kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гласные в корне слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Правописание гласных в корне

Цели урока:

-сформировать представление о правильном написании проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корнях;
- создать условия для повторения правил и формирования навыка правильной постановки букв А или О, Е или И в корнях с чередованием;
- развивать орфографическую зоркость;

- включить учащихся в осознанную учебную деятельность, предоставить возможность продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе.

-развивать мыслительные операции, необходимые для подготовки к ЕГЭ с целью выполнения заданий;

-воспитывать интерес к предмету, культуру речевого поведения.

Задачи
1) уметь устно объяснять орфограммы в корнях слов;
2) развивать умение видеть и находить в художественном тексте слова с изученной орфограммой;
3) формировать умение пользоваться изученным материалом на ЕГЭ

Ход урока.

  1.  Орфоэпическая минутка.(Слайд1)

Аэропорты, баловать, балованный, включим, вручит, донельзя, жалюзи, завидно, звонит, избалованный, исчерпать, каталог, красивее, налита, намерение, насорит, обеспечение, облегчить, принудить, согнутый, средствами, столяр, черпать, шарфы, торты, банты.

(Учащиеся обмениваются карточками и делают взаимопроверку, затем называют ошибки, допущенные своим соседом по парте)

 Проверь себя! (Слайд 2)

АэропОрты, баловАть, балОванный, включИм, вручИт, донЕльзя, жалюзИ, завИдно, звонИт, избалОванный, исчЕрпать, каталОг, красИвее, налитА, намЕрение, насорИт, обеспЕчение, облегчИть, принУдить, сОгнутый, срЕдствами, столЯр, чЕрпать, шАрфы, тОрты, бАнты.

2. Работа с правилом

 - Ребята, сегодня мы с вами повторим и обобщим некоторые орфографические правила.

- Основной принцип орфографии заключается в единообразном написании морфем. Что это значит?

 - Давайте назовем известные нам орфограммы в корнях:

                       Гласные                                                           Согласные

Проверяемые    Непроверяемые   Чередующиеся      Парные        Непроизносимые    Удвоенные

(подобрать         (запомнить)              (запомнить              (подобрать      (подобрать            (запомнить)

проверочное                                       причину                    проверочное      проверочное

слово)                                                  чередования)                слово)               слово)

- Итак, мы продолжаем работать с гласными буквами в корнях слов.

  1. Проверяемые (ударением) гласные в корне слова: подберите к безударным гласным проверочные слова:

Р…скошный, щ…бетать,  созд…вать,уд…вительный, зап…вать (песню), зап…вать (водой),те.тральный,экз…менатор, пол…скать (белье), прил….скать (ребенка),оч…ровательный,

 прим…рять (костюм) прим…рять (товарищей), увл…кательный,аргум…нтировать,зак…зать.

  1. В русском языке существует много слов, корневые гласные у которых нельзя проверить ударением. Это непроверяемые гласные в корне слов и их написание нужно проверять по орфографическому словарю и запоминать.Это могут быть как заимствованные слова, так исконно русские: б…дминтон, в…негрет, д…ликатес, к…нонада,инт…лектуальный,к…фтан,хр…зантема,ди…пазон,с…мметрия, б…гровый, в…стибюль, г…ризонт, к…рабль, ф…нтан, п…норама.
  1. Чередующиеся гласные в корне. Написание гласной зависит от :

Ударения,

От последующего суффикса

От сочетания согласных в корне слова

От лексического значения слова

Написание гласной зависит от  последующего суффикса –а-:

-бер-/-бир-

-дер-/-дир-

-мер-/-мир-

-пер-/-пир-

-тер-/-тир-

-блест-/-блист-

-жег-/-жиг-

-стел-/-стил-

-чет-/-чит-

замирать – замереть,

блистать - блестеть

Исключения: сочетать сочетание

 -лаг-/-лож-

-кас-/-кос-

Пишется А, если за корнем следует суффикс-а

касаться – коснуться,

предлагать – предложить

Исключение: полог

Написание гласной зависит от ударения:

-гар-/-гор-

-клан-/-клон-

-твар-/-твор-

Под ударением – А,

без ударения – О.

загар – загорать

поклон – кланяться

творить – тварь  

Исключения:пригарь выгарки, утварь

 -зар-/-зор-

Под ударением – в соответствии с произношением,

В безударном положении – А.

зори – зарево – заря

Исключение:зоревать

 -плав-/-плов-

Без ударения О пишется только в словах:

пловец, пловчиха

В словах плывун

Написание гласной зависит от сочетания согласных в корне слова:

-раст- (-ращ-)/-рос-

Пишется А перед –СТ-, -Щ-, в остальных случая - О

расти, сращение – росла

Исключения: росток рост, ростовщик, подростковый, Ростов, Ростислав, отрасль

 -скак-/-скоч-

Пишется А перед К,

пишется О перед Ч

скакать – вскочить

Исключения:скачок скачу

Написание гласной зависит от лексического значения слова:

-мак-/-мок-

мак = «погружать в жидкость», «макать»

мок = «пропускать жидкость», «мокнуть»

макать (хлеб в молоко) вымокнуть (под дождем)

 -равн-/-ровн-

равн = «равный, одинаковый, наравне»

ровн = «ровный, гладкий, прямой»

выровнять(поверх-ность) –сравнивать

3. Вставьте пропущенные буквы, объясняя свой выбор. Слайд.

Заб…раю, подб…ру, прик…сновение, предл…гать, к…сание, к…снуться, предл…жение, отр…сль, р.стение, выр.сла, пор…сль, ср…щение, Р.стов, пол…гать, з.рница, скл.нение, попл.вок, выск…чить, пром…кашка, р…внина, ср.внять, ск.чок, заг.р, сотв….рить,

4. Работа с текстом. Развивать орфографическую зоркость. Найдите слова с ошибками и выпишите их в исправленном виде. Определите вид орфограммы в каждом выписанном слове.

             Как- то летом я возвращался с озера в деревню. Дорога шла лесом, всё вокруг зарасло пахучими травами. Заслушавшись пением птиц, я заметил на поляне синие цветы. Заросли их были похожи на маленькие озёра с густой синей водой. Я насоберал этих цветов. Они были похожи на колокольчики, но у колокольчиков чашечка всегда скланяется к земле, а у этих чашечки стояли, вытенувшись вверх, словно они раскрылись навстречу зоре.

          Густая порасль бирезняка закрыла от меня дорогу, и я вскачил на пень, определяя, куда мне надо идти. Наконец я вышел из леса в поле. Сердце замирало при виде красоты утренней природы. На траве блистали капли расы, широко расстилались посевы хлебов. На палевой дороге мне попались две загарелые диревенские девушки. Увидев меня с цветами, они точно замерли, а потом рассмеялись и начали оживлённо разговаривать.

            Я предлагал девушкам взять цветы с собой, но моё предложение их ещё больше смешило. Я решил, что девушки шутят надо мной. Но всё же было что то  таинственное и удевительное в этом случае, что косалось этих девушек и чего я не мог понять. В деревне  загадка разъяснилась. Моя соседка сказала: «Вы нашли очень редкие цветы. Есть поверье, что они приносят девушкам счастливую любовь».

Слова с проверяемой гласной:

Слова с непроверяемой гласной:

Слова с чередованием в корне слова:

5. Выполнение типовых задании ЕГЭ.

Задание 8.

Слайды

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

инт…лектуальный    прик.снуться

 зар…стает                 пл…вец

 обог…щение

Ответ:_________________________

8.Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

п…лисадник                            заб…раться

пок…сить (траву)                   изм…рение

мет…орология

Ответ____________________________

8.Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

рез.денция              анн.тация

забл.стал                 скр.пучий

уд…вительный

Ответ:_____________________

8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Конс…рвировать       заг.релый

д.летант                       з.ря

к.саться

Ответ_______________________________

8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

экон…мический       в…рсистый

м…ценатство            водор.сли

зап.раются

Ответ: ___________________________

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

обор…няться         просл…влять

нач…нать               кр.стьянин

приг…рок

Ответ: ______________________________

6. Рефлексия.

- Над чем мы сегодня работали на уроке?

- Как проверить безударную гласную букву в корне слова?

- Как отличить безударную гласную букву в корне слова от чередующейся?

– Какие затруднения мы испытали? В чем? Объясните и проговорите свое затруднение.

7.Домашнее задание: выполнение задания 8 варианты 6-15, составить словарный диктант на данные орфограммы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Гласные в корне слова»

Тема: Правописание гласных в корне



Цели урока:

-сформировать представление о правильном написании проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корнях;
- создать условия для повторения правил и формирования навыка правильной постановки букв А или О, Е или И в корнях с чередованием;
- развивать орфографическую зоркость;

- включить учащихся в осознанную учебную деятельность, предоставить возможность продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе.

-развивать мыслительные операции, необходимые для подготовки к ЕГЭ с целью выполнения заданий;

-воспитывать интерес к предмету, культуру речевого поведения.

Задачи
1) уметь устно объяснять орфограммы в корнях слов;
2) развивать умение видеть и находить в художественном тексте слова с изученной орфограммой;
3) формировать умение пользоваться изученным материалом на ЕГЭ

Ход урока.

  1.  Орфоэпическая минутка.(Слайд1)

Аэропорты, баловать, балованный, включим, вручит, донельзя, жалюзи, завидно, звонит, избалованный, исчерпать, каталог, красивее, налита, намерение, насорит, обеспечение, облегчить, принудить, согнутый, средствами, столяр, черпать, шарфы, торты, банты.

(Учащиеся обмениваются карточками и делают взаимопроверку, затем называют ошибки, допущенные своим соседом по парте)

 Проверь себя! (Слайд 2)

АэропОрты, баловАть, балОванный, включИм, вручИт, донЕльзя, жалюзИ, завИдно, звонИт, избалОванный, исчЕрпать, каталОг, красИвее, налитА, намЕрение, насорИт, обеспЕчение, облегчИть, принУдить, сОгнутый, срЕдствами, столЯр, чЕрпать, шАрфы, тОрты, бАнты.



2. Работа с правилом

- Ребята, сегодня мы с вами повторим и обобщим некоторые орфографические правила.

- Основной принцип орфографии заключается в единообразном написании морфем. Что это значит?

- Давайте назовем известные нам орфограммы в корнях:

                       Гласные                                                           Согласные

Проверяемые    Непроверяемые   Чередующиеся      Парные        Непроизносимые    Удвоенные

(подобрать         (запомнить)              (запомнить              (подобрать      (подобрать            (запомнить)

проверочное                                       причину                    проверочное      проверочное

слово)                                                  чередования)                слово)               слово)

- Итак, мы продолжаем работать с гласными буквами в корнях слов.

  • Проверяемые (ударением) гласные в корне слова: подберите к безударным гласным проверочные слова:

Р…скошный, щ…бетать, созд…вать,уд…вительный, зап…вать (песню), зап…вать (водой),те..тральный,экз…менатор, пол…скать (белье), прил….скать (ребенка),оч…ровательный,

прим…рять (костюм) прим…рять (товарищей), увл…кательный,аргум…нтировать,зак…зать.


  • В русском языке существует много слов, корневые гласные у которых нельзя проверить ударением. Это непроверяемые гласные в корне слов и их написание нужно проверять по орфографическому словарю и запоминать.Это могут быть как заимствованные слова, так исконно русские: б…дминтон, в…негрет, д…ликатес, к…нонада,инт…лектуальный,к…фтан,хр…зантема,ди…пазон,с…мметрия, б…гровый, в…стибюль, г…ризонт, к…рабль, ф…нтан, п…норама.


  • Чередующиеся гласные в корне. Написание гласной зависит от :



Ударения,

От последующего суффикса

От сочетания согласных в корне слова

От лексического значения слова





Написание гласной зависит от последующего суффикса –а-:

-бер-/-бир-

-дер-/-дир-

-мер-/-мир-

-пер-/-пир-

-тер-/-тир-

-блест-/-блист-

-жег-/-жиг-

-стел-/-стил-

-чет-/-чит-

замирать – замереть,

блистать - блестеть

Исключения: сочетать сочетание

 -лаг-/-лож-

-кас-/-кос-

Пишется А, если за корнем следует суффикс-а

касаться – коснуться,

предлагать – предложить

Исключение: полог



Написание гласной зависит от ударения:

-гар-/-гор-

-клан-/-клон-

-твар-/-твор-

Под ударением – А,

без ударения – О.

загар – загорать

поклон – кланяться

творить – тварь  

Исключения:пригарь выгарки, утварь

 -зар-/-зор-

Под ударением – в соответствии с произношением,

В безударном положении – А.

зори – зарево – заря

Исключение:зоревать

 -плав-/-плов-

Без ударения О пишется только в словах:

пловец, пловчиха

В словах плывун

Написание гласной зависит от сочетания согласных в корне слова:

-раст- (-ращ-)/-рос-

Пишется А перед –СТ-, -Щ-, в остальных случая - О

расти, сращение – росла

Исключения: росток рост, ростовщик, подростковый, Ростов, Ростислав, отрасль

 -скак-/-скоч-

Пишется А перед К,

пишется О перед Ч

скакать – вскочить

Исключения:скачок скачу

Написание гласной зависит от лексического значения слова:

-мак-/-мок-

мак = «погружать в жидкость», «макать»

мок = «пропускать жидкость», «мокнуть»

макать (хлеб в молоко) вымокнуть (под дождем)

 -равн-/-ровн-

равн = «равный, одинаковый, наравне»

ровн = «ровный, гладкий, прямой»

выровнять(поверх-ность) –сравнивать



3. Вставьте пропущенные буквы, объясняя свой выбор. Слайд.

Заб…раю, подб…ру, прик…сновение, предл…гать, к…сание, к…снуться, предл…жение, отр…сль, р...стение, выр...сла, пор…сль, ср…щение, Р...стов, пол…гать, з...рница, скл...нение, попл...вок, выск…чить, пром…кашка, р…внина, ср...внять, ск...чок, заг...р, сотв….рить,





4. Работа с текстом. Развивать орфографическую зоркость. Найдите слова с ошибками и выпишите их в исправленном виде. Определите вид орфограммы в каждом выписанном слове.

Как- то летом я возвращался с озера в деревню. Дорога шла лесом, всё вокруг зарасло пахучими травами. Заслушавшись пением птиц, я заметил на поляне синие цветы. Заросли их были похожи на маленькие озёра с густой синей водой. Я насоберал этих цветов. Они были похожи на колокольчики, но у колокольчиков чашечка всегда скланяется к земле, а у этих чашечки стояли, вытенувшись вверх, словно они раскрылись навстречу зоре.

Густая порасль бирезняка закрыла от меня дорогу, и я вскачил на пень, определяя, куда мне надо идти. Наконец я вышел из леса в поле. Сердце замирало при виде красоты утренней природы. На траве блистали капли расы, широко расстилались посевы хлебов. На палевой дороге мне попались две загарелые диревенские девушки. Увидев меня с цветами, они точно замерли, а потом рассмеялись и начали оживлённо разговаривать.

Я предлагал девушкам взять цветы с собой, но моё предложение их ещё больше смешило. Я решил, что девушки шутят надо мной. Но всё же было что то таинственное и удевительное в этом случае, что косалось этих девушек и чего я не мог понять. В деревне загадка разъяснилась. Моя соседка сказала: «Вы нашли очень редкие цветы. Есть поверье, что они приносят девушкам счастливую любовь».


Слова с проверяемой гласной:

Слова с непроверяемой гласной:

Слова с чередованием в корне слова:


5. Выполнение типовых задании ЕГЭ.

Задание 8.

Слайды

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

инт…лектуальный прик..снуться

зар…стает пл…вец

обог…щение

Ответ:_________________________

8.Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

п…лисадник заб…раться

пок…сить (траву) изм…рение

мет…орология

Ответ____________________________

8.Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

рез..денция анн..тация

забл..стал скр..пучий

уд…вительный

Ответ:_____________________

8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Конс…рвировать заг..релый

д..летант з..ря

к..саться

Ответ_______________________________

8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

экон…мический в…рсистый

м…ценатство водор...сли

зап...раются

Ответ: ___________________________

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

обор…няться просл…влять

нач…нать кр...стьянин

приг…рок

Ответ: ______________________________



6. Рефлексия.

- Над чем мы сегодня работали на уроке?

- Как проверить безударную гласную букву в корне слова?

- Как отличить безударную гласную букву в корне слова от чередующейся?

– Какие затруднения мы испытали? В чем? Объясните и проговорите свое затруднение.




7.Домашнее задание: выполнение задания 8 варианты 6-15, составить словарный диктант на данные орфограммы.

 




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Гласные в корне слова

Автор: Гиоева Эльвира Харитоновна

Дата: 17.11.2017

Номер свидетельства: 439309

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока "Безударные гласные в корне слова" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-biezudarnyie-ghlasnyie-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "145613"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418964805"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Способы проверки безударных гласных  корне слова"
    ["seo_title"] => string(48) "sposobyprovierkibiezudarnykhghlasnykhkornieslova"
    ["file_id"] => string(6) "306668"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458160735"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Способы проверки безударных гласных  корне слова"
    ["seo_title"] => string(49) "sposobyprovierkibiezudarnykhghlasnykhkornieslova1"
    ["file_id"] => string(6) "306669"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458160747"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока руссого языка "Правописание безударных гласных в корне слова" в 3 классе "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-russogho-iazyka-pravopisaniie-biezudarnykh-ghlasnykh-v-kornie-slova-v-3-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "122712"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414330686"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока "Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-uchimsia-pisat-bukvy-ghlasnykh-i-soghlasnykh-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "159343"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421872468"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства