Урок русского языка по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы- исключения».
Цель: Формирование грамотного письма безударных личных окончаний глаголов.
Создание проблемной ситуации для открытия детьми глаголов - исключений.
Задачи: Дать понятие о глаголах, не подчиняющихся правилу. Ввести термин - "глаголы- исключения"
Формировать умения выбирать способ определения спряжения глагола;
Выбирать гласную букву, в правописании безударных личных окончаний глаголов применяя памятку.
Развивать устную речь учащихся путем диалога.
Воспитывать коммуникативные качества, внимание и соблюдения правил письма
Развивать познавательную деятельность учащихся, умение работать в группах, парах, индивидуально;
Развивать умение детей анализировать и делать выводы;
Формировать интерес к урокам русского языка.
Оборудование:
Ход урока:
1.Организационный момент.
-Ребята, сегодняшний урок русского языка я бы хотела начать со стихотворения. Слайд 1
-Сегодня на уроке мы продолжим добывать новые знания, изучая « самую живую часть речи, обладающую огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий».
-Что это за часть речи? (Глагол) Слайд 2, слайд 3
2. Минутка чистописания. Посмотрите, какое чистописание я вам приготовила: А - ешь //ишь// В - ет//ит// С - ите//ете// Порядок записи определит мини - тест
Выберите одно утверждение из трёх вариантов ответов: Слайды 4. 1. Глагол - это А. Часть слова В.Член предложения С. Часть речи 2.Глагол обозначает А. Действие предмета В. Признак предмета С. Название предмета 3. В предложении глагол бывает Второстепенным членом В. Чаще всего сказуемым С. Подлежащим 4. Глаголы изменяются А. Только по числам В.Только по временам С. По временам, по лицам, по числам.
ите//ете/ешь//ишь// ет//ит//е//и// ите//ете//
– получилось у детей, если правильно ответили.
3. Вхождение в тему. Повторение пройденного материала.
Фронтальный опрос. Слайд 5.
Расскажите, что вы знаете о глаголе?
ГЛАГОЛ –
1. Часть речи
2.Обозначает действие предмета
3. . Имеет неопределенную форму
4.Изменяется по временам
В прошедшем времени изменяется по родам
5. Спрягается
-Давайте уточним, а что такое спряжение?
-Посмотрите свои работы по чистописанию. Где встречаются такие соединения букв?
-А что такое личные окончания глаголов?
-Назовите тему урока с которой мы будем работать? Слайд 6, слайд 7.
Безударные личные окончания глаголов.
-Какую ошибку мы предупреждаем, работая по данной теме?
- А как правильно написать безударное личное окончание у глаголов?
Повторим алгоритм определения спряжения и написания личного окончания глагола. Слайд 8
1. Ставим глаголы в третье лицо множественного числа. Если в 3 л. мн.ч. глагол имеет окончания – ут ,– ют, то это глагол I спряжения, а если – ат, –ят, то II спряжения.
2.Ставим глаголы в неопределенную форму. Все глаголы на – ить являются глаголами второго спряжения, не на - ить – первого спряжения.)
Работа над орфограммами.
Словарная работа: (поможет уточнить тему урока) Слайд 9
Интересуемся профессией
Сверкает за горизонтом
Кормим собаку
Любуешься картиной
Юмористический рассказ
Читаем о космонавте
Ездишь на автомобиле
Нарисуем в альбоме
Ищешь в библиотеке
Явиться с опозданием
-А сейчас вам предстоит определить спряжение записанных на доске глаголов и вставить пропущенные буквы.
-В какой части слова пропущены орфограммы? (В окончании)
-Работаем у доски и в тетрадях.
Дети определяют спряжение глаголов двумя способами, вставляют пропущенные буквы.
Выделите первые буквы слов, уточним тему урока. 4. Физкультминутка. Мы спряжения к глаголу подбирали И немножечко устали Потихоньку дружно встали И движенья показали. - Как живёшь? ( 2л., ед.ч., 1 спр.) - Вот так!
- Как идёшь? ( 2 л., ед.ч., 1 спр.) - Вот так!
- Как молчишь? (2 л., ед. ч., 1 спр.) - Вот так!
- Как летишь? (2л., ед.ч., 2 спр.) - Вот так!
- Как плывёшь? (2 л., ед. ч., 1 спр.) - Вот так!
-Как сидишь? (2л., ед. ч., 2 спр.) - Вот так!
-назовите глаголы, которые встретились в физкультминутке. - В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке?
Какова особенность этих глаголов? ( 2л., ед. ч., - с Ь знаком)
5. Работа над новой темой.
Наблюдение над словом ИСКЛЮЧЕНИЕ (работа с толковым словарем)
Слайд10
Постановка проблемного вопроса. Работа в парах.
Каждая пара получает листочек с глаголами, у которых нужно определить спряжение.
