kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок сформирует навыки грамотного письма безударных личных окончаний глаголов, создаст проблемную ситуацию для открытия детьми глаголов - исключений.

Цели - Формирование грамотного письма безударных личных окончаний глаголов.

 Создание проблемной ситуации для открытия детьми глаголов - исключений.

Задачи: Дать понятие о глаголах, не подчиняющихся правилу. Ввести термин -  "глаголы- исключения"

Формировать умения выбирать способ определения спряжения глагола;

Выбирать  гласную букву, в правописании безударных личных окончаний глаголов применяя памятку.

Развивать устную речь учащихся путем диалога.

Воспитывать коммуникативные качества, внимание и соблюдения правил письма.

Развивать познавательную деятельность учащихся, умение работать в группах, парах, индивидуально;

Развивать умение детей  анализировать и делать выводы;

Формировать интерес к урокам русского языка.

Оборудование:

  • - учебник;
  • - опорные карточки - памятки;
  • - карточки с заданиями:

Ход урока:

1.Организационный момент.

-Ребята, сегодняшний урок русского языка я бы хотела начать со стихотворения.                                                                      Слайд 1

-Сегодня на уроке мы продолжим добывать новые знания, изучая « самую живую часть речи, обладающую огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий».

-Что это за часть речи? (Глагол) Слайд 2,   слайд 3

2. Минутка чистописания.  Посмотрите, какое чистописание я вам приготовила: А - ешь //ишь//  В - ет//ит//     С - ите//ете// Порядок записи определит мини - тест

Выберите одно утверждение из трёх вариантов ответов:  Слайды 4.      

3.  Вхождение в тему. Повторение пройденного материала.

Фронтальный опрос. Слайд 5.

 Расскажите, что вы знаете о глаголе?

ГЛАГОЛ –

1. Часть речи

2.Обозначает действие предмета

3. Имеет неопределенную форму

4.Изменяется по временам

В прошедшем времени изменяется по родам

5. Спрягается

-Давайте уточним, а что такое спряжение?

-Посмотрите свои работы по чистописанию. Где встречаются такие соединения букв?

-А что такое личные окончания глаголов?

-Назовите тему урока с которой мы будем работать?  Слайд 6, слайд 7.

Безударные личные окончания глаголов.

-Какую ошибку мы предупреждаем, работая по данной теме?

- А как правильно написать безударное личное окончание у глаголов?

Повторим алгоритм определения спряжения и написания личного окончания глагола.  Слайд 8

 1. Ставим глаголы в третье лицо множественного числа. Если в 3 л. мн.ч. глагол имеет окончания – ут,– ют, то это глагол I спряжения, а если – ат, –ят, то II спряжения.

 2.Ставим глаголы в неопределенную  форму. Все глаголы на – ить являются глаголами  второго спряжения, не на - ить  – первого спряжения.)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«О.А..Урок русского языка Глаголы - исключения.»

Урок русского языка по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы- исключения».



Цель: Формирование грамотного письма безударных личных окончаний глаголов.

 Создание проблемной ситуации для открытия детьми глаголов - исключений.

Задачи: Дать понятие о глаголах, не подчиняющихся правилу. Ввести термин - "глаголы- исключения"

Формировать умения выбирать способ определения спряжения глагола;

Выбирать гласную букву, в правописании безударных личных окончаний глаголов применяя памятку.

Развивать устную речь учащихся путем диалога.

Воспитывать коммуникативные качества, внимание и соблюдения правил письма

Развивать познавательную деятельность учащихся, умение работать в группах, парах, индивидуально;

Развивать умение детей анализировать и делать выводы;

Формировать интерес к урокам русского языка.

Оборудование:

  • - учебник;

  • - опорные карточки - памятки;

  • - карточки с заданиями:

















Ход урока:

1.Организационный момент.

-Ребята, сегодняшний урок русского языка я бы хотела начать со стихотворения. Слайд 1

-Сегодня на уроке мы продолжим добывать новые знания, изучая « самую живую часть речи, обладающую огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий».

-Что это за часть речи? (Глагол) Слайд 2, слайд 3

2. Минутка чистописания. Посмотрите, какое чистописание я вам приготовила: А - ешь //ишь// В - ет//ит// С - ите//ете// Порядок записи определит мини - тест

Выберите одно утверждение из трёх вариантов ответов: Слайды 4. 1. Глагол -  это А. Часть слова В.Член предложения С. Часть речи 2.Глагол обозначает А. Действие предмета В. Признак предмета С. Название предмета 3. В предложении глагол бывает Второстепенным членом В. Чаще всего сказуемым С. Подлежащим 4. Глаголы изменяются А. Только по числам В.Только по временам С. По временам, по лицам, по числам.

ите//ете/ешь//ишь// ет//ит//е//и// ите//ете//

– получилось у детей, если правильно ответили.



3. Вхождение в тему. Повторение пройденного материала.

Фронтальный опрос. Слайд 5.

Расскажите, что вы знаете о глаголе?

ГЛАГОЛ –

1. Часть речи

2.Обозначает действие предмета

3. . Имеет неопределенную форму

4.Изменяется по временам

В прошедшем времени изменяется по родам

5. Спрягается

-Давайте уточним, а что такое спряжение?

-Посмотрите свои работы по чистописанию. Где встречаются такие соединения букв?

-А что такое личные окончания глаголов?

-Назовите тему урока с которой мы будем работать? Слайд 6, слайд 7.

Безударные личные окончания глаголов.

-Какую ошибку мы предупреждаем, работая по данной теме?

- А как правильно написать безударное личное окончание у глаголов?

Повторим алгоритм определения спряжения и написания личного окончания глагола. Слайд 8

1. Ставим глаголы в третье лицо множественного числа. Если в 3 л. мн.ч. глагол имеет окончания – ут ,– ют, то это глагол I спряжения, а если – ат, –ят, то II спряжения.

2.Ставим глаголы в неопределенную форму. Все глаголы на – ить являются глаголами второго спряжения, не на - ить – первого спряжения.)

Работа над орфограммами.

Словарная работа: (поможет уточнить тему урока) Слайд 9

Интересуемся профессией

Сверкает за горизонтом

Кормим собаку

Любуешься картиной

Юмористический рассказ

Читаем о космонавте

Ездишь на автомобиле

Нарисуем в альбоме

Ищешь в библиотеке

Явиться с опозданием

-А сейчас вам предстоит определить спряжение записанных на доске глаголов и вставить пропущенные буквы.

-В какой части слова пропущены орфограммы? (В окончании)

-Работаем у доски и в тетрадях.

Дети определяют спряжение глаголов двумя способами, вставляют пропущенные буквы.

Выделите первые буквы слов, уточним тему урока. 4. Физкультминутка. Мы спряжения к глаголу подбирали И немножечко устали Потихоньку дружно встали И движенья показали. - Как живёшь? ( 2л., ед.ч., 1 спр.) - Вот так!

- Как идёшь? ( 2 л., ед.ч., 1 спр.) - Вот так!

- Как молчишь? (2 л., ед. ч., 1 спр.) - Вот так!

- Как летишь? (2л., ед.ч., 2 спр.) - Вот так!

- Как плывёшь? (2 л., ед. ч., 1 спр.) - Вот так!

-Как сидишь? (2л., ед. ч., 2 спр.) - Вот так!

-назовите глаголы, которые встретились в физкультминутке. - В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке?

Какова особенность этих глаголов? ( 2л., ед. ч., - с Ь знаком)

5. Работа над новой темой.

Наблюдение над словом ИСКЛЮЧЕНИЕ (работа с толковым словарем)

Слайд10

Постановка проблемного вопроса. Работа в парах.

Каждая пара получает листочек с глаголами, у которых нужно определить спряжение.

    1. краснеть, наступает, смотреть;

    2. мечтать, совершает, видеть,

    3. стоять, открывает, обидеть,

    4. уплывать, исследует, ненавидеть,

    5. дружить, говорит, зависеть,

    6. спешить, долетим, терпеть,

    7. построить, работает, вертеть,

    8. сбегать, живешь, слышать,

    9. решать, спросит, дышать,

    10. успеть, спасает, держать

    11. звучать, наблюдает, гнать,

    12. рисовать, думает, брить,

    13. играть, рисует, стелить

С 1 из глаголов возникает проблема с определением спряжения. - Что-то не так? Попробуем порассуждать. Что у вас получилось? Рассуждеие: Слышать - слышат (н. ф. слышать– I спр.; 3л. мн. ч. слышатIIспр.)

- Если опираться на н.ф., то в окончании мы должны писать гласную- е, а если опираться на 3 л.мн.ч., то – и. У нас получается противоречие. - Написание глагола поддается правилам? - А может это одно слово в русском языке, и проблемы нет? КАКИЕ СЛОВА НЕ «ПОДДАЛИСЬ» ПРАВИЛУ? Запись глаголов- исключений. Слайд 11 - Как называются глаголы, которые не подчиняются правилу? (Глаголы - исключения. Их нельзя проверить, их надо запомнить)

Глаголы - исключения - на доску

Поиск решения. - Чтобы до конца решить нашу проблему обратимся к научному источнику, откройте учебник на стр.99 , прочитайте самостоятельно правило. - Какое открытие мы сегодня сделали? - Орфограмму глаголов – исключений будем обозначать так (обидеть – II искл.)

Помощь в стихах. Слайд 12 - Чтобы в дальнейшем не допускать ошибок при спряжении глаголов- исключений я предлагаю вам выучить их в виде стихотворения.

Грамматическая сказка о глаголах - исключениях. (замена физминутки)

Слайд 13 - A сейчас я хочу рассказать вам одну сказочную историю, которая связана с темой нашего урока.

Давным-давно, когда нас с тобой еще на свете не было, в царстве Грамматики жил-был царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время что-то делал, чем-то занимался. Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол своих сыновей и стал говорить им:

Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать и после этих слов отпустил царь своих сыновей. Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на -ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие умные дети, и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы с этой вестью, но не всех она обрадовала. Одна семья из-за этого раздела оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть. Пошли они к царю с просьбой: - Милостивый государь, помоги нам. - Что случилось? - По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши друзья – в царстве второго спряжения. Разреши нам остаться с ними. - Рад бы вам помочь, но не могу нарушить указ. - Смилуйся, государь, сделай исключение. Не мог царь устоять перед просьбой и разрешил глаголам остаться в царстве 2 спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. По сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко 2 спряжению.

6. Закрепление полученных знаний.

- Заменить высказывание одним словом – глаголом неопределённой формы. Написать глаголы в 2 столбика.

  • Обратиться к кому-либо с вопросом.

  • Переместить сверху вниз.

  • Возражать, доказывать своё.

  • Быть нездоровым.

  • Придать кому-либо красивый вид, сделать нарядным.

  • Переместить растение с корнем из одного места в другое.

  • Становиться белым.

  • Относиться с уважением.

1спр. 2 спр.

болеть спросить

белеть опустить

уважать спорить

нарядить

пересадить

- Определить спряжение глаголов: опаздывает - 1,готовится - 2, удержит- 2, считает - 1 ,схватывает -1, услышит - 2, темнеет - 1, гонит - 2 ,летает - 1, не дышит - 2.

7. Итог урока. (рефлексия) - Какова была тема урока? - С какой проблемой столкнулись? - Назовите глаголы- исключения II спряжения. - Почему эти глаголы являются исключениями? Слайд 14,16

- Ребята, кто хорошо усвоил новую тему и может ее объяснить товарищу, поставьте на наборное полотно - ! знак. У кого остались вопросы по новой теме, требуется помощь учителя и обращение к учебнику поставьте -? знак. .7. Домашнее задание. 1. Выучить правило стр.99 и глаголы- исключения!!! 2. По выбору: упр.490 с.100 или выполни работу по карточке. (Приложение)

Слайд15























































Приложение №1

1. Среди данных слов подчеркни только глаголы и определи спряжение.

Бегун, русская, любить, народная, бегство, создавать, рассказать, хороший, огонёк, бежать, любовь, тёмный, гулять, помнить.

2. Выбери из списка и вставь вопросы в соответствующую строчку: что делал? Что будет делать? Что сделал? Что делает? Что сделает?

Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы:_____________________

Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы:_______________________

Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы:____________________

3. Соедини линиями правильно время и глагол.

Настоящее время пел

станцует

Прошедшее время смотрит

задумается

Будущее время спит

кричал

4. Вставь пропущенные буквы в безударные личные окончания глаголов.

Мы повторя. . . м, ты чита. . . шь, мы удивля. . . мся, ты шага. . . шь, они руб…т, она не хвал…т.











Просмотр содержимого презентации
«О.А.Глаголы - исключения»

Ты улыбкой, как солнышком брызни, Выходя по утру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. Подарите улыбку друг другу…

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя по утру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбку друг другу…

Сегодня на уроке глаголы нам помогут:

Сегодня на уроке глаголы нам помогут:

А. - ешь //ишь В. - ет//ит// С. - ите//ете// Глагол -  это: Глагол обозначает   В предложении глагол бывает:  Глаголы изменяются:

А. - ешь //ишь

В. - ет//ит//

С. - ите//ете//

Глагол -  это:

Глагол обозначает

В предложении глагол бывает:

Глаголы изменяются:

  глагол              что делать? что сделать? что делал? отвечаю на вопросы обозначаю часть речи имею  действие предмета изменяюсь по временам, числам в прошедшем времени изменяюсь сказуемым по родам имею спряжение неопределённую форму в предложении чаще всего бываю     I и II

  глагол             

что делать? что сделать? что делал?

отвечаю на вопросы

обозначаю

часть речи

имею 

действие предмета

изменяюсь

по временам, числам

в прошедшем времени изменяюсь

сказуемым

по родам

имею спряжение

неопределённую форму

в предложении чаще всего бываю    

I и II

Тема урока.  Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения.

Тема урока. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Глаголы-исключения.

Задачи урока  умение грамотно писать личные окончания глаголов  умение определять спряжение глаголов Умение ставить глагол в неопределённую форму Узнать, что такое глаголы -исключения

Задачи урока

умение грамотно писать личные окончания глаголов

умение определять спряжение глаголов

Умение ставить глагол в неопределённую форму

Узнать, что такое глаголы -исключения

1. Поставим глагол в неопределённую форму. 2. Если на –ить, то II спряжение.  не на – ить, то I спряжение 3. Вставим окончание.

1. Поставим глагол в неопределённую форму.

2. Если на –ить, то II спряжение.

не на – ить, то I спряжение

3. Вставим окончание.

И нтересу…тся профессией С верка…т за горизонтом К орм…м собаку Л юбу…шься картиной Ю мористический рассказ Ч ита…м о космонавте Е зд…шь на автомобиле Н арису…шь в альбоме И щ…м в библиотеке Я виться с опозданием

И нтересу…тся профессией

С верка…т за горизонтом

К орм…м собаку

Л юбу…шься картиной

Ю мористический рассказ

Ч ита…м о космонавте

Е зд…шь на автомобиле

Н арису…шь в альбоме

И щ…м в библиотеке

Я виться с опозданием

Значение слова «исключение»

Значение слова «исключение»

  • в словаре Ефремовой
  • Исключ е ́ние, ср.
  • 1) Процесс действия по знач. глаг.: исключать (1), исключить, исключаться (1), исключиться.
  • 2) Отступление от правила, от обычного порядка.
  • 3) перен. разг. Тот, кто чем-л. отличается от окружающих.
  • в словаре Ожегова
  • ИСКЛЮЧЕ́НИЕ, -я, ср.
  • 1. см. исключить .
  • 2. То, что не подходит под общее правило, отступление от него. Нет правила без исключения.
  • За ~м кого (чего) , предлог с род. п. кроме, помимо, исключая кого-что-н. Пойдут все, за ~м больных.
  • в словаре русских синонимов
  • исключение
  • вычеркивание, стирание, удаление, ликвидация, уничтожение, выключение, изъятие, отчисление, устранение, увольнение;
- еть - ать

- еть

- ать

  • Смотреть
  • Видеть
  • Ненавидеть
  • Зависеть
  • Вертеть
  • Обидеть
  • Терпеть
  • Гнать
  • Держать
  • Дышать
  • Слышать
Глаголы в неопределенной форме на - ить  Ко второму спряжению нужно, друзья, относить.  Не забудьте в это спряженье  Включить исключения:  Гнать, держать,  Смотреть и видеть,  Дышать, слышать, ненавидеть,  И зависеть, и вертеть,  И обидеть, и терпеть.  Вы запомните, друзья,  Их на “е” спрягать нельзя.

Глаголы в неопределенной форме на - ить Ко второму спряжению нужно, друзья, относить. Не забудьте в это спряженье Включить исключения: Гнать, держать, Смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на “е” спрягать нельзя.

ГЛАГОЛ  I СПРЯЖЕНИЕ  II СПРЯЖЕНИЕ остальные  -ИТЬ Слышать,видеть,обидеть,гнать, держать и ненавидеть, смотреть, дышать, вертеть, и зависеть , и терпеть   Брить, стелить

ГЛАГОЛ

I СПРЯЖЕНИЕ

II СПРЯЖЕНИЕ

остальные

-ИТЬ

Слышать,видеть,обидеть,гнать, держать и ненавидеть, смотреть, дышать, вертеть, и зависеть , и терпеть

Брить, стелить

Выучить правила на стр. 99, выучить глаголы – исключения (стихотворения – «запоминалки» помогут!!! ) Упр. 490 стр. 100 учебника или карточка с заданиями Выбор за вами!!! .

Выучить правила на стр. 99, выучить

глаголы – исключения (стихотворения – «запоминалки» помогут!!! )

Упр. 490 стр. 100 учебника или карточка с заданиями Выбор за вами!!!

.

Нос…т Дума…м        Урок – заверши – свои знания одноклассникам покажи!!! II I Бега…шь Воз…т Черт…шь Откро..т Реша..шь Крас…т

Нос…т

Дума…м

Урок – заверши – свои знания одноклассникам покажи!!!

II

I

Бега…шь

Воз…т

Черт…шь

Откро..т

Реша..шь

Крас…т

II спросить поднять I I зеленеть II чистить II платить II спешить I полоть I надуть I беседовать I желать I сверкать

II

спросить

поднять

I

I

зеленеть

II

чистить

II

платить

II

спешить

I

полоть

I

надуть

I

беседовать

I

желать

I

сверкать


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения

Автор: Шабанова Валентина Николаевна

Дата: 28.06.2016

Номер свидетельства: 336473


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства