kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Правописание НЕ с глаголами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка. 4 класс.

Тема: Правописание частицы не с глаголами.

 Цели урока.

Образовательные:

  • расширить знания детей о служебных частях речи
  • углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов)
  • познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами

Воспитательные:

  • воспитание культуры учебного труда
  • создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе
  • воспитание бережного отношения к окружающим людям, к книге
  • развитие работоспособности и профилактика утомления
  • развитие интереса к изучению русского языка

Развивающие:

  • развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами
  • развивать навыки точного употребления глаголов в речи
  • побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся
  • развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы
  • развивать внимание и память учащихся
  • развивать умение слушать товарищей
  • развивать умение оценивать себя и своих одноклассников

Оборудование: учебник «Русский язык, 4 класс» (автор А.В.Полякова), мультимедийный проектор, компьютер

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, беспокойство, злобу. Забудьте о них. Вдохните доброту,  уверенность в своих силах, доброжелательность друг к другу, хорошее настроение. Всё это так необходимо при групповой работе. Начнём наш урок.

2.Актуализация опорных знаний учащихся.

- Мы продолжим разговор о частях речи. Вспомнить необходимые знания вам поможет таблица. Группа, которая выполнит задание поднимает красный квадрат.

                                  вопрос           что обозначает           часть речи

камень

умный

читаешь

у   дома

читал  и  писал

не  вижу

-Проверка по доске. слайд 1.

3.Мотивация.

-Какую часть речи затрудняетесь назвать?

-Поможет назвать эту часть речи сказка «Сила любви».

Работа в группах: Прочитайте первую часть сказки и скажите, как называется эта часть речи.

 Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему «Не люблю». Он признавался «Верю», а она ему «Не верю».

4. Объявление темы  урока.

-Как называется часть речи, к которой относится НЕ? ( вписать в таблицу)

-С какой частью речи она встретилась сегодня на уроке?

-Назовите тему урока? (Правописание частицы НЕ с глаголами) слайд 2

-Чем похожи части речи предлог, союз и частица? (ничего не обозначают, нет вопроса)

-Прочитайте, как называются такие части речи в учебнике на с. 91.

5.Постановка целей и соотношение их с целями учителя.

-Что хотели бы узнать на уроке? Чему научиться?

-Соотношение с целями учителя: слайд 3

             Познакомить с ролью служебной  части речи - частицы НЕ

            Составить алгоритм выбора написания частицы НЕ с глаголами

             Научить писать частицу НЕ с глаголами, используя алгоритм

6.Работа над темой урока.

-Я думаю, вы осуществите свои цели, если будете следовать такому девизу:

Слайд 4 .Стыдись знать, стыдись учиться.

- Согласны вы с этим утверждением? Почему?

- Подумайте, как можно изменить это предложение, чтобы оно стало верным. (Ответы учащихся).

Правильный вариант: Не стыдись не знать, стыдись не учиться.

-Как записать частицу НЕ с глаголами, подскажет вторая часть сказки  (работа в группах).

Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах.

-Как исправить наш девиз? Слайд 4- по щелчку.(Не стыдись не знать, стыдись не учиться.)

- Советую вам чаще вспоминать эту пословицу и старательно учиться.

- Выясним, какой смысл имеет частица не.

- Как изменился смысл глаголов, когда перед ними появилась частица не?

(Глаголы приобрели отрицательный смысл, действие не совершается).

- Значит, какой смысл придаёт частица не глаголам? (Отрицательный)

Физ минутка.

- Но, оказывается, при написании отрицательной частицы НЕ есть исключения. Прочитайте третью часть сказки и узнаете об них.

Вот однажды НЕ говорит Глаголу: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь.» Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут.

-А вы догадались, почему в некоторых случаях частица НЕ пишется слитно с Глаголом?

-Как вы понимаете сова «негодовать», «ненавидеть»?

-Где можно уточнить значение слов?

-Обратимся к толковому словарю. Слайд 5.

7. Сравнение выводов с культурно-историческим аналогом.

- Расскажите всё, что узнали про частицу НЕ.

- прочитайте правило на с.91 в учебнике.

-Чтобы умело применять правило, составим алгоритм рассуждения при написании частицы НЕ.

Работа в группах: предложенные этапы рассуждения расположить в нужном порядке.

            Определить часть речи

            Подумать может ли глагол употребляться без частицы НЕ

             Выбрать способ написания (слитно или раздельно)

-Проверка по доске . Слайд 6.

-Выполните следующее задание, применив алгоритм рассуждения.

Слайд 7.

-Вставь в текст частицу НЕ , где это необходимо. Записать в тетрадь.

Книга (не)годует по поводу небрежного отношения к себе....Береги книгу! ...бери её грязными руками  и  ...загибай у неё листов. И тогда книга …откроет для тебя много интересного!
-Проверим, что у нас получилось. Слайд 7(по щелчку)
Взаимопроверка. 

8.Дача дом.задания.
. Предлагаю тем, кто желает. Записать несколько правил поведения на дороге, употребив глаголы с НЕ.

-Для остальных упражнение из учебника упр 124.

9. Рефлексия.

Предлагаю вам вспомнить, какие цели ставили  к уроку и оценить свою работу на уроке по табличке.

я понял, что такое НЕ                                                                            1  2  3  4  5

я научился писать НЕ с глаголами                                                        1  2  3  4  5

я составил алгоритм применения правила                                              1  2  3  4  5

я успешно применял алгоритм при выполнении упражнения                    1  2  3  4  5

                                                                                        всего

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Правописание НЕ с глаголами" »

Урок русского языка. 4 класс.

Тема: Правописание частицы не с глаголами.

Цели урока.

Образовательные:

  • расширить знания детей о служебных частях речи

  • углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов)

  • познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами

Воспитательные:

  • воспитание культуры учебного труда

  • создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе

  • воспитание бережного отношения к окружающим людям, к книге

  • развитие работоспособности и профилактика утомления

  • развитие интереса к изучению русского языка

Развивающие:

  • развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами

  • развивать навыки точного употребления глаголов в речи

  • побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся

  • развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы

  • развивать внимание и память учащихся

  • развивать умение слушать товарищей

  • развивать умение оценивать себя и своих одноклассников

Оборудование: учебник «Русский язык, 3 класс» (автор А.В.Полякова), мультимедийный проектор, компьютер

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, беспокойство, злобу. Забудьте о них. Вдохните доброту, уверенность в своих силах, доброжелательность друг к другу, хорошее настроение. Всё это так необходимо при групповой работе. Начнём наш урок.


2.Актуализация опорных знаний учащихся.

- Мы продолжим разговор о частях речи. Вспомнить необходимые знания вам поможет таблица. Группа, которая выполнит задание поднимает красный квадрат.


вопрос

что обозначает

часть речи

камень




умный




читаешь




у дома




читал и писал




не вижу




-Проверка по доске. слайд 1.

3.Мотивация.

-Какую часть речи затрудняетесь назвать?

-Поможет назвать эту часть речи сказка «Сила любви».

Работа в группах: Прочитайте первую часть сказки и скажите, как называется эта часть речи.

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему «Не люблю». Он признавался «Верю», а она ему «Не верю».

4. Объявление темы урока.

-Как называется часть речи, к которой относится НЕ? ( вписать в таблицу)

-С какой частью речи она встретилась сегодня на уроке?

-Назовите тему урока? (Правописание частицы НЕ с глаголами) слайд 2

-Чем похожи части речи предлог, союз и частица? (ничего не обозначают, нет вопроса)

-Прочитайте, как называются такие части речи в учебнике на с. 91.

5.Постановка целей и соотношение их с целями учителя.

-Что хотели бы узнать на уроке? Чему научиться?

-Соотношение с целями учителя: слайд 3

Познакомить с ролью служебной части речи - частицы НЕ

Составить алгоритм выбора написания частицы НЕ с глаголами

Научить писать частицу НЕ с глаголами, используя алгоритм

6.Работа над темой урока.

-Я думаю, вы осуществите свои цели, если будете следовать такому девизу:

Слайд 4 .Стыдись знать, стыдись учиться.


- Согласны вы с этим утверждением? Почему?

- Подумайте, как можно изменить это предложение, чтобы оно стало верным. (Ответы учащихся).

Правильный вариант: Не стыдись не знать, стыдись не учиться.

-Как записать частицу НЕ с глаголами, подскажет вторая часть сказки (работа в группах).


Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах.


-Как исправить наш девиз? Слайд 4- по щелчку.(Не стыдись не знать, стыдись не учиться.)


- Советую вам чаще вспоминать эту пословицу и старательно учиться.

- Выясним, какой смысл имеет частица не.


- Как изменился смысл глаголов, когда перед ними появилась частица не?

(Глаголы приобрели отрицательный смысл, действие не совершается).

- Значит, какой смысл придаёт частица не глаголам? (Отрицательный)

Физ минутка.

- Но, оказывается, при написании отрицательной частицы НЕ есть исключения. Прочитайте третью часть сказки и узнаете об них.


Вот однажды НЕ говорит Глаголу: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь.» Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут.


-А вы догадались, почему в некоторых случаях частица НЕ пишется слитно с Глаголом?

-Как вы понимаете сова «негодовать», «ненавидеть»?

-Где можно уточнить значение слов?

-Обратимся к толковому словарю. Слайд 5.


7. Сравнение выводов с культурно-историческим аналогом.

- Расскажите всё, что узнали про частицу НЕ.

- прочитайте правило на с.91 в учебнике.

-Чтобы умело применять правило, составим алгоритм рассуждения при написании частицы НЕ.

Работа в группах: предложенные этапы рассуждения расположить в нужном порядке.

Определить часть речи

Подумать может ли глагол употребляться без частицы НЕ

Выбрать способ написания (слитно или раздельно)

-Проверка по доске . Слайд 6.

-Выполните следующее задание, применив алгоритм рассуждения.

Слайд 7.

-Вставь в текст частицу НЕ , где это необходимо. Записать в тетрадь.


Книга (не)годует по поводу небрежного отношения к себе....Береги книгу! ...бери её грязными руками и ...загибай у неё листов. И тогда книга …откроет для тебя много интересного!
-Проверим, что у нас получилось. Слайд 7(по щелчку)
Взаимопроверка. 

8.Дача дом.задания.
. Предлагаю тем, кто желает. Записать несколько правил поведения на дороге, употребив глаголы с НЕ.

-Для остальных упражнение из учебника упр 124.


9. Рефлексия.

Предлагаю вам вспомнить, какие цели ставили к уроку и оценить свою работу на уроке по табличке.

я понял, что такое НЕ

1 2 3 4 5

я научился писать НЕ с глаголами

1 2 3 4 5

я составил алгоритм применения правила

1 2 3 4 5

я успешно применял алгоритм при выполнении упражнения

1 2 3 4 5

всего




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Правописание НЕ с глаголами"

Автор: Гневанова Галина Леонидовна

Дата: 28.10.2014

Номер свидетельства: 123675

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока. Тема: "Правописание глаголов на -тся и –ться.""
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-tiema-pravopisaniie-ghlagholov-na-tsia-i-t-sia"
    ["file_id"] => string(6) "252650"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447422505"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "конспект урока на тему: "правописание глаголов прошедшего времени""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekturokanatiemupravopisaniieghlagholovproshiedshieghovriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "315716"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459944630"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "конспект урока русского языка по теме "Правописание глаголов на -тся, -ться""
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-ghlagholov-na-tsia-t-sia"
    ["file_id"] => string(6) "310081"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458921422"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока по теме "Правописание глаголов""
    ["seo_title"] => string(44) "konspekt_uroka_po_teme_pravopisanie_glagolov"
    ["file_id"] => string(6) "519934"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1568703105"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока  русского языка. Тема: "Правописание глаголов 3-го лица"."
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-pravopisaniie-ghlagholov-3-gho-litsa"
    ["file_id"] => string(6) "250917"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447161779"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства