Русский язык 4 класс
Тема урока: Личные окончания глаголов .
Цели урока:
Образовательная: закрепление знаний о глаголах, формирование умений отличать глаголы I и II спряжения и правильно писать безударные окончания
Развивающая: развивать зрительную память, орфографическую зоркость.
Воспитывающая: воспитывать ответственное отношение к работе, аккуратность
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Вид урока: комбинированный
Методы: словесный, практический.
Форма проведения: путешествие.
Средства обучения: опорная таблица, «Справочное пособие по русскому языку» О.В.Узоровой, Е.А.Нефёдовой, презентация .
Прогнозируемый результат: учащиеся будут различать глаголы I и IIспряжения, уметь проверять написание безударных личных окончаний глаголов.
Содержание урока
1. Организационный этап урока.
Организация внимания и внутренней готовности.
2.Сообщение цели урока. Словарная работа.
-К данным словарным словам подберите однокоренные глаголы, поставив их в неопределённую форму : интерес, победа, ворона, салют.
-Запишите глаголы в два столбика в зависимости от вида глагола
Интересовать победить
проворонить салютовать
-Образуйте у данных глаголов будущее время (устно)
-Назовите глаголы, которые относятся ко II спряжению
-Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться правильно писать безударные личные окончания глаголов.
3. Фронтальный опрос.
-Что такое глагол?
-Что такое спряжение?
-Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончание глаголов?
-Как отличить спряжение глаголов?
4. Характеристика глаголов.
- Сейчас я предлагаю отправиться в заочное путешествие по самой загадочной на мой взгляд природной зоне по лесу .
Звучит музыка на доске появляется видеоклип о лесе, учитель читает стихотворение:
Здравствуй лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе и серебре?
Кто в глуши твоей таится ?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
-Найдите в данном стихотворении глаголы, дайте их характеристику
По плану (вид, время, число, лицо, спряжение)
5.Подбор глаголов, которые характеризуют звуки, которые издают животные
Дети прослушивают и просматривают презентацию, подбирают глаголы.
Появляется слайд и детям предлагается соотнести существительные и глаголы .
- Филин ухает.
- Медведь рычит.
- Лисица лает.
- Соловей щебечет.
- Волк воет.
- Кукушка кукует.
Затем учащиеся записывают в тетрадь, получившиеся предложения и объясняют написание окончаний глаголов.
6.Изменение глагола по лицам и числам
На следующем слайде учащиеся знакомятся с информацией о медведе,
Находят глагол в неопределённой форме (тащить) и изменяют его по лицам и числам .
Первоначально люди называли медведя орктос. Они очень их боялись и даже не произносили этого слова вслух. Человек знал, что медведи любят мёд. Кто говорил, что они ведают мёдом, то есть знают, где он. Ну и придумали прозвище «медведь». Через несколько лет слово «орктос» было забыто и зверя стали называть медведем.
Медведь – хищный могучий и ловкий, хитрый и осторожный. Если необходимо, то он может тащить ношу в 400-500 кг. Медведь может бежать со скоростью скаковой лошади.
Вывод во всех лицах глагола сохраняется в окончании одна и та же буква
7.Письмо по памяти. Отгадывание загадки
Всё время стучит,
Деревья долб…т.
Но их не калеч…т,
А только леч…т.
Объясните написание окончаний глаголов, обратите внимание на постановку знаков препинания.
8. Разбор по составу слов в неопределённой форме с суффиксом – ся
Учащиеся знакомятся с информацией о дятле, выписывают глагол переговариваться и разбирают его по составу.
-Как определить спряжение глаголов такого вида?
9. Физминутка.
Руки подняли и покачали.
Это деревья в лесу.
Руки согнули,пальцы встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут тоже покажем,
Руки сложили назад.
10.Правописание окончаний глаголов во 2 лице единственного числа
Ребята знакомятся с информацией о белке, находят глаголы, ставят их во второе лицо единственного числа и записывают с объяснением.
Больше всего белка любит высокие и глухие леса. У каждой белки имеется по 3-4 гнезда. Чаще всего это дупла деревьев, но иногда белки селятся в вороньих гнёздах. Задние лапки у неё длинные и сильные. Они помогают белке делать большие прыжки. Хвост служит рулём и парашютом, а в зимние морозы и дверцей в дупле. Может прыгнуть на 4-5 метров.
Любишь, имеешься, селишься, помогаешь, делаешь, служишь, прыгнешь.
11. Комментированное письмо
Учащиеся знакомятся с информацией о лисе , составляют предложения , отвечая на вопросы .
Лиса устраивает норы под камнями или корнями деревьев. Иногда живёт в одной норе с барсуком.
Когда ловит мышей, люди думают, что она танцует: встаёт на задние лапы и ходит мелкими шажками. Чтобы наесться лисе нужно мышей 20. Лисы питаются так же птицами, насекомыми и даже ягодами.
- Где устраивает норы лиса?
- Как она ловит мышей?
- Чем питается лиса?
Синтаксический разбор первого предложения .
12. Самостоятельная работа. Списать, вставить пропущенные буквы
с 200 № 384
Тихо (об)л…та..т свой уч…сток филин. Он охот…тся (на)зайц…в , лов..т глухарей, в..рон и даже нап…да…т (на)л..су. Белка (от)сижива…тся в тёпл… ду…ле и тольк.. в х…рош… п…году корм…тся (на)оз..ре , а иногда д…быва…т с…мена (из)ш…шек д…рев…ев.Ж…знь (в) л…су (не) замира…т.
13. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
14. Релаксация.
Закройте глаза и отдыхайте под звуки леса, представляя, что вы в лесу.