kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Отрицательные частицы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока : Отрицательные частицы

Тип урока:  урок изучения новой темы, систематизации ранее изученного материала

и первичного контроля.

( Учащиеся уже знают правописание частицы НЕ с существительными, местоимениями,    прилагательными, глаголами, деепричастиями, причастиями и наречиями. Эти знания получены по мере прохождения программного материала с 5 класса. Школьники также знают, что НЕ - НИ могут быть приставками, частицей и частью корня, владеют навыками слитного и раздельного написания НЕ – Ни с различными частями речи.)

Цели урока: расширить сведения об отрицательных частицах; познакомить учащихся со значением частицы НИ; формирование умения определять смысловое значение частиц НЕ-НИ, осознать это значение и уметь употреблять данные частицы в своей устной и письменной речи.

( К концу урока учащиеся должны  перечислить сходства и различия между частицами НЕ – НИ; конструировать предложения с данными частицами, обогащая свою речь словами-синонимами.)

Общеучебные умения и навыки, развиваемые на уроке: отработка умений составлять алгоритм рассуждения, переводить вербальную информацию в невербальную, осуществлять взаимоконтроль, давать полный ответ по теме, самостоятельно оценивать свою и чужую работу.

 

Средства обучения: данный урок проводится в компьютерном классе, оснащенном мультимедийной техникой. На компьютерах установлена обучающая программа-тренажер «Краб-2». Урок сопровождается авторской презентацией.

 

 

 

 

План  урока

  1. Разминка (устная и письменная).
  2. Запись новых слов в словари.
  3. Словарно-орфографическая самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой знаний по теме «Слитное и раздельное написание НЕ-НИ с различными частями речи».
  4. Объяснение нового материала.
  5. Упражнения-тренажеры.
  6. Первичный контроль в форме теста.
  7. Подведение итогов урока.
  8. Задание на дом.

                                                          

Ход  урока

 

I. Организационный момент. Слайд – 1 -  3.

1. Приветствие.

2. Сообщение темы и целей урока учителем.

3. Запись в ученических тетрадях : число, вид работы, тема урока.

 

II. Разминка-1 (устная). Слайд – 4.

- Проводится в форме фронтального опроса.

1. Что общего между частицами, союзами, предлогами?

2. В чем разница?

3. Назовите разряды частиц.

4. Для чего служат формообразующие части

5. В каких стилях речи они употребляются?

6. Приведите примеры.

 

Ш. Разминка-2 (письменная). Слайд – 5.

Составить и записать в тетрадях предложения с частицей БЫ, с союзом ЧТОБЫ.

- Один ученик выполняет данное задание на интерактивной доске.

- Проверка, анализ записанного, оценивание работы ученика, работающего на интерактивной доске.

Примечание: учащиеся, выполнившие работу раньше ученика, работающего на доске, получают дополнительное задание: начертить схемы записанных предложений. Их работа оценивается учителем индивидуально.

IY. Запись новых слов в словари. Слайд – 6.

НЕ  РАЗ (много  раз), НИ РАЗУ (никогда), НЕ ОДИН (много), НИ ОДИН (никто).

Y. Словарно-орфографическая самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой знаний по пройденной теме «Слитное и раздельное написание НЕ-НИ с различными частями речи».

Слайд – 7 – 9.

 

(Не)знал  (ни)чего; ни(в)чем  (не)сознавался; не(в)чем упрекнуть; (не)навистный враг; (не)чаянный случай; (не)глубокий, но крутой овраг; ни(у)кого  (не)был.

YI. Объяснение нового материала.

Слайд – 10.

1.  Учащимся предлагается сравнить предложения: Я  БЫЛ  В  ШКОЛЕ.  Я  НЕ  БЫЛ  В  ШКОЛЕ. Я  БЫЛ  НЕ  В  ШКОЛЕ.  НЕ  БЫВАТЬ  ЭТОМУ!

 Слайд – 11.

-  Делается вывод: частица НЕ может придавать отрицательное значение как отдельным его членам, так и всему предложению.

 

Слайд – 12.

2. Анализ предложения Я  НЕ  МОГ  НЕ  БЫТЬ  В  ШКОЛЕ.

Слайд – 13.

- Делается вывод: частица НЕ может придавать предложению и утвердительный характер.

 

Слайд – 14.

3. Беседа.

Каждому из нас не раз приходилось слышать фразы: НИ  ЖИВ  НИ  МЕРТВ,  НИ  СТАТЬ  НИ  СЕСТЬ, НИ  СВЕТ  НИ  ЗАРЯ,  НИ  РЫБА  НИ  МЯСО,  НИ  ПУХА  НИ  ПЕРА. А всегда ли вам был понятен смысл данных выражений? (Учащиеся раскрывают смысловое значение данных словосочетаний. Составляют предложения.)

? – Как называются такие словосочетания ? (Фразеологизмами.)

ЗАПОМНИТЕ ! Эти устойчивые словосочетания пишутся с частицей НИ и не разделяются запятыми.

4. Работа с учебником.

- Анализ теоретических сведений § 67 (стр. 177).

5. Правило-помощник. Слайд – 15. 

Y. Упражнения – тренажеры.

1. Упражнение 388 выполняется устно.

2. Закончить предложения. Слайд – 16.

Кто ни прочитает эту книгу, …………….

Кто не прочитает эту книгу, …………….

 

Когда не придешь к другу, ………………

Когда ни придешь к другу, ………………

 

3. Составьте предложения. Слайд – 17.

 

(Куда ни …),

(Куда не …),

, (чтобы не …).

, (как ни трудна …).

4. Упражнение 390 (письменно).

-  Проверка.

 

YI. Первичный контроль в форме теста.

- 12 учащихся работают с компьютером, 11 – с печатными тестами.

 

YII. Подведение итогов урока.

- Что нового узнали на этом уроке ?

- Как вы будете рассуждать, выполняя упражнение на различение частиц НЕ-НИ ?

 

YIII.Слайд – 18. 

 Задание на дом: § 67; упражнение 391; слова из рамочек выписать в ученические словари и запомнить их написание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Отрицательные частицы" »

Анализируем предложение

Анализируем предложение

В Ы В О Д :

В Ы В О Д :

НИ ЖИВ НИ МЕРТВ НИ СТАТЬ НИ СЕСТЬ НИ СВЕТ НИ ЗАРЯ НИ РЫБА НИ МЯСО НИ ПУХА НИ ПЕРА
  • НИ ЖИВ НИ МЕРТВ
  • НИ СТАТЬ НИ СЕСТЬ
  • НИ СВЕТ НИ ЗАРЯ
  • НИ РЫБА НИ МЯСО
  • НИ ПУХА НИ ПЕРА
§ 67 ; упражнение 391; слова из рамочек выписать в ученические словари и запомнить их написание.

§ 67 ; упражнение 391;

слова из рамочек выписать в ученические словари и запомнить их написание.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
"Отрицательные частицы"

Автор: Крюкова Татьяна Григорьевна

Дата: 22.09.2015

Номер свидетельства: 232762

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Отрицательная частица не с глаголом "
    ["seo_title"] => string(43) "otritsatiel-naia-chastitsa-nie-s-ghlagholom"
    ["file_id"] => string(6) "110392"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405968196"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Урок русского языка по теме "Отрицательные частицы" "
    ["seo_title"] => string(58) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-otritsatiel-nyie-chastitsy"
    ["file_id"] => string(6) "126365"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415168334"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Отрицательные частицы"
    ["seo_title"] => string(26) "otritsatiel_nyie_chastitsy"
    ["file_id"] => string(6) "370119"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481818700"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Правописание отрицательной частицы НЕ с глаголами"
    ["seo_title"] => string(57) "pravopisaniie-otritsatiel-noi-chastitsy-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "200056"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428695819"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "План открытого урока по русскому языку на тему "Отрицательные частицы не и ни""
    ["seo_title"] => string(72) "planotkrytoghourokaporusskomuiazykunatiemuotritsatielnyiechastitsynieini"
    ["file_id"] => string(6) "301500"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456932874"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства