kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Безударные личные окончания глаголов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  Безударные личные окончания глаголов.

Цель: закрепить знания о глаголе как части речи; повторение                  правописания безударных личных окончаний глаголов; состав слова;                 развивать устную и письменную связную речь; воспитывать любовь к родному языку на материале сказок А.С. Пушкина.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг А.С. Пушкина, запись шум моря, картинки с изображением героев пушкинских сказок, карточки со словами для  работы в группах, картинки на тему «Зима».

                                            Ход урока

1.Организация класса

- Ребята,  сегодня  наш урок  необычный. Он  будет сказочным.

1. Минутка чистописания.   

-Запишите буквосочетания.

С сс сСс си ес

- Спишите предложение. Определите время и число глагола.

 В синем небе звёзды блещут.

-Из какой сказки это предложение?  Кто её автор?

II. Сообщение темы и цели урока

- Вместе с  героями  сказок А.С. Пушкина  поговорим  о глаголах. Вы уже научились грамотно писать окончания глаголов. Мы закрепим знания о глаголе как части речи, повторим правописания безударных личных окончаний глаголов, состав слова.  

III. Актуализация опорных знаний

1.- Как  и всякая сказка, наш урок начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте море, волны плещут ( запись шум моря)

 Ветер по морю гуляет

 И кораблик подгоняет;

 Он бежит себе в волнах

     На  раздутых  парусах…

- Наш корабль готов к отплытию. Он сможет отправиться  в путь только тогда, когда вы расскажете всё о глаголе.

ГЛАГОЛ

 Глагол - это часть речи, обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы «Что делать?» « Что сделать?» Изменяется по числам, лицам, временам, родам, имеет спряжение. В предложении чаще всего бывает сказуемым.

- Молодцы. Поплыли!

 2. Словарная работа 

У ворот блистают латы,

И стоят в глазах царя

Тридцать три богатыря,

Все красавцы молодые,

Великаны удалые.

Все равны, как  на  подбор,

С ними дядька …( Черномор)

- Черномор подготовил нам задание. В строчках, которые я прочитаю, вам надо найти глагол, записать его и выделить окончания и приставки.

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь.

( Глаголы  плещешь- I спряжение,  окончание  – ешь;  захочешь – разноспр. окончание – ешь; точишь – II спряжение, окончание – ишь)

                                            Ломит он у дуба сук

                                            И в тугой сгибает лук.

( Глаголы ломит- II спряжение, окончание –ит; сгибает -I спряжение, окончание – ет, приставка с-)

    Смотрит: коршун в море тонет

И не птичьим криком стонет,

Лебедь около плывёт,

Злого коршуна клюёт.

(Глаголы  смотрит – I спряжение, окончание  – ит;  тонет-  I спряжение, окончание  – ет; плывёт- I спряжение, окончание  –ёт;  клюёт – I спряжение, окончание  – ёт)

Разбор слова по составу.   Тонет

3. Игра « Раскрой орешек»

- Продолжаем путешествие.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет…

- Приплыли мы на остров Буян и какое чудо нас встречает? Белка.

Белка песенки поёт

И орешки всё грызёт,

А орешки не простые…

- В каждом орешке – глагол, но не простой, а глагол – исключение.

К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон…

(Глагол «слышит»)

- Запишите этот глагол в форме 1-го лица множественного числа. (Слышим)

Смотрит – видит дело лихо:

Бьётся лебедь средь зыбей…

Глаголы « смотрит», «видит»

- Запишите эти глаголы в форме 2 -го лица единственного числа. (Смотришь, видишь)

Их он кормит и поит,

И ответ держать велит…

Глагол «держать»

- Запишите этот глагол в форме 3-го лица множественного числа. (Держат)

- Какие ещё глаголы-исключения мы не назвали? (Гнать, дышать, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть)

IV. Музыкальная физ. минутка.

V. Систематизация и осмысление знаний

1.Работа по учебнику.

- Открываем наш бортовый журнал. Упражнение 234 на странице 85. Прочитайте задание. Что нужно сделать в упражнении? Выполнение работы с комментированием.

Смотрит  (3-е л.,ед.ч., II спр.), переходишь (2-е л., ед.ч., II спр.), встречает (3-е л., ед. ч., I спр.)

2. Работа в паре.

- Первому ряду в паре нужно придумать предложение со словом светит, второму со словом – веселить.

Выборочная проверка.

VII. Работа по развитию речи.

- Продолжаем путешествие.

Море весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна,

      К царству славного Салтана…

    Петушок с высокой спицы

   Стережёт его границы.

- А.С. Пушкин сочинял не только сказки. У него много стихотворений и поэм. Некоторые вы уже знаете. Вспомните, какое время года любил Александр Сергеевич? (Осень) Расскажите отрывок из стихотворения.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

- Но Пушкин писал стихотворения и о других временах года. Поднимемся вместе с петушком над царством и увидим такую картину:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит…

И вдруг:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя:

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

- Прислушайтесь, как великолепен и красив русский язык!

2. Работа в группах. 4 группы

- Перед вами зимние картинки. Подготовьте  свой текст, используя опорные слова:

Гулять, укутать, одеть, расстелить ковёр.

3. Презентация групп.

- Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!

VIII. Итог урока.

- О чём мы говорили на уроке?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

- Что важное для себя  вы взяли на уроке?

IX. Домашнее задание. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Безударные личные окончания глаголов»

Тема: Безударные личные окончания глаголов.

Цель: закрепить знания о глаголе как части речи; повторение правописания безударных личных окончаний глаголов; состав слова; развивать устную и письменную связную речь; воспитывать любовь к родному языку на материале сказок А.С. Пушкина.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг А.С. Пушкина, запись шум моря, картинки с изображением героев пушкинских сказок, карточки со словами для групповой работы, картинки на тему «Зима».

Ход урока

1.Организация класса

- Ребята, сегодня наш урок необычный. Он будет сказочным.

1. Минутка чистописания.

-Запишите буквосочетания.

С сс сСс си ес

- Спишите предложение. Определите время и число глагола.

В синем небе звёзды блещут.

-Из какой сказки это предложение? Кто её автор?

II. Сообщение темы и цели урока

- Вместе с героями сказок А.С. Пушкина поговорим о глаголах. Вы уже научились грамотно писать окончания глаголов. Мы закрепим знания о глаголе как части речи, повторим правописания безударных личных окончаний глаголов, состав слова.


III. Актуализация опорных знаний

1.- Как и всякая сказка, наш урок начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте море, волны плещут (запись: шум моря)

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…

- Наш корабль готов к отплытию. Он сможет отправиться в путь только тогда, когда вы расскажете всё о глаголе.

ГЛАГОЛ

Глагол - это часть речи, обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы «Что делать?» « Что сделать?» Изменяется по числам, лицам, временам, родам, имеет спряжение. В предложении чаще всего бывает сказуемым.

- Молодцы. Поплыли!

2. Словарная работа

У ворот блистают латы,

И стоят в глазах царя

Тридцать три богатыря,

Все красавцы молодые,

Великаны удалые.

Все равны, как на подбор,

С ними дядька …( Черномор)

- Черномор подготовил нам задание. В строчках, которые я прочитаю, вам надо найти глагол, записать его и выделить окончания и приставки.

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь.

( Глаголы плещешь- I спряжение, окончание – ешь; захочешь – разноспр. окончание – ешь; точишь – II спряжение, окончание – ишь)

Ломит он у дуба сук

И в тугой сгибает лук.

( Глаголы ломит- II спряжение, окончание –ит; сгибает -I спряжение, окончание – ет, приставка с-)

Смотрит: коршун в море тонет

И не птичьим криком стонет,

Лебедь около плывёт,

Злого коршуна клюёт.

(Глаголы смотрит – I спряжение, окончание – ит; тонет- I спряжение, окончание – ет; плывёт- I спряжение, окончание –ёт; клюёт – I спряжение, окончание – ёт)

Разбор слова по составу. Тонет

3. Игра « Раскрой орешек»

- Продолжаем путешествие.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет…

- Приплыли мы на остров Буян и какое чудо нас встречает? Белка.

Белка песенки поёт

И орешки всё грызёт,

А орешки не простые…

- В каждом орешке – глагол, но не простой, а глагол – исключение.

К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон…

(Глагол «слышит»)

- Запишите этот глагол в форме 1-го лица множественного числа. (Слышим)

Смотрит – видит дело лихо:

Бьётся лебедь средь зыбей…

Глаголы « смотрит», «видит»

- Запишите эти глаголы в форме 2 -го лица единственного числа. (Смотришь, видишь)


Их он кормит и поит,

И ответ держать велит…

Глагол «держать»

- Запишите этот глагол в форме 3-го лица множественного числа. (Держат)

- Какие ещё глаголы-исключения мы не назвали? (Гнать, дышать, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть)

IV. Музыкальная физ. минутка.

V. Систематизация и осмысление знаний

1.Работа по учебнику.

- Открываем наш бортовый журнал. Упражнение 234 на странице 85. Прочитайте задание. Что нужно сделать в упражнении? Выполнение работы с комментированием.

Смотрит (3-е л.,ед.ч., II спр.), переходишь (2-е л., ед.ч., II спр.), встречает (3-е л., ед. ч., I спр.)

2. Работа в паре.

- Первому ряду в паре нужно придумать предложение со словом светит, второму со словом – веселить.

Выборочная проверка.

VII. Работа по развитию речи.

- Продолжаем путешествие.

Море весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна,

К царству славного Салтана…

Петушок с высокой спицы

Стережёт его границы.

- А.С. Пушкин сочинял не только сказки. У него много стихотворений и поэм. Некоторые вы уже знаете. Вспомните, какое время года любил Александр Сергеевич? (Осень) Расскажите отрывок из стихотворения.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

- Но Пушкин писал стихотворения и о других временах года. Поднимемся вместе с петушком над царством и увидим такую картину:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит…

И вдруг:



Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя:

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

- Прислушайтесь, как великолепен и красив русский язык!

2. Работа в группах. 4 группы

- Перед вами зимние картинки. Подготовьте свой текст, используя опорные слова:

Гулять, укутать, одеть, расстелить ковёр.

3. Презентация групп.

- Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!

VIII. Итог урока.

- О чём мы говорили на уроке?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

- Что важное для себя вы взяли на уроке?

IX. Домашнее задание.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Безударные личные окончания глаголов

Автор: Эюпова Гуливера Арифовна

Дата: 19.01.2016

Номер свидетельства: 279382

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) ""Правописание безударных личных окончаний глаголов первого и второго спряжения»."
    ["seo_title"] => string(80) "pravopisaniie_biezudarnykh_lichnykh_okonchanii_ghlagholov_piervogho_i_vtorogho_s"
    ["file_id"] => string(6) "400701"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489602111"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Конспект урока русского языка «Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов» "
    ["seo_title"] => string(140) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-formirovaniie-umieniia-rieshat-orfoghrafichieskiie-zadachi-v-biezudarnykh-lichnykh-okonchaniiakh-ghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "110931"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406796458"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Разработка урока по русскому языку для 6 класса по теме: "Правила правописания безударных личных окончаний глаголов""
    ["seo_title"] => string(125) "razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-6-klassa-po-tiemie-pravila-pravopisaniia-biezudarnykh-lichnykh-okonchanii-ghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "251842"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447307367"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) ""Правила правописания безударных личных окончаний глаголов""
    ["seo_title"] => string(67) "pravila-pravopisaniia-biezudarnykh-lichnykh-okonchanii-ghlagholov-1"
    ["file_id"] => string(6) "251845"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447307496"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "урок русский язык. 8 класс коррекционной школы VIII вида по теме: Безударные личные окончания глаголов "
    ["seo_title"] => string(114) "urok-russkii-iazyk-8-klass-korriektsionnoi-shkoly-viii-vida-po-tiemie-biezudarnyie-lichnyie-okonchaniia-ghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "222439"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436283283"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства