 1 склонения в Родительном, Дательном и предложном падежах. 3 класс
Урок русского языка в 3 классе УМК "Начальная школа 21 века" С.Иванов по теме: "Правописание безударных окончаний имён существительных первого склонения в родительном, дательном и предложном падежах". Цель деятельности учителя: создать условия для актуализации знаний учащихся о правописании окончаний имён существительных первого склонения в родительном, дательном и предложном падежах. Задачи: закрепить навык правильного написания окончаний существительных 1-го склонения в нужном падеже; упражнять в применении алгоритма правописания гласной в безударных окончаниях имён существительных первого склонения в родительном, дательном и предложном падежах; проверить уровень усвоения данной темы.
Учащиеся научатся: 1) распознавать тип склонения, падеж существительных;
2) систематизировать существенные признаки имени существительного как части речи;
3) применять правила правописания безударного гласного в безударных окончаниях имен существительных 1 склонения проговаривая алгоритм выбора буквы;
2) применять полученные теоретические знания в стандартных и нестандартных ситуация.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выбор безударного окончания у существительных 1 склонения в Родительном, Дательном и предложном падежах. 3 класс»
Урок русского языка в 3 классе
Тема: "Правописание окончаний имён существительных первого склонения
в родительном, дательном и предложном падежах".
Цель деятельности учителя: создать условия для актуализации знаний учащихся о правописании окончаний имён существительных первого склонения в родительном, дательном и предложном падежах.
Задачи: закрепить навык правильного написания окончаний существительных 1-го склонения в нужном падеже; упражнять в применении алгоритма правописания гласной в безударных окончаниях имён существительных первого склонения в родительном, дательном и предложном падежах;проверить уровень усвоения данной темы;
Термины, понятия: «орфограмма», «склонение существительного», «безударные падежные окончания имен «существительных».
Планируемые результаты:
- личностные:
1) повышение мотивации учения и формирование личностного смысла учения;
2) понимание необходимости осознанного выполнения правил и норм школьной жизни;
3) формирование нравственно-эстетических ценностей.
- познавательные:
1) проводить сравнение, понимать выводы, сделанные на основе сравнения;
2) выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;
3) проводить аналогию и на её основе строить выводы ;
4) проводить классификацию изучаемых объектов;
5) строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.
- регулятивные:
1) понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
2) соотносить выполненное задание с образцом;
3) умение правильно определять последовательность промежуточных целей , составлять план действий, вносить необходимые коррективы , сличать способ действия и результат;
4) элементарные навыки самооценки, самоконтроля результатов своей учебной деятельности.
- коммуникативные:
1) использовать простые речевые средства для выражения своего мнения, развития диалоговой речи, умение ставить вопросы;
2) умение работать в парах и малых группах.
- предметные:
Учащиеся научатся:
1) распознавать тип склонения, падеж существительных;
2) систематизировать существенные признаки имени существительного как части речи;
3) применять правила правописания безударного гласного в безударных окончаниях имен существительных 1 склонения проговаривая алгоритм выбора буквы; 2) применять полученные теоретические знания в стандартных и нестандартных ситуация.
Учебно-методический комплекс: учебник для 3класса (С.Иванов), сигнальные карточки, листы с грамматическими заданиями и вопросами для самоанализа, презентация, проектор, компьютер.
I. Организационный момент.
Учитель.
- Изученье новых правил настроенья нам прибавит.
Ну а солнышко в окне подмигнет тебе и мне!
- Сегодня вам предстоит выполнить много и трудных интересных заданий.
- Мы проводим своеобразный смотр знаний. Я хочу всем пожелать удачи.
- Запишите в тетради дату и название работы.
- Возьмите карандаш и поставьте на полях рядом с записью даты ту отметку, которую вы хотели бы получить за классную работу.
II. Минутка каллиграфии.
- Начнём урок с каллиграфической минутки. Я предлагаю отгадать, написание какой буквы будем повторять.
- Это одна из букв, которая обозначает непарный звонкий звук.
- Эта буква есть в словах: кот, мяч, зуб.
- Какая это буква?
- Определите закономерность и продолжите строчку.
М мя М мё М мю (М ми М ме)
- Прочитайте пословицу. Попробуйте объяснить её смысл.
- Много ума в голове – не быть беде.
- Запишите её.
- Найдите слова, где есть буква -М-. Какой звук она обозначает, твёрдый или мягкий? В каких словах есть мягкие звуки, обозначенные другими буквами. Подчеркните буквы этих звуков.
- Есть ли среди этих слов имена существительные?
- Определите склонение и падеж. Какое окончание у этих существительных?
В какой они позиции находятся: в слабой или сильной? Значит, какая буква пишется в предложном и дательном падеже существительных 1 склонения?
В каком падеже пишется буква -И- у имён существительных 1 склонения?
- Мы сейчас говорили о существительных 1-го склонения, формах родительного, дательного, предложного падежей. Как вы думаете почему?
- Попробуйте определить тему нашего урока.
- Мы сегодня будем упражняться в правописании окончаний существительных 1 склонения в родительном, предложном и дательном падежах. Вы получите возможность проверить свои знания по этой теме.
III. Словарно-орфографическая работа.
Коллективная работа.
- Предлагаю, повторить вам слова с непроверяемыми гласными. Я загадываю слово, по его лексическому значению вы узнаёте это слово и записываете в тетрадь.
1.Беспозвоночное морское животное с прозрачным студенистым телом, по краям снабжённым щупальцами.
2.Предмет желания, стремления, нечто созданное в воображении, мысленно представляемое.
3.Огородное растение , корнеплод с оранжевым сладковатым утолщённым корнем.
4. Металлический денежный знак.
5.Может являться синонимом слову «автомобиль».
-Проверьте написание слов по эталону.
Слайд № 1.
Монета, мечта, морковь, машина, медуза.
- Что объединяет эти слова? (существительные женского рода).
- Преобразуйте его в существительное 1 склонения. (морковка)
- Вы использовали словообразование или словоизменение? (Словообразование)
- С помощью какой части слова оно образовалось?
- С помощью суффикса -К-.
- Теперь займёмся словоизменением. Поставьте это слово в форму родительного падежа. Какие вопросы у данного падежа?
- Какое окончание напишете? Назовите формы дательного и предложного падежей.
- Какая буква в окончании в этих падежах? Как это доказать? Вспомните слово – помощник для 1 склонения и проверьте написание окончания (земля, весна)
- Давайте составим схему окончаний для 1склонения в этих падежах и запишем в тетрадь.
Слайд № 2.
1 склонение.
Р. п . ----------------- -и
Д. п . ----------------- -е
П. п. ----------------- -е
- Ребята, назовите последовательность действий для выбора окончаний в именах существительных в косвенных падежах.
Алгоритм
1. Надо определить склонение – поставить в именительный падеж.
2. Поставить правильно вопрос к этому слову.
3. Определить падеж.
4. Написать окончание. (Остальной класс реагирует карточками на все ответы одноклассников.)
Учитель открывает запись на доске.
- склонение –вопрос – падеж – окончание
-Каким еще способом можно определить букву безударного окончания у существительных 1 склонения?
Откройте учебник на с.44-45 и прочитайте два рассуждения. Каким из них можно пользоваться? (любым). Проговорите эти варианты.
IV. Выполнение задания на определение падежа существительных.
Работа в паре.
- Откройте учебники на с. 46, найдите упр. №3. Прочитайте задание.
- На какие группы разделите словосочетания (два варианта: по падежам Р.п. Д.п. П.п. или по окончаниям сущ. –и –е)
- Предлагаю выполнить задание в паре.
Р. п.- пришли с прогулки Д.п. прыгал по крыше П.п. сидел на ступеньке
ветка яблони рассказал учительнице жили в палатке
рос у опушки подарил сестрёнке рассказ о школе
- По какому признаку разделили на группы?
- Прочитайте словосочетания «цепочкой» с объяснением (пользуются любым рассуждением)
V.Составление текста из деформированных предложений.
1.Работа в группе.
- Ребята, у каждого из вас имеется лист с заданиями .
Задание № 1 - для работы в группе.
Задание № 2 – для индивидуальной работы.
Задание № 3 - для самоанализа.
- Сейчас вы будете выполнять задание № 1 в группе.
Каждая группа получает задание по составлению предложений с грамматическим заданием.
Задание №1
1.Составьте предложение, изменив окончания существительных по смыслу, и запишите в тетрадь.
2.Подчеркните грамматическую основу.
3.Определите падеж имён существительных.
1группа
в, сорвались, с , тетерева , кормёжка, паника
2 группа
лиса, к , чаща, из, полянка, направлялась
3 группа
макушка, затрещали, на, сороки, ольха, звонко
4 группа
хищница, добыча, спешка, в, поползла, к,
5 группа
полянка, на, тетерева, поедали, семена, ольха
Самостоятельная работа.
После выполнения работы консультант каждой группы зачитывает предложения и проверяется правильность выполнения по эталону на слайде.
Слайд №3.
1 группа.
Тетерева (И.п.) в панике (П.п.) сорвались с кормёжки. (Р.п.)
2 группа.
Из чащи (Р.п.) к полянке (Д.п.) направлялась лиса.( И.п.)
3 группа.
На макушке (П.п.) ольхи ( Р.п.) звонко затрещали сороки. (И.п.)
4 группа.
Хищница (И.п.) в спешке (П.п.) поползла к добыче. (Д.п.)
5 группа.
На полянке (П.п.) тетерева (И.п.) поедали семена (В.п.) ольхи. (Р.п.)
-Консультанты отмечают тех учащихся, которые работали в группе более эффективно.
2.Коллективная работа.
Составление рассказа из этих предложений.
- Можно ли сказать, что эти предложения связаны одной темой?
- Расположите предложения в таком порядке, чтобы получился рассказ.
Устное выполнение задания.
Слайд №4.
На полянке тетерева поедали семена ольхи. Из чащи к полянке направлялась лиса. Хищница в спешке поползла к добыче. На макушке ольхи звонко затрещали сороки. Тетерева в панике сорвались с кормёжки.
- Прочитайте получившийся текст, озаглавьте его, спишите.
- Давайте повторим, какие окончания имеют существительные 1 склонения в родительном, дательном, предложном падежах?
Слайд № 2.
Физминутка.
VI. Проверка знаний. Индивидуальная работа.
Задание №2
Даётся задание трех уровней.
1 уровень.
Определите падеж всех имён существительных, выделите окончания.
на обложке книги
вдоль тропинки к речке
на ветке вишни
по улице деревни
2 уровень.
Определите падеж имён существительных, допишите окончание, выделите его.
на окраин… деревн…
от тёт… к Маш…
на машин… без Кол…
у речк… на травк…
3 уровень
Придумайте и запишите словосочетания, где есть сущ.1 скл. в Р.п. Д.п. и П.п., выделите окончания.
Найдите задание № 2.Внимательно прочитайте задания каждого уровня и выберите то задание, с которым можете справиться .
- Что вы можете сказать про задания по уровню сложности?(Самостоятельная работа учащихся)
- Подводя итоги, мне хочется узнать, кто из вас выбрал более трудный вариант работы? Почему?
VII.Самоанализ. Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу.Предлагаю проанализировать свою работу на уроке?
- Найдите вопросы для самоанализа.Выберите варианты ответов, которые подходят тебе.
Задание №3.
Вопросы для самоанализа.
1.Я допускаю ошибки в определении безударных окончаний имен существительных 1-го склонения потому, что:
а) не помню названия падежей;
б) не всегда могу задать правильно падежный вопрос;
в) не помню все падежные окончания;
г) не помню проверочные слова с ударным окончанием;
д) не могу объяснить, почему.
2. Я не допускаю ошибок в определении безударных окончаний имен существительных 1-госклонения.
- Выберите смайлик, который показывает ваше настроение на уроке. Оцените свою работу в тетради. Кто из вас согласен с той отметкой, к которой вы стремились, обведите её в кружок.
VIII. Домашнее задание
-Как вы думаете, какое задание дома будет? (определение окончание сущ.1 скл.) Предлагаю на выбор два вида работы: печатная тетрадь с. упр.1 вставить окончания, пользуясь рассуждениями; составить по два словосочетания с сущ. 1 скл. в Р.п. Д.п. и П.п.
- Наш урок окончен. Всем спасибо.
Задание №1.
Выполните задания.
1.Составьте предложение, изменив окончания существительных по смыслу, и запишите в тетрадь.