«ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ «З» и «С» НА КОНЦЕ ПРИСТАВОК» 5 класс
«ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ «З» и «С» НА КОНЦЕ ПРИСТАВОК» 5 класс
Урок «ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ «З» и «С» НА КОНЦЕ ПРИСТАВОК» для 5 класса. Используются разные формы работы: словарная работа, составление предложений, синтаксический, морфемный и фонетический разбор, объяснительный, распределительный диктанты, написане мини-сочинения. Лексическая тема урока - "Времена года". Использованы фрагменты стихотворений русских классиков, музыки русских композиторов, репродукции картин русских художников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ «З» и «С» НА КОНЦЕ ПРИСТАВОК» 5 класс»
Конспект урока-объяснения новой темы
«ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ «З» и «С» НА КОНЦЕ ПРИСТАВОК» 5 класс
ЦЕЛИ:
Обучающие :
Познакомить со способами действия при выборе букв «з» и «с» на конце приставок
Развивающие:
развивать навыки объяснения изученной орфограммы
развивать чувство прекрасного
развитие речи по теме «Мое любимое время года»
развить умение воспринимать музыку, живопись, слова
Воспитывающие:
воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
репродукции картин – А. А. Пластова «Летом»
И.И. Левитана «Золотая осень»
Г. Г Нисского «Февраль. Подмосковье»
И.Э. Грабаря «Мартовский снег»
Диск «Времена года»
Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов. – 27 - е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 303 с.
Изречения русских классиков
унылая пора! Очей очарованья!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
(А. С. Пушкин)
Чародейкою зимою 3. Час от часу жар сильней,
Околдован, лес стоит, тень ушла к немым дубровам,
И под снежной бахромою, и с белеющих полей
Неподвижною, немою, веет запахом медовым.
Чудной жизнью он блестит. (Ф. Тютчев)
(Ф. Тютчев)
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
(А. Толстой)
План
1. Оргмомент 1 мин.
2. Проверка домашнего задания 4 мин.
3. Словарная работа 2 мин.
4. Составление предложений 2 мин.
5. Работа с текстом:
а) синтаксический разбор предложений 2 мин.
Б) лексическая работа 2 мин.
В) морфемный и фонетический разбор 2 мин.
Повторение изученного правила 2 мин.
Объяснительный диктант 4 мин.
Распределительный диктант 5 мин.
Работа с перфокартами 3 мин.
Развитие речи с грамматическим заданием 11 мин.
Проверка 4 мин.
Объяснение домашнего задания 1 мин.
Ход урока
Оргмомент
Проверка домашнего задания
А теперь отгадайте загадку:
Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами, как людьми населена.
Правит ими государь
Под названием…(словарь)
Пополним эту страну новыми словами. Запишем в тетрадь следующие слова:
Мороз поток
Погода хоровод
Как называются эти слова?
Можно ли проверить эти гласные?
(это словарные слова. Их нужно запомнить.)
Давайте составим предложения с ними. (Мороз и солнце – день чудесный!)
(Погода на дворе не могла установиться.)
(Горные потоки пересекали аулы в двух местах.)
(Праздничный хоровод устраивается на масленицу)
Молодцы! Послушайте внимательно текст.
Наступает золотая осень. Дни становятся короче, и солнце появляется реже. Листья на деревьях меняют свою окраску, их разноцветные одежки оживляют засыпающий лес. Красные, золотые листья медленно опадают и шуршат под ногами. Перелетные птицы готовятся в дальнюю дорогу. Вот стройные косяки потянулись над полями, лесами, горами. Вокруг ни шума, ни звука.
Вы послушали внимательно текст, определите его тему. Что такое тема? (Тема – это то, о чем говорится в тексте. Тема этого текста – об осени.)
Как можно озаглавить текст? (Золотая осень. Осенний лес.)
А какова идея текста? (Показать красоту осеннего леса.)
К какому типу речи относится текст? Почему? (Это описание. Много прилагательных и эпитетов.)
А) составьте схему второго предложения.
Почему вы поставили запятую в предложении? (Потому что это сложное предложение)
(В это время один ученик идет к доске для выполнения фонетического разбора слов «шум», «звук» и один ученик – для выполнения морфемного разбора слов «оживляют», «перелетные».)
б) а мы с вами подберем антоним к слову «шум». Что такое антоним?
Я антоним шума, стука
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна –
Называюсь… (тишина.)
как вы понимаете словосочетание «косяк журавлей»
в) А теперь обратим внимание на фонетический разбор.
каким является звук «ш»? (глухим
а какие глухие звуки вы еще знаете? (ш, ф, к, п, т, с,х, ц, ч, щ.)
назовите звонкие звуки? Почему они так называются? (ж, в, г, б, д, з, м, н, р, л, й. Потому что они произносятся с голосом.)
что такое приставка? (Часть слова, находящаяся перед корнем и служащая для образования новых слов.)
Посмотрите на доску. Здесь написаны словосочетания:
Безлунная ночь бесснежная зима
Разрумяненный морозом раскатистый гром
Взлетает высоко вспаханное поле
Изморозь испарение земли
Возвестить о весне восходящее солнце
Выделите в этих словах приставки .Попробуйте сформулировать, когда в приставке пишется З, а когда С.
Расскажите это правило. В тетрадях запишем схему:
Бе Бе
Ра Ра
И С + глухие И З + звонкие
Во согл. Во согл.
Ни Ни
Объяснительный диктант.
Примолк зимний лес. Стоят безмолвные сосны и ели. Над деревьями нависла беззвездное, безлунное небо. Замело снегом тропинки, на которых зигзагом расходятся следы зайцев. В книге бабушки зимы расписался не один заяц, а все звери. На снегу тайная лесная жизнь видна, как на ладошке. Рассмотрите, разгадайте ее, и вы узнаете много интересного.
распределительный диктант.
распределите словосочетания в три столбика в зависимости от слов , в которых приставка заканчивается на «з», «с» или нет приставки вообще.
С З нет приставки
Розовый рассвет беззвездное небо возчик
Расцветает черемуха безрадостный день здесь
Растаявший снег безжизненные деревья здание
Бесшумный лес взмахивать крыльями здоровый
Вспоминать о лете изгиб реки
Воспоминание о грозе
У каждого времени года своя музыка. У весны – звон капели, у зимы – шум метели и ветров, лето – жужжание пчел, чириканье птиц. А осенью все будто смолкает, чтобы набраться сил для новой жизни.
-( учитель включает музыку «Времена года». На доске репродукции картин . )
напишите, используя слова на орфограмму, мини - сочинение 6 –7 предложений «Мое любимое время года»(Двум ученикам дается написать сочинение на тему «Осеннее небо», «Зимний лес»)
Опорные слова:
восход солнца
изморозь
расцветает сирень
пасмурная погода
безлунная ночь
беззвездное небо
раззолоченный лес
бесснежная зима
бесцветные сосульки
хоровод весенних дней
зеленые просторы
багряный лист
сладкие ягоды
изловить рыбу
беспечное время
Творческая работа учащихся и проверка.
Объяснение домашнего задания
нарисовать любимое время года
подобрать из текстов художественных произведений слова на данную орфограмму.
ЛИТЕРАТУРА:
Г. А. Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. – М.: Просвещение. 2002. – 206 с.
С. Радзиевская. Круглый год: Рассказы о природе. – Казань: Тат. кн. изд- во, 1985. – 272 с.
Живой родник. Хрестоматия/ Сост. Е. Е. Зубарева и др., под ред. Г. П. Веселова. – М.: Просвещение, 1999. – 304 с.