Русский язык 5 класс
Тема: «Правописание не с глаголами»
Цель: Познакомить учащихся с правилом написания частицы не с глаголами, развивать орфографическую зоркость, речь, мышление.
I.Психологический настрой
II.Чтение стихотворения
Кто не может жить без не?
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положенье!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые росли забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная,
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотепа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.
-Ребята, вы поняли меня? О чем идет речь?
-Чего не хватает здесь? (частицы не)
-О чем мы сегодня будем говорить? Тема урока?
Сформулируйте ее. (правописание частицы не с глаголами)
Запишем в тетради тему урока.
III.Создание проблемной ситуации
-Вы видите, что есть слова, которые пишутся слитно.
-Как узнать, когда слова пишутся слитно? Когда отдельно? Подумайте, ответьте на данный вопрос. Мне одной не справиться, помогите разобраться в этом вопросе.
Попробуйте составить кластер.
Употребляются ли глаголы без не?
IV. Составление кластера
да
Употребляются ли глаголы без не?
нет
частицу не пишу раздельно частицу не пишу слитно
-Умеете ли вы применять на практике то, что составили? Сейчас мы убедимся в этом, решив орфографическую задачу.
V.Орфографическая задача (работа в парах)
На доске слова:
(Не)навидеть, (не)говорить, (не)умею, (не)волить, (не)годовать, (не)знать, (не)истовствовать, (не)боялся, (не)доумевать,(не)здоровится, (не)любить.
Задание: разделите слова на две группы, подумайте, какие слова вы напишете слитно, какие отдельно.
- Запишите слова в тетрадь.
Вывод (учащиеся): в русском языке есть слова, которые нельзя употреблять без не. Нет таких слов как годовать, навидеть, поэтому их мы будем писать слитно.
VI. Словарно-орфографическая работа
-Прочитайте слова, которые вы записали слитно с частицей не.
Это словарные слова. Правописание этих слов надо запомнить.
Словарные слова
неволить
негодовать
ненавидеть
недоумевать
неистовствовать
VII. Лексическая работа (толкование слов)
-Объясните смысл этих слов.
-Что значит негодовать? Недоумевать?
VIII. Сопоставительный анализ.
- Ребята, вы изучаете казахский язык. Мне интересно, а есть ли в казахском языке отрицательная форма глагола?
IХ. Сообщение ученика
Задания по вариантам: (ученик сам дает) составить предложение
I в.- со словом
IIв.- со словом
Чтение предложений
Вывод:
Х. Музыкальная пауза. Выборочный диктант
-Ребята, вы любите песни?
- Я предлагаю вашему вниманию песню. К песне есть задание: слушая песню, выберите из текста и запишите в тетрадь глаголы в отрицательной форме (с частицей не) «Слушай да записывай!».
Песня «Настоящий друг»
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит
Лишнего не спросит 2р.
Вот что значит
Настоящий верный друг
Проверка: Как вы написали не с глаголами? Почему?
ХI.Творческое списывание (на местах)
Задание: поставить на место пропуска, подходящие по смыслу глаголы с не, объяснить знаки препинание.
Футбольная команда 5–го «А» класса в полном сборе. До начала матча осталось 2-3 минуты, а вратаря 5 «Б» класса Игоря Демидова все нет и нет.
«Что же с ним случилось?» - ... (недоумевает)защита.
«Сорвать решающий матч! Как это можно?!» - (негодует)капитан.
« ... (Ненавижу)я таких!» - открыто заявляет нападающий.
«А, может, Игорь заболел. Ему всю неделю ...(нездоровилось)», - пытается защитить своего друга болельщик Олег Костин.
Слова для справок: ненавижу, нездоровилось, негодует, недоумевает.
Взаимопроверка.
ХII. Обобщение
Задание: выберите слова, относящиеся к теме нашего урока, запишите в тетради.
На доске:
(Не)жил, (не)лепый, (не)уклюже, (не)большой,(не)видит, (не)ряха, (не)хочу,(не)доумевал,(не)дело, (не)смотрит, (не)бег, (не)был, (не)взлюбил.
Проверка.
-Слова каких частей речи остались?
-Как они пишутся с не? Почему?
ХIII.Подведение итогов урока, выставление оценок
XIV.Д/з. Составьте собственную модель правописания частицы «не», используемую в домашних условиях