Ход урока:
- Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.
- Орфоэпическая пятиминутка.
( Слайд № 3)
Списать, расставить ударения.
Красивее, развитой (язык), развитый ребенок, изобретение, августовский, кружева, прибыл, намерение, добыча, плато, свободнее, языковое чутьё, кухонный, языковая (колбаса).
3. Проверка домашнего задания.
Н и НН (слайд 4)
Учитель: Какая морфема вызывала у вас затдруднение при выполнении здания?
Учитель: Сегодня мы продолжим работу над правописанием суффиксов имен прилагательных. (Сообщение темы урока).
- Работа с текстом. (слайд 5)
Русское национальное декоративное искусство чрезвычайно многообразно. Его нельзя представить себе без палехской, федоскинской лаковой миниатюры, хохломской и городецкой росписи, дымковской и богородской игрушки, гжельского фарфора, хохломской и тобольской резной кости, вологодского кружева, ростовской финифти и многих других видов народного декоративного творчества.
Учитель. Определите тему данного текста, главную мысль.
(Многообразие русского декоративного искусства. Гордость за народное декоративное творчество России.)
- прочитайте текст еще раз, выпишите из 2 предложения прилагательные, определите их разряд.
- расскажите, как различить качественные и относительные прилагательные?
5. Объяснение нового материала. (слайд 6)
Учитель: Давайте выделим суффиксы в выписанных именах прилагательных.
Палехской
федоскинской
хохломской
дымковской
богородской
гжельского
тобольской
вологодского
ростовской
городецкой
Учитель: что же нам надо знать, чтобы правильно выбрать суффикс для написания прилагательного?
- Давайте обратимся за помощью к учебнику.( Работа с теоретическим материалом.) Чтобы легче запомнить правило, можно воспользоваться им в стихотворной форме, нам в этом помогут. ( Три ученика, заранее подготовленный читают четверостишия. (слайд 7)
2 в. парк ткац.ий
болото одес.ий
язык декабр.кий
пейзаж вяз.ий
мороз город.ой
станок дерз.ий
ответ француз.ий
порт сель.ий
Учитель. Какие слова - исключения надо запомнить? ( Узбекский, таджикский, угличский)
2. Работа в группах :
А) Первая (сильная) группа (слайд 11-12)
Игра « Найди меня…»
Найди меня, часть слова, стоящая после корня. Меня видели в относительных прилагательных. Я не столь избирателен, как мой брат, для меня никогда не было важно, на какую согласную заканчивается корень.
Брест…ая крепость спала спокойным мирным сном, когда над Бугом прогремел первый залп фашист…ой артиллерии. Эсминец походил на старинный шотландский замок. На фабрику поступили современные ткац…ие станки. Зеленый остров после бегства немец…их танков был в руках чекист…ого полка. Уз…ая полоска неба висит над ущельем, как голубая хрустальная крыша сказочного дворца. Остановились ляхи над пропастью, дивясь неслыханному казац…ому делу.Это было в январ…ую бурю на Каспийском море у кавказ…их берегов близ рыбац…ого поселка. Ужасные порывы ветра с колючими иглами дождя грозили опрокинуть рыбачью лодку на скольз…ие валуны.
Б) Вставь суффикс –к – или - ск -.
а) черкес__ий; е) немец__ий;
б) швед__ий; ж) узбек__ий;
в) дерз__ий; з) ставрополь__ий;
г) молодец__ий; и) университет__ий
д) пират__ий; к) казан__ий.
В) Отметь существительные, от которых образуются прилагательные с суффиксом - к - :
а) январь; д) ткач;
б) флот; е) немец;
в) пассажир; ж) деревня;
г) рыбак; з) июнь;
3. Закрепление знания
1.Пользуясь опорной схемой-правилом и стихотворением, решите тест. . (слайд 7) тестовая работа:
I.Укажите номер прилагательного с суффиксом -К -
1. Деревенс.ий пейзаж
2. Дерз.ий ответ
3. Казанс.ая сирота
4. Рус.ий рубль
II. Укажите номер прилагательного с суффиксом -СК -
1. Немец.ий станок
2. Плотниц.ий инструмент
3. Француз.ий язык
4. Близ.ий друг
III. Укажите номер прилагательного с суффиксом -К –
1. Рез.ий ветер
2. Рыцар.ий турнир
3. Голланд.ий тюльпан
4. Черкесс.ий танец
Критерии оценки: «5» - без ошибок, «4» - 1- ошибка, «3» - 2 ошибки.
VI. Итог урока ( рефлексия). ( слайд 13)
Вывод : ( слайд 14)
ИТАК, суффикс –К- пишется:
· в прилагательных, имеющих краткую форму;
· в прилагательных, образованных от некоторых существительных с основой на –К-, -Ч- и –Ц-.
В других прилагательных пишется суффикс –СК-.
Следует отметить, что в некоторых прилагательных перед суффиксом –СК-может сохраняться или отсутствовать мягкий знак. Буква Ь не пишется в словах после Н и Р (сибирский, конский),но сохраняется после буквы Л
( сельский, польский) и в прилагательных, образованных от названий месяцев на НЬ и РЬ ( июньский, октябрьский, исключение январский).
VII. Домашнее задание. П.57, упр. 329 стр 137 или составить небольшой связный рассказ на тему : « Осенний день», « Любимая игрушка» и т.д.