12 января 2015 Тема: « Правописание безударных падежных окончаний имен существительных».
Цель:
образовательные:
-закрепить, систематизировать и обобщать знания о склонениях имен существительных, о правописании безударных падежных окончаний имен существительных 1,2, 3 склонения, уметь применять их на практике;
- совершенствовать орфографическую зоркость.
развивающие:
-развивать кругозор, творческую мыслительную деятельность;
-расширять словарный запас детей;
-развивать грамотную правильную речь, память, мышление (умение анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы).
воспитательные:
- воспитывать любовь к природе, доброе отношение к ней;
- воспитывать организованность;
- воспитывать чувство взаимовыручки и поддержки.
Тип урока: урок применения знаний и умений.
Ход урока:
СЛАЙД Проверка готовности учащихся к уроку.
- Чем отличается звук от буквы?
- Сколько букв в русском языке?
- На какие группы делятся?
- Какие звуки называются гласными?
- Какие звуки называются согласными?
- Сколько гласных букв в русском языке? А звуков?
- На какие группы делятся согласные звуки?
- Что называется алфавитом?
- Где слова размещают по алфавиту?
-Какую тему с вами изучаем? (Имя существительное)
- Какая основная задача, которая стоит перед вами? (научиться писать безударные падежные окончания имен существительных). Обобщение учителя: основная задача нашего урока - научиться писать безударные падежные окончания имен существительных, применяя правила.
- Что нужно знать, чтобы правильно написать окончания существительных? (склонение и падеж)
Вот сегодня на уроке мы будем определять склонения и падежи имен существительных и правильно писать окончания.
Зага … ка эта неле..ка:
П…шусь всегда через два К,
И мя… и шайбу клю…кой бей,
А называюсь я _________________ хоккей
хоккей хок – кей
загадка, нелегка, пишусь, мяч, клюшкой
-Ребята, послушайте загадку: СЛАЙД
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Ответы учащихся) Щ
-Правильно, маленькая белочка прыгает с ветки на ветку. Послушайте еще раз загадку и выпишите только существительные, ставя их в начальную форму. Определите склонение.
Проверка работы.
(Ответы учащихся: елка-1, дуб-2, дупло-2, орех-2, зима-1, гриб-2). СЛАЙД Щ
- Какого склонения существительных у вас нет? (Ответы детей)
- Назовите сущ. 3 скл.
СЛАЙД
Ст.ял (у) ..., подб.жал (к) ..., с.дел на ....
Д.в. – Что такое им. сущ ?
Прячется (в) ....
Д.в. – Когда буквы ЕЁЮЯ обозначают два звука?
Подошли (к) ..., растет (около) ..., увидел (на)....
Д.в. – Какие бывают предложения по цели высказывания?
Вывод: что же нужно знать, чтобы определить падежные окончания имен существительных? Давайте вспомним алгоритм.
1.Ставим слово в начальную форму.
2.Определяем склонение и падеж.
3.По склонению и падежу определяем окончание.
Взаимопроверка
участвовать в праздник… поступил по совест…
узнал из книг… возвратился из поездк…
приезжал к мам.. живет в дом…
вырезал из бумаг… волновался до дрож…
увидел на картин… вырос на дорог…
На доске три столбика слов с безуд. окончаниями для 1, 2 и 3 ряда. По очереди ребята выходят вписывают окончания, указывая скл. и п. Побеждает ряд, который выполнит задание быстро и правильно.
Проверка выполнения задания - хлопки
По у*кой тр*пинк* мы входим в лес. Он ст*ит в снежном убор*, словно в ска*к*.
Проверка работы.
Какие орфограммы встретились?
Объясните, почему в существительных тропинка, убор, сказка в окончании пишется е? (Дети определяют склонение и падеж).
основной задачей нашего урока было учиться писать безударные падежные окончания имен существительных, применяя правила.
- Как правильно написать окончания существительных?
Домашнее задание
Спиши, вставив падежные окончания. Укажи склонение и падеж имён существительных.
Отец вернулся из поездк.. по Волг.. . Д_ро[ш]ка прив_ла нас к оз_р.. . Стадо к_ров подошло к рек.. . Мы шли по у[с]кой тр_пинк.. к опушк.. леса.
______________________________________________________________