краснеть, наступает, смотреть;
мечтать, совершает, видеть,
стоять, открывает, обидеть,
уплывать, исследует, ненавидеть,
дружить, говорит, зависеть,
спешить, долетим, терпеть,
построить, работает, вертеть,
сбегать, живешь, слышать,
решать, спросит, дышать,
успеть, спасает, держать
звучать, наблюдает, гнать,
рисовать, думает, брить,
играть, рисует, стелить
С 1 из глаголов возникает проблема с определением спряжения. - Что-то не так? Попробуем порассуждать. Что у вас получилось? Рассуждеие: Слышать - слышат (н. ф. слышать– I спр.; 3л. мн. ч. слышат– IIспр.)
- Если опираться на н.ф., то в окончании мы должны писать гласную- е, а если опираться на 3 л.мн.ч., то – и. У нас получается противоречие. - Написание глагола поддается правилам? - А может это одно слово в русском языке, и проблемы нет? КАКИЕ СЛОВА НЕ «ПОДДАЛИСЬ» ПРАВИЛУ? Запись глаголов- исключений. Слайд 11 - Как называются глаголы, которые не подчиняются правилу? (Глаголы - исключения. Их нельзя проверить, их надо запомнить)
Глаголы - исключения - на доску
Поиск решения. - Чтобы до конца решить нашу проблему обратимся к научному источнику, откройте учебник на стр.99 , прочитайте самостоятельно правило. - Какое открытие мы сегодня сделали? - Орфограмму глаголов – исключений будем обозначать так (обидеть – II искл.)
Помощь в стихах. Слайд 12 - Чтобы в дальнейшем не допускать ошибок при спряжении глаголов- исключений я предлагаю вам выучить их в виде стихотворения.
Грамматическая сказка о глаголах - исключениях. (замена физминутки)
Слайд 13 - A сейчас я хочу рассказать вам одну сказочную историю, которая связана с темой нашего урока.
Давным-давно, когда нас с тобой еще на свете не было, в царстве Грамматики жил-был царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время что-то делал, чем-то занимался. Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол своих сыновей и стал говорить им:
Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать и после этих слов отпустил царь своих сыновей. Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на -ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие умные дети, и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы с этой вестью, но не всех она обрадовала. Одна семья из-за этого раздела оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть. Пошли они к царю с просьбой: - Милостивый государь, помоги нам. - Что случилось? - По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши друзья – в царстве второго спряжения. Разреши нам остаться с ними. - Рад бы вам помочь, но не могу нарушить указ. - Смилуйся, государь, сделай исключение. Не мог царь устоять перед просьбой и разрешил глаголам остаться в царстве 2 спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. По сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко 2 спряжению.
6. Закрепление полученных знаний.
- Заменить высказывание одним словом – глаголом неопределённой формы. Написать глаголы в 2 столбика.
Обратиться к кому-либо с вопросом.
Переместить сверху вниз.
Возражать, доказывать своё.
Быть нездоровым.
Придать кому-либо красивый вид, сделать нарядным.
Переместить растение с корнем из одного места в другое.
Становиться белым.
Относиться с уважением.
1спр. 2 спр.
болеть спросить
белеть опустить
уважать спорить
нарядить
пересадить
- Определить спряжение глаголов: опаздывает - 1,готовится - 2, удержит- 2, считает - 1 ,схватывает -1, услышит - 2, темнеет - 1, гонит - 2 ,летает - 1, не дышит - 2.
7. Итог урока. (рефлексия) - Какова была тема урока? - С какой проблемой столкнулись? - Назовите глаголы- исключения II спряжения. - Почему эти глаголы являются исключениями? Слайд 14,16
- Ребята, кто хорошо усвоил новую тему и может ее объяснить товарищу, поставьте на наборное полотно - ! знак. У кого остались вопросы по новой теме, требуется помощь учителя и обращение к учебнику поставьте -? знак. .7. Домашнее задание. 1. Выучить правило стр.99 и глаголы- исключения!!! 2. По выбору: упр.490 с.100 или выполни работу по карточке. (Приложение)
Слайд15
Приложение №1
1. Среди данных слов подчеркни только глаголы и определи спряжение.
Бегун, русская, любить, народная, бегство, создавать, рассказать, хороший, огонёк, бежать, любовь, тёмный, гулять, помнить.
2. Выбери из списка и вставь вопросы в соответствующую строчку: что делал? Что будет делать? Что сделал? Что делает? Что сделает?
Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы:_____________________
Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы:_______________________
Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы:____________________
3. Соедини линиями правильно время и глагол.
Настоящее время пел
станцует
Прошедшее время смотрит
задумается
Будущее время спит
кричал
4. Вставь пропущенные буквы в безударные личные окончания глаголов.
Мы повторя. . . м, ты чита. . . шь, мы удивля. . . мся, ты шага. . . шь, они руб…т, она не хвал…т.