kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                             Ход урока:

  1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

 

  1. Орфоэпическая пятиминутка.

( Слайд № 3)

Списать, расставить ударения.

Красивее, развитой (язык), развитый ребенок, изобретение, августовский, кружева, прибыл, намерение, добыча, плато, свободнее, языковое чутьё,    кухонный,  языковая (колбаса).

3.  Проверка домашнего задания.

Н и НН  (слайд 4)

Учитель:  Какая морфема вызывала у вас затдруднение при выполнении здания?

Учитель: Сегодня мы продолжим работу над правописанием суффиксов имен прилагательных.  (Сообщение темы урока).

  1. Работа с текстом. (слайд 5)

    Русское национальное декоративное искусство чрезвычайно многообразно. Его нельзя представить себе без палехской, федоскинской лаковой миниатюры, хохломской и городецкой росписи, дымковской и богородской игрушки, гжельского фарфора, хохломской и тобольской резной кости, вологодского кружева, ростовской финифти и многих других видов народного декоративного творчества.

Учитель.  Определите тему данного текста, главную мысль.

(Многообразие русского декоративного искусства. Гордость за  народное декоративное творчество России.)

- прочитайте текст еще раз, выпишите из 2 предложения прилагательные, определите их разряд.

- расскажите, как различить качественные и относительные прилагательные?

5. Объяснение нового материала. (слайд 6)

Учитель: Давайте выделим суффиксы в выписанных именах прилагательных.

 

Палехской

федоскинской

хохломской

дымковской

богородской

гжельского

тобольской

вологодского

ростовской

 

городецкой

Учитель: что же нам надо знать, чтобы правильно выбрать суффикс для написания прилагательного?

- Давайте обратимся за помощью к учебнику.( Работа с теоретическим материалом.) Чтобы легче запомнить правило, можно воспользоваться им в стихотворной форме, нам в этом помогут. ( Три ученика, заранее подготовленный читают четверостишия.  (слайд 7)

 

2 в.             парк                    ткац.ий

                 болото               одес.ий

                 язык                   декабр.кий

                 пейзаж               вяз.ий

                 мороз                город.ой

                 станок               дерз.ий

                 ответ                 француз.ий

                 порт                    сель.ий

Учитель.  Какие слова - исключения надо запомнить? ( Узбекский, таджикский,  угличский)     

2.  Работа в группах :

А)  Первая (сильная) группа  (слайд 11-12)

Игра « Найди меня…»

 Найди меня, часть слова, стоящая после корня. Меня  видели в относительных прилагательных. Я  не столь избирателен, как мой  брат, для меня  никогда не было важно, на какую согласную заканчивается корень.

Брест…ая крепость спала спокойным мирным сном, когда над Бугом прогремел первый залп фашист…ой артиллерии. Эсминец походил на старинный шотландский замок. На фабрику поступили современные ткац…ие станки. Зеленый остров после бегства немец…их танков был в руках чекист…ого полка. Уз…ая полоска неба висит над ущельем,   как голубая хрустальная крыша сказочного дворца. Остановились ляхи над пропастью, дивясь неслыханному казац…ому делу.Это было в январ…ую бурю на Каспийском море у кавказ…их берегов близ рыбац…ого поселка. Ужасные порывы ветра с колючими иглами дождя грозили опрокинуть рыбачью лодку на скольз…ие валуны.

Б)    Вставь  суффикс –к – или  - ск -.

а)  черкес__ий;                                         е) немец__ий;

б) швед__ий;                                            ж) узбек__ий;

в) дерз__ий;                                             з) ставрополь__ий;

г) молодец__ий;                                       и) университет__ий

д) пират__ий;                                           к) казан__ий.

В)     Отметь существительные, от которых образуются прилагательные с суффиксом - к - :

а) январь;                                                 д) ткач;

б) флот;                                                    е) немец;

в) пассажир;                                             ж) деревня;

г) рыбак;                                                  з) июнь;

 3. Закрепление знания

1.Пользуясь опорной схемой-правилом и стихотворением, решите тест. .  (слайд 7)  тестовая работа:

I.Укажите номер прилагательного с суффиксом -К -

1.  Деревенс.ий  пейзаж          
2.  Дерз.ий  ответ            
3.  Казанс.ая  сирота                
4.  Рус.ий  рубль  

II. Укажите номер прилагательного с суффиксом -СК -            
1.  Немец.ий  станок
2.  Плотниц.ий инструмент            
3.  Француз.ий язык
4.  Близ.ий друг   

III.  Укажите номер прилагательного с суффиксом -К –

1. Рез.ий ветер
2. Рыцар.ий турнир
3. Голланд.ий тюльпан
4. Черкесс.ий танец

Критерии оценки:  «5» - без ошибок, «4» - 1- ошибка, «3» - 2 ошибки.

VI. Итог урока ( рефлексия). ( слайд  13)

Вывод : ( слайд 14)

ИТАК, суффикс –К- пишется:

·         в прилагательных, имеющих краткую форму;

·         в прилагательных, образованных от некоторых существительных с основой на –К-, -Ч- и –Ц-.

В других прилагательных пишется суффикс –СК-.

Следует отметить, что  в некоторых прилагательных перед суффиксом –СК-может сохраняться или отсутствовать мягкий знак. Буква Ь не пишется в словах после Н и Р (сибирский, конский),но сохраняется после буквы Л

 ( сельский, польский) и в прилагательных, образованных от названий месяцев на НЬ и РЬ ( июньский, октябрьский, исключение январский).

VII. Домашнее задание.   П.57, упр. 329 стр 137 или составить небольшой связный рассказ на тему : « Осенний день», « Любимая игрушка» и т.д.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-.» »

Образование имен прилагательных при помощи суффиксов –к- и –ск- .   Урок подготовила:   Коноплёва Е.А., учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 15»ИМРСК

Образование имен прилагательных при помощи суффиксов –к- и –ск- .

Урок подготовила:

Коноплёва Е.А.,

учитель русского языка

и литературы

МКОУ «СОШ № 15»ИМРСК

Цели урока:

Цели урока:

  • развить умение правильного выбора суффиксов К и СК в прилагательных;
  • развить умение формулировать определение понятий;
  • развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной речи учащихся. 
  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические и умения.
  • повышение личной ответственности каждого ученика за результат учебы.
Орфоэпическая пятиминутка: Списать, расставить ударения. Красивее, развитой (язык), развитый ребенок, изобретение, августовский, кружева, прибыл, намерение, добыча, плато, свободнее, языковое чутьё, кухонный, языковая (колбаса).

Орфоэпическая пятиминутка:

Списать, расставить ударения.

Красивее, развитой (язык), развитый ребенок, изобретение, августовский, кружева, прибыл, намерение, добыча, плато, свободнее, языковое чутьё, кухонный, языковая (колбаса).

Проверка домашнего задания:  Н НН  Упр. 325   Какая морфема вызывала у вас затдруднение при выполнении здания?

Проверка домашнего задания:

Н НН

Упр. 325

Какая морфема вызывала у вас

затдруднение при выполнении здания?

Работа с текстом :  Русское национальное декоративное искусство чрезвычайно многообразно. Его нельзя представить себе без палехской, федоскинской лаковой миниатюры, хохломской и городецкой росписи, дымковской и богородской игрушки, гжельского фарфора, хохломской и тобольской резной кости, вологодского кружева, ростовской финифти и многих других видов народного декоративного творчества.

Работа с текстом :

Русское национальное декоративное искусство чрезвычайно многообразно. Его нельзя представить себе без палехской, федоскинской лаковой миниатюры, хохломской и городецкой росписи, дымковской и богородской игрушки, гжельского фарфора, хохломской и тобольской резной кости, вологодского кружева, ростовской финифти и многих других видов народного декоративного творчества.

Объяснение нового материала: Опорная таблица « Суффиксы -к- и -ск- в прилагательных»  -К- или –СК- пиши суффикс -к- , если прилагательное имеет краткую форму или его основа заканчивается на к, ц, ч: рез к ий – резок (кр. ф.) вяз к ий – вязок (кр. ф.) каза к - казац к ий пиши суффикс -ск- в остальных случаях: француз ск ий сель ск ий украин ск ий

Объяснение нового

материала:

Опорная таблица « Суффиксы -к- и -ск- в прилагательных»

-К- или –СК-

пиши суффикс -к- ,

если прилагательное

имеет краткую форму или

его основа заканчивается

на к, ц, ч:

рез к ий – резок (кр. ф.)

вяз к ий – вязок (кр. ф.)

каза к - казац к ий

пиши суффикс -ск-

в остальных случаях:

француз ск ий

сель ск ий

украин ск ий

1 . В слове К, Ц, Ч смотри Если эти буквы три Смотрят на тебя с листка, Ты подставь к ним суффикс –К-.  2. А ещё не забывай, Краткой формой проверяй! Знай, что здесь наверняка Тоже будет суффикс – К - . 3 . И ещё даю совет: Если краткой формы нет, К, Ц, Ч не отыскать, Значит здесь – СК- писать.

1 . В слове К, Ц, Ч смотри

Если эти буквы три

Смотрят на тебя с листка,

Ты подставь к ним суффикс –К-.

2. А ещё не забывай,

Краткой формой проверяй!

Знай, что здесь наверняка

Тоже будет суффикс – К - .

3 . И ещё даю совет:

Если краткой формы нет,

К, Ц, Ч не отыскать,

Значит здесь – СК- писать.

Закрепление : Плотник, рыбак, словак, немец, стрелец, Елец, ткач, гигант, солдат, флот, якут, завод, сосед, швед, Голландия, Исландия, киргиз, француз, Кавказ, казах, белорус, индус, тунгус, матрос, эскимос. -к- -ск-

Закрепление :

Плотник, рыбак, словак, немец, стрелец, Елец, ткач, гигант, солдат, флот, якут, завод, сосед, швед, Голландия, Исландия, киргиз, француз, Кавказ, казах, белорус, индус, тунгус, матрос, эскимос.

-к-

-ск-

Укажите прилагательные, в которых допущены ошибки:  а) кавказский;  е) ангельский; б) узкий;  ж) московский; б) адмиралтейский;  з) одесский; г) зверский;  и) флоцкий; д) вязский;  к) матросский.

Укажите прилагательные, в которых допущены ошибки:

а) кавказский; е) ангельский;

б) узкий; ж) московский;

б) адмиралтейский; з) одесский;

г) зверский; и) флоцкий;

д) вязский; к) матросский.

Образовательный портал

Образовательный портал" Мой университет" www.moi-universitet.ru Факультет" Реформа образования" www.edu.reforma.ru

Мягкий знак перед суффиксом –ск-

Суффикс –ск- стоит после буквы л ?

Да Нет

Есть суфф. –ск- в названиях месяцев?

сел ь ский

июл ь ский

пол ь ский

Кол ь ский

июн ь ский

Пиши Ь :

сентябр ь ский

октябр ь ский

ноябр ь ский

Исключение: январский

В остальных случаях

Пиши без Ь :

сибирский

казанский

Работа в группах : А) Первая (сильная) группа Игра « Найди меня…»  Найди меня, часть слова, стоящая после корня. Меня видели в относительных прилагательных. Я не столь избирателен, как мой брат, для меня никогда не было важно, на какую согласную заканчивается корень. Брест…ая крепость спала спокойным мирным сном, когда над Бугом прогремел первый залп фашист…ой артиллерии. Эсминец походил на старинный шотландский замок. На фабрику поступили современные ткац…ие станки. Зеленый остров после бегства немец…их танков был в руках чекист…ого полка. Уз…ая полоска неба висит над ущельем, как голубая хрустальная крыша сказочного дворца. Остановились ляхи над пропастью, дивясь неслыханному казац…ому делу.Это было в январ…ую бурю на Каспийском море у кавказ…их берегов близ рыбац…ого поселка. Ужасные порывы ветра с колючими иглами дождя грозили опрокинуть рыбачью лодку на скольз…ие валуны.

Работа в группах :

А) Первая (сильная) группа Игра « Найди меня…»

Найди меня, часть слова, стоящая после корня. Меня видели в относительных прилагательных. Я не столь избирателен, как мой брат, для меня никогда не было важно, на какую согласную заканчивается корень.

Брест…ая крепость спала спокойным мирным сном, когда над Бугом прогремел первый залп фашист…ой артиллерии. Эсминец походил на старинный шотландский замок. На фабрику поступили современные ткац…ие станки. Зеленый остров после бегства немец…их танков был в руках чекист…ого полка. Уз…ая полоска неба висит над ущельем, как голубая хрустальная крыша сказочного дворца. Остановились ляхи над пропастью, дивясь неслыханному казац…ому делу.Это было в январ…ую бурю на Каспийском море у кавказ…их берегов близ рыбац…ого поселка. Ужасные порывы ветра с колючими иглами дождя грозили опрокинуть рыбачью лодку на скольз…ие валуны.

Б ) Вставь суффикс –к – или - ск -. а) черкес__ий;  е) немец__ий; б) швед__ий;  ж) узбек__ий; в) дерз__ий;  з) ставрополь__ий; г) молодец__ий;  и) университет__ий д) пират__ий;  к) казан__ий. В ) Отметь существительные, от которых образуются прилагательные с суффиксом - к - : а) январь;  д) ткач; б) флот;  е) немец; в) пассажир;  ж) деревня; г) рыбак;  з) июнь.

Б ) Вставь суффикс –к – или - ск -.

а) черкес__ий; е) немец__ий;

б) швед__ий; ж) узбек__ий;

в) дерз__ий; з) ставрополь__ий;

г) молодец__ий; и) университет__ий

д) пират__ий; к) казан__ий.

В ) Отметь существительные, от которых образуются прилагательные с суффиксом - к - :

а) январь; д) ткач;

б) флот; е) немец;

в) пассажир; ж) деревня;

г) рыбак; з) июнь.

Вывод : ИТАК, суффикс –К- пишется: ·         в прилагательных, имеющих краткую форму; ·         в прилагательных, образованных от некоторых существительных с основой на –К-, -Ч- и –Ц-. В других прилагательных пишется суффикс –СК-. Следует отметить, что  в некоторых прилагательных перед суффиксом –СК-может сохраняться или отсутствовать мягкий знак.  Буква Ь не пишется в словах после Н и Р  (сибирский, конский), но сохраняется после буквы Л  ( сельский, польский)  и в прилагательных, образованных от названий месяцев на НЬ и РЬ  ( июньский, октябрьский, исключение январский).

Вывод :

ИТАК, суффикс –К- пишется:

·         в прилагательных, имеющих краткую форму;

·         в прилагательных, образованных от некоторых существительных с основой на –К-, -Ч- и –Ц-.

В других прилагательных пишется суффикс –СК-.

Следует отметить, что  в некоторых прилагательных перед суффиксом –СК-может сохраняться или отсутствовать мягкий знак.  Буква Ь не пишется в словах после Н и Р  (сибирский, конский), но сохраняется после буквы Л  ( сельский, польский)  и в прилагательных, образованных от названий месяцев на НЬ и РЬ  ( июньский, октябрьский, исключение январский).

Домашнее задание:   П.57 , упр. 329 стр 137 или составить небольшой связный рассказ на тему : « Осенний день » ,  « Любимая игрушка » и т.д.

Домашнее задание:

П.57 , упр. 329 стр 137 или составить небольшой связный рассказ на тему : « Осенний день » ,

« Любимая игрушка » и т.д.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
«Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-.»

Автор: Коноплёва Елена Александровна

Дата: 04.08.2015

Номер свидетельства: 224361

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Электронный образовательный ресурс Презентация по теме:"Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-."
    ["seo_title"] => string(80) "eliektronnyi_obrazovatiel_nyi_riesurs_priezientatsiia_po_tiemie_razlichieniie_na"
    ["file_id"] => string(6) "389411"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1486555857"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск"
    ["seo_title"] => string(59) "razlichieniie_na_pis_mie_suffiksov_prilaghatiel_nykh_k_i_sk"
    ["file_id"] => string(6) "405442"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490960677"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Тест "Правописание  имён  прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(43) "tiest-pravopisaniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "234228"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1443375171"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Правописание Н и НН в прилагательных"
    ["seo_title"] => string(42) "pravopisaniie_n_i_nn_v_prilaghatiel_nykh_1"
    ["file_id"] => string(6) "425328"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1502623886"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "билеты 6 класс русский язык"
    ["seo_title"] => string(29) "biliety-6-klass-russkii-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "313535"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459501281"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства