Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I этап. Организационный момент Цель: - подготовиться к продуктивной работе на уроке. - способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. | - Сегодня чудесный день. Улыбнитесь друг другу. Я рада начать урок. Надеюсь, что вы будете активными… Жду от вас красивых ответов. А наш урок хочу начать с притчи. Притча. Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. «О, мои подданные! – обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит ее». Повел он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. «Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем». Одни придворные только качали головами, другие стали замок рассматривать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть ее. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул ее и – о, чудо! – она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась. Тогда падишах сказал: «Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь, но и веришь в свои силы» Осмысление услышанного. - Как вы понимаете слова султана? - Я думаю, что мы тоже будем верить в свои силы и у нас все получится. | Обучающиеся улыбаются друг другу. | Личностные: интерес к познанию русского языка, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные: действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Познавательные: воспринимать смысл предлагаемого текста, выделять нужную информацию. Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, воспринимать другое мнение и позицию |
Постановка проблемы. Сообщение темы урока. Цель: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. | - Послушайте стихотворение А.Шибаева «Грустные вести» Пришло письмишко мне, Гляжу – Из лагеря от Мишки… Здесь чудный лук, и я лижу, Написано в письмишке. Лук лижет? Что за чудеса? Наверно, шутит плут… Читаю дальше Здесь лиса, красивый длинный прут… На днях в лесу нашел я грусть и очень был доволен… Нет, нет, не шутит он! Боюсь Мой друг серьезно болен. Вернется – надо подлечить Заставить правила учить… (письмо вывешивается на доску, у каждого на столе лежит такое же письмо) - Посмотрите и прочтите Мишкино письмо. Что можете сказать? - В какой части слова находятся эти ошибки? - Как называются такие орфограммы? - Сегодня у нас не просто урок, а урок – исследование. Хотите ли вы прикоснуться к науке, быть исследователями? - Тема нашего исследования - корневые орфограммы. - Какие корневые орфограммы вы знаете? | Письмо написано с ошибками В корне слова Корневые орфограммы Безударные гласные и парные согласные | Личностные: интерес к предметно-исследовательской деятельности, ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: воспринимать смысл предлагаемого текста, выделять нужную информацию. Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, воспринимать другое мнение и позицию. |
Чистописание Цель: показать умение правильно определять найденную закономерность, умение каллиграфически правильно писать. | - Буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания, вы определите, если установите закономерность. (на доске карточки) к м б г г ? ж ? л в д з н п э ? ? ю е, и, о, я… - Что можно сказать про эти буквы? - Чем они интересны? - Какой буквы не хватает? - Пропишите эти буквы до конца строки. | Обучающиеся находят закономерность. Это буквы гласных звуков Это безударные гласные Буквы А Обучающиеся прописывают всю строку | Личностные: ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи. Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, с классом находить несколько вариантов решения учебной задачи. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явления. Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, воспринимать другое мнение и позицию. |
Актуализация опорных знаний Работа над безударными гласными в корне слова. Цель: создать условия для формирования умения находить безударный гласный в корне слова. | Первый объект исследования. Безударные гласные в корне слова | 1) - Давайте еще раз обратимся к Мишкиному письму. Найдите ошибки, которые он допустил, на орфограмму – безударные гласные в корне слова. - Как же исправить? - Какое правило не знал Мишка? 2)Разделить слова на группы. На доске слова: Сорока, вода, сосна, адрес, ворона, лесник - На какие группы можно разделить эти слова? - Какой же вывод можно сделать о безударных гласных? - Дополняем нашу таблицу. Безударные гласные в корне слова | непроверяемые проверяемые ударением ударением - На прошлых уроках мы с вами смоделировали алгоритм проверки безударных гласных 4) Работа по памяткам 5) Разбор предложения. Выделение орфограмм. Пчела летит за первым медком. - Рассмотрите алгоритм работы над безударными гласными. Правило в стихах - Я вами очень довольна. Вы все знаете про безударные гласные в корне слова, и, я думаю, что не будете допускать ошибки при письме. А памятка вам поможет в этом. | Дети записывают в тетради, ведет ученик у доски Лежу - лёжа, лёг Леса – лес Правило правописание безударных гласных в корне слова. Безударные гласные проверяемые ударением и безударные гласные непроверяемые ударением. Вывод: Все безударные гласные делятся на проверяемые и непроверяемые ударением Ведет ученик Хоть я и безударный гласный, С ошибками я не согласный. Не могу сдержать протеста, Если ставят не на место. Безударный хитрый гласный, Слышим мы его прекрасно. А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Гласный стал под ударенье, Чтоб развеять все сомненья! Если гласный вызвал сомненье, Ты его немедленно ставь под ударение. Ударение над гласным Может сделать букву ясной. | Личностные: ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явления. Коммуникативные: ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. |
Здоровьесберегающая пауза Цель: снять утомление мышц туловища, мобилизовать внимание учащихся к дальнейшей работе. | Раз- подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парты тихо сесть | | |
Актуализация опорных знаний Работа над парными согласными в корне слова. Цель: создать условия для формирования умения находить парные согласные в корне слова. | Парные согласные в конце слова. - Следующий объект нашего исследования Парные согласные в корне слова | 1) - Давайте найдем ошибки в письме Мишки на эту орфограмму и исправим. - Какое правило не знал Мишка? 3) Моделирование алгоритма «Парные согласные на конце слова».. Проверка. Моделирование на доске. Вывод. Чтобы лучше запомнить правило, послушайте стихотворение. | Луг – луга (Ведет ученик у доски) Пруд – пруды груздь - грузди ПРАВИЛО - правописание парных согласных на конце слова Работа в паре (Каждый ребенок получает лист с новым алгоритмом) Парные согласные - самые опасные. В корне ты их проверяй – Рядом гласный подставляй! Грядка. Нет чего? – Нет грядок. А тетрадка? – Нет тетрадок. Зубки! – Изменили – зубы. Шубки! – Проверяем – шубы. Ждем снежинок и салазок, И побольше чудных сказок. | Личностные: ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, отбирать адекватные средства достижения цели деятельности. Познавательные: находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи, осуществлять синтез как составление целого из частей. Коммуникативные: договариваться, приходить к общему решению, контролировать действия партнера. |
Закрепление знаний Цель: уметь применять полученные знания на практике | У вас на столе лежат красные листки. На каждом листе слова, которые надо разделить на две группы по определенному признаку. Каждую группу записать в отдельный столбик. Леса, круг, гроза, столб, трава, пятно, год, плуг, дуб, стрела. Слова на доске. | Самостоятельная работа. Проверка Ученики двигают по столбикам. ПРАВИЛО. | Личностные: ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, отбирать адекватные средства достижения цели деятельности. Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков, обобщать. Коммуникативные: ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. |
Рефлексия. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса | - Какие цели ставили в начале урока? -Удалось ли выполнить поставленные цели? - Какие же исследования мы провели на уроке? - Как оцениваете свою работу? - А работу класса в целом? | | Личностные: ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные: на основе результатов решения речевых задач делать выводы, самостоятельно, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия в учебном материале. Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков, обобщать. Коммуникативные: ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии |