1.Организационный момент | Приветственное слово учителя: - Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием: Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться и говорить — Доброе утро! Солнце и птицы! — Доброе утро! — Улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера! Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. Приём «Поздоровайся локтями» Учитель предлагает ученикам выбрать ленточку определённого цвета, тем самым деля обучающихся на 3 группы: синюю, зелёную, желтую - Сегодня на уроке вы должны показать своё умение взаимодействовать в команде. Я надеюсь на вашу продуктивную работу. | Стоят, образуя полукруг Приветствие обучающихся. Здороваются локтями Выбирают ленточки, повязывают их и рассаживаются за столы. Определяют координатора группы. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха |
2.Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. | Работа с текстом (слайд ) У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов) Просит ученика прочитать текст вслух. - Определите основную мысль текста и объясните, что хотел сказать нам автор. - Что важного, поучительного должны взять для себя из этого текста? - Вот и нам с вами сегодня на уроке предстоит приложить усилия, чтобы обобщить знания по одной важной теме | -Как надо прожить жизнь. Излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания | Познавательные: целеполагание; чтение и слушание с целью извлечения нужной информации; выводы, обобщения. Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание. Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
5. Подготовка к обобщению понятий, правил «Мозговой штурм» Обобщение понятий и правил темы Создание проекта | - Что нужно сделать, чтобы безошибочно писать буквы в корнях с чередованием? Предложите план нашей работы на уроке. Фронтальный опрос – Какие корни с чередованием гласных вам известны? – В чем особенность правописания таких корней? – От чего зависит правописание чередующейся гласной в корне слова? «Восстанови таблицу» Предлагает детям восстановить деформированную таблицу: установить соответствие между условиями и корнями (по группам: синяя группа - от ударения, зеленая – от последующей буквы, желтая – от суффикса А) Условия написания гласной в корнях с чередованием | Корни с чередованием | 1. От ударения; | 1. -кас-, -кос; | 2. -раст-, -рос-, -ращ-; | 2. От последующей буквы; | 3. -зар-, -зор-; | 4. -бер-, -бир- и др. | 3. От наличия суффикса А после корня. | 5. -лаг-, -лож-; | 6. -гар-, -гор-; | Проверка с доски Теперь ваша задача состоит в том, чтобы рассказать про корни: один учащийся приводит примеры, подтверждающие правило, второй – исключения из правила, третий должен обобщить всю информацию и выступить перед классом, четвертый ученик – анализирует (исправляет, дополняет) ответ другой группы ( 1 группа анализирует ответ 2, 2 – 3,3-1) Работа по карточкам (карточки с заданием у каждого ученика) (см.приложение) Прочитайте внимательно каждое слово, выделите корень, вставьте пропущенные буквы. Определите, являются ли эти слова однокоренными, вспомните лексическое значение корней с чередованием. Найдите “четвертое лишнее”, обведите нужную букву. - Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните те слова, для объяснения правописания которых можно применить одно правило: (слайд ) Расст.лался, ум.раю, заг.раю, к.саюсь; Подг.реть, з.ря, зам.реть, уг.реть; Предл.жение, р.стение, зар.сли, к.сание. На интерактивной доске появляется таблица. – Посмотрите на таблицу, подумайте, что объединяет все эти орфограммы? Как мы должны ее озаглавить? – Что мы должны записать в правом окне? Учитель предлагает детям открыть справочники, в которых есть такая же таблица, частично заполненная на предыдущих уроках. Учащиеся должны самостоятельно заполнить (или дописать недостающие сведения) рамки под номерами 1, 4-12. Каждой группе учитель предлагает создать свой проект по выбранной группе корней с чередованием: Сочинить лингвистическую сказку (желтая группа) Придумать текст на тему «Люблю тебя, мой край родной!», используя слова с данной орфограммой (зеленая группа) Сочинить синквейн о корнях с чередованием (синяя группа) | Составляют план действий, озвучивают примерный план. 1.Повторение теоретических сведений по теме 2.Выполнение практических упражнений, закрепляющих навык правописания гласных в корнях с чередованием. 3. Проверить устойчивость навыка Ученики перечисляют группы корней. Их нельзя проверить ударением Дети называют условия зависимости написания гласной в корнях с чередованием: от последующей буквы, от наличия суффикса А после корня, от ударения Выбирают свою группу корней, затем восстанавливают общую таблицу Рассказывают, приводя примеры, анализируют выступления других групп Выполняют задание, данное учителем Ученики самостоятельно выполняют задание, при необходимости обращаясь за помощью к координатору или консультанту. Взаимопроверка в парах (слайд ) -Правописание гласных в корне слова -Чередующиеся гласные в корне слова Дети работают в парах Самопроверка с доски Создают проекты Защищают свои проекты | Познавательные: составление алгоритма собственных действий для реализации задач урока. Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают в группе. Познавательные: объясняют языковые явления, связи, отношения Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества) Познавательные: анализ с целью выделения общих признаков, понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме; выбор критериев для классификации объектов. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование учебного сотрудничества со сверстником |
Итог урока. Рефлексия (прием «Комплимент») | Задает вопросы: -Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке? -Достигли ли тех целей, которые поставили перед собой в начале урока? -Оцените работу своих одноклассников, сделайте комплимент другу за осознанную и продуктивную деятельность на уроке. (Приём «Подари улыбку») -Как вы оцениваете собственную работу на уроке? | Ответы на вопросы учителя. Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса. | Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников |