kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание безударных гласных в корнях слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5-м классе

          Тема урока:

          Правописание безударных гласных в корнях слова.

 

         Цели урока:

         Повторить правописание безударных гласных в корнях слова; закрепить умение   правильно выделять морфемы в слове, находить ударение, подбирать однокоренные слова, совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.

                             Ход урока:

    1. Оргмомент

 

    2.Диктант «По следам выполненных упражнений».

     Задание: выписать только слова с орфограммой «Правописание гласных в корнях слова», графически обозначить корень.

 

    А) На заре самый клёв.

    Б) Коси коса, пока роса.

 

    В) Большой лес всегда состоит из деревьев разных возрастов.

 

    3. Новая тема (формулируется самими учащимися после прослушивания сказки).

    А. Чтение сказки учителем

 

    Два брата  е – и получили в наследство корни. Но, так как   братья не были дружными, они не могли решить, где какому жить. Тогда они обратились к мудрому судье – суффиксу  -а-. Суффикс  -а- подумал и решил, что там, где он будет стоять позади корня, в корне станет жить братец  -и-, а в остальных словах будет жить братец  -е-. С тех пор так и повелось: в корнях с чередующимися гласными  Е и И Буква и в корне пишется только тогда, когда после корня  следует суффикс  -а-.

Б)   Вопрос:

Приведите примеры слов, где действует указанная закономерность.

 В)   Задание:

 

Вставьте пропущенные корни, графически обозначьте их, подчеркните пропущенные гласные в корнях.

 вы  … … рать  -  вы… …ру

на… …рать – на…ру

рас… …рать – рас… … …еть

 

г) Формулирование правила учащимися и чтение его по учебнику.

    4. Выполнение упражнений для закрепления новой темы.

    Задание:

Расставьте словосочетания из второй колонки по местам. Укажите вид глагола, подчеркните чередующиеся гласные одной чёрточкой, суффикс –а- обозначьте

уб…раю комнату               зам…рать от восторга

отп…рать замок                 раст…рать сахар в ступке

раст…реть сахар                 выч…сть одно число из другого

зам…реть от восторга       прокл…сть кого-нибудь

уд…рает без оглядки         уб…ру комнату

разж…гать костёр               разж…чь костёр

выч…тать одно число

из другого                         отп…реть замок

прокл..нать кого-             уд…рёт без оглядки

нибудь

 

Задание 2.

 

    Выпишите сперва предложения, в которых описывается зима, потом – весна, лето и осень .Вставьте пропущенные гласные и объясните (устно),почему выбрано то или иное написание. (для выполнения задания класс делится на две группы. Каждая группа выписывает предложения с определённым временем года)

 

    1Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко бл..стало.(Пушкин.) 2.Полянка была залита горячими, бл…стящими лучами июньского солнца. (Л.Толстой). 3.Чародейкою зимою околдован лес стоит – и под снежной бахромою, неподвижною немою чудной жизнью он бл…стит. ( Тютчев). 4.Окаймлённое кустами молодых ракит разноцветными огнями озеро бл…стит.(Никитин) 5. Ещё светло, - перед окном в разрывы облак солнце бл…щет, и воробей, своим крылом в песке купаясь, трепещет. (Фет) 6.Берёзы жёлтою резьбой бл…стят в лазури голубой.(Бунин) 7. Под голубыми небесами великолепными коврами, бл…стс на солнце, снег лежит. (Пушкин) 8. Вот и солнце встаёт, из-за пашен бл…стит, за морями ночлег свой покинуло, на поля, на луга, на макушки ракит золотыми потоками хлынуло. (Никитин)

 

    5.Задание на дом:

Уясните по фразеологическим словарям смысл данных фразеологических выражений. Составьте с ними предложения.

   

    1.Тёрый калач. 2. Стереть в порошок. 3. Втирать очки. 4.Утереть нос. 5.Стирать грани. 6.Стереть с лица земли.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание безударных гласных в корнях слова. »



Урок русского языка в 5-м классе

Тема урока:

Правописание безударных гласных в корнях слова.



Цели урока:

Повторить правописание безударных гласных в корнях слова; закрепить умение правильно выделять морфемы в слове, находить ударение, подбирать однокоренные слова, совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.

Ход урока:

1. Оргмомент



2.Диктант «По следам выполненных упражнений».

Задание: выписать только слова с орфограммой «Правописание гласных в корнях слова», графически обозначить корень.



А) На заре самый клёв.

Б) Коси коса, пока роса.



В) Большой лес всегда состоит из деревьев разных возрастов.



3. Новая тема (формулируется самими учащимися после прослушивания сказки).

А. Чтение сказки учителем



Два брата е – и получили в наследство корни. Но, так как братья не были дружными, они не могли решить, где какому жить. Тогда они обратились к мудрому судье – суффиксу -а-. Суффикс -а- подумал и решил, что там, где он будет стоять позади корня, в корне станет жить братец -и-, а в остальных словах будет жить братец -е-. С тех пор так и повелось: в корнях с чередующимися гласными Е и И Буква и в корне пишется только тогда, когда после корня следует суффикс -а-.

Б) Вопрос:

Приведите примеры слов, где действует указанная закономерность.

В) Задание:



Вставьте пропущенные корни, графически обозначьте их, подчеркните пропущенные гласные в корнях.

вы … … рать - вы… …ру

на… …рать – на…ру

рас… …рать – рас… … …еть



г) Формулирование правила учащимися и чтение его по учебнику.

4. Выполнение упражнений для закрепления новой темы.

Задание:

Расставьте словосочетания из второй колонки по местам. Укажите вид глагола, подчеркните чередующиеся гласные одной чёрточкой, суффикс –а- обозначьте

уб…раю комнату зам…рать от восторга

отп…рать замок раст…рать сахар в ступке

раст…реть сахар выч…сть одно число из другого

зам…реть от восторга прокл…сть кого-нибудь

уд…рает без оглядки уб…ру комнату

разж…гать костёр разж…чь костёр

выч…тать одно число

из другого отп…реть замок

прокл..нать кого- уд…рёт без оглядки

нибудь



Задание 2.



Выпишите сперва предложения, в которых описывается зима, потом – весна, лето и осень .Вставьте пропущенные гласные и объясните (устно),почему выбрано то или иное написание. (для выполнения задания класс делится на две группы. Каждая группа выписывает предложения с определённым временем года)



1Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко бл..стало.(Пушкин.) 2.Полянка была залита горячими, бл…стящими лучами июньского солнца. (Л.Толстой). 3.Чародейкою зимою околдован лес стоит – и под снежной бахромою, неподвижною немою чудной жизнью он бл…стит. ( Тютчев). 4.Окаймлённое кустами молодых ракит разноцветными огнями озеро бл…стит.(Никитин) 5. Ещё светло, - перед окном в разрывы облак солнце бл…щет, и воробей, своим крылом в песке купаясь, трепещет. (Фет) 6.Берёзы жёлтою резьбой бл…стят в лазури голубой.(Бунин) 7. Под голубыми небесами великолепными коврами, бл…стс на солнце, снег лежит. (Пушкин) 8. Вот и солнце встаёт, из-за пашен бл…стит, за морями ночлег свой покинуло, на поля, на луга, на макушки ракит золотыми потоками хлынуло. (Никитин)



5.Задание на дом:

Уясните по фразеологическим словарям смысл данных фразеологических выражений. Составьте с ними предложения.

1.Тёрый калач. 2. Стереть в порошок. 3. Втирать очки. 4.Утереть нос. 5.Стирать грани. 6.Стереть с лица земли.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Правописание безударных гласных в корнях слова.

Автор: Ражабова Любовь Игоревна

Дата: 15.06.2014

Номер свидетельства: 105135

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока по русскому языку: "Правописание безударных гласных в корне слова" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-pravopisaniie-biezudarnykh-ghlasnykh-v-kornie-slova-1"
    ["file_id"] => string(6) "244131"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445878953"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока руссого языка "Правописание безударных гласных в корне слова" в 3 классе "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-russogho-iazyka-pravopisaniie-biezudarnykh-ghlasnykh-v-kornie-slova-v-3-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "122712"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414330686"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока по теме "Правописание безударных гласных в корне слова""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekturokapotiemiepravopisaniiebiezudarnykhghlasnykhvkornieslova"
    ["file_id"] => string(6) "255998"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448031566"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Правописание безударных гласных "
    ["seo_title"] => string(36) "pravopisaniie-biezudarnykh-ghlasnykh"
    ["file_id"] => string(6) "165134"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422775891"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) ""Правописание безударных гласных в корне слова»"
    ["seo_title"] => string(53) "pravopisaniie-biezudarnykh-ghlasnykh-v-kornie-slova-4"
    ["file_id"] => string(6) "249528"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446912277"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства