kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к ЕГЭ - 2019 русский язык: Задание 12(правописание суффиксов причастий)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал содержит алгоритм действия при выборе гласных букв в суффиксах причастий, а также тренировачные задания, которые помогут систематизировать и совершенствовать орфографические умения и навыки

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ - 2019 русский язык: Задание 12(правописание суффиксов причастий)»

Правописание суффиксов причастий.

Правописание суффиксов причастий.

Классификация орфограмм суффиксов причастий, представляющих трудности для написания

Классификация орфограмм суффиксов причастий, представляющих трудности для написания

  • Правописание суффиксов причастий, зависящих от спряжения глаголов, от которых они образованы.
  • Правописание перед суффиксами причастий прошедшего времени гласной, которая зависит от суффикса неопределенной формы глагола.
  • Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Выбор суффиксов причастий УЩ .ЮЩ.АЩ.ЯЩ .ЕМ.ИМ зависит от спряжения глагола Запомните: спряжение глаголов с безударным личным окончанием определяем по неопределенной форме глагола.  2 спряжение И…, АТ, ЯТ 1 спряжение Е…, УТ, ЮТ Все глаголы на ИТЬ 4 глагола на АТЬ 7 глаголов на ЕТЬ БРИТЬ. СТЕЛИТЬ Плюс все остальные глаголы Гнать, держать, терпеть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и еще дышать, смотреть Блеять, веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться, сеять, надеяться, реять, чаять, таять, хаять

Выбор суффиксов причастий УЩ .ЮЩ.АЩ.ЯЩ .ЕМ.ИМ зависит от спряжения глагола

  • Запомните: спряжение глаголов с безударным личным окончанием определяем по неопределенной форме глагола.

2 спряжение И…, АТ, ЯТ

1 спряжение Е…, УТ, ЮТ

Все глаголы на ИТЬ

4 глагола на АТЬ

7 глаголов на ЕТЬ

БРИТЬ. СТЕЛИТЬ

Плюс все остальные глаголы

Гнать, держать, терпеть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и еще дышать, смотреть

Блеять, веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться, сеять, надеяться, реять, чаять, таять, хаять

Правило суффикс Пишите УЩ, ЮЩ, ЕМ примеры в причастиях, образованных от глаголов 1 спряжения АЩ, ЯЩ, ИМ  в причастиях, образованных от глаголов 2 спряжения бор Ю щийся оберега Е мый кле И мый слыш А щий

Правило

суффикс

Пишите

УЩ, ЮЩ, ЕМ

примеры

в причастиях, образованных от глаголов 1 спряжения

АЩ, ЯЩ, ИМ

в причастиях, образованных от глаголов 2 спряжения

бор Ю щийся

оберега Е мый

кле И мый

слыш А щий

Алгоритм правописания суффиксов причастий, зависящих от спряжения глагола бОр…..щийся клЕ……мый Шаг 1: СТАВЛЮ УДАРЕНИЕ Шаг 2: ВЫДЕЛЯЮ СУФФИКС Шаг 3: ОБРАЗУЮ ИНФИНИТИВ ГЛАГОЛА И ОПРЕДЕЛЯЮ СПРЯЖЕНИЕ бор о ться 1 кле и ть 2 Шаг 3: ПИШУ УЩ.ЮЩ В ПРИЧАСТИЯХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ 1 СПРЯЖЕНИЯ, И  АЩ, ЯЩ – ОТ ГЛАГОЛОВ 2 СПРЯЖЕНИЯ бор Ю щийся кле И мый

Алгоритм правописания суффиксов причастий, зависящих от спряжения глагола

бОр…..щийся

клЕ……мый

Шаг 1: СТАВЛЮ УДАРЕНИЕ

Шаг 2: ВЫДЕЛЯЮ СУФФИКС

Шаг 3: ОБРАЗУЮ ИНФИНИТИВ

ГЛАГОЛА И ОПРЕДЕЛЯЮ СПРЯЖЕНИЕ

бор о ться 1

кле и ть 2

Шаг 3: ПИШУ УЩ.ЮЩ В ПРИЧАСТИЯХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ 1 СПРЯЖЕНИЯ, И АЩ, ЯЩ – ОТ ГЛАГОЛОВ 2 СПРЯЖЕНИЯ

бор Ю щийся

кле И мый

1.1. Образуйте от данных глаголов причастия, графически обозначьте орфограмму. От некоторых глаголов можно образовать разные причастия. Красить, слышать, читать, видеть, сеять, лелеять, мучить, дарить, строить, зажигать, гнать. инфинитив С помощью суффиксов 1 спр - у щ- (- ю щ-), 2спр - а щ- (- я щ) отправл Я ть(1спр) с помощью  суффиксов 1 спр - е м-(- о м-), 2 спр - и м- отправля- Ю щ-ий отправля- Е м-ый

1.1. Образуйте от данных глаголов причастия, графически обозначьте орфограмму. От некоторых глаголов можно образовать разные причастия.

Красить, слышать, читать, видеть, сеять, лелеять, мучить, дарить, строить, зажигать, гнать.

инфинитив

С помощью суффиксов

1 спр - у щ- (- ю щ-),

2спр - а щ- (- я щ)

отправл Я ть(1спр)

с помощью суффиксов

1 спр - е м-(- о м-),

2 спр - и м-

отправля- Ю щ-ий

отправля- Е м-ый

1.2. Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните правописание. Объяснение правописание слова крас И ть, 2 спр. крас Я щий рекламы Неж...щийся на солнце, часто организу…мый, слыш...мый шорох, сыпл...щийся с потолка, подгоня...мые, ветром, терп...щий боль, изгоня…мый из общества, стел..щийся по земле, хлопоч...щая хозяйка, кле...щии карандаш, хвал...щий спектакль, мол...щий о пощаде, бор...щийся с пургой, шепч...щий на ухо, плач...щий малыш, знач...мое событие, слав...щийся делами, реж...щий инструмент, ла...щая свора,

1.2. Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните правописание.

Объяснение

правописание слова

крас И ть, 2 спр.

крас Я щий рекламы

Неж...щийся на солнце, часто организу…мый, слыш...мый шорох, сыпл...щийся с потолка, подгоня...мые, ветром, терп...щий боль, изгоня…мый из общества, стел..щийся по земле, хлопоч...щая хозяйка, кле...щии карандаш, хвал...щий спектакль, мол...щий о пощаде, бор...щийся с пургой, шепч...щий на ухо, плач...щий малыш, знач...мое событие, слав...щийся делами, реж...щий инструмент, ла...щая свора,

1.3. Вставьте пропущенные буквы, графически объясняя свой выбор . Колыш..щийся на крыше, исследу..мый об(?)ект, ран..щий словом, грохоч..щий гру-зовик, та...щий на солнце, слабо дыш..щий, колебл...мый ветром, (не)навид..мый всеми, вполне ра(з/с)реша..мый. двига..мый жела-нием, дремл..щии на лекции, плохо вид..мый, завис..щий от отца, ма..щийся зубами, больно жал..щий, много знач..щий, всеми ува-жа..мый, сж..га..мый страст(?)ю, стро..щийся район, хол..щий жеребенка.

1.3. Вставьте пропущенные буквы, графически объясняя свой выбор .

Колыш..щийся на крыше, исследу..мый об(?)ект, ран..щий словом, грохоч..щий гру-зовик, та...щий на солнце, слабо дыш..щий, колебл...мый ветром, (не)навид..мый всеми, вполне ра(з/с)реша..мый. двига..мый жела-нием, дремл..щии на лекции, плохо вид..мый, завис..щий от отца, ма..щийся зубами, больно жал..щий, много знач..щий, всеми ува-жа..мый, сж..га..мый страст(?)ю, стро..щийся район, хол..щий жеребенка.

Ключ к 1.3. Колыш У щ ийся ( 1спр ) на крыше, исследу Е м ый ( 1спр ) об ъ е кт, ран Я щ ий ( 2спр ) словом, грохо-ч У щ ий ( 1спр ) грузовик, та Ю щ ий ( 1спр ) на солнце,слабо дыш А щ ий ( 2спр ) ,колебл Е м ый ( 1спр ) ветром, н ен авид И м ый ( 2спр, нет сл.без НЕ ) все-ми, вполне ра з р еша Е м ый ( 1спр ) ,дремл Ю щ ий ( 1спр ) на лекции, плохо вид И м ый ( 2спр ) , зави-с Я щ ий ( 2спр ) от отца, ма Ю щ ийся ( 1спр ) зуба-ми,больно жал Я щ ий ( 2спр ) ,много знач А щ ий ( 2спр ) , всеми уважа Е мый ( 1спр ) , сЖ И Г а Е м ый ( 1спр ) страст ь ю , стро Я щ ийся ( 2спр ) район, хол Я щ ий ( 2спр ) жеребенка.

Ключ к 1.3.

Колыш У щ ийся ( 1спр ) на крыше, исследу Е м ый ( 1спр ) об ъ е кт, ран Я щ ий ( 2спр ) словом, грохо-ч У щ ий ( 1спр ) грузовик, та Ю щ ий ( 1спр ) на солнце,слабо дыш А щ ий ( 2спр ) ,колебл Е м ый ( 1спр ) ветром, н ен авид И м ый ( 2спр, нет сл.без НЕ ) все-ми, вполне ра з р еша Е м ый ( 1спр ) ,дремл Ю щ ий ( 1спр ) на лекции, плохо вид И м ый ( 2спр ) , зави-с Я щ ий ( 2спр ) от отца, ма Ю щ ийся ( 1спр ) зуба-ми,больно жал Я щ ий ( 2спр ) ,много знач А щ ий ( 2спр ) , всеми уважа Е мый ( 1спр ) , сЖ И Г а Е м ый ( 1спр ) страст ь ю , стро Я щ ийся ( 2спр ) район, хол Я щ ий ( 2спр ) жеребенка.

1.4.Самостоятельная работа.  Вставьте пропущенные буквы, графически объясняя свой выбор . Буд...щий по утрам, аккуратно бре..мый, кра-с..щий волосы, всеми совету..мый, стро-га..мые доски, редактиру..мый мной, пле-щ..щиеся ребятишки, ре..щие знамена, зна-ч..щийся в списках, поддержива..мый дру-гом,бел..щий стены, пол..щий грядки, се..мый весной, точ...щий косу, ра(с/з)ст..ла..мый на полу, незабыва...мое событие, кол...щий дрова, ро...щие канаву, едва замеча..мый, терп...щий бедствие.

1.4.Самостоятельная работа. Вставьте пропущенные буквы, графически объясняя свой выбор .

Буд...щий по утрам, аккуратно бре..мый, кра-с..щий волосы, всеми совету..мый, стро-га..мые доски, редактиру..мый мной, пле-щ..щиеся ребятишки, ре..щие знамена, зна-ч..щийся в списках, поддержива..мый дру-гом,бел..щий стены, пол..щий грядки, се..мый весной, точ...щий косу, ра(с/з)ст..ла..мый на полу, незабыва...мое событие, кол...щий дрова, ро...щие канаву, едва замеча..мый, терп...щий бедствие.

Алгоритм правописания гласной перед суффиксом причастий прошедшего времени – ВШ - стро…..вший та…..вший Шаг 1: Ставлю ударение стро..- вш - ий та.. – вш - ий Шаг 2 : выделяю суффикс ВШ  стро И ть та Я ть Шаг 3 : Образую инфинитив глагола и подчеркиваю гласную перед ТЬ  стро И вший та Я вший Шаг 4 : Пишу слово с той же гласной перед вш , что и в инфинитиве

Алгоритм правописания гласной перед суффиксом причастий прошедшего времени – ВШ -

стро…..вший

та…..вший

Шаг 1: Ставлю ударение

стро..- вш - ий

та.. – вш - ий

Шаг 2 : выделяю суффикс ВШ

стро И ть

та Я ть

Шаг 3 : Образую инфинитив глагола и подчеркиваю гласную перед ТЬ

стро И вший

та Я вший

Шаг 4 : Пишу слово с той же гласной перед вш , что и в инфинитиве

Правописание гласной перед суффиксами причастий прошедшего времени ВШ, Ш  (- ?гл- ВШ -,- Ш -) Суффикс инфинитив причастие Пишите А примеры перед суффиксами ВШ,Ш ту же гласную,  что и в инфинитиве глагола   ВШ Ш Я слыш А вший( слыш А ть), та Я вший (та Я ть), вид Е вший- вид Е ть, стро И вший ( стро И ть) Е И

Правописание гласной перед суффиксами причастий прошедшего времени ВШ, Ш (- ?гл- ВШ -,- Ш -)

Суффикс

инфинитив

причастие

Пишите

А

примеры

перед суффиксами ВШ,Ш ту же гласную,

что и в инфинитиве глагола

ВШ

Ш

Я

слыш А вший( слыш А ть),

та Я вший (та Я ть),

вид Е вший- вид Е ть,

стро И вший ( стро И ть)

Е

И

Правописание гласной перед суффиксом причастий прошедшего времени НН  (?гл- НН -(- Н -) Суффикс инфинитив Пишите причастие А Я Е примеры перед суффиксами НН и Н ту же гласную, что и в инфинитиве глагола  НН Н  И увенч А нный - увенч А ть, увид Е нный – увид Е ть, вымен Я нный - вымен Я ть   ЕНН ЕН Только гласная И меняется на Е подпил Е нный - подпил И ть

Правописание гласной перед суффиксом причастий прошедшего времени НН (?гл- НН -(- Н -)

Суффикс

инфинитив

Пишите

причастие

А

Я

Е

примеры

перед суффиксами НН и Н ту же гласную, что и в инфинитиве глагола

НН

Н

И

увенч А нный - увенч А ть,

увид Е нный – увид Е ть,

вымен Я нный - вымен Я ть

ЕНН

ЕН

Только гласная И меняется на Е

подпил Е нный - подпил И ть

Алгоритм правописания гласной перед суффиксом причастий НН и Н Увенч.. – НН - ый Постро…- НН - ый Шаг 1 : ВЫДЕЛЯЮ НН,Н Шаг 2: ОБРАЗУЮ ИНФИНИТИВ увенч А - ть постро И - ть ГЛАГОЛА И ПОДЧЕРКИВАЮ ГЛАСНУЮ ПЕРЕД ТЬ Шаг 3:  Пишу слово с гласнОЙ А, Я, Е, как и в инфинитиве, перед суффиксом причастий НН или Н . !!!!! Гласная - И - в инфинитиве становится суффиксом - Е Н - или - Е НН - в причастии увенч А нный постро Е нный

Алгоритм правописания гласной перед суффиксом причастий НН и Н

Увенч.. – НН - ый

Постро…- НН - ый

Шаг 1 : ВЫДЕЛЯЮ НН,Н

Шаг 2: ОБРАЗУЮ ИНФИНИТИВ

увенч А - ть

постро И - ть

ГЛАГОЛА И ПОДЧЕРКИВАЮ ГЛАСНУЮ ПЕРЕД ТЬ

Шаг 3: Пишу слово с гласнОЙ А, Я, Е, как и в инфинитиве, перед суффиксом причастий НН или Н .

!!!!! Гласная - И - в инфинитиве становится суффиксом - Е Н - или - Е НН - в причастии

увенч А нный

постро Е нный

2.1. Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните правописание, где нужно, используя внутреннее поле. объяснение правописание слова леле Я -ть леле Я- вш-ий  Обид...вший друзей, наде...вшийся на чудо, кле...вший обои, полностью выздоров…вший, больно жал...вший, слабо слыш...вший, обе(з/с)сил..вший от голода, посе...вший подозрение, вид...вшая фильм, зате...вший ссору, та...вшии в сумке, ра(з/с)ка...вшийся во зле, рано с(о/а)стар…вшийся, (не)навид...вший ложь, ра(з/с)се...вший с(о/а)мнения, (не)ча...вший увидеть, ре...вший над крышей, леле...вший ребенка, забле...вший ягненок, опостыл...вшая работа.

2.1. Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните правописание, где нужно, используя внутреннее поле.

объяснение

правописание слова

леле Я -ть

леле Я- вш-ий

Обид...вший друзей, наде...вшийся на чудо, кле...вший обои, полностью выздоров…вший, больно жал...вший, слабо слыш...вший, обе(з/с)сил..вший от голода, посе...вший подозрение, вид...вшая фильм, зате...вший ссору, та...вшии в сумке, ра(з/с)ка...вшийся во зле, рано с(о/а)стар…вшийся, (не)навид...вший ложь, ра(з/с)се...вший с(о/а)мнения, (не)ча...вший увидеть, ре...вший над крышей, леле...вший ребенка, забле...вший ягненок, опостыл...вшая работа.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Подготовка к ЕГЭ - 2019 русский язык: Задание 12(правописание суффиксов причастий)

Автор: Смирнова Оксана Анатольевна

Дата: 05.01.2019

Номер свидетельства: 493818

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа русскому языку 10 класс "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-russkomu-iazyku-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182006"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425451601"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Подготовка к ЕГЭ - 2019 русский язык; Задание 12.(правописание гласных в суффиксах причастий, материал для уроков)"
    ["seo_title"] => string(80) "podgotovka_k_ege_2019_russkii_iazyk_zadanie_12_pravopisanie_glasnykh_v_suffiksak"
    ["file_id"] => string(6) "493820"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1546665855"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Система подготовки к ГИА по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(45) "sistiema-podghotovki-k-gia-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "194461"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427782894"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Рабочая программа дополнительного часа на изучение русского языка в 11 классе "
    ["seo_title"] => string(89) "rabochaia-proghramma-dopolnitiel-nogho-chasa-na-izuchieniie-russkogho-iazyka-v-11-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "121907"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414087210"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Задание 12. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий."
    ["seo_title"] => string(75) "zadanie_12_pravopisanie_lichnykh_okonchanii_glagolov_i_suffiksov_prichastii"
    ["file_id"] => string(6) "549263"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1589203869"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства