Урок соответствует ФГОС. Показаны такие виды работы, как работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа, оценивание своей работы на уроке.Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа." Рефлексия проводится так, что каждый ученик самостоятельно выставляет себе оценку в виде солнечного лучика.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Правописание сочетаний ча -ща »
Урок русского языка в 1-м классе
Провела учитель начальтных классов МКОУ «Новоникольская СОШ»
Фанина Ирина Алексеевна.
Тема урока: «Правописание слов с сочетаниями ча, ща.»
Цель: создать условия для закрепления правила правописания буквосочетаний ча-ща, и применение на письме.
Задачи:
формировать орфографические ЗУН на основе развития орфографической зоркости; систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих; формировать умения осознанного восприятия составляемых и прочитываемых слов, словосочетаний, предложений с сочетаниями ча-ща;
развивать коммуникативные навыки при работе, познавательный интерес; речь учащихся через обогащение словарного запаса; умение анализировать, сопоставлять, сравнивать;
воспитывать культуру общения; ответственность, критическое отношение к своим результатам и результатам одноклассников.
Методы обучения: продуктивный, системно-деятельностный подход.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая, работа в парах, индивидуальная.
Средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями, картинки солнышка и теремка, лучики для солнышка, буквы щ и ч.
Технологии: игровая, сотрудничества, ИКТ.
Организационный момент.
- Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума.
Представьте, что к вам на ладошки опустилось Солнышко, какое оно?
Верно, оно теплое, желтое, веселое, доброе…
Скажите, а у вас хорошее настроение? (Солнышко поэтому смеётся)
Давайте поделимся своей улыбкой и хорошим настроением друг с другом, с гостями и с Солнышком.
А теперь, давайте поднимем ручки вверх и отпустим Солнышко – пусть оно посмотрит, как мы будем работать на уроке.
Подготовим артикуляционный аппарат к работе.
- Выполним дыхательную гимнастику.
- Задуйте свечу.
-Задуйте много свечей.
- Как жужжит муха?
-Как рычит собака? Молодцы!
2. Минутка чистописания.
- Отгадайте загадки. И вы узнаете, какие буквы мы будем сегодня писать.
Вроде ёжика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит –
Одежда станет чище.
Что это? Правильно, щётка. Назовите первую букву в этом слове. Вот её мы и будем писать. Вспомните, как она пишется, напишите всю строчку маленькую букву щ.
Послушайте ещё одну загадку.
Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.
Что это? Мяч. Назовите последнюю букву в этом слове. Правильно, ч. Напишите всю строчку маленькую букву ч.
Какой общий элемент у этих двух букв? Палочка с закруглением внизу вправо.
3 .Повторение изученных звуков и букв .
На доске висит красочный теремок. Ребята, посмотрите на надпись и определите, какие буквы живут в теремке. Правильно, согласные. А буквы, которые мы писали, мы можем поселить в него? Тогда давайте поселим наши буквы в теремок. Кто желает ?
Игра «Теремок».
Учитель начинает игру.
- Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок, не высок. Бежала мимо буква ща. (Ученик берет в руки карточку с буквой щ и продолжает :
Вошла буква Щ в теремок и стала там жить. На следующий день шла мимо еще одна буква че. (Второй ученик берет карточку с буквой ч и продолжает.
- Тук-тук-тук (стучит пальчиком по доске.) Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?
Первый ученик (буква ща) отвечает:
- Это я, буква Ща, обозначаю согласный звук, мягкий[Щ'], глухой, непарный. А ты кто?
- Я буква Че, обозначаю согласный звук, мягкий[ч'], глухой, шипящий. Пусти меня к себе жить! -Ну что ж, заходи, будем жить с другими согласными. Стали буквы жить в теремке. Чтобы буквы в теремке жили дружно, вы должны постараться и вспомнить, какое правило с этими буквами есть в русском языке.
Ча-ща пиши с буквой а.
Подумайте и назовите слова, в которых встречаются это сочетания.
Если трудно, то моя игра «Составь слово» поможет вам.
(вывешиваю плакат, по которому составляют слова.)
Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок, если мы вспомнили это правило? Правильно, сегодня мы с вами
закрепим умение правильно писать слова с сочетаниями ча – ща. С какой буквой не дружат Ч и Щ? Правильно, с я, потому что никогда с ней не пишутся.
Физминутка с роботами.
4. Работа по закреплению правила. Работа с тренажером.
Откройте тетради. Работать будем по вариантам. Перед вами слова. Каждый вариант записывает слова в столбик, вставляя пропущенные буквы.
-Руки? – На месте!
- Ноги? - На месте!
- Локти ? - У края!
- Спинка? – Прямая!
Молодцы! А теперь проверьте свои работы. Подчеркните сочетания. В русском языке больше слов с сочетанием ча, поэтому их будет больше на нашем уроке.
5. Работа в группах. Разгадывание кроссворда.
- Сегодня мы с вами будем работать группах. Давайте вспомним правила работы в группах:
- помогать друг другу
- советоваться
- выслушивать друг друга
Подсказка: во всех отгадках есть сочетания, написание которых мы закрепляем сегодня.
(Дети распределяются по группам и разгадывают кроссворд.)
Горячий, сладкий я напиток, который пьют по утрам.
2. Летит орлица По синему небу. Крылья распластала, Солнышко застлала
Не сердятся, а усами ворочают, Не молчат, а слова не скажут, Идут, а с места не сдвинутся .
4. Предмет, из которого мы пьём чай.
5. Пузатый, носатый
На плите сопел.
Потом вдруг нечаянно
Песню запел.
Итак, первой закончила работу 1 группа. Молодцы, вам вручается вымпел мудрой совы.
Прочитайте слова-отгадки. Что общего в этих словах?
Физминутка.
6.. Работа над предложением.
На экране – картинки. Перечислите тех, кто здесь изображен. Как можно назвать их одним словом? На какие группы можно разделить их? Назовите признаки каждой группы. Назовите детёнышей этих животных. Есть ли в этих словах сочетания, над которыми мы сегодня работаем? Закончите предложения и запишите их в тетрадь. Записать нужно только одно предложение. Выберите предложение, которое вам выполнить легче. В первом необходимо вставить только пропущенное сочетание, во втором - подходящее по смыслу слово, а в третьем – выберите нужное слово. Не забываем о правильной посадке.
У волка были вол…та.
У белки в дупле ……….
Под кустом спят ……… (зайчата, галчата )
Проверьте свои записи. Подчеркните сочетания, написание которых мы повторяем.
7. Работа со схемой.
На доске записано предложение
Бабушка была у врача.
Есть ли в этом предложении сочетания ча – ща? Назовите его. А теперь в тетради на следующей строке составьте схему этого предложения. 1 ученик у доски составит схему. Кто пойдёт?
(ученик составляет схему у доски)
Проверьте свои работы. Поднимите руки, кто не допустил ошибку.
Какую цель мы ставили себе в начале урока? (закрепить написание сочетаний). Итак, как пишутся они?
Вывешиваем плакат с правилом.
Работали сегодня на уроке вы отлично, мне понравилось. А понравилась ли вам ваша работа?
8. Рефлексия.
У каждого из вас на столе лежат лучики нашего Солнышка трёх цветов: жёлтый, красный, белый. Если вы считаете, что у вас на уроке все получилось, понравился урок, вы много узнали нового, цель, которую вы ставили перед собой, достигнута – прикрепите к Солнышку жёлтый лучик, если считаете, что вам не всё удалось – красный, а если вы считаете, что вам ещё надо многому учиться – белый.
(дети выходят и прикрепляют лучики)
Давайте посмотрим, каких лучей у нашего Солнышка больше? Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались, наше Солнышко радуется вам.
Оцените работу на уроке, закончив предложение:
Мне удалось ……..
Меня удивило ……
Мне понравилось ……
Я порадовался за …….
Я хочу поблагодарить ……. за ………
Я могу похвалить себя за ……..
Резерв. Работа в парах.
Детям, сидящим за одной партой, раздаю ребусы. Пара, которая закончит отгадывать первой, поднимает соединённые руки. Если отгадали правильно, вручается медаль.