Материал подан в игровой форме, что способствует повышению мотивации учащихся при усвоении нового материала. На данном уроке использованы репродуктивный, поисковый и творческий методы обучения. Предложенный алгритм действий позволит ученикам применятьполученные навки и умения при подготовке к ГИА.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Правописание приставок на З-С »
Приложение 2
Правописание приставок, заканчивающихся на З и С
Основные этапы данного урока
-актуализация знаний.
-мотивация.
-создание проблемной ситуации .
-определение темы исследования.
-формулирование цели исследования.
-выдвижение гипотезы.
-проверка гипотезы
- вывод по результатам исследовательской работы.
- применение новых знаний в учебной деятельности.
- подведение итогов урока.
- домашнее задание.
Цель урока: знакомство с правилом, умение применять его, закрепление знаний на практике.
Оформление урока: на доске написана тема урока, висит карта путешествия, плакат с алгоритмом действий, на партах подписанные бланки телеграмм.
Вводное слово.
Ребята, мы проведем сегодня не совсем обычный урок. Мы выступим с вами в роли путешественников, занимающихся поиском небольшого правила, затерявшегося в огромной стране Орфографии. Чтобы найти это правило, нам придется преодолеть много трудностей. Поэтому вы должны быть собранны и внимательны.
Посмотрите на тему урока и скажите, какое правило мы будем искать?
(Правило о правописании приставок на З и С)
2. Повторение.
Каждый путешественник, отправляясь в поиск, имеет в своем рюкзаке определенный запас. Давайте-ка проверим, что есть в вашем багаже?
Мы будем искать правило о правописании приставки. А что такое приставка?
( Приставка – это часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов.)
Приведите примеры.
( прилетать, убегать, заморозить, вылечить)
А теперь запишем предложение про нас с вами (на доске и в тетрадях).
Отважные путешественники подходили к вершине.
1. Дайте характеристику этому предложению ( повест., невоскл., прост., распростр.)
Найдите слова с безударными гласными, подберите к ним проверочные слова
Подберите синоним к слову «отважный»
Найдите слово с приставкой (подходили)
5. Чем интересна эта приставка? (слышитсяпот, а пишетсяпод)
6. Какое правило нужно помнить при написании этой и подобных приставок?
(Приставки от, под, над, об на письме не изменяются)
Но все гораздо сложнее обстоит с приставками на З и С
3. Новый материал.
Перед нами карта нашего путешествия. Нам предстоит подняться на вершину. А ступеньками к спрятанному правилу нам послужит алгоритм. Как вы понимаете это слово?
( Описание последовательных действий, необходимых для достижения определенной цели, результата.)
Посмотрите на слова, расположенные на вершине ( )
А теперь, используя алгоритм, попробуйте сформулировать спрятавшееся правило.
АЛГОРИТМ
найди в словах корень и приставку
посмотри, с какой буквы начинается корень
какой звук обозначает эта буква
обрати внимание на последнюю букву приставки
найди связь
(Если корень начинается с глухого согласного, то в приставке пишется С, а если со звонкого, то в приставке пишется З)
Я могу предложить вам заучить это правило в стихотворной форме:
Живут на свете, людям помогая,
Приставки воЗ, иЗ, череЗ, раЗ и беЗ.
Но звук глухой у корня их встречает
И мы их пишем только с буквой С
Прошу вас обратить внимание на графическое обозначение этой орфограммы.
В нашем багаже есть учебник русского языка, он всегда поможет, подскажет.
( ребята вслух читают правило)
4. Закрепление.
Ну вот мы и на вершине! Но альпинисты знают, что спуск с горы порой трудней подъема. Поэтому и мы будем спускаться аккуратно, подстраховывая друг друга. В вашем багаже должны быть сигнальные флажки на тот случай, если кто оступится.
1 задание (сигнальный диктант)
Я сейчас буду показывать слова, в которых пропущены буквы, а вы поднимайте нужный флажок с буквами З или С.
Разведчик
Вскипеть
Исправить
Бесплатный
Бездельник
Распахать
Испытывать
Разжигать
Разбираться
Бесцветный
Сигнальные флажки показали, что кое-кому нужна помощь.
2 задание (комментированное письмо)
Выписываем слова в 2 столбика на доске. Комментируем.
Безболезненый бесконечный
вспорхнуть вздыхать
разгадать бесчувственный
развалиться исчезать
беспорядок распилить
(Обратить внимание на обозначение орфограммы)
3 задание (работа с лексическим значением слов)
Дорогие мои путешественники. Вы видите по карте, что мы подходим к очень опасному месту в нашем и без того нелегком пути. Перед нами пропасть, и мы должны ее успешно преодолеть, а для этого вы должны быть очень внимательными и найти единственно правильный путь.
Найдите ошибку в этом предложении, исправьте и объясните ее. Правильный ответ и будет мостиком через пропасть.
Над лесом всходила заря, начинался расцвет.
( слово «расцвет» здесь не подходит)
Почему это слово здесь неуместно? Назовите лексическое значение этого слова.
( «расцвет» - высшая степень чего-либо)
Какое слово здесь уместно? Каково его лексическое значение?
( «рассвет» - время перед восходом солнца)
Разберите это слово по составу, объясните наличие двух С
Запишите это предложение в тетради в исправленном виде, обозначьте орфограмму, подчеркните грамматическую основу, дайте предложению характеристику.
Молодцы! Вы умело перекинули мостик, и мы уверенно преодолеваем пропасть.
4. задание (словарный диктант не доске и в тетради с последующим объяснением)
Знаете, как называется этот мостик? Мост удвоенных согласных.
А помогать перебираться через пропасть по мостику, подстраховывать нас будут два ученика, уверенных в своих силах. Ну, есть смельчаки?
Мы снова будем записывать слова в два столбика – на З и С, но помните, по какому мостику вы идете.
бессоница беззвучный
рассада раззадорить
восстание воззвание
5. задание (работа с предложением)
Ну что, путешественники, не закружилась ли у вас голова? Способны ли вы еще логично мыслить? Ветер перепутал у меня все слова в предложении. Сможете ли восстановить его? (на доске вразнобой приколоты слова из предложения)
И..следователи, с покоренной, во..вращались, вершины, бе..страшные.
Почему я не могу пока назвать это предложением?
(Между словами нет смысловой и грамматической связи)
Превратите этот набор слов в предложение и запишите его.
Бесстрашные исследователи возвращались с покоренной вершины.
(Обозначьте графически изученную орфограмму)
5.Итог урока
Вот мы и добрались до подножия нашей вершины. Багаж наш стал потяжелее – ведь прибавилось еще одно правило. Какое? (учащиеся формулируют правило)
Ну а теперь давайте дадим телеграмму, чтобы было ясно, что мы не напрасно проделали этот нелегкий путь.( на розданных заранее бланках телеграмм – текст)
Мы, слегка и..мученные и и..худавшие и..следователи, во..вратились из и..пытательного путешествия.
Бе..заботный 5 класс.
Руководствуясь изученным правилом, вставьте пропущенные буквы и передайте телеграммы мне.
В русском языке еще много вершин, и вам потребуется много знаний и упорства, что бы покорить их. Дорогу осилит идущий… А я буду вам помогать.
6.домашнее задание
Пользуясь словарем, подберите 20 слов на изученное правило. С пятью из них составьте предложение.