kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ «З» и «С» НА КОНЦЕ ПРИСТАВОК» 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок «ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ «З» и «С» НА КОНЦЕ ПРИСТАВОК»  для 5 класса. Используются разные формы работы: словарная работа, составление предложений, синтаксический, морфемный и фонетический разбор, объяснительный, распределительный диктанты, написане мини-сочинения. Лексическая тема урока - "Времена года". Использованы фрагменты стихотворений русских классиков, музыки русских композиторов, репродукции картин русских художников.         

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ «З» и «С» НА КОНЦЕ ПРИСТАВОК» 5 класс»

Конспект урока-объяснения новой темы


«ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ «З» и «С» НА КОНЦЕ ПРИСТАВОК» 5 класс


ЦЕЛИ:


  1. Обучающие :

  • Познакомить со способами действия при выборе букв «з» и «с» на конце приставок

  1. Развивающие:

  • развивать навыки объяснения изученной орфограммы

  • развивать чувство прекрасного

  • развитие речи по теме «Мое любимое время года»

  • развить умение воспринимать музыку, живопись, слова

  1. Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к природе.


Оборудование:

  • репродукции картин – А. А. Пластова «Летом»

  • И.И. Левитана «Золотая осень»

  • Г. Г Нисского «Февраль. Подмосковье»

  • И.Э. Грабаря «Мартовский снег»

  • Диск «Времена года»

  • Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов. – 27 - е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 303 с.

  • Изречения русских классиков

  1. унылая пора! Очей очарованья!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

(А. С. Пушкин)

  1. Чародейкою зимою 3. Час от часу жар сильней,

Околдован, лес стоит, тень ушла к немым дубровам,

И под снежной бахромою, и с белеющих полей

Неподвижною, немою, веет запахом медовым.

Чудной жизнью он блестит. (Ф. Тютчев)

(Ф. Тютчев)

  1. Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

(А. Толстой)



План


1. Оргмомент 1 мин.

2. Проверка домашнего задания 4 мин.

3. Словарная работа 2 мин.

4. Составление предложений 2 мин.

5. Работа с текстом:

а) синтаксический разбор предложений 2 мин.

Б) лексическая работа 2 мин.

В) морфемный и фонетический разбор 2 мин.

  1. Повторение изученного правила 2 мин.

  2. Объяснительный диктант 4 мин.

  3. Распределительный диктант 5 мин.

  4. Работа с перфокартами 3 мин.

  5. Развитие речи с грамматическим заданием 11 мин.

  6. Проверка 4 мин.

  7. Объяснение домашнего задания 1 мин.



Ход урока
  1. Оргмомент

  2. Проверка домашнего задания

  3. А теперь отгадайте загадку:

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та, которая словами, как людьми населена.

Правит ими государь

Под названием…(словарь)

  • Пополним эту страну новыми словами. Запишем в тетрадь следующие слова:

Мороз поток

Погода хоровод

  • Как называются эти слова?

  • Можно ли проверить эти гласные?

(это словарные слова. Их нужно запомнить.)

  • Давайте составим предложения с ними. (Мороз и солнце – день чудесный!)

(Погода на дворе не могла установиться.)

(Горные потоки пересекали аулы в двух местах.)

(Праздничный хоровод устраивается на масленицу)

  1. Молодцы! Послушайте внимательно текст.


Наступает золотая осень. Дни становятся короче, и солнце появляется реже. Листья на деревьях меняют свою окраску, их разноцветные одежки оживляют засыпающий лес. Красные, золотые листья медленно опадают и шуршат под ногами. Перелетные птицы готовятся в дальнюю дорогу. Вот стройные косяки потянулись над полями, лесами, горами. Вокруг ни шума, ни звука.


  • Вы послушали внимательно текст, определите его тему. Что такое тема? (Тема – это то, о чем говорится в тексте. Тема этого текста – об осени.)

  • Как можно озаглавить текст? (Золотая осень. Осенний лес.)

  • А какова идея текста? (Показать красоту осеннего леса.)

  • К какому типу речи относится текст? Почему? (Это описание. Много прилагательных и эпитетов.)

А) составьте схему второго предложения.

  • Почему вы поставили запятую в предложении? (Потому что это сложное предложение)

(В это время один ученик идет к доске для выполнения фонетического разбора слов «шум», «звук» и один ученик – для выполнения морфемного разбора слов «оживляют», «перелетные».)

б) а мы с вами подберем антоним к слову «шум». Что такое антоним?

Я антоним шума, стука

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна –

Называюсь… (тишина.)

  • как вы понимаете словосочетание «косяк журавлей»

в) А теперь обратим внимание на фонетический разбор.

  • каким является звук «ш»? (глухим

  • а какие глухие звуки вы еще знаете? (ш, ф, к, п, т, с,х, ц, ч, щ.)

  • назовите звонкие звуки? Почему они так называются? (ж, в, г, б, д, з, м, н, р, л, й. Потому что они произносятся с голосом.)

  • что такое приставка? (Часть слова, находящаяся перед корнем и служащая для образования новых слов.)

  1. Посмотрите на доску. Здесь написаны словосочетания:

Безлунная ночь бесснежная зима

Разрумяненный морозом раскатистый гром

Взлетает высоко вспаханное поле

Изморозь испарение земли

Возвестить о весне восходящее солнце

  • Выделите в этих словах приставки .Попробуйте сформулировать, когда в приставке пишется З, а когда С.

  • Расскажите это правило. В тетрадях запишем схему:

Бе Бе

Ра Ра

И С + глухие И З + звонкие

Во согл. Во согл.

Ни Ни


  1. Объяснительный диктант.

Примолк зимний лес. Стоят безмолвные сосны и ели. Над деревьями нависла беззвездное, безлунное небо. Замело снегом тропинки, на которых зигзагом расходятся следы зайцев. В книге бабушки зимы расписался не один заяц, а все звери. На снегу тайная лесная жизнь видна, как на ладошке. Рассмотрите, разгадайте ее, и вы узнаете много интересного.


  1. распределительный диктант.

  • распределите словосочетания в три столбика в зависимости от слов , в которых приставка заканчивается на «з», «с» или нет приставки вообще.

С З нет приставки


Розовый рассвет беззвездное небо возчик

Расцветает черемуха безрадостный день здесь

Растаявший снег безжизненные деревья здание

Бесшумный лес взмахивать крыльями здоровый

Вспоминать о лете изгиб реки

Воспоминание о грозе



  1. У каждого времени года своя музыка. У весны – звон капели, у зимы – шум метели и ветров, лето – жужжание пчел, чириканье птиц. А осенью все будто смолкает, чтобы набраться сил для новой жизни.

-( учитель включает музыку «Времена года». На доске репродукции картин . )

  1. напишите, используя слова на орфограмму, мини - сочинение 6 –7 предложений «Мое любимое время года»(Двум ученикам дается написать сочинение на тему «Осеннее небо», «Зимний лес»)


Опорные слова:

  • восход солнца

  • изморозь

  • расцветает сирень

  • пасмурная погода

  • безлунная ночь

  • беззвездное небо

  • раззолоченный лес

  • бесснежная зима

  • бесцветные сосульки

  • хоровод весенних дней

  • зеленые просторы

  • багряный лист

  • сладкие ягоды

  • изловить рыбу

  • беспечное время


  1. Творческая работа учащихся и проверка.

  2. Объяснение домашнего задания

  • нарисовать любимое время года

  • подобрать из текстов художественных произведений слова на данную орфограмму.


ЛИТЕРАТУРА:






  1. Г. А. Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. – М.: Просвещение. 2002. – 206 с.

  2. С. Радзиевская. Круглый год: Рассказы о природе. – Казань: Тат. кн. изд- во, 1985. – 272 с.

  3. Живой родник. Хрестоматия/ Сост. Е. Е. Зубарева и др., под ред. Г. П. Веселова. – М.: Просвещение, 1999. – 304 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
«ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ «З» и «С» НА КОНЦЕ ПРИСТАВОК» 5 класс

Автор: Фролова Татьяна Владимировна

Дата: 22.12.2015

Номер свидетельства: 269372

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока по теме "Буквы З и С на конце приставок" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-tiemie-bukvy-z-i-s-na-kontsie-pristavok"
    ["file_id"] => string(6) "229494"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441741366"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Правописание букв з и с на конце приставок "
    ["seo_title"] => string(45) "pravopisaniie-bukv-z-i-s-na-kontsie-pristavok"
    ["file_id"] => string(6) "216732"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433135011"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока по русскому языку на тему: «Буквы з - с на конце приставок»."
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_bukvy_z_s_na_kontsie_pristavok"
    ["file_id"] => string(6) "342554"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1473183759"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе    по теме: «Буквы З и С на конце   приставок»."
    ["seo_title"] => string(83) "konspiektotkrytoghourokaporusskomuiazykuv5klassiepotiemiebukvyzisnakontsiepristavok"
    ["file_id"] => string(6) "293387"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455467521"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Правописание букв З и С на конце приставок (5 класс)"
    ["seo_title"] => string(53) "pravopisaniie-bukv-z-i-s-na-kontsie-pristavok-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "262620"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449394904"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства