МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«ГОЛОВИНЩИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ПРОГРАММАМ»
(ГКОУ «ГОЛОВИНЩИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»)
Урок русского языка в 8 классе.
Тема: "Правописание безударных личных окончаний глаголов
первого и второго спряжения».
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ
КАРПОВА ЛЮБОВЬ ВАСИЛЬЕВНА
Русский язык 8 класс.
Слайд№ 1
Тема урока: "Правописание безударных личных окончаний глаголов первого и второго спряжения».
Цель: закрепить умения и навыки проверки безударных окончаний глаголов.
Задачи:
1. Формирование умения пользоваться алгоритмом проверки безударных окончаний глаголов, определять спряжение глаголов.
2.Коррекция памяти, зрительного восприятия, процессов мышления через выполнение упражнений по данному виду орфограмм.
3.Воспитание самоконтроля и самоорганизации через самостоятельную работу на уроке.
Оборудование: Опорная таблица определения спряжения глаголов, опорные схемы, карточки для индивидуальной работы, презентация.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Цель: Настроить детей на работу, организовать внимание.
Интерсная часть речи
В русском языке живет.
Кто что длает, расскажет
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит-
Все расскажет нам… глагол
-Начнем урок с проверки домашнего задания.
II.Проверка домашнего задания.
Цель: выявить уровень знаний учащихся, повторить изученный материал.
1.Проверка упражнения, заданного на дом (Упр.239, стр.173)
•Назвать все глаголы второго спряжения. Проспрягать один из них. Что значит проспрягать глагол? (изменить его по лицам и числам)
•Назвать все глаголы первого спряжения. Проспрягать один из них. Слайд №2
.
-Вспомним, что мы знаем о глаголе.
2.Вопросы:
- Что такое глагол?
- Какие бывают глаголы?
- Что такое спряжение глаголов?
-Как определить спряжение глаголов? (по окончанию)
-Какие личные окончания имеют глаголы первого спряжения? (-ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют.)
-Какие личные окончания имеют глаголы второго спряжения? (-ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят.)
-Как проверить безударные личные окончания глаголов? (поставить глагол в неопределенную форму и по окончанию этого глагола определить спряжение).
3.Выставление оценок.
III. Работа над темой урока. Запишем число, классная работа
Цель: Сообщение темы и целей урока. Дать конкретное представление по изучаемой теме.
1. Сообщение учителя. Слайд №4.
Цель: Подготовка учащихся к работе на уроке.
На предыдущем уроке мы с вами познакомились с правилом проверки безударных личных окончаний глаголов. Сегодня мы продолжим работать над этой темой, т.е.будем проверять безударные личные окончания глаголов.
Наш сегодняшний урок не совсем обычный - в качестве учебного материала мы будем использовать только произведения устного народного творчества. Как вы думаете, с чем нам предстоит сегодня работать? Вспомните жанры устного народного творчества.
(Пословицы, поговорки, сказки, загадки, заклички, песни, былины).
- Пословицы и поговорки существуют в нашем языке с незапамятных времен. Они приучают нас к краткости и простоте речи. Жизнь отбирает для них самые точные слова. Для нас пословица – народная мудрость.
2. Работа по теме.
Задание 1. Восстановить пословицы. (разрезные) Работа в парах.
1 уровень – с опорой на слова для справок
2 уровень – самостоятельно
Мир строит, война разрушает.
Горьким лечат, сладким калечат.
Труд кормит, а лень портит.
Смелый побеждает, а трус погибает.
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Дождик вымочит, а солнышко высушит.
-Прочитайте получившуюся пословицу, назовите глаголы, определите спряжение, запишите в тетрадь.
Назовите глаголы, определите спряжение (по цепочке)
(Строит, разрушает, лечат, калечат, кормит, портит, побеждает, погибает, начинает, кончает, вымочит, высушит). Все наши пословицы на экране Слайд №5
Если вы заметили, то все окончания глаголов безударные.
Как же не ошибиться в написании безударных окончаний глаголов? (правило, стр.176. повторяют)
Слайд № 6
(Алгоритм определения окончания)
Слайд №7 Задание 2. Самостоятельная работа.
1 группа: Списать пословицы в тетрадь. Вставить окончание глаголов. Определить спряжение
2 группа: Списывают пословицы с карточки, определяют спряжение по окончанию.
1. Труд не кнут, а человека подгоня…т.
2. И спо…м, и спляш…м, только поле вспаш…м.
3Упуст… время – потеря… урожай.
На доске: Трудом Родину славим, трудом её украшаем
- Какая тема объединяет все эти пословицы? (тема труда)
Слайд №8. Проверка
Слайд №9 Вывод: чтобы проверить безударные личные окончания глаголов, нужно поставить глагол в неопределённую форму и определить его спряжение. По спряжению определить его окончание.
Слайд №10. 4. Физпауза, гимнастика для глаз.
Цель: снятие усталости, напряжения, повышение работоспособности.
Определить спряжение глаголов. При 2 спряжении присесть, при 1 – поднять вверх руки.
Колет, рубит, ищет, ломает, тянем, ставите, лаешь, светите, топчет, дует, катится, грохочет, поставишь, пахнет, ходим.
Продолжаем работать над нашей темой.
5. Закрепление материала.
Цель: закрепить полученные знания, уметь применять их на практике.
– Сказка - самый любимый жанр устного народного творчества. Давайте прочитаем сказку
Как поп себе работницу нанимал.
Зовет поп себе девушку в работницы и молвит: «Житьё тебе у меня будет лёгкое. Не столько работаешь, сколько отдыхаешь.
Утром встанешь до свету. Избу вымоешь, двор и хлев вычистишь, коров подоишь, в поле выпустишь - и спи, отдыхай.
Завтрак состряпаешь, самовар согреешь, нас завтраком накормишь – и спи, отдыхай.
Днём в поле поработаешь, в огороде прополешь, коли зимой – за дровами, за сеном съездишь – и спи, отдыхай.
Вечером коров встретишь, напоишь, подоишь – и спи, отдыхай.
Ночью попрядёшь, поткёшь, повяжешь, повышиваешь – и опять спи, отдыхай».
А теперь предлагаю вам выполнить следующее задание: Слайд №11.
1 группа: Предлагаю вам дописать окончания глаголов, устно ставя эти глаголы в неопределённую форму.
2 группа: Предлагаю вам дописать окончания глаголов, опираясь на проверочные слова.
3 группа: Списать. Выделить окончания глаголов, определить спряжение.
4 группа: Списать. Выделить окончания глаголов
Как поп себе работницу нанимал. (1 группа)
Зовет поп себе девушку в работницы и молв_т: «Житьё тебе у меня буд_т лёгкое. Не столько работа_шь, сколько отдыха_шь.
Утром встан_шь до свету. Избу вымо_шь, двор и хлев вычист_шь, коров подо_шь, в поле выпуст_шь - и спи, отдыхай.
Завтрак состряпа_шь, самовар согре_шь, нас завтраком накорм_шь – и спи, отдыхай.
Днём в поле поработа_шь, в огороде пропол_шь, коли зимой – за дровами, за сеном съезд_шь – и спи, отдыхай.
Вечером коров встрет_шь, напо_шь, подо_шь – и спи, отдыхай.
Ночью попрядёшь, поткёшь, повяж_шь, повышива_шь – и опять спи, отдыхай»
Как поп себе работницу нанимал. (2 группа)
Зовет поп себе девушку в работницы и молв_т (молвить): «Житьё тебе у меня буд_т (быть) лёгкое. Не столько работа_шь (работать), сколько отдыха_шь (отдыхать).
Утром встан_шь (встать) до свету. Избу вымо_шь (вымыть), двор и хлев вычист_шь (чистить), коров подо_шь (подоить), в поле выпуст_шь (выпустить) - и спи, отдыхай.
Завтрак состряпа_шь (состряпать), самовар согре_шь (согреть), нас завтраком накорм_шь (накормить) – и спи, отдыхай.
Днём в поле поработа_шь (работать), в огороде пропол_шь (прополоть), коли зимой – за дровами, за сеном съезд_шь (съездить) – и спи, отдыхай.
Вечером коров встрет_шь (встретить), напо_шь (напоить), подо_шь (доить) – и спи, отдыхай.
Ночью попрядёшь, поткёшь, повяж_шь (повязать), повышива_шь (повышивать) – и опять спи.
Как поп себе работницу нанимал. (3 группа)
Зовет поп себе девушку в работницы и молвит: «Житьё тебе у меня будет лёгкое. Не столько работаешь, сколько отдыхаешь.
Утром встанешь до свету. Избу вымоешь, двор и хлев вычистишь, коров подоишь, в поле выпустишь - и спи, отдыхай.
Завтрак состряпаешь, самовар согреешь, нас завтраком накормишь – и спи, отдыхай.
Днём в поле поработаешь, в огороде прополешь, коли зимой – за дровами, за сеном съездишь – и спи, отдыхай.
Вечером коров встретишь, напоишь, подоишь – и спи, отдыхай.
Ночью попрядёшь, поткёшь, повяжешь, повышиваешь – и опять спи, отдыхай».
(проверка. Слайд № 12 –Так ли у вас все получилось?
Слайд №13. Резервное задание:
Вставь глагол по смыслу:
Ты … ключевой водицы – и … на всё другими глазами. … по лесным дорожкам, … следы жизни вокруг. …шум листвы деревьев. И любовью … твоё сердце, любовью к родному дому и ко всему живому на Земле.
Проверка. Слайд №14
6. Домашнее задание.
Учебник. Стр. 177, упр. 247
(разбор домашнего задания)
Слайд №15 7. Рефлексия деятельности. Итог урока
Цель: оценить результаты собственной деятельности учащихся.
– Какую проблему решали на уроке? Удалось решить поставленную задачу?
– Как же правильно написать гласную в безударном окончании глаголов?
– Что на уроке у вас хорошо получалось? Кому из класса можем сказать спасибо?
– Над чем ещё надо поработать?
– Вначале урока мы настроились на дружную работу. Если вы считаете, что у нас это получилось, то, а если нет, то поднимите. Покажите мне, а теперь гостям.
Все вы ребята работали хорошо, молодцы! Несмотря на трудную тему с заданиями справились
Слайд №16. Спасибо за сотрудничество. Встретимся еще!
Слайд №17. Список использованной литературы:
1.Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. Допущено МО РФ в качестве учебного пособия для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. - М.: «Просвещение», 1994.
2.Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык: Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: «Просвещение», 2004.
3.Учебная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1. Под редакцией В.В.Воронковой. Допущено МО РФ – М.: Владос, 2010.