Тема: «Правописание безударных гласных. Обобщение».
Цели:
- Закреплять знания учащихся о правописании безударных гласных в корне, приставке, суффиксе.
- Составить общий алгоритм для соответствующих случаев.
- Повторить теоретические знания о составе слова - корне, приставке, суффиксе.
Перечень УУД (универсальных учебных действий), выполняемых учащимися на данном уроке:
регулятивные- принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
познавательные- используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера ( оппонента);
личностные - осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Тип урока: урок-обобщение
Форма урока: урок - проект
Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование.
- мультимедиапроектор;
- экран;
- презентация по теме урока;
- карточки с инструкцией по выполнению задания в группах;
- алгоритмы для работы групп;
- сигнальные карточки.
1.Организация класса
Организовать детей на уроке
Запись числа, классной работы.
2. Формулирование темы, контрольного вопроса и задач урока
Подвести детей к самостоятельному определению темы, контрольного вопроса и задач урока
На доске: Малинький заец прабегал по лисной трапинке.
- Что записано на доске? (Предложение)
- Как догадались что это предложение?
- Посмотрите, внимательно на это предложение. Что вы можете о нем сказать? (Записано с ошибками)
- Как вы думаете, допущены ошибки на одну орфограмму или на разные орфограммы? (это все безударные гласные, но в разных частях слова)
- Вы знаете, ребята, я не случайно начала урок с этого предложения, оно поможет вам догадаться о теме сегодняшнего урока (Тема : «Безударные гласные»)
- Верно, тема сегодняшнего урока: «Правописание безударных гласных в разных частях слова».
- Исходя из данной темы давайте сформулируем контрольный вопрос нашего урока. (Как правильно написать безударную гласную в корне, приставке и суффиксе слова).
- А теперь, опираясь на тему и контрольный вопрос, попробуйте догадаться, какие учебные задачи стоят перед нами на уроке? (Вспомнить правила написания безударных гласных в разных частях слова. Учиться писать слова с данной орфограммой без ошибок. Повторить состав слова.)
- Верно, ребята. Эти задачи стоят сегодня перед нами неслучайно, мы готовимся к итоговому диктанту за вторую четверть.
- А теперь, посмотрите, каков план работы на сегодняшнем уроке.
План:
1. Контрольный вопрос и учебные задачи урока.
2. Работа по теме урока.
• Работа с алгоритмом.
• Зрительно-слуховой диктант,
• Физминутка.
• Работа в группах.
•Работа с сигнальными карточками.
3. Итоги урока.
4. Домашнее задание.
3.Работа по теме урока
- Сформулировать алгоритм проверки безударных гласных в разных частях слова и тренироваться в его применении.
- Повторить теоретические знания о частях слова.
• 1. Работа с алгоритмом.
- Чтобы ответить на контрольный вопрос и выполнить учебные задачи надо сформулировать алгоритм для правописания безударных гласных в разных частях слова.
- Давайте вспомним, какой первый шаг при работе с любой безударной гласной? (Поставить ударение)
- Какой второй шаг? (Определить безударную гласную)
- Что делать дальше? (Определить, в какой части слова находится безударная гласная: в корне, приставке или суффиксе)
- Какие теоретические знания нам понадобятся, чтобы определить: корень, приставку, суффикс?
- Итак, если это корень, какие будут шаги дальше?
-Можно ли поставить звук в ударную позицию?
- Если ответ «да» (Напиши такую же букву).
- Если ответ «нет» (Обратись к словарю).
- Если это приставка (Обратись к справочнику).
- Если это суффикс {Обратись к справочнику).
• 2. Зрительно-слуховой диктант.
- А теперь, используя алгоритм, исправим ошибки в предложении. (Комментирование учащимися каждого слова с ошибкой и исправление их на доске.)
- Теперь, я закрою предложение на доске и мы запишем его под диктовку в тетради.
- Что мы должны вспомнить перед письмом предложения, чтобы написать красиво. (0 каллиграфии.)
- Поменяйтесь тетрадями со своим соседом и проверьте правильность написания предложения. Если ошибок нет- поставьте на полях +, если есть -. Ошибку исправьте.
(Взаимопроверка)
- У кого есть ошибки?
Почему ты их допустил?
• З.Физминутка «Замочек».
• 4. Работа в группах.
- Сейчас мы потренируемся применять алгоритм, работая в группах.
-Давайте повторим правила работы в группах.
- У вас на столе лежат листы, с инструкцией для работы в группах и есть алгоритм, который вы используете для выполнения задания, так же у каждого из вас есть
справочник правописания суффиксов и приставок. Его вы тоже можете использовать. (Самостоятельная работа в группах).
- Подведем итоги.
- Проверим результаты вашей работы в. группах. (По одному представителю от группы).
- Чем отличаются слова в каждой паре?
- У какой из групп были ошибки?
- Как вы думаете, почему?
- Все ли ученики принимали участие при обсуждении в работе групп?
•5. Физминутка.
- Скажите, ребята, работы с какой частью слова не было в этом задании? (С приставкой).
Чтобы повторить правописание приставок, мы выполним необычную физминутку, но сначала обратимся еще раз к алгоритму.
- Какие шаги надо пройти, чтобы правильно написать приставку в слове.
- Давайте повторим, какие приставки с гласной -о- вы знаете?
- Какие с гласной -а-?
- Какие с гласной -е-?
- Итак, если я покажу слово, в приставке которого будет гласная -о-, надо присесть;
- -а- подняться, вытянуть руки вверх;
- -е- руки в стороны.
- Будьте внимательны, для вас приготовлены ловушки.
Слова для физминутки: побежал, налетел, объел, вошёл, запрыгнул, необычный, описал, пролистал, перелез, присел,
(Ловушка слово - присел).
- По какому пути в алгоритме, можно проверить слово "присел"? (Нет такого пути).
- Как же узнать какую букву писать в приставке?
-Давайте дополним алгоритм.
Учить применять теоретические знания на практике, с учётом изменившихся условий
•6. Работа сигнальными карточками. (Проверка на презентации).
-А теперь, чтобы узнать, как вы научились проверять безударные гласные, пользуясь алгоритмом, поработаем сигнальными карточками. На экране будут появляться слова с пропущенными гласными. Если гласная пропущена в приставке, вы покажете желтую карточку.если в корне - красную карточку, если в суффиксе - синюю карточку.
Слова для работы с сигнальными карточками: набрал, лётчик, листок, дорога, стороитель, подписал, корешок, снегопад.
Проблема -снегопад.
- Можно ли данный случай внести в наш алгоритм? (Нет).
- Почему? {Это соединительная гласная в сложном слове).
- Объясните, как правильно написать безударную соединительную гласную?
- Я хочу вас попросить, чтобы вы сами проанализировали этот этап урока.
- Как вы справились с этим заданием?
- Какие трудности испытали?
4.Подведение итогов урока.
Учить обобщать и систематизировать свои знания.
- Давайте вернемся к контрольному вопросу: "Как правильно написать безударную гласную в корне, приставке и суффиксе слова"
- Как вы считаете, ответили мы на него?
- Выполнили учебные задачи.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что было самым интересным?
- Какое задание вызвало затруднение?
5. Домашнее задание.
Дать краткий инструктаж к выполнению домашнего задания.
- Придумать пять предложений с разными случаями правописания безударных гласных и выделить часть слова, в которых есть данная орфограмма.
Презентацию к уроку можно найти на этом же сайте