Тема урока : Отрицательные частицы
Тип урока: урок изучения новой темы, систематизации ранее изученного материала
и первичного контроля.
( Учащиеся уже знают правописание частицы НЕ с существительными, местоимениями, прилагательными, глаголами, деепричастиями, причастиями и наречиями. Эти знания получены по мере прохождения программного материала с 5 класса. Школьники также знают, что НЕ - НИ могут быть приставками, частицей и частью корня, владеют навыками слитного и раздельного написания НЕ – Ни с различными частями речи.)
Цели урока: расширить сведения об отрицательных частицах; познакомить учащихся со значением частицы НИ; формирование умения определять смысловое значение частиц НЕ-НИ, осознать это значение и уметь употреблять данные частицы в своей устной и письменной речи.
( К концу урока учащиеся должны перечислить сходства и различия между частицами НЕ – НИ; конструировать предложения с данными частицами, обогащая свою речь словами-синонимами.)
Общеучебные умения и навыки, развиваемые на уроке: отработка умений составлять алгоритм рассуждения, переводить вербальную информацию в невербальную, осуществлять взаимоконтроль, давать полный ответ по теме, самостоятельно оценивать свою и чужую работу.
Средства обучения: данный урок проводится в компьютерном классе, оснащенном мультимедийной техникой. На компьютерах установлена обучающая программа-тренажер «Краб-2». Урок сопровождается авторской презентацией.
План урока
- Разминка (устная и письменная).
- Запись новых слов в словари.
- Словарно-орфографическая самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой знаний по теме «Слитное и раздельное написание НЕ-НИ с различными частями речи».
- Объяснение нового материала.
- Упражнения-тренажеры.
- Первичный контроль в форме теста.
- Подведение итогов урока.
- Задание на дом.
Ход урока
I. Организационный момент. Слайд – 1 - 3.
1. Приветствие.
2. Сообщение темы и целей урока учителем.
3. Запись в ученических тетрадях : число, вид работы, тема урока.
II. Разминка-1 (устная). Слайд – 4.
- Проводится в форме фронтального опроса.
1. Что общего между частицами, союзами, предлогами?
2. В чем разница?
3. Назовите разряды частиц.
4. Для чего служат формообразующие части
5. В каких стилях речи они употребляются?
6. Приведите примеры.
Ш. Разминка-2 (письменная). Слайд – 5.
Составить и записать в тетрадях предложения с частицей БЫ, с союзом ЧТОБЫ.
- Один ученик выполняет данное задание на интерактивной доске.
- Проверка, анализ записанного, оценивание работы ученика, работающего на интерактивной доске.
Примечание: учащиеся, выполнившие работу раньше ученика, работающего на доске, получают дополнительное задание: начертить схемы записанных предложений. Их работа оценивается учителем индивидуально.
IY. Запись новых слов в словари. Слайд – 6.
НЕ РАЗ (много раз), НИ РАЗУ (никогда), НЕ ОДИН (много), НИ ОДИН (никто).
Y. Словарно-орфографическая самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой знаний по пройденной теме «Слитное и раздельное написание НЕ-НИ с различными частями речи».
Слайд – 7 – 9.
(Не)знал (ни)чего; ни(в)чем (не)сознавался; не(в)чем упрекнуть; (не)навистный враг; (не)чаянный случай; (не)глубокий, но крутой овраг; ни(у)кого (не)был.
YI. Объяснение нового материала.
Слайд – 10.
1. Учащимся предлагается сравнить предложения: Я БЫЛ В ШКОЛЕ. Я НЕ БЫЛ В ШКОЛЕ. Я БЫЛ НЕ В ШКОЛЕ. НЕ БЫВАТЬ ЭТОМУ!
Слайд – 11.
- Делается вывод: частица НЕ может придавать отрицательное значение как отдельным его членам, так и всему предложению.
Слайд – 12.
2. Анализ предложения Я НЕ МОГ НЕ БЫТЬ В ШКОЛЕ.
Слайд – 13.
- Делается вывод: частица НЕ может придавать предложению и утвердительный характер.
Слайд – 14.
3. Беседа.
Каждому из нас не раз приходилось слышать фразы: НИ ЖИВ НИ МЕРТВ, НИ СТАТЬ НИ СЕСТЬ, НИ СВЕТ НИ ЗАРЯ, НИ РЫБА НИ МЯСО, НИ ПУХА НИ ПЕРА. А всегда ли вам был понятен смысл данных выражений? (Учащиеся раскрывают смысловое значение данных словосочетаний. Составляют предложения.)
? – Как называются такие словосочетания ? (Фразеологизмами.)
ЗАПОМНИТЕ ! Эти устойчивые словосочетания пишутся с частицей НИ и не разделяются запятыми.
4. Работа с учебником.
- Анализ теоретических сведений § 67 (стр. 177).
5. Правило-помощник. Слайд – 15.
Y. Упражнения – тренажеры.
1. Упражнение 388 выполняется устно.
2. Закончить предложения. Слайд – 16.
Кто ни прочитает эту книгу, …………….
Кто не прочитает эту книгу, …………….
Когда не придешь к другу, ………………
Когда ни придешь к другу, ………………
3. Составьте предложения. Слайд – 17.
(Куда ни …),
(Куда не …),
, (чтобы не …).
, (как ни трудна …).
4. Упражнение 390 (письменно).
- Проверка.
YI. Первичный контроль в форме теста.
- 12 учащихся работают с компьютером, 11 – с печатными тестами.
YII. Подведение итогов урока.
- Что нового узнали на этом уроке ?
- Как вы будете рассуждать, выполняя упражнение на различение частиц НЕ-НИ ?
YIII.Слайд – 18.
Задание на дом: § 67; упражнение 391; слова из рамочек выписать в ученические словари и запомнить их написание.