1. Изучить с учащимися орфограмму «правописание гласных в корнях с чередованием кас-кос, бер-бир и т.д.»; формировать умения пользоваться алгоритмом.
2. Развивать орфографическую зоркость, навык применения на практике полученных знаний, совершенствование навыков самоконтроля и взаимоконтроля.
3. Содействовать воспитанию культуры речи.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. (2 мин) | Проверяю готовность к совместной деятельности, создает благоприятный психологический климат. Давным-давно на белом свете Жил пятиклассник, мальчик Петя, Хоть был талантлив и умён, Но с русским был не дружен он. И дома, в школе, на уроке Все сыпали ему упрёки: «Правописанья правил он Не знает, глупых мыслей полн!» Пришёл конец терпенью Пети, И он решил, вы все заметьте, Пойти в страну Правописанья И осмотреть всё со стараньем… Шёл долго, коротко ли шёл, Но всё ж страну он ту нашёл… Войти никак нельзя туда, Коль не приложишь ты труда. Там корни у ворот стоят, Сомкнулись тесно-тесно в ряд. И говорят все вместе Пете: «Зачем пришёл к воротам этим?» Им Петя вежливо сказал, Что познакомиться желал: Чередованья А и О и И-Е В корнях замучили его. Сегодня мы совершим небольшое путешествие в страну Правописанья. Из этой сказки стало понятно, о чём мы с вами будем сегодня говорить. Давайте сформулируем тему и цели урока. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу, формулируют тему и цели урока. |
2. Актуализация знаний (5 мин) | Итак, ворота наши открыты. Начинаем наше путешествие. Перед вами рабочие листы, которые пригодятся вам на протяжении всего урока. Оценивать будете себя сами и друг друга, ставить баллы в листе учёта знаний. В конце урока баллы подсчитаете и выставите оценку за урок. На прошлом уроке мы с вами говорили о чередовании гласных в корнях гар-гор, зар, зор, лаг, лож Давайте вспомним правописание этих корней и выполним такое задание Работа с перфокартой уг…р заг…р з…ря обг…реть з…рево сг…реть з…рница пол…гаться з…рька изл…гать изл…жение сл…гаемое предл…гать предпол…гать Уберите перфокарты и аккуратно соедините все буквы а по порядку. Если все выполнить верно, то при соединении всех букв а, получится цифра 5. «4»- 2 ошибки «3»-3-4 ошибки | Знакомятся с оценочными листами. Оформление тетрадей число, классная работа. Выполняют упражнение, Ивлев М.-у доски, самооценивание, ставим оценку в лист учёта знаний. |
2. Подготовка к усвоению нового материала (4 мин) | Цель: Обеспечение мотивации учащихся к учебной деятельности, формулирование конкретных задач. - Молодцы, первую оценку уже заработали. Сегодня мы более подробно остановимся на чередовании гласных а и о в корнях кас и кос. Эта тема для нас не новая, вспомнить правописание этих корней я предлагаю, прочитав сказку. В государстве Морфемике у королевы Орфографии жили-были в одной избушке братья-близнецы. Они были очень похожи друг на друга, но все-таки немного отличались, одной единственной буквой. Это были корни -КОС– и -КАС-. Они были настоящие трудяги, очень внимательные ко всем предметам, не могли пройти мимо, не касаясь их или хотя бы слегка не коснувшись. Братьев часто соседи путали, особенно при разговоре. И вот однажды они попросили близнецов: – Как бы мы хотели различать вас, ходите в разной одежде или найдите другой отличительный признак. – Не можем мы ходить в разной одежде, – отвечали дружно братья, – мы ведь близнецы, но просьбу вашу не оставим без внимания. Один из нас будет носить в правой руке сумочку-суффикс -а-. – О! Это буду я, – закричал -КАС-, – мне легче будет эта ноша, так как во мне уже есть эта буква. Сказка – ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок. - Ребята, о чём эта сказка? От чего зависит правописание этих корней, сформулируйте правило. | Слушают лингвистическую сказку. О правописании корней кас, кос. Формулируют правило. |
3 .Проблемное объяснение и закрепление нового материала. ( 28 мин) Создание проблемной ситуации | На парте у каждого из вас лежат листы, поработайте в паре и создайте свой алгоритм правописание корней кас-кос. Что мы должны сделать, чтобы правильно применять это правило. Этот алгоритм пригодится вам при зачёте по данной теме. | Работа в паре, каждая пара на листе создаёт свой алгоритм. Алгоритм: 1. Выдели корень. 2. Обозначь суффикс. 3. Примени правило. На урок пришли в наш класс Корень КОС и корень КАС. Суффикс –А- примчался мигом, Оглушил всех громким криком: - Где Вы, где Вы, корень –КАС-? Не могу я жить без Вас! Если после корня-А-, С корнем- КАС- пиши слова! |
Работа с учебником | - Итак, правила вы знаете. А умеете ли их применять на практике? Упр. Критерии оценки: «5»- выполнено без ошибок «4» -1-2 ошибки «3»-3 -4 ошибки | Выполняют упражнение, записывают в тетрадь слово. Оценивают свою работу в «Листе учёта достижений». |
Физминутка. (2 мин) | Провожу физминутку | |
| Сегодня мы ещё поговорим о чередовании гласных е – и. Помочь усвоить новую тему нам поможет интересная девочка. А как её зовут, вы скажете сами, если будете внимательно слушать стихотворение, её имя спряталось в глаголах. Девочка очень аккуратная: Хорошо все убирает, Всю грязь отдирает, Пыль везде стирает, Шкафы запирает, Так устает, что умирает от усталости. Но когда сердится, то говорит: "Когда все уберу, Грязь отдеру Надо пыль стереть, Шкафы запереть, Не хочу! Я так устала, что могу умереть! Как зовут девочку? (Ира) Я распределила слова, в которых встречается её имя в два столбика. Чем отличаются корни 1 столбика от корней 2 столбика. (Чередование гласных е и и) Давайте сформулируем правило. Откройте тетради для тематического учёта и составьте в них свой алгоритм этого правила.
| Формулируют правило, составляют свой алгоритм. |
| А теперь выполним упражнение на закрепление. Все предложения выписывать не будем, выпишем только слова с пропущенной орфограммой. 1. Вдруг рыба заметалась, во все стороны, стала нырять, извиваться, прыгать и, наконец, зам…рла. 2.Она пела эльфам весёлые песни, а когда в холодных странах пришла весна, ласточка стала соб…раться на родину. 3. Целый день брела Элиза по полям и болотам, проб…раясь к лесу. 4. Ты не бойся, я дам тебе свой синий клетчатый передник, расст…ли его на полу и смело хватай собаку. Скажите из каких сказок эти слова и кто их автор? (Андерсен, «Стойкий оловянный солдатик», «Огниво», «Дюймовочка», «Дикие лебеди») | Записывают слова, выделяют орфограммы. |
Самостоятельная работа. Цель этапа: проверить усвоение учащимися нового материала | Молодцы! А теперь обратите внимание на доску. Ваша мама попросила вас научить младшего брата правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами, продолжив данное начало: Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно. Перед выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки : 1) Используй короткие простые предложения; 2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч и передавать совет, просьбу. Используйте данные глаголы с чередующимися гласными в корнях: собирать, убирать, вытирать, расстилать, постелить, задирать, растирать. 1.Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно. 2. Постели салфетку на колени. 3. Не задирай ноги и не болтай ими. 4. Убирай локти со стола. 5. Вытирай рот не рукавом, а салфеткой. 6. Не втирай в скатерть пролитый суп. 7.После еды убери за собой посуду. 8. Не поленись, собери крошки и другой мусор Критерии оценки: «5»-выполнено без ошибок «4»-1-2 ошибки «3»-3 ошибки Работа с олимпийским резервом: Крушницкая Д, Кулаковская Н., Зелениченко М. Раздаю газету «Зелёное яблоко»-задача: выписать 10 слов на изученную орфограмму. | Составляют памятку, озвучиваем и комментируем правописание. Взаимопроверка. Олимпийский резерв: Знакомство с заданием, выполнение его в тетради. |
Промежуточный контроль Графический диктант | I. к…саться, к…снуться, к…саешься, к…снись II. зам…реть, не соб…рёшь, зад…рать, бл…стать III. пост…лить, разб…рать, отт…реть, бл…стательный IV.неук…снительно, соприк…сновение, к…снулся, к..сается бездельник, известный, расклеить, размазать, бессменный Все слова объясняются в ходе работы. 5) Открывается ответ на доске: I | II | III | IV | а | е | е | о | о | е | и | о | а | и | е | о | о | и | и | а | Критерии оценки: «5»-нет ошибок «4»-1-2 ошибки «3»-3-4 ошибки | Учащиеся выполняют графический диктант, Самооценивание. |
4. Итоги урока. (2 мин) Цель: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке | На основе заработанных баллов за выполненные упражнения выставляется оценка за урок. Учитель подводит итоги. - Ребята, давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока, достигли ли мы их? | Считают заработанные баллы, выставляют оценку за урок. 21 – 25 баллов – «5» 16 – 20 баллов – «4» 9 – 15 баллов – «3» |
5. Д/з (2 мин) | Упр. 239 –комментарий выполнения задания - Итак, сегодня мы познакомились с чередованием гласных а-о, и-е. Вы показали, что умеете применять правила написания этих корней. Я уверена, что у вас не будет затруднений при написании слов на эту орфограмму. | Запись домашнего задания в дневники и расписать в тетрадях для тематического учёта знаний расписать задания по данной теме. |
6. Рефлексия (1 мин) | На парте у каждого из вас лежат листочки, предлагаю сейчас каждому из вас собрать сейчас с собой «Чемодан в дорогу», что вы возьмёте с сегодняшнего урока. | |
Уберите перфокарты и аккуратно соедините все буквы а по порядку. Если все выполнить верно, то при соединении всех букв а, получится цифра «5».
«3»-3-4 ошибки.
Ваша мама попросила вас научить младшего брата правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами, продолжив данное начало: