Тема: Безударные личные окончания глаголов.
Цель: закрепить знания о глаголе как части речи; повторение правописания безударных личных окончаний глаголов; состав слова; развивать устную и письменную связную речь; воспитывать любовь к родному языку на материале сказок А.С. Пушкина.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг А.С. Пушкина, запись шум моря, картинки с изображением героев пушкинских сказок, карточки со словами для работы в группах, картинки на тему «Зима».
Ход урока
1.Организация класса
- Ребята, сегодня наш урок необычный. Он будет сказочным.
1. Минутка чистописания.
-Запишите буквосочетания.
С сс сСс си ес
- Спишите предложение. Определите время и число глагола.
В синем небе звёзды блещут.
-Из какой сказки это предложение? Кто её автор?
II. Сообщение темы и цели урока
- Вместе с героями сказок А.С. Пушкина поговорим о глаголах. Вы уже научились грамотно писать окончания глаголов. Мы закрепим знания о глаголе как части речи, повторим правописания безударных личных окончаний глаголов, состав слова.
III. Актуализация опорных знаний
1.- Как и всякая сказка, наш урок начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте море, волны плещут ( запись шум моря)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
- Наш корабль готов к отплытию. Он сможет отправиться в путь только тогда, когда вы расскажете всё о глаголе.
ГЛАГОЛ
Глагол - это часть речи, обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы «Что делать?» « Что сделать?» Изменяется по числам, лицам, временам, родам, имеет спряжение. В предложении чаще всего бывает сказуемым.
- Молодцы. Поплыли!
2. Словарная работа
У ворот блистают латы,
И стоят в глазах царя
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые.
Все равны, как на подбор,
С ними дядька …( Черномор)
- Черномор подготовил нам задание. В строчках, которые я прочитаю, вам надо найти глагол, записать его и выделить окончания и приставки.
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь.
( Глаголы плещешь- I спряжение, окончание – ешь; захочешь – разноспр. окончание – ешь; точишь – II спряжение, окончание – ишь)
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук.
( Глаголы ломит- II спряжение, окончание –ит; сгибает -I спряжение, окончание – ет, приставка с-)
Смотрит: коршун в море тонет
И не птичьим криком стонет,
Лебедь около плывёт,
Злого коршуна клюёт.
(Глаголы смотрит – I спряжение, окончание – ит; тонет- I спряжение, окончание – ет; плывёт- I спряжение, окончание –ёт; клюёт – I спряжение, окончание – ёт)
Разбор слова по составу. Тонет
3. Игра « Раскрой орешек»
- Продолжаем путешествие.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет…
- Приплыли мы на остров Буян и какое чудо нас встречает? Белка.
Белка песенки поёт
И орешки всё грызёт,
А орешки не простые…
- В каждом орешке – глагол, но не простой, а глагол – исключение.
К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…
(Глагол «слышит»)
- Запишите этот глагол в форме 1-го лица множественного числа. (Слышим)
Смотрит – видит дело лихо:
Бьётся лебедь средь зыбей…
Глаголы « смотрит», «видит»
- Запишите эти глаголы в форме 2 -го лица единственного числа. (Смотришь, видишь)
Их он кормит и поит,
И ответ держать велит…
Глагол «держать»
- Запишите этот глагол в форме 3-го лица множественного числа. (Держат)
- Какие ещё глаголы-исключения мы не назвали? (Гнать, дышать, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть)
IV. Музыкальная физ. минутка.
V. Систематизация и осмысление знаний
1.Работа по учебнику.
- Открываем наш бортовый журнал. Упражнение 234 на странице 85. Прочитайте задание. Что нужно сделать в упражнении? Выполнение работы с комментированием.
Смотрит (3-е л.,ед.ч., II спр.), переходишь (2-е л., ед.ч., II спр.), встречает (3-е л., ед. ч., I спр.)
2. Работа в паре.
- Первому ряду в паре нужно придумать предложение со словом светит, второму со словом – веселить.
Выборочная проверка.
VII. Работа по развитию речи.
- Продолжаем путешествие.
Море весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана…
Петушок с высокой спицы
Стережёт его границы.
- А.С. Пушкин сочинял не только сказки. У него много стихотворений и поэм. Некоторые вы уже знаете. Вспомните, какое время года любил Александр Сергеевич? (Осень) Расскажите отрывок из стихотворения.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
- Но Пушкин писал стихотворения и о других временах года. Поднимемся вместе с петушком над царством и увидим такую картину:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит…
И вдруг:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя:
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
- Прислушайтесь, как великолепен и красив русский язык!
2. Работа в группах. 4 группы
- Перед вами зимние картинки. Подготовьте свой текст, используя опорные слова:
Гулять, укутать, одеть, расстелить ковёр.
3. Презентация групп.
- Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!
VIII. Итог урока.
- О чём мы говорили на уроке?
- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.
- Что важное для себя вы взяли на уроке?
IX. Домашнее задание.