Урок русского языка. 4 класс.
Тема: Правописание частицы не с глаголами.
Цели урока.
Образовательные:
- расширить знания детей о служебных частях речи
- углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов)
- познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами
Воспитательные:
- воспитание культуры учебного труда
- создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе
- воспитание бережного отношения к окружающим людям, к книге
- развитие работоспособности и профилактика утомления
- развитие интереса к изучению русского языка
Развивающие:
- развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами
- развивать навыки точного употребления глаголов в речи
- побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся
- развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы
- развивать внимание и память учащихся
- развивать умение слушать товарищей
- развивать умение оценивать себя и своих одноклассников
Оборудование: учебник «Русский язык, 4 класс» (автор А.В.Полякова), мультимедийный проектор, компьютер
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, беспокойство, злобу. Забудьте о них. Вдохните доброту, уверенность в своих силах, доброжелательность друг к другу, хорошее настроение. Всё это так необходимо при групповой работе. Начнём наш урок.
2.Актуализация опорных знаний учащихся.
- Мы продолжим разговор о частях речи. Вспомнить необходимые знания вам поможет таблица. Группа, которая выполнит задание поднимает красный квадрат.
вопрос что обозначает часть речи
камень
умный
читаешь
у дома
читал и писал
не вижу
-Проверка по доске. слайд 1.
3.Мотивация.
-Какую часть речи затрудняетесь назвать?
-Поможет назвать эту часть речи сказка «Сила любви».
Работа в группах: Прочитайте первую часть сказки и скажите, как называется эта часть речи.
Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему «Не люблю». Он признавался «Верю», а она ему «Не верю».
4. Объявление темы урока.
-Как называется часть речи, к которой относится НЕ? ( вписать в таблицу)
-С какой частью речи она встретилась сегодня на уроке?
-Назовите тему урока? (Правописание частицы НЕ с глаголами) слайд 2
-Чем похожи части речи предлог, союз и частица? (ничего не обозначают, нет вопроса)
-Прочитайте, как называются такие части речи в учебнике на с. 91.
5.Постановка целей и соотношение их с целями учителя.
-Что хотели бы узнать на уроке? Чему научиться?
-Соотношение с целями учителя: слайд 3
Познакомить с ролью служебной части речи - частицы НЕ
Составить алгоритм выбора написания частицы НЕ с глаголами
Научить писать частицу НЕ с глаголами, используя алгоритм
6.Работа над темой урока.
-Я думаю, вы осуществите свои цели, если будете следовать такому девизу:
Слайд 4 .Стыдись знать, стыдись учиться.
- Согласны вы с этим утверждением? Почему?
- Подумайте, как можно изменить это предложение, чтобы оно стало верным. (Ответы учащихся).
Правильный вариант: Не стыдись не знать, стыдись не учиться.
-Как записать частицу НЕ с глаголами, подскажет вторая часть сказки (работа в группах).
Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах.
-Как исправить наш девиз? Слайд 4- по щелчку.(Не стыдись не знать, стыдись не учиться.)
- Советую вам чаще вспоминать эту пословицу и старательно учиться.
- Выясним, какой смысл имеет частица не.
- Как изменился смысл глаголов, когда перед ними появилась частица не?
(Глаголы приобрели отрицательный смысл, действие не совершается).
- Значит, какой смысл придаёт частица не глаголам? (Отрицательный)
Физ минутка.
- Но, оказывается, при написании отрицательной частицы НЕ есть исключения. Прочитайте третью часть сказки и узнаете об них.
Вот однажды НЕ говорит Глаголу: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь.» Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут.
-А вы догадались, почему в некоторых случаях частица НЕ пишется слитно с Глаголом?
-Как вы понимаете сова «негодовать», «ненавидеть»?
-Где можно уточнить значение слов?
-Обратимся к толковому словарю. Слайд 5.
7. Сравнение выводов с культурно-историческим аналогом.
- Расскажите всё, что узнали про частицу НЕ.
- прочитайте правило на с.91 в учебнике.
-Чтобы умело применять правило, составим алгоритм рассуждения при написании частицы НЕ.
Работа в группах: предложенные этапы рассуждения расположить в нужном порядке.
Определить часть речи
Подумать может ли глагол употребляться без частицы НЕ
Выбрать способ написания (слитно или раздельно)
-Проверка по доске . Слайд 6.
-Выполните следующее задание, применив алгоритм рассуждения.
Слайд 7.
-Вставь в текст частицу НЕ , где это необходимо. Записать в тетрадь.
Книга (не)годует по поводу небрежного отношения к себе....Береги книгу! ...бери её грязными руками и ...загибай у неё листов. И тогда книга …откроет для тебя много интересного!
-Проверим, что у нас получилось. Слайд 7(по щелчку)
Взаимопроверка.
8.Дача дом.задания.
. Предлагаю тем, кто желает. Записать несколько правил поведения на дороге, употребив глаголы с НЕ.
-Для остальных упражнение из учебника упр 124.
9. Рефлексия.
Предлагаю вам вспомнить, какие цели ставили к уроку и оценить свою работу на уроке по табличке.
я понял, что такое НЕ 1 2 3 4 5
я научился писать НЕ с глаголами 1 2 3 4 5
я составил алгоритм применения правила 1 2 3 4 5
я успешно применял алгоритм при выполнении упражнения 1 2 3 4 5
всего