Обобщающий урок русского языка
УМК «Школа России»
Тема: «Правописание непроверяемой и проверяемой безударной гласной в корне слова»
Цель: систематизировать знания учащихся по теме «Безударные гласные в корне слова», развивать у детей орфографическую зоркость, связную речь, воображение, наблюдательность; умение анализировать и делать выводы; формировать умение осуществлять орфографический самоконтроль.
Ход урока
1. Организационный момент
- Прозвенел звонок, начинается урок русского языка. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните обиды, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть раннего утра. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.
- Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.
-Чистописание.
е ее еее ен ез е ко пе ме ле ре не де
енот ездок петух метро звезда
Не бр…сай слов на вет…р.
Сегодня на минутке чистописания мы будем писать строчную букву, которая обозначает гласный звук, есть во всех данных словах и может разделить их на две группы. Какая это буква?
(Это буква е, она имеется во всех данных словах. Но в словах енот, ездок она обозначает - 2 звука [й] [э] - это первая группа, а петух и метро - 1 звук [э] - это вторая группа)
Что общего в этих словах? (ударение на второй слог, два слога, звуко – буквенный анализ 1,2, 3 слова
2.Словарная работа.
Словарный творческий диктант: подобрать и записать словарное слово по предъявляемому значению.
1.слово, близкое по значению к слову ДЕТИ (ребята);
2.слово, однокоренное со словом ЗЕМЛЯНИЧНОЕ (земляника);
3.слово, означающее огородное растение с листьями, завивающимися в кочан (капуста);
4.слово-название плода яблони (яблоко);
5.назватьодним словом платье, пальто, юбку, брюки (одежда)
-Знакомство с новым словом МАЛИНА.
-Прочитать о происхождении слова – стр.106.
-Составить предложения с новым словом и записать с комментированием.
Мы любим пить чай с малиновым вареньем.
3. Подготовить детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.
-Проблемная ситуация.
«Всем д…ёт здоровье м…л…ко к…ровье»
На какие вопросы будем учиться отвечать?
Что? надо
Где? проверять
Как?
- Какая тема нашего урока?
Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
1.Для проверки безударных гласных в корне слова надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы безударная гласная стала ударной.
2.ЕСЛИ БЕЗУДАРНУЮ ГЛАСНУЮ НЕЛЬЗЯ ПРОВЕРИТЬ УДАРЕНИЕМ, ТО ЕЁ НУЖНО ЗАПОМНИТЬ ИЛИ ПРОВЕРИТЬ ПО СЛОВАРЮ.
5.Работа с правилом. (стр 109) - орфограмма
ФИЗМИНУТКА
На болоте две лягушки,
Две зелёные подружки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо - влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет -
Всем друзьям физкульт-привет!
- Отдохнули и продолжаем работать.
4. Упражнения для закрепления.
1. Работа с учебником. Откройте учебник на с.108 упр.№172 (чтение задания, выполнение упражнения) под руководством учителя.
2.Следующее задание «Скалолазы»
1в. 2в.
С…сна сл…ны -
Цв…ты – дв…ры -
Гр…да – зв…но -
Сп..на – гр…чи -
2.Индивидуальная работа ( у доски)
2.1.Найди лишнее слово, докажи почему они лишние.
Нос, носильщик, носик.
Рисовая, рисование, рис.
Вода, водитель, подводный.
2.2. На ябл…не растут кр…сивые ябл…ки. Дев…чка посм…трела в …кно.
- Хорошо справились с этим заданием, значит легко будет подбирать однокоренные слова. А какие слова называются однокоренными
5.Самостоятельная работа.
Упр.174, стр.110
1 ряд – 1 строчка;
2 ряд -2строчка;
3 ряд – 3 строчка.
Взаимопроверка.
1ряд.
Словечко, крикливый, варенье, подарить.
2ряд.
Красноватый, дорога,, светлячок, тишина.
3ряд.
Зверинец, дощечка, карандаш, шиповник
6.Итог урока.
Мы работали «опасными местамисловах:
раскрыли секреты грамотного письма безударных гласных в безударном положении;
учились помогать гласным с помощью ударения, подбора однокоренных слов и изменения формы слова;
проявляли интерес к изучению родного языка.
7.Рефлексия.
Мне было всё понятно на уроке…
Мне ещё нужна помощь…
Я могу помочь другу…
Мне было интересно работать на уроке…
Я хорошо помню правило проверки безударной гласной в корне слова…
8.Домашнее задание.
На «5»:
стр.107, упр.169 (творческая работа);
На «4»:
стр.108, упр.171(дописать предложения);
На «3»:
Стр.109, упр.173 (составить 1 предложение).