"Безударные окончания глаголов (закрепление)". Урок русского языка, 4 класс
"Безударные окончания глаголов (закрепление)". Урок русского языка, 4 класс
Образовательные цели: закрепление изученных способов действий при написании безударных личных окончаний глаголов, формирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин).
Развивающие цели: развитие умений наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательные цели: воспитание умений работать в коллективе; аккуратности; культуры речи.
Средства обучения: учебник А. В. Поляковой, экран, мультимедийная установка, слайды, карточки.
Тип урока: закрепление.
Ход урока
I. Организационный момент (2 мин)
Настрой на продуктивную работу, запись даты, предложения «Классная работа».
Слайд 1
Появляется девиз урока: «Грамоте учиться – всегда пригодится».
II. Закрепление
1. Фронтальная работа (10 мин)
Слайд 2
- Прочитайте строки из стихотворения И. Сурикова.
Ярко солнце свет…т,
В воздухе тепло,
И куда ни глян…шь,
Все кругом светло.
- Какое задание нужно выполнить? (Вставить пропущенные буквы)
- На какое правило пропущенные орфограммы? (Правописание безударных личных окончаний глаголов)
- Как вы будете определять, какую букву писать? (Будем пользоваться алгоритмом)
Слайд 3
Проговаривают алгоритм:
Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно:
ГЛ. Н. Ф.
1. Поставить глагол в неопределенную (начальную) форму.
2. Посмотреть, на что оканчивается неопределенная (начальная) форма глагола, не является ли этот глагол - исключением.
- ИТЬ
(кроме «брить», «стелить»)
гл.-искл.
– УТЬ, - ОТЬ, - ЫТЬ,
- АТЬ, - ЯТЬ, -ЕТЬ
3. Определить спряжение.
II СПР.
I СПР.
4. Проверить спряжение по форме 3-го лица множественного числа.
Е
(У, Ю)
И
(А, Я)
5. Определить гласную букву в окончании данного глагола.
- Какие глаголы не подходят? (С ударным окончанием)
- Почему? (Ударные окончания пишутся так же, как слышатся)
- Определите пропущенные гласные буквы в окончаниях глаголов. Ответ докажите.
Обучающиеся вставляют пропущенные буквы в окончаниях глаголов с комментированием, используя алгоритм.
- Сформулируйте цель урока? (Без ошибок писать безударные окончания глаголов)
2. Упражнение в определении спряжения глагола по неопределенной форме (5 мин)
- Первый ученик называет 5 любых глаголов из карточки. Второй - ставит их в неопределенную форму и определяет спряжение.
После выполнения задания «первый» делает проверку и оценивает «второго» по следующим критериям: если все 5 глаголов верно поставлены в неопределенную форму - 5 баллов, если у всех 5 глаголов верно определено спряжение - 5 баллов. Если есть ошибки, количество баллов соответственно снижается. Затем обучающиеся меняются ролями.
При проверке дается правильный вариант:
Наступает – наступать (I спр.), веет – веять (I спр.), слышим – слышать (II спр.), дует – дуть (I спр.), исчезаешь – исчезать (I спр.), чувствуем – чувствовать (I спр.), летаем – летать (I спр.), синеет (I спр.).
4. Упражнения в написании окончаний глаголов (15 мин)
Выполнение разноуровневых заданий организуется в форме индивидуальной работы со взаимопроверкой. Обучающимся предлагаются три текста. Уровень сложности у них не обозначен. Обучающиеся определяют степень трудности заданий сами, проанализировав все тексты, после чего выбирают один текст, списывают его, вставляя пропущенные буквы в окончаниях глаголов. При выполнении задания обучающиеся пользуются алгоритмом. После выполнения задания ребята производят взаимопроверку.
Слайд 5
I уровень – базовый, т. к. по неопределенной форме определяем спряжение и вставляем букву в окончание.
Все мы (испытывать) испытыва…м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега…т с полей. Солнце (обливать) облива…т весенний лес светом. Птицы (строить) стро…т гнёзда.
II уровень – высокий, т. к. в неопределенную форму глагол нужно поставить самим.
Под прямыми лучами солнца та…т снег. Ве…т теплом. Мартовское равноденствие буд…т природу. Ему втор…т ручей. Скоро высоко в небе повисн…т жаворонок. Его сразу не заметишь, но песня его любого останов…т.
III уровень – повышенный, т. к. в нем встречаются глаголы-исключения.
Смотр…шь на прозрачный лёд и вид…шь, как под этим льдом ручей гон…т огромное стадо пузырей. Вот он выгоня…т их на открытую воду и мчит вперёд, тороп…тся согнать их в одно место.
При проверке дается правильный вариант:
Все мы (испытывать) испытываем чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбегает с полей. Солнце (обливать) обливает весенний лес светом. Птицы (строить) строят гнёзда.
Под прямыми лучами солнца тает снег. Веет теплом. Мартовское равноденствие будит природу. Ему вторит ручей. Скоро высоко в небе повиснет жаворонок. Его сразу не заметишь, но песня его любого остановит.
Смотришь на прозрачный лёд и видишь, как под этим льдом ручей гонит огромное стадо пузырей. Вот он выгоняет их на открытую воду и мчит вперёд, торопится согнать их в одно место.
Слайд 6
- Попробуйте оценить свое умение писать безударные окончания глаголов. На шкале успеха в тетрадях покажите, на каком уровне вы умеете это делать. (Обсуждение, выяснение причин затруднений, если они есть «Почему? В чем затруднения?»)
5. Работа по учебнику (5 мин)
Упражнение 176, стр. 119
(Устная работа)
Задание:
Данные глаголы назвать в форме 3-го лица в настоящем времени в единственном и множественном числе. Указать спряжение глаголов.
Образец: Смотреть – смотрит, смотрят (II спр.)
Робеть, редеть, ходить, ловить, избирать.
- Как вы определяли спряжение глаголов? (По форме 3-го лица множественного числа)
III. Итог урока (2 мин)
- Что нужно определить для правильного написания безударного окончания глагола?
(Обучающиеся вспоминают алгоритм)
VI. Рефлексия (2 мин)
Слайд 7
- Оцените результаты своей работы на уроке (появляются смайлики).
Ответы обучающихся:
Я справился со всеми заданиями. У меня все получилось.
У меня возникли затруднения.
- Почему? Что для этого нужно сделать?
- Вы учились не только писать безударные окончания глаголов, но и объективно оценивать результаты своего труда. Это большой успех.
VII. Домашнее задание (1 мин)
Слайд 8
Упражнение 174, стр. 119 (задание задается следующим образом: ребята, у которых не было затруднений на уроке, выполняют задание 1(изменяют лицо и число глаголов), а ребята, у которых были затруднения, выполняют задания 1 и 2 (изменяют лицо и число глаголов и указывают спряжение)).
Слайд 9
- Спасибо за урок!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Безударные окончания глаголов (закрепление)". Урок русского языка, 4 класс »
Система Л. В. Занкова, русский язык, 4 класс
Тема: Безударные окончания глаголов (закрепление)
Наталья Александровна Пацуло
Учитель начальных классов, МБОУ «Лицей № 34»
Образовательные цели: закрепление изученных способов действий при написании безударных личных окончаний глаголов, формирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин).
Развивающие цели: развитие умений наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательные цели: воспитание умений работать в коллективе; аккуратности; культуры речи.
Средства обучения: учебник А. В. Поляковой, экран, мультимедийная установка, слайды, карточки.
Тип урока: закрепление.
Ход урока
I. Организационный момент (2 мин)
Настрой на продуктивную работу, запись даты, предложения «Классная работа».
Слайд 1
Появляется девиз урока: «Грамоте учиться – всегда пригодится».
II. Закрепление
1. Фронтальная работа (10 мин)
Слайд 2
- Прочитайте строки из стихотворения И. Сурикова.
Ярко солнце свет…т,
В воздухе тепло,
И куда ни глян…шь,
Все кругом светло.
- Какое задание нужно выполнить? (Вставить пропущенные буквы)
- На какое правило пропущенные орфограммы? (Правописание безударных личных окончаний глаголов)
- Как вы будете определять, какую букву писать? (Будем пользоваться алгоритмом)
Слайд 3
Проговаривают алгоритм:
Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно:
?
ГЛАГОЛ /
1. Поставить глагол в неопределенную (начальную) форму.
ГЛ. Н. Ф.
2. Посмотреть, на что оканчивается неопределенная (начальная) форма глагола, не является ли этот глагол - исключением.
- ИТЬ
(кроме «брить»,«стелить»)
гл.-искл.
– УТЬ, - ОТЬ, - ЫТЬ,
- АТЬ, - ЯТЬ, -ЕТЬ
3. Определить спряжение.
I СПР.
II СПР.
4. Проверить спряжение по форме 3-го лица множественного числа.
5. Определить гласную букву в окончании данного глагола.
Е
(У, Ю)
И
(А, Я)
- Какие глаголы не подходят? (С ударным окончанием)
- Почему? (Ударные окончания пишутся так же, как слышатся)
- Определите пропущенные гласные буквы в окончаниях глаголов. Ответ докажите.
Обучающиеся вставляют пропущенные буквы в окончаниях глаголов с комментированием, используя алгоритм.
- Сформулируйте цель урока? (Без ошибок писать безударные окончания глаголов)
2. Упражнение в определении спряжения глагола по неопределенной форме (5 мин)
- Первый ученик называет 5 любых глаголов из карточки. Второй - ставит их в неопределенную форму и определяет спряжение.
После выполнения задания «первый» делает проверку и оценивает «второго» по следующим критериям: если все 5 глаголов верно поставлены в неопределенную форму - 5 баллов, если у всех 5 глаголов верно определено спряжение - 5 баллов. Если есть ошибки, количество баллов соответственно снижается. Затем обучающиеся меняются ролями.
При проверке дается правильный вариант:
Наступает – наступать (I спр.), веет – веять (I спр.), слышим – слышать (II спр.), дует – дуть (I спр.), исчезаешь – исчезать (I спр.), чувствуем – чувствовать (I спр.), летаем – летать (I спр.), синеет (I спр.).
4. Упражнения в написании окончаний глаголов (15 мин)
Выполнение разноуровневых заданий организуется в форме индивидуальной работы со взаимопроверкой. Обучающимся предлагаются три текста. Уровень сложности у них не обозначен. Обучающиеся определяют степень трудности заданий сами, проанализировав все тексты, после чего выбирают один текст, списывают его, вставляя пропущенные буквы в окончаниях глаголов. При выполнении задания обучающиеся пользуются алгоритмом. После выполнения задания ребята производят взаимопроверку.
Слайд 5
I уровень – базовый, т. к. по неопределенной форме определяем спряжение и вставляем букву в окончание.
Все мы (испытывать) испытыва…м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега…т с полей. Солнце (обливать) облива…т весенний лес светом. Птицы (строить) стро…т гнёзда.
II уровень – высокий, т. к. в неопределенную форму глагол нужно поставить самим.
Под прямыми лучами солнца та…т снег. Ве…т теплом. Мартовское равноденствие буд…т природу. Ему втор…т ручей. Скоро высоко в небе повисн…т жаворонок. Его сразу не заметишь, но песня его любого останов…т.
III уровень – повышенный, т. к. в нем встречаются глаголы-исключения.
Смотр…шь на прозрачный лёд и вид…шь, как под этим льдом ручей гон…т огромное стадо пузырей. Вот он выгоня…т их на открытую воду и мчит вперёд, тороп…тся согнать их в одно место.
При проверке дается правильный вариант:
Все мы (испытывать) испытываем чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбегает с полей. Солнце (обливать) обливает весенний лес светом. Птицы (строить) строят гнёзда.
Под прямыми лучами солнца тает снег. Веет теплом. Мартовское равноденствие будит природу. Ему вторит ручей. Скоро высоко в небе повиснет жаворонок. Его сразу не заметишь, но песня его любого остановит.
Смотришь на прозрачный лёд и видишь, как под этим льдом ручей гонит огромное стадо пузырей. Вот он выгоняет их на открытую воду и мчит вперёд, торопится согнать их в одно место.
Слайд 6
- Попробуйте оценить свое умение писать безударные окончания глаголов. На шкале успеха в тетрадях покажите, на каком уровне вы умеете это делать. (Обсуждение, выяснение причин затруднений, если они есть «Почему? В чем затруднения?»)
5. Работа по учебнику (5 мин)
Упражнение 176, стр. 119
(Устная работа)
Задание:
Данные глаголы назвать в форме 3-го лица в настоящем времени в единственном и множественном числе. Указать спряжение глаголов.
Образец: Смотреть – смотрит, смотрят (II спр.)
Робеть, редеть, ходить, ловить, избирать.
- Как вы определяли спряжение глаголов? (По форме 3-го лица множественного числа)
III. Итог урока (2 мин)
- Что нужно определить для правильного написания безударного окончания глагола?
(Обучающиеся вспоминают алгоритм)
VI. Рефлексия (2 мин)
Слайд 7
- Оцените результаты своей работы на уроке (появляются смайлики).
Ответы обучающихся:
Я справился со всеми заданиями. У меня все получилось.
У меня возникли затруднения.
- Почему? Что для этого нужно сделать?
- Вы учились не только писать безударные окончания глаголов, но и объективно оценивать результаты своего труда. Это большой успех.
VII. Домашнее задание (1 мин)
Слайд 8
Упражнение 174, стр. 119 (задание задается следующим образом: ребята, у которых не было затруднений на уроке, выполняют задание 1(изменяют лицо и число глаголов), а ребята, у которых были затруднения, выполняют задания 1 и 2 (изменяют лицо и число глаголов и указывают спряжение)).