kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание приставок на З-С

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал подан в игровой форме, что способствует повышению  мотивации учащихся при усвоении нового материала. На данном уроке использованы репродуктивный, поисковый и творческий методы обучения.  Предложенный алгритм действий позволит ученикам применятьполученные навки и умения  при подготовке к ГИА.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание приставок на З-С »

Приложение 2


Правописание приставок, заканчивающихся на З и С


Основные этапы данного урока

-актуализация знаний.

-мотивация.

-создание проблемной ситуации .

-определение темы исследования.

-формулирование цели исследования.

-выдвижение гипотезы.

-проверка гипотезы

- вывод по результатам исследовательской работы.

- применение новых знаний в учебной деятельности.

- подведение итогов урока.

- домашнее задание.


Цель урока: знакомство с правилом, умение применять его, закрепление знаний на практике.


Оформление урока: на доске написана тема урока, висит карта путешествия, плакат с алгоритмом действий, на партах подписанные бланки телеграмм.


  1. Вводное слово.


Ребята, мы проведем сегодня не совсем обычный урок. Мы выступим с вами в роли путешественников, занимающихся поиском небольшого правила, затерявшегося в огромной стране Орфографии. Чтобы найти это правило, нам придется преодолеть много трудностей. Поэтому вы должны быть собранны и внимательны.


Посмотрите на тему урока и скажите, какое правило мы будем искать?

(Правило о правописании приставок на З и С)

2. Повторение.


Каждый путешественник, отправляясь в поиск, имеет в своем рюкзаке определенный запас. Давайте-ка проверим, что есть в вашем багаже?

Мы будем искать правило о правописании приставки. А что такое приставка?

( Приставка – это часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов.)


Приведите примеры.

( прилетать, убегать, заморозить, вылечить)


А теперь запишем предложение про нас с вами (на доске и в тетрадях).


Отважные путешественники подходили к вершине.


1. Дайте характеристику этому предложению ( повест., невоскл., прост., распростр.)

  1. Найдите слова с безударными гласными, подберите к ним проверочные слова

  2. Подберите синоним к слову «отважный»

  3. Найдите слово с приставкой (подходили)

5. Чем интересна эта приставка? (слышится пот, а пишется под)

6. Какое правило нужно помнить при написании этой и подобных приставок?

(Приставки от, под, над, об на письме не изменяются)


Но все гораздо сложнее обстоит с приставками на З и С


3. Новый материал.


Перед нами карта нашего путешествия. Нам предстоит подняться на вершину. А ступеньками к спрятанному правилу нам послужит алгоритм. Как вы понимаете это слово?

( Описание последовательных действий, необходимых для достижения определенной цели, результата.)


Посмотрите на слова, расположенные на вершине ( )


А теперь, используя алгоритм, попробуйте сформулировать спрятавшееся правило.


АЛГОРИТМ


  1. найди в словах корень и приставку

  2. посмотри, с какой буквы начинается корень

  3. какой звук обозначает эта буква

  4. обрати внимание на последнюю букву приставки

  5. найди связь


(Если корень начинается с глухого согласного, то в приставке пишется С, а если со звонкого, то в приставке пишется З)


Я могу предложить вам заучить это правило в стихотворной форме:


Живут на свете, людям помогая,

Приставки воЗ, иЗ, череЗ, раЗ и беЗ.

Но звук глухой у корня их встречает

И мы их пишем только с буквой С


Прошу вас обратить внимание на графическое обозначение этой орфограммы.

В нашем багаже есть учебник русского языка, он всегда поможет, подскажет.

( ребята вслух читают правило)


4. Закрепление.


Ну вот мы и на вершине! Но альпинисты знают, что спуск с горы порой трудней подъема. Поэтому и мы будем спускаться аккуратно, подстраховывая друг друга. В вашем багаже должны быть сигнальные флажки на тот случай, если кто оступится.


1 задание (сигнальный диктант)


Я сейчас буду показывать слова, в которых пропущены буквы, а вы поднимайте нужный флажок с буквами З или С.


  • Разведчик

  • Вскипеть

  • Исправить

  • Бесплатный

  • Бездельник

  • Распахать

  • Испытывать

  • Разжигать

  • Разбираться

  • Бесцветный

Сигнальные флажки показали, что кое-кому нужна помощь.


2 задание (комментированное письмо)


Выписываем слова в 2 столбика на доске. Комментируем.


Безболезненый бесконечный

вспорхнуть вздыхать

разгадать бесчувственный

развалиться исчезать

беспорядок распилить

(Обратить внимание на обозначение орфограммы)


3 задание (работа с лексическим значением слов)


Дорогие мои путешественники. Вы видите по карте, что мы подходим к очень опасному месту в нашем и без того нелегком пути. Перед нами пропасть, и мы должны ее успешно преодолеть, а для этого вы должны быть очень внимательными и найти единственно правильный путь.


Найдите ошибку в этом предложении, исправьте и объясните ее. Правильный ответ и будет мостиком через пропасть.


Над лесом всходила заря, начинался расцвет.

( слово «расцвет» здесь не подходит)


Почему это слово здесь неуместно? Назовите лексическое значение этого слова.

( «расцвет» - высшая степень чего-либо)


Какое слово здесь уместно? Каково его лексическое значение?

( «рассвет» - время перед восходом солнца)


Разберите это слово по составу, объясните наличие двух С


Запишите это предложение в тетради в исправленном виде, обозначьте орфограмму, подчеркните грамматическую основу, дайте предложению характеристику.

Молодцы! Вы умело перекинули мостик, и мы уверенно преодолеваем пропасть.


4. задание (словарный диктант не доске и в тетради с последующим объяснением)


Знаете, как называется этот мостик? Мост удвоенных согласных.

А помогать перебираться через пропасть по мостику, подстраховывать нас будут два ученика, уверенных в своих силах. Ну, есть смельчаки?


Мы снова будем записывать слова в два столбика – на З и С, но помните, по какому мостику вы идете.


бессоница беззвучный

рассада раззадорить

восстание воззвание

5. задание (работа с предложением)


Ну что, путешественники, не закружилась ли у вас голова? Способны ли вы еще логично мыслить? Ветер перепутал у меня все слова в предложении. Сможете ли восстановить его? (на доске вразнобой приколоты слова из предложения)


И..следователи, с покоренной, во..вращались, вершины, бе..страшные.


Почему я не могу пока назвать это предложением?

(Между словами нет смысловой и грамматической связи)


Превратите этот набор слов в предложение и запишите его.


Бесстрашные исследователи возвращались с покоренной вершины.

(Обозначьте графически изученную орфограмму)


5. Итог урока


Вот мы и добрались до подножия нашей вершины. Багаж наш стал потяжелее – ведь прибавилось еще одно правило. Какое? (учащиеся формулируют правило)


Ну а теперь давайте дадим телеграмму, чтобы было ясно, что мы не напрасно проделали этот нелегкий путь.( на розданных заранее бланках телеграмм – текст)


Мы, слегка и..мученные и и..худавшие и..следователи, во..вратились из и..пытательного путешествия.


Бе..заботный 5 класс.


Руководствуясь изученным правилом, вставьте пропущенные буквы и передайте телеграммы мне.


В русском языке еще много вершин, и вам потребуется много знаний и упорства, что бы покорить их. Дорогу осилит идущий… А я буду вам помогать.


6. домашнее задание


Пользуясь словарем, подберите 20 слов на изученное правило. С пятью из них составьте предложение.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правописание приставок на З-С

Автор: Шелест Елена Александровна

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126843

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "конспект  урока языка Правописание приставок пре- и при-"
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-iazyka-pravopisaniie-pristavok-prie-i-pri"
    ["file_id"] => string(6) "252716"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447431138"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Тема урока: «Правописание приставок на з- (с-)»                                            по учебнику Быстровой Л.В"
    ["seo_title"] => string(70) "tiema-uroka-pravopisaniie-pristavok-na-z-s-po-uchiebniku-bystrovoi-l-v"
    ["file_id"] => string(6) "283202"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453803818"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание приставок. Зима в природе" (3 класс УМК "Школа России") "
    ["seo_title"] => string(109) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-pravopisaniie-pristavok-zima-v-prirodie-3-klass-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "244134"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445879251"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Правописание приставок на з/с"
    ["seo_title"] => string(26) "pravopisaniiepristavoknazs"
    ["file_id"] => string(6) "272245"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451924376"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русскому языку по теме "Правописание приставок. Зима в природе"."
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-russkomu-iazyku-po-tiemie-pravopisaniie-pristavok-zima-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "257019"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448265920"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства