kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Безударные окончания глаголов (закрепление)". Урок русского языка, 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные цели: закрепление изученных способов действий при написании безударных личных окончаний глаголов, формирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин).

Развивающие цели: развитие умений наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные цели: воспитание умений работать в коллективе; аккуратности; культуры  речи.

Средства обучения: учебник А. В. Поляковой, экран, мультимедийная установка, слайды, карточки.

Тип урока: закрепление.

Ход урока

I. Организационный момент (2 мин)

Настрой на продуктивную работу, запись даты, предложения «Классная работа».

Слайд 1

Появляется девиз урока: «Грамоте учиться – всегда пригодится».

II. Закрепление

1. Фронтальная работа (10 мин)

Слайд 2

- Прочитайте строки из стихотворения И. Сурикова.

                   Ярко солнце свет…т,

                   В воздухе тепло,

                   И куда ни глян…шь,

                   Все кругом светло.

- Какое задание нужно выполнить? (Вставить пропущенные буквы)

- На какое правило пропущенные орфограммы? (Правописание безударных личных окончаний глаголов)

- Как вы будете определять, какую букву писать? (Будем пользоваться алгоритмом)

Слайд 3

Проговаривают алгоритм:

Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно:

 

ГЛ. Н. Ф.

1. Поставить глагол в неопределенную (начальную) форму.

 

 

2. Посмотреть, на что оканчивается неопределенная (начальная) форма глагола, не является ли этот глагол - исключением.

 - ИТЬ

(кроме «брить», «стелить»)

гл.-искл.

 

 – УТЬ, - ОТЬ, - ЫТЬ,

- АТЬ, - ЯТЬ, -ЕТЬ

 

 

 

 

3. Определить спряжение.

II СПР.

 

I СПР.

 

 

 

4. Проверить спряжение по форме 3-го лица множественного числа.

Е

(У, Ю)

 

И

(А, Я)

5. Определить гласную букву в окончании данного глагола.

- Какие глаголы не подходят? (С ударным окончанием)

- Почему? (Ударные окончания пишутся так же, как слышатся)

- Определите пропущенные гласные буквы в окончаниях глаголов. Ответ докажите.

Обучающиеся вставляют пропущенные буквы в окончаниях глаголов с комментированием, используя алгоритм.

- Сформулируйте цель урока? (Без ошибок писать безударные окончания глаголов)

2. Упражнение в определении спряжения глагола по неопределенной форме (5 мин)

- Работа в парах.

- У вас на партах карточки со словами:

Наступа…т,  ве…т,  слыш…м,  ду…т,  исчеза...шь, чувству...м,  лета...м,  сине…т.

Та…т,  дыш…т,  ожива…т,  люб...м,  смотр...м,  пробега...шь,  свет...т,  гон...м.

- Первый ученик называет 5 любых глаголов из карточки. Второй - ставит их в неопределенную форму и определяет спряжение.

После    выполнения   задания    «первый»  делает   проверку  и   оценивает  «второго»   по следующим критериям: если все 5 глаголов верно поставлены в неопределенную форму - 5 баллов, если у всех 5 глаголов верно определено спряжение - 5 баллов. Если есть ошибки, количество баллов соответственно снижается. Затем обучающиеся меняются ролями.

При проверке дается правильный вариант:

Наступает – наступать (I спр.),  веет – веять (I спр.),  слышим – слышать (II спр.),  дует – дуть (I спр.),  исчезаешь – исчезать (I спр.), чувствуем – чувствовать (I спр.),  летаем – летать (I спр.),  синеет (I спр.).

Тает – таять (I спр.),  дышит – дышать (II спр.),  оживает – оживать  (I спр.),  любим – любить  (II спр.),  смотрим – смотреть (II спр.),  пробегаешь – пробегать (I спр.),  светит – светить (II спр.),  гоним – гнать (II спр.).

3. Физминутка (электронная) – 3 мин

Слайд 4

4. Упражнения в написании окончаний глаголов  (15 мин)

Выполнение разноуровневых заданий организуется в форме индивидуальной работы со взаимопроверкой. Обучающимся предлагаются три текста. Уровень сложности у них не обозначен.  Обучающиеся определяют степень трудности заданий сами, проанализировав все тексты, после чего выбирают один текст, списывают его, вставляя пропущенные буквы в окончаниях глаголов. При выполнении задания обучающиеся пользуются алгоритмом. После выполнения задания ребята производят взаимопроверку.

Слайд 5

I уровень – базовый, т. к. по неопределенной форме определяем спряжение и вставляем букву в окончание.

   Все мы (испытывать) испытыва…м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега…т с полей. Солнце (обливать) облива…т весенний лес светом. Птицы (строить) стро…т гнёзда.

II уровень – высокий, т. к. в неопределенную форму глагол нужно поставить самим.

   Под прямыми лучами солнца та…т снег. Ве…т теплом. Мартовское равноденствие буд…т природу. Ему втор…т ручей. Скоро высоко в небе повисн…т жаворонок. Его сразу не заметишь, но песня его любого останов…т.

III уровень – повышенный, т. к. в нем  встречаются глаголы-исключения.

   Смотр…шь на прозрачный лёд и вид…шь, как под этим льдом ручей гон…т огромное стадо пузырей. Вот он выгоня…т их на открытую воду и мчит вперёд, тороп…тся согнать их в одно место.

При проверке дается правильный вариант:

Все мы (испытывать) испытываем чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбегает с полей. Солнце (обливать) обливает весенний лес светом. Птицы (строить) строят гнёзда.

 

Под прямыми лучами солнца тает снег. Веет теплом. Мартовское равноденствие будит природу. Ему вторит ручей. Скоро высоко в небе повиснет жаворонок. Его сразу не заметишь, но песня его любого остановит.

Смотришь на прозрачный лёд и видишь, как под этим льдом ручей гонит огромное стадо пузырей. Вот он выгоняет их на открытую воду и мчит вперёд, торопится согнать их в одно место.

Слайд 6

- Попробуйте оценить свое умение писать безударные окончания глаголов. На шкале успеха  в тетрадях покажите, на каком уровне вы умеете это делать. (Обсуждение, выяснение причин затруднений, если они есть «Почему? В чем затруднения?»)

5.  Работа по учебнику (5 мин)

Упражнение 176, стр. 119

(Устная работа)

Задание:

Данные глаголы назвать в форме 3-го лица в настоящем времени в единственном и множественном числе. Указать спряжение глаголов.

Образец: Смотреть – смотрит, смотрят (II спр.)

Робеть, редеть, ходить, ловить, избирать.

- Как вы  определяли спряжение глаголов? (По форме 3-го лица множественного числа)

III. Итог урока (2 мин)

- Что нужно определить для правильного написания безударного окончания глагола?

(Обучающиеся вспоминают алгоритм)

VI. Рефлексия (2 мин)

Слайд 7

- Оцените результаты своей работы на уроке (появляются смайлики).

Ответы обучающихся:

Я справился со всеми заданиями. У меня все получилось.

У меня возникли затруднения.

- Почему? Что для этого нужно сделать?

- Вы учились не только писать безударные окончания глаголов, но и объективно оценивать результаты своего труда. Это большой успех.

VII. Домашнее задание (1 мин)

Слайд 8

Упражнение 174, стр. 119 (задание задается следующим образом: ребята,  у которых не было затруднений на уроке, выполняют задание 1(изменяют лицо и число глаголов), а ребята, у которых были затруднения, выполняют задания 1 и 2 (изменяют лицо и число глаголов и указывают спряжение)).

Слайд 9

- Спасибо за урок!

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Безударные окончания глаголов (закрепление)". Урок русского языка, 4 класс »

Система Л. В. Занкова, русский язык, 4 класс

Тема: Безударные окончания глаголов (закрепление)

Наталья Александровна Пацуло

Учитель начальных классов, МБОУ «Лицей № 34»



Образовательные цели: закрепление изученных способов действий при написании безударных личных окончаний глаголов, формирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин).

Развивающие цели: развитие умений наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные цели: воспитание умений работать в коллективе; аккуратности; культуры речи.

Средства обучения: учебник А. В. Поляковой, экран, мультимедийная установка, слайды, карточки.

Тип урока: закрепление.


Ход урока

I. Организационный момент (2 мин)

Настрой на продуктивную работу, запись даты, предложения «Классная работа».

Слайд 1

Появляется девиз урока: «Грамоте учиться – всегда пригодится».

II. Закрепление

1. Фронтальная работа (10 мин)

Слайд 2

- Прочитайте строки из стихотворения И. Сурикова.

Ярко солнце свет…т,

В воздухе тепло,

И куда ни глян…шь,

Все кругом светло.

- Какое задание нужно выполнить? (Вставить пропущенные буквы)

- На какое правило пропущенные орфограммы? (Правописание безударных личных окончаний глаголов)

- Как вы будете определять, какую букву писать? (Будем пользоваться алгоритмом)

Слайд 3

Проговаривают алгоритм:

Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно:

?

ГЛАГОЛ /




1. Поставить глагол в неопределенную (начальную) форму.

ГЛ. Н. Ф.



2. Посмотреть, на что оканчивается неопределенная (начальная) форма глагола, не является ли этот глагол - исключением.

- ИТЬ

(кроме «брить», «стелить»)

гл.-искл.


УТЬ, - ОТЬ, - ЫТЬ,

- АТЬ, - ЯТЬ, -ЕТЬ





3. Определить спряжение.

I СПР.

II СПР.




4. Проверить спряжение по форме 3-го лица множественного числа.

5. Определить гласную букву в окончании данного глагола.

Е

(У, Ю)

И

(А, Я)





- Какие глаголы не подходят? (С ударным окончанием)

- Почему? (Ударные окончания пишутся так же, как слышатся)

- Определите пропущенные гласные буквы в окончаниях глаголов. Ответ докажите.

Обучающиеся вставляют пропущенные буквы в окончаниях глаголов с комментированием, используя алгоритм.

- Сформулируйте цель урока? (Без ошибок писать безударные окончания глаголов)

2. Упражнение в определении спряжения глагола по неопределенной форме (5 мин)

- Работа в парах.

- У вас на партах карточки со словами:

Наступа…т, ве…т, слыш…м, ду…т, исчеза...шь, чувству...м, лета...м, сине…т.

Та…т, дыш…т, ожива…т, люб...м, смотр...м, пробега...шь, свет...т, гон...м.

- Первый ученик называет 5 любых глаголов из карточки. Второй - ставит их в неопределенную форму и определяет спряжение.

После выполнения задания «первый» делает проверку и оценивает «второго» по следующим критериям: если все 5 глаголов верно поставлены в неопределенную форму - 5 баллов, если у всех 5 глаголов верно определено спряжение - 5 баллов. Если есть ошибки, количество баллов соответственно снижается. Затем обучающиеся меняются ролями.

При проверке дается правильный вариант:

Наступает – наступать (I спр.), веет – веять (I спр.), слышим – слышать (II спр.), дует – дуть (I спр.), исчезаешь – исчезать (I спр.), чувствуем – чувствовать (I спр.), летаем – летать (I спр.), синеет (I спр.).

Тает – таять (I спр.), дышит – дышать (II спр.), оживает – оживать (I спр.), любим – любить (II спр.), смотрим – смотреть (II спр.), пробегаешь – пробегать (I спр.), светит – светить (II спр.), гоним – гнать (II спр.).

3. Физминутка (электронная) – 3 мин

Слайд 4

4. Упражнения в написании окончаний глаголов (15 мин)

Выполнение разноуровневых заданий организуется в форме индивидуальной работы со взаимопроверкой. Обучающимся предлагаются три текста. Уровень сложности у них не обозначен. Обучающиеся определяют степень трудности заданий сами, проанализировав все тексты, после чего выбирают один текст, списывают его, вставляя пропущенные буквы в окончаниях глаголов. При выполнении задания обучающиеся пользуются алгоритмом. После выполнения задания ребята производят взаимопроверку.

Слайд 5

I уровень – базовый, т. к. по неопределенной форме определяем спряжение и вставляем букву в окончание.

Все мы (испытывать) испытыва…м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега…т с полей. Солнце (обливать) облива…т весенний лес светом. Птицы (строить) стро…т гнёзда.

II уровень – высокий, т. к. в неопределенную форму глагол нужно поставить самим.

Под прямыми лучами солнца та…т снег. Ве…т теплом. Мартовское равноденствие буд…т природу. Ему втор…т ручей. Скоро высоко в небе повисн…т жаворонок. Его сразу не заметишь, но песня его любого останов…т.

III уровень – повышенный, т. к. в нем встречаются глаголы-исключения.

Смотр…шь на прозрачный лёд и вид…шь, как под этим льдом ручей гон…т огромное стадо пузырей. Вот он выгоня…т их на открытую воду и мчит вперёд, тороп…тся согнать их в одно место.

При проверке дается правильный вариант:

Все мы (испытывать) испытываем чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбегает с полей. Солнце (обливать) обливает весенний лес светом. Птицы (строить) строят гнёзда.


Под прямыми лучами солнца тает снег. Веет теплом. Мартовское равноденствие будит природу. Ему вторит ручей. Скоро высоко в небе повиснет жаворонок. Его сразу не заметишь, но песня его любого остановит.


Смотришь на прозрачный лёд и видишь, как под этим льдом ручей гонит огромное стадо пузырей. Вот он выгоняет их на открытую воду и мчит вперёд, торопится согнать их в одно место.


Слайд 6

- Попробуйте оценить свое умение писать безударные окончания глаголов. На шкале успеха в тетрадях покажите, на каком уровне вы умеете это делать. (Обсуждение, выяснение причин затруднений, если они есть «Почему? В чем затруднения?»)




5. Работа по учебнику (5 мин)

Упражнение 176, стр. 119

(Устная работа)

Задание:

Данные глаголы назвать в форме 3-го лица в настоящем времени в единственном и множественном числе. Указать спряжение глаголов.

Образец: Смотреть – смотрит, смотрят (II спр.)

Робеть, редеть, ходить, ловить, избирать.

- Как вы определяли спряжение глаголов? (По форме 3-го лица множественного числа)

III. Итог урока (2 мин)

- Что нужно определить для правильного написания безударного окончания глагола?

(Обучающиеся вспоминают алгоритм)

VI. Рефлексия (2 мин)

Слайд 7

- Оцените результаты своей работы на уроке (появляются смайлики).

Ответы обучающихся:

Я справился со всеми заданиями. У меня все получилось.

У меня возникли затруднения.

- Почему? Что для этого нужно сделать?

- Вы учились не только писать безударные окончания глаголов, но и объективно оценивать результаты своего труда. Это большой успех.

VII. Домашнее задание (1 мин)

Слайд 8

Упражнение 174, стр. 119 (задание задается следующим образом: ребята, у которых не было затруднений на уроке, выполняют задание 1(изменяют лицо и число глаголов), а ребята, у которых были затруднения, выполняют задания 1 и 2 (изменяют лицо и число глаголов и указывают спряжение)).

Слайд 9

- Спасибо за урок!












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
"Безударные окончания глаголов (закрепление)". Урок русского языка, 4 класс

Автор: Пацуло Наталья Александровна

Дата: 03.11.2014

Номер свидетельства: 125771

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "конспект урока русского языка 4 класс "Окончание имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-4-klass-okonchaniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "208418"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430812297"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "урок русский язык. 8 класс коррекционной школы VIII вида по теме: Безударные личные окончания глаголов "
    ["seo_title"] => string(114) "urok-russkii-iazyk-8-klass-korriektsionnoi-shkoly-viii-vida-po-tiemie-biezudarnyie-lichnyie-okonchaniia-ghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "222439"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436283283"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока русского языка по теме "Неопределённая форма глагола", 4 класс "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-nieopriedielionnaia-forma-ghlaghola-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "158360"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421737004"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Конспект урока русского языка в 4 классе "Безударные окончания существительных". ("Школа России") "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-biezudarnyie-okonchaniia-sushchiestvitiel-nykh-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "163311"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422463084"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Конспект, презентация к уроку русского языка " Правописание безударных личных окончаний у глаголов". "
    ["seo_title"] => string(110) "konspiekt-priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-pravopisaniie-biezudarnykh-lichnykh-okonchanii-u-ghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "135671"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416943419"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства