Цель урока: сформировать у обучающихся навык раздельного написания отрицательной частицы НЕ с глаголами. На данном уроке используются словесные и наглядные методы: беседа, практическая творческая работа, фронтальный опрос, индивидуальная работа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Правописание отрицательной частицы НЕ с глаголами»
Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми
«Специальная (коррекционная) школа-интернат №7» г. Воркуты
Урок русского языка
« Правописание отрицательной частицы НЕ с глаголами»
7 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида
Авторская разработка:
Филатова Ирина Владимировна,
учитель русского языка
высшей категории
ГОУ РК «Специальная(коррекционная)
школа-интернат №7» города Воркуты, Республики Коми
Пояснительная записка
Данный урок по типу является уроком новых знаний. Формирование умений, навыков и способов деятельности обучающихся проводится в форме практикума.
Цель урока: сформировать у обучающихся навык раздельного написания отрицательной частицы НЕ с глаголами.
Задачи:
1.Образовательная (дидактическая) : научить изменять значение глагола при помощи отрицательной частицы НЕ , раздельному написанию глаголов с частицей
2.Коррекционно-развивающая: корригировать и развивать познавательную деятельность обучающихся через формирование зрительного восприятия и логического мышления.
3.Воспитательная. Воспитывать культуру устной и письменной речи.
Тип урока: урок новых знаний.
Методическое оснащение урока: компьютер, проектор. Индивидуальный раздаточный материал для чтения и письменной работы ( обучающимся 3 уровня обучения)
Методы. На данном уроке используются словесные и наглядные методы: беседа, практическая творческая работа, фронтальный опрос, индивидуальная работа.
-воспитывающей и коррекционно - развивающей направленности обучения;
-систематичности и последовательности;
-связи обучения с жизнью;
-сознательности и активности учащихся;
-индивидуального и дифференцированного подхода.
Представленный урок дан в 7 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Урок дан в соответствии с образовательной программой по русскому языку (В.В. Воронкова, Москва, Просвещение, 2012 г.). Между учителем и обучающимися в данном классе установлены доверительные и конструктивные отношения. Работоспособность у большинства ребят выше среднего, что позволяет задавать высокий темп работы.
Обучение школьников проходит по 3 уровням обученности. Обучающиеся 1 уровня владеют знаниями и умениями , умеют их применять самостоятельно , 2 уровня обученности - владеют знаниями и умениями , умеют их применять при незначительной помощи учителя , 3 уровня обученности -слабо владеют знаниями и умениями , умеют их применять при непосредственной помощи учителя и постоянном контроле учебной деятельности.
Ход урока.
1.Организационный момент
СЛАЙД 2
-Сядет тот, кто назовёт изображенное действие.
Клюёт, грызет, скачет, бежит, летит, ползёт, поет, рисует, играет, смеются.
- К какой части речи относятся слова, которые вы назвали?
Ребята, послушайте пословицу:
Умелые руки не знают скуки.
Подумайте и скажите, когда так говорят?
- О каком человеке говорится в этой пословице?
- Давайте запишем эту пословицу в тетради.
- Подчеркните главные члены предложения. Назовите глагол.
- Определите время глагола.
- Определите число глагола.
- Назовите лицо глагола не знают.
- Скажите, с какой частицей написан глагол в этом предложении ( она стоит перед глаголом)?
- Прочитайте глагол без частицы НЕ.
_ Прочитайте глагол с частицей НЕ.
_Скажите, изменилось ли значение глагола?
Как изменилось значение глагола?
- Сделайте вывод : для чего служит частица НЕ?
- Как написали частицу НЕ с глаголом?
Это глагол.
Если человек умеет многое делать, он всегда найдет чем заняться в свободное время.
О трудолюбивом
Записывают под диктовку в тетради, 1 ученик – у доски
Подчеркивают, называют.
Настоящее.
Множественное
3 лицо
С частицей НЕ
Знают
Не знают
Да, изменилось
На противоположное.
Придает значение отрицания. Изменяет значение слова на противоположное.
Отдельно.
3.Сообщение темы, цели , задач урока
(СЛАЙДЫ 3,4,5)
-Ребята, тема урока «Написание частицы НЕ с глаголами». Сегодня вам надо научиться правильно писать глаголы с частицей НЕ. Вы научиться правильно писать глаголы с частицей НЕ Для этого вы на уроке выполните творческие задания.
Запишите в тетрадь тему урока: НЕ с глаголами.
4. Ознакомление с новым материалом
Работа с учебником (работа с правилом, самостоятельное письменное выполнение упражнения на закрепление раздельного написания частицы и глагола).
- Откройте учебник на странице 104, прочитайте правило.
- Как пишется частица НЕ с глаголами?
Какое значение имеют глаголы с частицей НЕ?
- Прочитайте задание к упражнению 288. Объясните, что нужно выполнить в этом упражнении.
- При выполнении задания, как вы будете писать частицу НЕ перед глаголами?
- На какие вопросы отвечают глаголы?
Отдельно.
Значение отрицания.
Списать предложения, правильно написать частицу НЕ из скобок.
Отдельно.
Что делать? Что сделать?
(Задание выполняют 1 и 2 вариант. По 1 предложению у доски и в тетради. 3 вариант выполняет упражнение 284 (списать предложения, подчеркнуть глаголы с частицей НЕ)
5. Физминутка
СЛАЙД 6.
- Скажите, как пишутся глаголы с частицей НЕ?
- Какое значение имеют глаголы с частицей НЕ?
Отдельно
Отрицания
6. СЛАЙД 7.
Работа с деформированным текстом.
СЛАЙД 8.
СЛАЙД 9.
Текст : Лучи солнца ласкают землю над цветами кружатся золотые пчёлы в воздухе льется их песня в кустах прыгают чижи гоняются за мошками ласточки.
- Прочитайте текст. Правильно ли он написан? Почему?
- Прочитайте текст ещё раз, разделите его на предложения.
- Сколько предложений у вас получилось?
-Прочитайте текст по предложениям.
- Как вы думаете, о каком времени года говорится в тексте?
- Почему вы так думаете? Назовите главные члены в каждом предложении.
- Как бы вы озаглавили этот текст?
- Ребята, добавьте ко всем глаголам в тексте частицу НЕ. Прочитайте получившийся текст.
Текст: Лучи солнца не ласкают землю. Над цветами не кружатся золотые пчёлы. В воздухе не льется их песня. В кустах не прыгают чижи. Не гоняются за мошками ласточки.
- А теперь о каком времени года говорится в тексте? Как теперь нужно изменить название текста?
- Как вы думаете, что изменило значение текста?
- Для чего служит частица НЕ?
- Сейчас вам надо записать текст об осени. Что вы будете делать, чтобы изменить смысл текста?
Самостоятельно запишите текст об осени. Глаголы пишите с частицей НЕ.
- Прочитайте глаголы с частицей НЕ. Как написали? Почему? Какое значение имеют глаголы с частицей НЕ?
- Подчеркните главные члены предложения.
1,2 уровень обучен. выполняют задание. 3 уровень - списывают текст с карточек (приложение №1)
По окончании работы выполняют взаимопроверку ( обуч-ся 1 и 2 уровня)
8. Заключительный этап урока
- Чему вы научились сегодня на уроке?
- Какое задание было для вас интересным? Трудным для выполнения?
9.Домашнее задание, оценивание работы на уроке
СЛАЙД 11.
Разбор домашнего задания :
страница 105, упр. 289 (3 вариант – упр.285)
Выставление оценок , мотивируя их.
- Молодцы, спасибо за урок!
Приложение № 1
Пришла осень.
Лучи солнца не ласкают землю. Над цветами не кружатся золотые пчёлы. В воздухе не льется их песня. В кустах не прыгают чижи. Не гоняются за мошками ласточки.
Использованная литература:
1.Сборник диктантов и изложений. 5 – 9 классы [Текст] : коррекционное обучение / авт.-сост. Т.П. Шабалкова. – Волгоград : Учитель, 2007. – 102 с.