Открытый урок русского языка в 6-м классе "Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных. Повторение."
(Учитель Иманшарипова Р.К., СОШ №81, г.Караганда)
Цели урока: обобщить и систематизировать материал о правописании Н и НН в суффиксах имен прилагательных; сформировать навык правильного написания слов на изучаемую орфограмму; способствовать развитию речи, логического мышления.
Задачи урока:
- обучающая – закрепить полученные знания по теме Н и НН в суффиксах имен прилагательных, образованных от существительных;
- развивающая – развивать умение осмысливать значение суффиксов, дифференцировать их и употреблять на письме слова с этими суффиксами; развивать умение связно излагать свои мысли;
- воспитывающая – воспитывать уважение к русскому народу – истинному творцу родного языка.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Вид урока: урок-путешествие.
Оборудование: карточки с заданиями, презентация, интерактивная доска, жетоны.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
- Вступительное слово учителя
- Ребята, добро пожаловать на необычный урок.
- Давайте представим, что мы с вами отправились в кругосветное путешествие по нашей планете, а главный пункт назначения, в который нужно попасть это известный город Грамотеев, на самую знаменитую улицу под названием Прилагательное. Совершая разного рода путешествия, мы сталкиваемся на своем пути с препятствиями, которые сразу же пытаемся решить.
- Сегодня наш урок будет необычным, в нем вас будут ждать испытания
разного уровня сложности, готовы к этому? Замечательно.
- На прошлом уроке мы с вами изучили тему «Н и НН в суффиксах имен прилагательных, образованных от существительных».
- Ребята, а кто скажет, зачем в русском языке изучается данная тема? Ведь русский язык на столько богат разными правилами написания Н и НН, что может мы могли обойтись и без этой темы?
- Молодцы ребята! Русский язык очень красив, он учит правильно говорить, писать, грамотно строить нашу речь, как письменно, так и устно.
- Сегодня мы продолжим изучать тему урока, но весь наш урок будет построен на обобщении и расширении тех знаний, которые вы получили на прошлом уроке.
- Ребята, давайте попробуем сформулировать цель нашего урока.
Цель нашего урока: отработать навык написания Н и НН в именах прилагательных
- А какие задачи перед нами стоят на сегодняшнем уроке?
- Подготовка к восприятию материала.
- Прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним материал прошлого урока.
Синтаксическая пятиминутка. (Один из учащихся выполняет работу у доски)
- Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату, тему урока.
- Запишем предложение в тетрадь.
В окно заглядывает веселое весеннее солнце.
- Произведите синтаксический разбор предложения.
- Какой троп использован в нём? (эпитет “веселое солнце”)
- Какой частью речи он выражен? (прилагательным)
- Назовите второе прилагательное (весеннее).
- Почему в нём пишется НН?
IV. Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, давайте теперь попытаемся сформулировать тему урока и цели, которые стоят перед нами при изучении материала.
Цель урока: углубить знания о написании Н и НН в именах прилагательных, образованных от существительных. Цели, которые мы с вами ставим на данном этапе, можем реализовать с помощью выполнения заданий, а результат реализации поставленных целей увидим тогда, когда будет выполнено задание.
- Итак, отправляемся в путешествие.
1 станция называется «Теоретическая». (Работа с таблицей)
Предоставляется таблица (или схема) и предлагается дать ей название, т.е. сказать, о какой орфограмме идёт речь, назвать вид орфограммы, рассказать правило, привести как можно больше примеров на это правило.
2 станция называется «Практическая». (карточки)
- Вам необходимо вставить пропущенные орфограммы. Объяснить написание. После выполненной работы оценивается работа каждого учащегося с помощью бальной системы.
- чугу…ая решётка
- ветре…ый день
- багря…ые закаты
- гуси…ые лапки
- маши…ое отделение
- болезне…ое чувство
- дикови…ое происшествие
- стари…ые часы
- ю…ое лицо
- ледя…ая гора
- холсти…ый мешок
- петуши…ые бои
- жестя…ая коробочка
- жизне…ая драма
- величестве...ая колонна
- лебеди…ая песня
Образуйте от существительных имена прилагательные с одной и двумя буквами Н в суффиксе (самостоятельная работа в тетрадях)
Песок, олово, стекло, железо, шерсть, рожь, гусь, государство, глина, дерево, серебро, картина, телефон. (Песчаный, оловянный, стеклянный, железный, шерстяной, ржаной, гусиный, государственный, глиняный, деревянный, серебряный, картинный, телефонный).
3 станция «Игровая». (используются сигнальные карточки)
- Сейчас я буду называть пословицы, в которых есть прилагательные с Н или НН.
Если вы согласны с моим утверждением, то сигнализируете с помощью радостного смайлика, если нет – грустным.
1. В пословице «Острый язык – дарование, а длинный – наказание» имеется прилагательное с НН – длинный. (+)
2. В пословице «Старинная пословица не на ветер молвится» есть прилагательное с Н - старинная. (-)
3. В пословице «Дома и глиняная чаша мила» имеется прилагательное с НН - глиняная. (-)
4. В пословице «Материнский гнев что весенний снег: и много его выпадает, да скоро тает» имеется прилагательное с НН - весенний. (+).
5. В пословице «Братская любовь крепче каменных стен» имеется прилагательное с НН -каменных. (+).
6. В пословице «Сказанное слово серебряное, не сказанное – золотое» имеется прилагательное с НН - серебряное (-).
«Четвёртый лишний»
Устно вставьте пропущенные буквы, найдите «четвёртое лишнее».
а) ржа..ой, волося..ой, зелё..ый, тыкве..ый;
б) обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый, безветре..ый;
в) пчели..ый, муравьи..ый, со..ый, лебеди..ый.
4станция «Народная мудрость»
Осложнённое списывание.
Звери..ые пова..ки отразились в стари..ых ска..ках, пословицах, поговорках. Про отважных людей г..ворят, что у них орли..ые крыл..я. Дело пуст..ковое, а шумное. Это называют мыши..ой в..знёй. Из таких определений можно составить дли..ый список: осли..ое упрямство, голуби..ая кротость, кури..ый ум, гуси..ая кожа. Подлинным их творцом является народ. В них ск..залась исти..ая народная мудрость.
5 станция «Станция итоговая»
- Итог урока
- Вот и подошло к концу наше путешествие в Город Грамотеев.
- Ребята, давайте с вами вернемся к началу урока и вспомним, какую цель мы ставили на сегодняшнем уроке, реализовали ли мы ее?
- Через что были решены задачи, поставленные на уроке? Что мы запланировали сделать, что удалось выполнить за урок?
Оцените результаты своей деятельности на уроке.
- Молодцы, ребята, вы хорошо поработали на уроке. Спасибо за урок. До свидания.