Тема: «Правописание приставок на З и С»
Цель: выведение правила опирающегося на знание состава приставок, о которых идет речь,
умение различать звонкие и глухие согласные, формировать орфографические навыки.
развивать внимание, монологическую речь.
воспитывать чувство коллективизма.
Ход урока.
I Организационный момент.
II Актуализация знаний. Поэтическая игра «Словарь вежливых слов»
учащиеся записывают вежливые слова.
Наблюдение. Путешествие.
- Задание: Вставить слова (повторение пройденного материала)
Загадки - метаграммы «Последний звонок».№6 2003 года. Стр 13.
- «Фонетика» Кто живет на этом острове? (предварительный ответ учащихся звуки и буквы )
Задание: фонетический разбор слова Взять (учащийся работает у доски)
- Вспомнить парные глухие (учащимся выводиться таблица)
Задание: Остров «Ударение» расставить ударение так, чтобы получилось слово с новым значением
Записать слова под диктовку и расставить ударение. ( квартал, хлопок, пироги)
III Проверка домашнего задания Остров «Лексика» упражнение 363 стр. 145
Беседа по вопросам:
1.Какие значимые части слова входят в основу слова?(привести примеры с двумя гласными и согласными в корне слова)
2.Какая часть слова называется приставкой? (привести примеры, когда гласные и согласные пишутся одинаково ).
III Изучение новой темы.
Учитель: Наконец мы достигли цели нашего путешествия, но на острове случилась беда полчище «Неграмотность» захватили его и перепутали все буквы в приставках на З и С.
Наша задача определить в каких случаях надо писать з и с конце приставок.
Задание: Вставить вместо точек пропущенные З и С.( учащиеся работают у доски)
1 ученик. ра…будить 2 ученик. бе…водный 3 ученик. бе…радостный
ра…писание в…ходить в.бежать
ра…резать в…дрогнуть во…противиться
Шутливое правило
Нет забудьте, что
-раз, из, воз, низ, без перед глухими согласными З меняется на С.( примеры: расследование, бессмертный, исправить ) правило алгоритм стр.145 учебника.
ЗАПОМНИТЬ здоровье, здание, здесь.
IV.Закрепление: творческий диктант выбрать нужные слова.
Грачи давно ходили (расхаживали) по двору и начали вить гнездо.
Скворцы тоже переселились (располагались) поближе к человеческому жилью.
Отец сообщал (рассказывал), что видел стаю лебедей. Они летели очень высоко и отец едва мог их увидеть (разглядеть)
Задание: Выполнить синтаксический разбор предложения 1 ученик у доски (индивидуальное работа).
Индивидуальная работа учащихся по учебнику, параграф 48 упражнение 410
V. Домашнее задание: упражнение 412, правило выучить.
VI. Итоги урока.