Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Правописание слов с разделительным твёрдым знаком"»
Тема: Правописание слов с разделительным твёрдым знаком
Тип урока:ОНЗ
Цель: Формировать способность к написанию Ъ в словах. Развивать орфографическую зоркость. Воспитывать любовь к русскому языку. Развивать интерес к исследовательской и интеллектуальной деятельности. Развивать способность к познанию путём самостоятельного добывания знаний.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования:анализ,классификация, сравнение
Демонстрационный материал: слайды компьютерной презентации, карточки для работы в парах
I Организационный момент.
- Ребята, сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Я пришла к вам с хорошим настроением, мне хочется объяснить вам новую тему, она очень важна для грамотного письма русских людей. Какое у вас настроение? Вы готовы меня слушать? Наш класс очень дружный, вы умеете работать вместе. Соберите всю силу ума, внимания, ваши знания и у нас всё получится.
-Закройте глаза. Сожмите ладошки в кулачок, разожмите, ещё раз сожмите, разожмите. А теперь сгибайте по очереди пальчики на правой руке, на лево. Разгибайте по одному- на правой, левой. Потрите ладошки, создайте тепло, ведь у нас сейчас какое время года? А теперь возьмитесь за ручки с сидящим за партой соседом, передайте ему тепло своих рук.
Какой у нас месяц? Число? Откройте тетради, подпишите число.
II Физминутка.
-Погода за окном явно не зимняя, а так хочется больше снега, ходить на лыжах, лепить снеговиков. Давайте глазками вылепим снеговика.
III Минутка чистописания.
- Для минутки чистописания Снеговик оставил снежинки с буквами. Посмотрите на эти буквы.
еёюя
- Что вы о них можете рассказать? ( гласные, хитрые, потому что когда стоят в начале слова, после гласной и после ъ и ь обозначают 2 звука, а после согласного -1 звук, строчные)
- Мы не случайно работаем с этими буквами, они нам встретятся ещё сегодня.
- А теперь красиво запишем их парами.
IV Актуализация знаний
- На прошлом уроке мы разбирали с вами слова по составу, образовывали новые слова. Назовите основные части слова. С помощью чего можно образовать новое слово?( приставки и суффикса)
- На какие группы мы делили приставки, чтобы их можно было легко запомнить.(неизменяемые с гласной А, с гласной О,в(во)-с(со); изменяемые ;
А ещё есть приставки, оканчивающиеся на согласную и, оканчивающиеся, на гласную
V Мотивация знаний
- Посмотрите на экран. Образуйте с помощью приставок существительные с корнем –езд- .А я запишу ваши слова .
выезд съезд
переезд объезд
проезд въезд
- Как вы думаете, почему я записала, образованные вами слова в два столбика?
- С помощью приставки ПОД - можно образовать слово ПОДЪЕЗД, а с помощью приставки ЗА-: ЗАЕЗД. В какой столбик мне надо записать эти слова?
VI Создание нового знания.
1.-Итак, что мы должны с вами сегодня научиться определять? Попробуйте сформулировать тему и цель нашего урока. (ъ знак. Будем учиться писать в словах Ъ.)
2. РАБОТА В ПАРАХ.
- Я предлагаю вам сейчас поработать в парах. Напомните мне правила работы в парах. (Будьте терпимы, доброжелательны, уважайте чужое мнение)
- Вы, работая в парах, должны будете провести небольшое исследование. Проявить внимание, наблюдательность.
- У вас на столах лежат карточки со словами. Разберите эти слова по составу. И скажите, где же в слове пишется разделительный ъ.
объявил заявил
разъединил соединил
съюлил заюлил
съёжился поёжился
- Ваши выводы?(ъ пишется после приставки, оканчивающейся на согласную)
- Почему его назвали разделительным?( разделяет согласную в приставке от гласной в корне)
- Посмотрите ,перед какими гласными написан ъ?(е,ё,ю,я)
3. Составим схему к нашему открытию.
-Расскажите правило по схеме.
Сравните с правилом, которое вы видите в учебнике на стр.130
-Совпадает?
–Молодцы!
-Так куда запишем наши слова?
VII Физминутка
VIII Деятельность обучающихся по применению нового знания.
1.Давайте ещё поработаем в парах.
Я раздам карточки со словами, а вы найдите лишнее слово.
- Выразите одним словом, подбирая слово с ъ. Придумайте с этим словом словосочетание. Запишем с комментированием.
1)Растолковать, сделать понятным._(объяснить- объяснить урок)
2)Неисправность, недостаток(изъян-изъян в фигуре)
4)Сжаться, скорчиться.(съёжиться-съёжиться от холода)
С одним из словосочетаний придумайте предложение. Запишем. Разберём по членам. (Зайчата под кустом съёжились от холода.)
IX Рефлексия
-Какую цель перед собой ставили?
-Достигли её?
-Когда пишется разделительный ъ.?
- Кто доволен своей работай? У кого, что-то не получилось?
-Оцените свою деятельность на уроке.
(Я всё понял, но у меня есть ещё вопросы.
Я всё понял , могу объяснить по схеме.
Я все понял, могу объяснить по схеме, могу объяснить другим)
XI Дом.задание
1 группа- с.130 упр.265
2 группа- с.131 упр.267
3 группа- составить 3 предложения со словами , содержащими ъ.
XII Итог
- В начале урока я говорила, что всё у вас получится. И делилась с вами своим хорошим настроением. Какое настроение у вас сейчас? Тепло в ручках осталось? Подойдите ко мне, давайте соединим тепло наших рук. Смотрите, какой большой, добрый шар у нас получился, так и хочется поделиться со всеми. Подойдите к гостям и поделитесь с ними, пусть у них сегодня будет тоже прекрасное настроение и тепло ваших рук ,будет согревать их.