Время | Вид работы | Роль учителя | Действия ученика |
2 мин | Организационный момент | Доброжелательный настрой на работу Проверяет готовность к уроку | Доброжелательный настрой на урок Докладывают о готовности к уроку |
Запуск темы: «Правописание суффиксов причастий» (на доске слайд) Формулировка темы и задач Вот свойство моё обязательное: Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы его отвечаю. Глагол по значению напоминаю. (П.Чесноков). Слайд 2. – О чём эта загадка? В.И.Даль писал: “Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного”. Слайд 3. – Как вы понимаете смысл этого высказывания? – Что значит “причастный?” | Поощряет. Осуществляет выход на тему урока и его задачи | Определяют тему и задачи урока |
3 мин | Работа по карточке на доске Синтаксическая пятиминутка. Слово, идущее от сердца, согревает три зимы подряд. Слайд 4. Задания: 1.Как вы понимаете смысл пословицы? 2.Объясните постановку знаков препинания. 3.Выполните синтаксический разбор предложения. | Организует работу на доске | Ученик работает на доске Учащиеся отвечают на вопросы |
2 мин | Мотивационная функция | Создает условия для деления по группам и благоприятную атмосферу работы. | Обмениваются впечатлениями |
3 мин | Вопросы по таксономии Блума (знание, понимание, применение) 1. Что называется причастием? 2. Перечислите глагольные признаки причастия 3. Перечислите признаки прилагательного у причастия 4. Что такое причастный оборот? 5. Расскажите о знаках препинания при причастном обороте 6. Какие причастия называются действительными? страдательными? | Подводит учеников к к промежуточной рефлексии | Учащиеся отвечают на вопросы Самооценивание Ученики выставляют оценки в «Листок оценок» |
3 мин | Мозговой штурм | Четко формулирует задание, знакомит учащихся с правилами составления синквейна | Составляют синквейн «Причастие» |
7 мин | Информация учителя, активное слушание (ученики узнают новую информацию) (презентация) «На практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно» - От чего зависит выбор гласной в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени? | Дает установку на слушание | Воспринимают получаемую информацию, отвечают |
4 мин | Объяснительный диктант -Используя полученные знания, установите, объясните.(Синтез, анализ ,оценка) Ро…щие траншею рабочие; плач…щий ребёнок; ла…щая собака; завис…щий от погоды; верт…щийся на ветру флюгер; стро…щаяся больница; стел…щийся туман; испытыва…мая боль; завис…мый от доходов; вид…мые невооружённым глазом; уважа…мый коллегами. | Организует работу учащихся | Рассуждают, объясняют орфограммы |
2 мин | Физминутка (упражнения) | Организует физминутку | Повторяют движения за учителем |
2 мин | РП | Организует работу в парах | Проговаривают правило друг другу (взаимооценка) |
10мин | Работа в группах: 1-й группе: 1. Составить небольшой текст на тему “Таинственные образы природы”, употребив данные словосочетания с причастиями: Стел.щийся туман, шепч.щиеся камыши, дремл.щая река, ве.щий ветерок, та.щие облака, колыш.щиеся травы. (рисунок) 2. Объяснить выбор гласной в суффиксе причастий. 2-й группе: 1. Списать текст, расставить знаки препинания. Мы вошли в лес который был освещен лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто останавливались пораженные яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы как будто окутаны золотистой листвой сверкавшей на солнце. Очень красивы клены одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью листья тихо падающие на землю. Дорожки пустынны но на них листья печально шуршащие под ногами. Иногда попадется дача окруженная деревянными выкрашенными масляной краской забором. 2. Причастный оборот (изобразить графически) 3-й группе: Составить кластер, опорную схему о причастии. | Четко формулирует задание Координирует работу | Работают в группах (теория + практика) Обсуждают, выдвигают спикера, презентуют материал, анализируют, делают выводы. Защищают постер Оценка группе (взаимооценивание) |
4 мин | Тестирование по теме «Суффиксы причастий» 1. Пишется буква “ю” А. стро…щийся дом Б. кол…щий предмет В. гон…щийся за успехом Г. хорошо слыш…щий 2. Пишется буква “я” А. бре…щийся мужчина Б. та…щий лёд В. ненавид…щий ложь Г. стел…щийся туман 3. Пишется буква “е” А. увид…нный мной . Б. расстрел…нная гильза В. утер…нный документ Г. засе…нное поле | Предлагает тест по теме «Суффиксы причастий». Определяет критерии оценивания Критериальное оценивание: 3 правильных ответа- «5» 2 правильных ответа -«4» 1 правильный ответ -«3» | Решают тест. Взаимопроверка по ключу |
2 мин | Рефлексия «Методика шести шляп» устная обратная связь Поощрение. Способствует полифонии взглядов и мнений | Формативно оценивает Суммативно оценивает | Самооценка (возвращаются к учебному листу) |
1 мин | Домашнее задание: §5-14 правила, сочинение-миниатюра на тему «Осень» | Ставит задачи. разъясняет | Слушают. Воспринимают информацию. Запись в дневниках |