Разработка урока по русскому языку "Правописание букв З/С на конце приставок"
Разработка урока по русскому языку "Правописание букв З/С на конце приставок"
МБОУ СОШ с.Сукпак им. Б.И.Араптана, Республика Тыва
Ширап Римма Кан-оооловна
Русский язык ФГОС 5 класс
Тема: Правописание букв З/С на конце приставок
Организационный этап.
Здравствуйте, ребята! Чтобы нам легко дышалось, чтоб мы звонко отвечали, чтобы плечи распрямить, хором громко прочитаем: Стихотворение (слайд №1) читаем хором.
Ребята,ко мне на перемене подошли две девочки и очень-очень просили меня дать им минуточку в начале урока, чтобы обратиться к вам. Говорили, что только вы можете им помочь, потому что ученики 5в класса, как они говорят, самые смекалистые, сообразительные, отзывчивые, готовые всегда прийти на помощь.Послушаем их? Дадим им слово?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку "Правописание букв З/С на конце приставок"»
МБОУ СОШ с.Сукпак им. Б.И.Араптана, Республика Тыва
Ширап Римма Кан-оооловна
Русский язык ФГОС 5 класс
Тема: Правописание букв З/С на конце приставок
Организационный этап.
Здравствуйте, ребята! Чтобы нам легко дышалось, чтоб мы звонко отвечали, чтобы плечи распрямить, хором громко прочитаем: Стихотворение (слайд №1) читаем хором.
Ребята, ко мне на перемене подошли две девочки и очень-очень просили меня дать им минуточку в начале урока, чтобы обратиться к вам. Говорили, что только вы можете им помочь, потому что ученики 5в класса, как они говорят, самые смекалистые, сообразительные, отзывчивые, готовые всегда прийти на помощь. Послушаем их? Дадим им слово?
– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Машенька!
- Здравствуйте! А я - Опей-кыс!
- М.: А вы знаете, что 2016 год в РТ объявлен годом гостеприимства?
- О.: И мы хотим написать об этикете гостеприимства.
- М.: Но чуть не поссорились.
- О.: Посмотрите, как мы написали некоторые слова (слайд№2) (Слова на з/с: )
- М.: Никак не можем решить, кто прав и как все же пишутся эти слова.
- О.: Помогите нам, пжста!
Учитель: Поможем, ребята?
- М.: Спасибо, ребята! А теперь мы прощаемся с вами.
- О.: Мы идем, готовиться к встрече гостей.
- М.: А вы исправьте, пжста, наши ошибки (листочки с текстами об этике русского и тувинского гостеприимства) и передайте исправленное нам через Римму Кан –ооловну.
- О.: Большое спасибо, ребята! До свидания!
- М.: До свидания, ребята!
II. Определение темы, постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Работа со слайдом№2.
Так где же у них разногласия а написании? Давайте найдем. (Буквы з/с) Где они находятся? Где именно? (в конце приставок)
О чем мы тогда сегодня будем говорить на уроке? (Правописание букв з/с на конце приставок – тема урока).
Что мы должны знать? (Знать, когда пишутся буквы З\С – цель урока)
Чему мы должны научиться? (научиться правильно писать буквы з/с на конце приставок – задача урока).
Молодцы, ребята! Слайд№3 (тема, цель, задача урока)
Ребята, какие у вас гипотезы написания букв з/с на конце приставок?
Разберем слова по морфемам. Что мы видим? Может посмотрим на звуки? Какие они? Давайте я отмечу правильно написанные слова и вы сможете увидеть закономерность в написании приставок на з/с. Слайд №4 (слова с подчеркиванием)
Актуализация знаний.
IV.Первичное усвоение новых знаний.
1. Работа с учебником (стр. ) Молодцы! Проверим, правильно ли мы сформулировали орфограмму. Какие приставки заканчиваются на з/с? (на доске приставки: без/бес, раз/рас, из/ис, воз/вос, вз/вс, низ/нис, чрез/чрес, через/ черес)
Читаем по учебнику и по слайду №5 (орфограмма приставок на з/с и приставки на з/с).
2. Работа в парах. Давайте проговорим правило друг другу.
3. Чтобы не ошибиться в написании, вспомним звонкие и глухие согласные. Молодцы! (на доске таблица звонких и глухих).
Работа в парах. Работа на рабочих листах. Взаимопроверка. и проверить друг друга. Выставить оценки. Баллы даны на этих же листочках (слайд №7 – правильные ответы)
Физминутка. Слайд №8
Первичная проверка понимания.
VI. Первичное закрепление.
Работа в группах. Ребята, давайте исправим ошибки девочек(1-я группа). Заодно отредактируем тексты девочек. Ведь там, наверняка, есть ошибки на это правило (2-я группа). И надо бы нам научить девочек применять правило написания приставок на з/с, чтобы не ссорились и впредь такие ошибки не допускали (3-я группа).
1-я группа: Исправить ошибки в слайде №2 (Слайд№6) (правильные ответы на карточке).
2-я группа: Работа с текстами. Исправить ошибки в текстах. Выйти и зачитать тексты. Оценить себя. (Правильные ответы на карточке). Баллы даны на обороте листочков.
3-я группа: Конструирование нового материала. На листе маркерами. Выйти рассказать. (Слайд № мой вариант).
Вывод: Подведение итогов работы групп.
Учитель: Похожи ли обычаи гостеприимства у наших народов. В чем? Есть ли отличия? Какие?
Учитель: Спасибо, ребята! Я передам ваши работы Машеньке и Опей-кыс. Теперь они спокойно могут написать об этикете гостеприимства у тувинского и русского народа. И сами смогут писать слова с приставками на з/с без ошибок.
VII. Домашнее задание. 1-я группа: Упр № Сделать морфемный разбор.
2-я группа: : Написать сочинение об этикете гостеприимства у тувинского народа, используя слова с приставками на з/с.
3-я группа: Написать сочинение об этикете гостеприимства у русского народа, используя слова с приставками на з/с.
VIII. Рефлексия.
О чем мы говорили сегодня?
Что нового узнали? (правило, год гостеприимства, об этикете гостеприимства у тувинцев и русских. Что схожего в них, чем отличаются)
Чему научились? (правильно писать приставки на з/с)