Совместно преодолевая трудности теоретического материала, через составление схем, таблиц и алгоритмов, учащиеся достаточно легко и быстро запоминают изучаемый материал, причём не механически и бездумно, а осмысленно и более прочно, поскольку при такой подаче учебной информации наглядно демонстрируются логические связи между явлениями языка.
Освоение правил орфографии и пунктуации русского языка, приобретение навыка их применения – кропотливая систематическая работа. Во многом лучшему усвоению теоретического материала помогает наличие лаконичной зрительной опоры – схем, таблиц, алгоритмов рассуждения, тезисных конспектов. Из всех существующих форм работы наиболее восприимчивы для учащихся среднего звена схемы и таблицы, представляющие собой особую организацию теоретического материала в форме графического изображения, которое обнажает и зрительно подчёркивает соотношение и зависимость явлений, характеризующих определённую языковую проблему (грамматическую, орфографическую, пунктуационную и т.п.) Такое изображение создаётся в упрощённо- обобщённом виде.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Правописание глаголов на ТЬСЯ И ТСЯ »
Конспект урока в соответствии с ФГОС
Тема:Правописание -тся и -ться в глаголах
1. Предмет: Русский язык 2. Класс :5 класс 3. Тип урока: открытие нового знания
4. Базовый учебник :«Русский язык» 5 класс, Т.А.. Ладыженская, М.: Просвещение, 2011. Цель и задачи урока :
1.повторить материал, пройденный в начальной школе,
2. познакомить с правилом –ться и –тся в глаголах, научить применять его на практике.
Добрый день, ребята!
Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.Ребята, вы знаете легеды? Сегодня я вас познакомлю с одной легендой.
«Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошёл на базар и принёс....язык. -Почему ты принёс язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире? – спросил Ксанф. - Конечно, - ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?....» -Согласны ли вы с мнением Эзопа? -Для чего мы изучаем русский язык? (уметь читать, писать, спорить, общаться, понимать и т.д.) -Слова какой части речи вы употребили? (Глагол) -Что вы знаете о глаголе?
Сегодня на доске нет темы урока. Я это сделала намеренно. Давайте выполним первое упражнение и вы сами попробуете сформулировать, о чем сегодня пойдет речь. Кто это сделает первым – получит оценку.
4. Предлагаю выполнить следующее задание
Запишите пословицы, вставьте пропущенные буквы:
Друзья познают…ся в беде.
Трус своей тени боит…ся.
Всякий человек в деле познаёт…ся.
У него дело из рук валит…ся.
Несчастья боят…ся, так и счастья не видать.
Не стыдно не знать, стыдно не учит…ся.
За всё брат…ся – ничего не сделать
Все ли справились с заданием? Всё ли вам было понятно в задании? (не совсем, возникли затруднения). Какие затруднения? Почему они возникли? Может, мы чего-то не знаемМогут ли быть в одних и тех же словах разные написания?
5. Тема и цели урока. -Кто догадался, какова тема нашего урока? Что сегодня предстоит нам выяснить? (Дети высказываются, формулируют тему урока
-Какую цель поставим перед собой? (Выяснить, когда у глаголов нужно писать –ться, а когда –тся)
(Запись на доске, в рабочей тетради).
Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания
(можем прочитать в учебнике, а можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить определенные закономерности).
- С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос,проведём первое исследование.
Вывод: Если в вопросе есть Ь, значит и глагол пишем с Ь. Если Ь в вопросе отсутствует, значит и глагол пишем без Ь.
8. Работа над новым материалом.
-Проведём второе исследование.
-Составьте предложение со словами. (Учится и учиться)
1в. Саша учится на пятёрки. 2в. Саша будет учиться на пятёрки.
(Записать предложения по вариантам, подчеркнуть глаголы, определить число у глаголов) - Что заметили? -Какой можно сделать вывод?
Прочитайте внимательно эти слова, в какой морфеме находится эта орфограмма? Оформляем орфограмму графически.
Вывод: Ь знак не пишется у глаголов 3 лица и пишется у глаголов н. ф. (Оцените работу) - Составьте карточки - помощницы по теме урока.
Попробуйте сформулировать правило написания новой орфограммы.
-А теперь откроем учебник, прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом. (дети высказываются).
– Вот мы и разгадали секрет буквы «ь», а чтобы его не забыть, мы потренируемся, выполняя упражнения. При выполнении наших последующих заданий нам поможет таблица. Не забывайте про неё.
(2 пары учащихся составляют у доски карточки по форме и по вопросу, учащиеся работают в парах на местах) по вопросу ь?.....ться по форме н.ф. ться ?.......тся 3 л ед.ч, мн.ч тся
-Составить алгоритм для работы
1. Определить часть речи
2. Задать вопрос
3. Вспомнить правило (по форме, по вопросу)
4. Записать слово
-Как проверить, усвоили вы новую тему или нет?
-Выполним упражнение … на новое правило из учебника.
-Ученики проговаривают в парах условия написания ться тся и осуществляют взаимопроверку.
Результатом этого этапа будет самоконтроль и самооценка, каждый для себя делает вывод, что он уже умеет. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя
Присвоение новых знаний
Зачем мы изучаем правило «ь …»?
Давайте поможем гипотетическому мальчику Васе Ошибкину, который такого правила не знает (каждый ученик получает карточку для самостоятельной работы с заданием) исправить ошибочное написание в тех словах, где это необходимо:
Взоопарке проживает много звирей. Крошечьные медвежата ризвятся в своей клетке. Львёнок Сенечка пытаеться укусить сваю маму. Обезьяна держиться заветку и слатко спит. Семейство тигров дружно умываеться. Интерестно ухаживать за животными и заботится о них.
Осуществление обратной связи
Учитель: Какие ошибки было исправить легко, а какие трудно? Почему?
Школьники разным цветом выделяют легкие и трудные слова.
Итог урока.
Оцени свою работу. Справился + Сомневался +
Не справился-
Итог -Какова была цель урока?
-Мы её достигли? -Воспроизведите правило по карточкам-помощницам. -Какое задание было самым интересным? -Какое задание было неожиданным? -Проанализируйте свою работу на уроке. -Вспомните, с чего начинали наш урок? (с легенды) -А теперь послушайте продолжение легенды. «Хорошо, - сказал Ксанф. – Иди теперь на базар и принеси самую худшую в мире вещь. Эзоп ушёл и принёс…язык». -Подумайте, почему Эзоп считал язык «самой худшей вещью в мире»?
Д/з. Дома(задание на выбор учащихся)
1.Составьте шуточный рассказ с глаголами на тся -тся
2.записать 4 народные приметы на изучаемую орфограмму.
«Народные приметы».
-Спасибо за урок!
11.Работа по учебнику по рядам. (Проверка)
-Оцените свою работу.
14.Задание по выбору (разные уровни)
-Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте уровень 1.
-Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор уровень 2.
-Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, ваш уровень 3.
1 уровень. Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму. Друзья (что делают?) познают…ся в беде. За всё (что делать?) брат…ся – ничего не сделать. Трус своей тени (что делает?) боит…ся.
2 уровень. Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму Друзья познают…ся в беде. За всё брат…ся – ничего не сделать. Трус своей тени боит…ся.
А) в глаголах 3-го лица ед. и мн. числа Б) пишется всегда В) только в именах существительных Г) в глаголах неопределённой формы Д) не пишется никогда (взаимопроверка)
17. Итог -Какова была цель урока?
-Мы её достигли? -Воспроизведите правило по карточкам-помощницам. -Какое задание было самым интересным? -Какое задание было неожиданным? -Проанализируйте свою работу на уроке. -Вспомните, с чего начинали наш урок? (с легенды) -А теперь послушайте продолжение легенды. «Хорошо, - сказал Ксанф. – Иди теперь на базар и принеси самую худшую в мире вещь. Эзоп ушёл и принёс…язык». -Подумайте, почему Эзоп считал язык «самой худшей вещью в мире»?
Д/з. Дома(задание на выбор учащихся)
1Составьте шуточный рассказ с глаголами на тся -тся
2записать 4 народные приметы на изучаемую орфограмму. «Народные приметы».
1. Если по небу быстро движутся черные облака или небо покрывается светло-серыми облаками – это к продолжительным осадкам.
2. Если маленькие тучи начинают разрастаться – это к дождю с юга.
3.Если ветер усиливается к ночи - к ухудшению погоды.
4.Если в ясный день облака начинают быстро подниматься вверх - это к дождю.
А) в глаголах 3-го лица ед. и мн. числа Б) пишется всегда В) только в именах существительных Г) в глаголах неопределённой формы Д) не пишется никогда (взаимопроверка)
А) в глаголах 3-го лица ед. и мн. числа Б) пишется всегда В) только в именах существительных Г) в глаголах неопределённой формы Д) не пишется никогда (взаимопроверка)
А) в глаголах 3-го лица ед. и мн. числа Б) пишется всегда В) только в именах существительных Г) в глаголах неопределённой формы Д) не пишется никогда (взаимопроверка)