Просмотр содержимого документа
«Правописание слов с разделительными знаками »
Правописание слов с разделительными знаками в 3-м классе
Цели:
Обучающие:
научить детей распознавать функцию мягкого и твердого знаков;
совершенствовать умение писать слова с разделительными Ъ и Ь знаками;
различать части слова;
совершенствовать умение находить и обозначать орфограмму в слове;
повторить ранее изученный материал по разделам: фонетика, лексика, состав слова.
Развивающие:
развитие мышления, памяти, эмоционально-волевой сферы на основе упражнений в решении проблемных ситуаций;
обогащение словарного запаса;
Воспитывающие:
воспитание усидчивости, трудолюбия, интереса к предмету через содержание учебного материала;
воспитание уважительного отношения друг к другу, внимания, самостоятельности.
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс под ред. Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной; таблица «Орфограммы – буквы ъ и ь разделительные»; индивидуальные папки с заданиями на урок и домашнюю работу; презентация к уроку.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?
– Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Улыбка всегда располагает нас к приятному общению (Приложение 1, слайд 2).
II. Словарная-орфографическая работа
Целевое задание: запишите слова под диктовку, определите ударный слог, покажите графически ошибкоопасные места.
Характерный, календарь, хоккей, чувство, аллея, абрикос, рябина, команда, лимон. Проверка (Приложение 1, слайд 3). Учитель обращает внимание, что в первом слове есть 2 варианта постановки ударения (2слог ударный – характерный актер; 3 ударный слог – характерный для чего-либо).
III. Сообщение темы и целей урока
Учитель:
В стране Русский Язык В городе Алфавите Живут два брата-двойняшки, Носят одинаковые рубашки. Хоть они друг на друга похожи, Их характеры совершенно не схожи.
Ученик «Ь»:
Младший брат-весельчак и добряк, И зовется он – Мягкий Знак. Он ласков и добродушен, И всегда во всем послушен.
Ученик «Ъ»:
Старший брат – строг и суров. Не говорит он много слов. И во всех он делах упертый. И зовется он – Знаком Твердым.
Учитель:
Но живут вместе братья дружно. Не встают в те слова, где не нужно. Четко правила соблюдают. И друг другу в делах не мешают.
– Какова же тема урока? «Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками. Слова – синонимы».(Приложение 1, слайд 4). Сегодня мы повторим правила написания слов с разделительными Ъ и Ь знаками, поупражняемся в написании слов с этими буквами, познакомимся со словами – синонимами.
V. Актуализация знаний
Целевое задание. В ваших папках находится сказка. Прочитайте ее
«В некотором городке жил мальчик Ваня. Он учился в 3 классе. Однажды писал диктант: «Вкусное печене, обезд по полю, страшная вюга, сежился от страха». – Ой! Ах! Ай! – закричали неверно написанные слова. – Мы нигде не можем показаться в таком виде! – Почему? – удивился мальчик.
Целевой вопрос: Что же случилось со словами? (Слова: «печене», «обезд», «вюга», «сежился» появляются на экране)
Целевой вопрос: На какое правило допущены ошибки?
Целевое задание. Помогите Ване. Исправьте на своих карточках ошибки. Работайте по инструкции которая есть на ваших столах
Инструкция
1. Определи, в какой части слова пишется ъ и ь знаки. Выдели корень. 2. Посмотри, где нужно писать разделительный знак – в корне или между приставкой и корнем. 3. Исправь слово. 4. Проверь написание. Обозначь орфограмму.
Проверка: (Приложение 1, слайд 5).
Учитель: Благодарю вас за помощь, оказанную ученику третьекласснику. Какое правило помогло вам найти и исправить ошибки? (Ответы детей)
Сейчас работая в группах составьте модель правила правописания слов с разделительным ъ и ь
VI. Практическая часть
(работа по учебнику «Русский язык», ч. 2, с. 51, упр. 167, Приложение 1, слайд 7).
Учитель:
Целевое задание.
1. Прочитайте задание. 2. Прочитайте группы слов. 3. Определите лексическое значение каждого слова. 4. Однокоренные ли эти слова?
5. Прочитайте слова только 2-й группы.
Целевой вопрос: Почему не во всех словах с приставками написан разделительный Ъ? (В словах: «поезд, поездка, выезд, приезд, переезд» приставка оканчивается на гласный)
Целевое задание. Спишите слова только 1 группы, выделите корень, покажите ударный слог, обозначьте все знакомые орфограммы)
Проверка: (Приложение 1, слайд 8)
Целевое задание.
1.Прочитайте слова в рамке на странице 51. 2. Одинаковые или разные по смыслу слова «ОБЪЯСНИЛ» и «РАЗЪЯСНИЛ»? (Обозначают «сделать что-либо ясным, понятным») 3. Составьте с этими словами устно предложения. 4. То же ли значение у глагола «втолковать» /разг./? (Да, употребляется в разговорной речи и в быту) 5. Выражение « разжевать и в рот положить» также употребляется в разговорной речи, но имеет дополнительный оттенок значения «очень подробно, доступно объяснить».
Учитель: Слова, которые имеют сходное значение, но различаются по звучанию и написанию называются синонимами. (Карточка со словом «синонимы» – на магнитной доске)
Целевое задание. Прочитайте задание к упражнению № 168 на с.52 (Приложение 1, слайд 9).
Целевой вопрос: Почему же русский язык называют богатым? Для чего необходимы синонимы? (Синонимы необходимы, чтобы избежать повтора одних и тех же слов в тексте, так как это делает текст однообразным и не очень удачным)
Целевое задание. Устно определите, в каких строках слова являются синонимами? (Приложение 1, слайд 10)
1. Как называется раздел, который мы изучаем? 2. Сделайте вывод о написании ъ и ь знаков разделительных (работа со схемой) 3. Какие слова мы называем синонимами?
IX. Рефлексия
Я благодарю вас за работу на уроке. Вы молодцы! (Приложение 1, слайд Оцените себя:
Сегодня я узнал …
Мне еще нужно отработать…
Для меня самым трудным было…
Сегодня на уроке мне было…
Для меня самым интересным было…
С каким настроением окончили урок? (покажите)
Х. Инструктаж по выполнению домашнего задания
1 группа учащихся (задание повышенной сложности)
Найди и исправь 6 ошибок, запиши.
1. А дело бывало – и коза волка съедала. 2. Орлы бъются, а молодцам перья доъстаются. 3. И не так подьезжали, да ни с тем отъезжали. 4. Достаток объединяет, бедность разъобщает. 5. Знает кошка, чъе мясо села.
2 группа учащихся (задание средней сложности)
Вставь, где нужно, разделительный Ъ и Ь знаки. Обозначь орфограмму.
Об_езд по полю, раз _яренная в _ юга, необ _ ятное раздол_ е, по _ ежился от холода, об _ еденные лист _ я, в _ незапный от _ езд, до _ хал до ател _ е, сош _ ет платье.
3 группа учащихся (задание низкой сложности)
Спиши предложения в тетрадь. Отметь все ошибкоопасные места.
1. И по заячьему следу доходят до медвежьей берлоги. 2. Без терпенья нет ученья. 3. Труд людей объединяет. 4. Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела. 5. С уменья руки не болят. 6. Веселье – от всех бед спасенье.
Список использованной литературы:
1. Русский язык, 3 класс. Методические рекомендации для учителя. Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. М., 2006 г., с. 78-79. 2. Учебник «Русский язык» для 3-го класса, 2 ч. Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В. Пронина. М. 2007 Г., с.51-52. 3. Самостоятельные работы. Русский язык. 3 класс. По новому образовательному стандарту. М.И. Кузнецова. 4. Самостоятельные работы. Русский язык. 3 класс. По новому образовательному стандарту. Т.В. Игнатьева, Л.Е. Тарасова. 5. Презентация физкультминутки взята из раздела «Посмотри вокруг», автор Земзюлина Л.В. ГУ Песчанская СОШ №2.